ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(наименование дисциплины, курс)

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Направление подготовки

 

 

Бакалавр юриспруденции

Квалификация (степень выпускника)

 

Форма обучения

очная

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2011 г. Протокол № __   Зав. кафедрой ГПиПД ______ Л.В. Туманова   Составитель: К.ю.н., доцент кафедры ГПиПД М.А.Степанов

Тверь 2011


II. Пояснительная записка

При изучении курса «Прокурорский надзор в РФ» необходимо усвоить нормативные акты, регулирующие порядок организации и деятельности прокуратуры РФ, структуру органов прокуратуры, цели, задачи, принципы и полномочия прокурора в отдельных направлениях деятельности, уметь применять их, получить навыки составления основных актов прокурорского реагирования. Для этого рекомендуется следить за текущим законодательством, судебной практикой и теоретическими исследованиями, регулярно изучать сборники нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ, бюллетени Верховного Суда РФ, журналы «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право» и др.

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Прокурорский надзор» является формирование и развитие у обучающихся представлений о правовой природе прокурорского надзора, месте прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов; изучение основных положений норм права, регламентирующих полномочия прокурора; освоение принципов и механизма прокурорского реагирования на нарушения закона.

Для этого в процессе реализации учебного курса решаются следующие задачи:

- излагаются общетеоретические положения о природе и сущности прокуратуры Российской Федерации, её функциях в соотношении с функциями органов власти РФ, история и создания и развития органов прокуратуры и их функций;

- исследуются система и структура, принципы организации деятельности органов прокуратуры, требования к формированию кадрового аппарата;

- изучаются основы реализации каждой из основных функций прокуратуры;

- анализируются принципы прокурорского реагирования, требования к актам прокурорского реагирования, практика их составления и реализации;

- в ходе практических занятий решаются ситуационные задачи с выбором мер прокурорского реагирования и составлением проектов актов прокурорского реагирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла,Б.2. структуры ООП бакалавриата и связана со следующими дисциплинами: с дисциплиной «Конституционное право» и «Правоохранительные органы» - по вопросам места и значения прокуратуры РФ в системе государственных органов Российской Федерации; с дисциплиной «Уголовный процесс» - по теме «прокурорский надзор» за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», по вопросам прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, по теме: «участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел». С дисциплинами «Гражданский процесс» и «Арбитражный процесс» связывают темы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах. Дисциплина «Административное право» соотносится с прокурорским надзором в части полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов контроля и надзора, в сфере полномочий, связанных с правом возбуждения дел об административном производстве по материалам прокурорских проверок. По ряду тем и вопросов имеется взаимосвязь с другими дисциплинами.

 

3. Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- в экспертно-консультационной деятельности: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать: основные положения прокурорского надзора, сущность
и содержание основных понятий, институтов прокурорско-надзорной деятельности, правовой статус субъектов прокурорско-надзорных отношений и иных отношений, возникающих при осуществлении прокуратурой возложенных на неё законом функций.

Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять акты прокурорского реагирования; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.

Владеть: навыками анализа юридических фактов, правовых
норм и правовых отношений, являющихся объектами прокурорского надзора;
анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: традиционные лекция и практическое занятие, включающие в себя решение практических задач, обсуждение вопросов квалификации правонарушений, выбор мер прокурорского реагирования, а также подготовку актов прокурорского реагирования по предложенным примерам из практики, в том числе с применением метода малых групп, подготовка письменных аналитических работ, написание рефератов, творческие задания.

Формы контроля – зачет

III. Учебная программа курса «Прокурорский надзор в российской Федерации».

 

Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса «Прокурорский надзор

1. Предмет и система учебной дисциплины прокурорского надзора.

2. Прокуратура в государственно-правовой системе РФ. Задачи и функции прокуратуры.

3. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права.

4. Понятие и сущность законности.

5. Нормативная база прокурорского надзора.

Тема 2. Создание и основные этапы развития отечественной прокуратуры

1. Создание прокуратуры в Российской Империи.

