Порядок составления и виды балансов организаций Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок составления и виды балансов организаций Российской Федерации.



Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчётности составляется, как правило, на отчётную дату (конец календарного месяца, квартала, года). Однако важно понимать, что методологически бухгалтерский баланс, будучи сводом информации о стоимости имущества хозяйствующего субъекта, может быть определён по состоянию на любую дату (и даже на любое время) и может составляться так часто, как это представляется необходимым, даже по итогам каждой хозяйственной операции.

 

В бухгалтерском учете, как и в физике, существует «закон сохранения» — ничто ниоткуда не возникает (любой актив у предприятия появляется из-за каких-либо действий), то есть синхронно с активами в балансе отображаются источники их происхождения. Активы и пассивы отображаются раздельно: экономические ресурсы в активе, а источники в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса, при создании предприятия исполняется бухгалтерское равенство:

 

Активы = Пассивы

 

Обычно часть активов вносится кем-то другим, кто не является собственником, с учётом этого равенство имеет такой вид:

 

Активы = Капитал + Обязательства

 

Суммы из обеих частей уравнения совпадают, потому что они описывают одни и те же объекты, но с двух разных точек зрения:

 

Актив отвечает на вопрос: чем являются средства?

Пассив отвечает на вопрос: кто вложил эти средства?

Итоговую сумму актива (пассива) баланса называют «валютой баланса» или «цифрой баланса».

 

Составление бухгалтерского баланса

 

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, задолженность клиентов, контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и так далее. Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и так далее. Истинность того, что суммы обеих частей балансового уравнения будут равны друг другу, не зависит от количества проведённых операций. Равенство активов и пассивов основывается на принципе двойной записи (способ ведения учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс).

 

Активы и пассивы обычно подразделяются на текущие и долгосрочные. В международной практике активы в балансе перечисляются в порядке их ликвидности.

 

Cтатьи бухгалтерского баланса формируются в результате обработки большого количества хозяйственных операций, которые структурно объединяются в группы в соответствии с их характером и функцией. Каждая существенная статья должна представляеться в отчетности отдельно. Статьи, которые содержат несущественные суммы, должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и не должны представляться отдельно.

 

Правильное составление бухгалтерского баланса предполагает:

 

Полный охват показателей и результатов деятельности компании.

Надлежащую группировку хозяйственных процессов в соответствии с природой того или иного процесса

Правильное отображение операций, которое позволит определить не только финансовое состояние компании, но и его финансовый результат.

Порядок и форма составления бухгалтерского баланса юридическими лицами (исключая бюджетные и кредитные организации) регламентированы ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». Аналогичные требования для банков регулируются «Положением Банка России от 26.03.2007 № 302-П „О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации“.

 

Обязательства, как и активы в бухгалтерском балансе представляются с делением на долгосрочные и краткосрочные. Все зависит от срока обращения (погашения): если он не превышает 12 месяцев после отчетной даты, то признается краткосрочным, если же более указанного периода – долгосрочным. Впрочем, в отчете по ликвидности обязательства и активы на таковые не делятся.

 

Составление бухгалтерского баланса

 

Конечно же, оформление таблицы активов и пассивов должно охватывать все показатели деятельности предприятия за отчетный период. В баланс вносят не только все ликвидные активы, но и обязательства предприятия перед другими хозяйственными субъектами, в том числе финансовыми учреждениями и поставщиками. Обязательства, в свою очередь, необходимо разделять на краткосрочные и долгосрочные. Порядок внесения обязательств в колонку пассивов происходит не в порядке ликвидности, а в порядке срока погашения.


Виды бухгалтерских балансов

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке.

Составляется баланс путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс содержит данные о движении имущества и его источников (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. По своему строению он отличается от сальдового баланса.

БАЛАНС

Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения.

Этот баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса проводятся инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов). Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.

Предварительный баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода.

Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчетного периода.

Баланс-брутто (грубый) включает в себя регулирующие статьи. Он используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса.

Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи («Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и т. д.). В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных (показателей) об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за отчетный период (месяц, квартал, год).

Бухгалтерская отчетность завершает учетный процесс. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

1) бухгалтерского баланса (форма 1);

2) отчета о прибылях и убытках (форма 2);

3) приложений к ним:

4) отчета о движении капитала (форма 3);

5) отчета о движении денежных средств (форма 4);

6) приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5) и других форм отчетов, предусмотренных нормативными актами;

7) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

8) пояснительной записки (которая именуется «пояснения к бухгалтерскому' балансу и отчету7 о прибылях и убытках»).

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

• наименование составляющей части;

• указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

• наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;

• формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность (которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении):

• формируется исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету,

• позволяет установить недостаток или излишек источников средств; при этом можно определить насколько предприятие обеспечено собственными и заемными источниками. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств;

• позволяет оценить кредитоспособность предприятия (ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок перевода которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств).

Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

при этом должно быть обеспечено соблюдение допущений и требований, предусмотренных ПБУ 1/98.

Основные требования при составлении бухгалтерской отчетности:

- нейтральность информации, содержащейся в ней (то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими);

- включаются показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);

- информация основывается на данных унифицированных форм первичной учетной документации, синтетического и аналитического учета;

- данные баланса вступительного должны соответствовать показателям баланса заключительного за предшествующий отчетному период.

Организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому; по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетном (если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период, то первые данные корректируются исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету);

- бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (которые должны раскрываться в пояснениях к отчетности);

- изменения, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных;

- исправление ошибок должно быть подтверждено подписью сделавших исправление лиц с указанием даты исправления;

- отчетность составляется на русском языке, в валюте Российской Федерации;

- не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков (кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен действующим законодательством).

Подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия. Если учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, то отчетность, кроме того, подписывается руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет

 

Признаки классификации Виды бухгалтерского баланса
По срокам   составления Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК.   Текущий – формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный).   Заключительный – составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации.   Санируемый – составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства.   Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами.   Разделительный – формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов.   Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.
По источникам составления Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации.   Книжный – составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа – Главные книги.   - Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.
По объему   информации Индивидуальный – баланс 1 юридического лица.   Сводный - баланс 1 организации с различными филиалами.   Консолидированный - это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях.
По характеру деятельности Баланс основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу.   Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.
По формам   собственности - Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств.
По объекту   отражения Самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.   - Отдельный - составляют структурные единицы организаций.
По форме Шахматные – к ним относятся оборотные ведомости.   Горизонтальные – к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1).   Вертикальные.
По способу «очистки» Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств).   Баланс-нетто - это баланс очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.022 с.)