2. Прокуратура в Российской Империи после царствования Петра до судебной Реформы 1964 г.

3. Значение судебной реформы 1964 г. для органов прокуратуры.

4. Прокуратура в советский период.

5. Развитие прокуратуры в России после распада СССР и до настоящего времени.

 

Тема 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

1. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

2. Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ»

3. Взаимоотношение прокурорского надзора с другими дисциплинами

4. Сущность, цели и задачи прокурорского надзора.

5. Прокурорский надзор как учебная дисциплина курса «Прокурорский надзор».

6. Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права в РФ.

7. Прокурорский надзор в России по Указам Петра I.

8. Прокурорский надзор в России после Петра I. Законодательство Екатерины II о прокуратуре.

9. Прокурорский надзор в России после судебной реформы 1864 г.

10. Советский прокурорский надзор (1922-1991 г.г.).

11. Развитие органов прокуратуры на современном этапе ( с 1991 г. по настоящее время).

12. Система органов и учреждений прокуратуры в РФ.

13. Структура органов прокуратуры РФ.

14. Функции прокуратуры.

15. Отрасли прокурорского надзора. Понятие и виды.

16. Понятие и содержание принципов организации деятельности прокуратуры. Общие и внутриорганизационные принципы.

17. Понятие и значение прокурорского надзора в РФ.

18. Прокурорско-надзорные правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения.

19. Правовое регулирование прокурорского надзора.

20. Роль и место прокуратуры в правовом государстве.

21. Субъекты прокурорского надзора. Их права и обязанности.

22. Прокурорский надзор в системе разделения властей.

23. Соотношение функций прокуратуры с функциями исполнительной власти.

24. Соотношение функций прокуратуры с функциями законодательной власти.

25. Соотношение функций прокуратуры с функциями судебной власти.

26. Соотношение функций и статуса прокуратуры со статусом и полномочиями Президента РФ.

27. Принцип законности прокурорского надзора, исследования в науке.

28. Публичность прокурорского надзора.

29. Единство прокурорского надзора: Понятие, содержание, перспективы развития.

30. Независимость прокурорского надзора и принцип централизации.

31. Гласность прокурорского надзора.

32. Осуществление прокурорского надзора на принципе равенства всех органов и лиц перед законом. Значение принципа для реализации прав и свобод граждан.

33. Поводы и основания прокурорского надзора.

34. Формы взаимодействия прокуроров с органами представительной, исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

35. Проведение проверок и ревизий по требованию прокурора.

36. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

37. Протест прокурора. Его правовое регулирование. Порядок принесения.

38. Понятие и содержание методики и тактики прокурорского надзора.

39. Представление прокурора. Его правовое регулирование и порядок внесения.

40. Пределы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

41. Организация работы по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Антикоррупционная экспертиза правовых актов.

42. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования: понятие, виды, содержание и его правовое регулирование.

43. Основания привлечения прокурором специалистов для участия в проверках.

44. Предостережение прокурора: понятие, содержание, случаи вынесения.

Задачи 1.

1. В прокуратуру района поступило заявление гражданина Мухина об увольнении его с работы без предупреждения в связи с сокращением должности. Мухин считает увольнение незаконным.

Оцените условия задачи. Каковы должны быть действия прокурора?

2. Природоохранная прокуратура провела плановую проверку соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации водных источников, при этом были выявлены отдельные нарушения законов.

Оцените действия прокурора с учетом содержания Закона о прокуратуре РФ.

3. В прокуратуру района из редакции областной газеты поступила жалоба гр-на Зимина о том, что работники ЖЭУ проникли в его квартиру якобы для производства технических работ.

Охарактеризуйте действия ЖЭУ. Каковы должны быть действия прокурора в данном случае? Как оценить сообщение газеты.

4. В прокуратуру района поступило заявление Козлова о том, что в его квартире найдено подслушивающее устройство. В ходе проведенной проверки установлено, что данное устройство в квартире Козлова установлено оперуполномоченными районного отделения внутренних дел П. и К. без соответствующего на то разрешения.

Как должен поступить прокурор в данной ситуации? Какие правоотношения были нарушены? Возможно ил привлечение П. и К. к ответственности? Если да, то к какой именно?

5. Гр-ка Дубова приватизировала двухкомнатную квартиру на свое имя, несмотря на то, что в квартире еще были зарегистрированы и проживали двое ее несовершеннолетних детей. Через несколько дней после получения свидетельства о праве собственности на квартиру она ее продала. За короткое время квартира была продана еще два раза.

Оцените условия задачи. Как должен поступить прокурор в данной ситуации?

Задачи 2.

1. При проведении проверки в изоляторе временного содержания прокурор вывил факты содержания задержанных без решения суда свыше 48 часов.

Каковы должны быть действия прокурора? Какие средства прокурорского реагирования могут быть использованы в данном случае?

2. Кто вправе оспорить судебные акты арбитражных судов РФ в порядке надзора и в течение какого срока? Любой ли прокурор может обратиться с вопросом о пересмотре в порядке надзора судебных актов арбитражных судов и в какой форме?

3. Гражданка Булкина обратилась в прокуратуру района с просьбой обжаловать от ее имени решение суда о взыскании с нее 27000 рублей в счет погашения долга по договору подряда. Булкина в своем заявлении указала, что суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального и процессуального права.

Оцените условия задачи. В каких случаях прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина? Возможно ли вступление прокурора в дело на стадии обжалования судебного решения в кассационном порядке?

4. Как должен поступить государственный обвинитель, если при рассмотрении дела он придет к выводу, что обвинение не доказано. Может ли он самостоятельно отказаться от обвинения? Проанализируйте действующие приказы Генерального прокурора и их соответствие УПК РФ.

5. В случае не согласия с приговором суда, в какие сроки и в какой форме государственный обвинитель может его обжаловать? Может ли государственный обвинитель ставить вопрос об ухудшении положения осужденного?

 

Задания на составление актов прокурорского реагирования.

1. В ходе проверки по итогам квартала было выявлено, что в производстве отдела дознания ОВД Н-ского района за квартал находилось 1 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 165 УК РФ. Все уголовные дела возбуждены в отношении конкретных лиц, в отношении которых имеются сведения и личности и месте проживания. Установлено, что каждое из данных уголовных дел ранее неоднократно приостанавливалось на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. При этом подозреваемым повестки о вызове к дознавателю не вручались. Меры по осуществлению приводов не принимались. Выезд дознавателя для осуществления следственных действий по месту жительства подозреваемых не осуществлялся. В деле имеются рапорта о неявках подозреваемых по телефонному звонку. Доказательств, что подозреваемые скрывались от органа дознания или меняли своё место жительства, в уголовных делах нет.

Примите решение, какие меры реагирования могут быть применены. Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.

2. В ходе проверки по итогам квартала было выявлено, что отделом дознания ОВД М-ского района окончено производством 14 уголовных дел. Из них в течение 30 суток расследовано 4 уголовных дела, в течение 2-х месяцев – 2 уголовных дела, в течение 3-х месяцев – 4 уголовных дела, в течение 5-ти – 4 уголовных дела. Дознание по всем уголовным делам, расследованным с нарушенным сроком дознания. Продлевалось. По каждому из уголовных дел причинами продления сроков дознания. В том числе повторного, являлись отсутствие характеризующих материалов на подозреваемого и необходимость допроса подозреваемого. При повторных продлениях причины оставались неизменными. То есть, между продлениями сроков дознания следственные действия фактически не проводились.

Примите решение, какие меры реагирования могут быть применены. Подготовьте проект акта прокурорского реагирования.

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Прокурорский надзор: учебник /под ред Винокурова Ю.Е. 9-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2010.

2.Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой и Н.Н. Сыдорука. 6-е изд. М.: Юнити-Дана: Закон и право. 2010

 

б) дополнительная литература:

1. Прокурорский надзор. Учебник для вузов /Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2009.

2. Ломовский В.Д. Курс прокурорского надзора в Российской Федерации: монография. Тверь. Тверской гос. Ун-т, 2004.

3. Коробейников Б.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник. М.: ЮристЪ, 2006.

4. Бессарабов В.Т. Прокурорский надзор: учебник. М.: ТК «Велби», изд-во Проспект, 2006.

в)программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс».

 

VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Презентации в электронной форме, тестовые программы, схемы и таблицы, использование на занятиях проектора.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900 Юриспруденция, 4 курс, 7 семестр.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(наименование дисциплины, курс)

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Направление подготовки

 

 

Бакалавр юриспруденции

Квалификация (степень выпускника)

 

Форма обучения

очная

Обсуждено на заседании кафедры «__»____________ 2011 г. Протокол № __   Зав. кафедрой ГПиПД ______ Л.В. Туманова   Составитель: К.ю.н., доцент кафедры ГПиПД М.А.Степанов

Тверь 2011


II. Пояснительная записка

При изучении курса «Прокурорский надзор в РФ» необходимо усвоить нормативные акты, регулирующие порядок организации и деятельности прокуратуры РФ, структуру органов прокуратуры, цели, задачи, принципы и полномочия прокурора в отдельных направлениях деятельности, уметь применять их, получить навыки составления основных актов прокурорского реагирования. Для этого рекомендуется следить за текущим законодательством, судебной практикой и теоретическими исследованиями, регулярно изучать сборники нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ, бюллетени Верховного Суда РФ, журналы «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право» и др.

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Прокурорский надзор» является формирование и развитие у обучающихся представлений о правовой природе прокурорского надзора, месте прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов; изучение основных положений норм права, регламентирующих полномочия прокурора; освоение принципов и механизма прокурорского реагирования на нарушения закона.

Для этого в процессе реализации учебного курса решаются следующие задачи:

- излагаются общетеоретические положения о природе и сущности прокуратуры Российской Федерации, её функциях в соотношении с функциями органов власти РФ, история и создания и развития органов прокуратуры и их функций;

- исследуются система и структура, принципы организации деятельности органов прокуратуры, требования к формированию кадрового аппарата;

- изучаются основы реализации каждой из основных функций прокуратуры;

- анализируются принципы прокурорского реагирования, требования к актам прокурорского реагирования, практика их составления и реализации;

- в ходе практических занятий решаются ситуационные задачи с выбором мер прокурорского реагирования и составлением проектов актов прокурорского реагирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла,Б.2. структуры ООП бакалавриата и связана со следующими дисциплинами: с дисциплиной «Конституционное право» и «Правоохранительные органы» - по вопросам места и значения прокуратуры РФ в системе государственных органов Российской Федерации; с дисциплиной «Уголовный процесс» - по теме «прокурорский надзор» за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», по вопросам прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, по теме: «участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел». С дисциплинами «Гражданский процесс» и «Арбитражный процесс» связывают темы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах. Дисциплина «Административное право» соотносится с прокурорским надзором в части полномочий прокурора в сфере надзора за деятельностью органов контроля и надзора, в сфере полномочий, связанных с правом возбуждения дел об административном производстве по материалам прокурорских проверок. По ряду тем и вопросов имеется взаимосвязь с другими дисциплинами.

 

3. Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- в экспертно-консультационной деятельности: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать: основные положения прокурорского надзора, сущность
и содержание основных понятий, институтов прокурорско-надзорной деятельности, правовой статус субъектов прокурорско-надзорных отношений и иных отношений, возникающих при осуществлении прокуратурой возложенных на неё законом функций.

Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять акты прокурорского реагирования; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.

Владеть: навыками анализа юридических фактов, правовых
норм и правовых отношений, являющихся объектами прокурорского надзора;
анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: традиционные лекция и практическое занятие, включающие в себя решение практических задач, обсуждение вопросов квалификации правонарушений, выбор мер прокурорского реагирования, а также подготовку актов прокурорского реагирования по предложенным примерам из практики, в том числе с применением метода малых групп, подготовка письменных аналитических работ, написание рефератов, творческие задания.

Формы контроля – зачет





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.02 с.)