Место и роль б/уч в системе управления организацией.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль б/уч в системе управления организацией.



Место и роль б/уч в системе управления организацией.

Б/уч, отражая изменения в производственной , снабженческой и коммерческой деятельности организации дает объективную информацию о кругообороте средств в процессе производства, которая используется организацией для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений, обеспечивающих получение прибыли и повышение рентабельности организации. Достоверная информация необходима не только руководству организации, но и: гос.органам для контроля за соблюдением законодательства в области налогообложения; банкам и страховым организациям для оценки платежеспособности, вероятности возврата кредита, определения страхового риска; акционерам и учредителям для объективной оценки результата деятельности организации.

Б/уч должен обеспечить:

- Формирование информации для принятия управленческих решений;

- контроль за наличием и движением имущества, за рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

- улучшение финансово-хозяйственной деятельности организации;

- формирование научно-обоснованной системы показателей, характеризующие результаты деятельности организации, ее структурных подразделений и служб.

Б/уч обеспечивает:

- объективность полученных учетных данных;

- полноту, простоту, оперативность и экономичность учета;

- сопоставимость планируемых нормативных и учетных показателей.

Учетная информация способствует реализации трех функций управления: прогнозирование, контроль, оценка.

 

Бухгалтерия, как самост. структурное подразделение.

Правовое положение, админ-ная и функцииональная под-чиненность бухгалтерии регламентирована Положением

о бухгалтерии, котороеразраб-ся гл.бухг.совместно с кол-ом бухгалтерии, согласуется со всеми гл. специалистами (службами) и утверждается руководителем орга­низации.

Положение о бухгалтерии включает след. разделы:

Общие положения.Структура.Задачи. Функции.Права.Взаимоотношения (служебные связи).Ответственность.

В разделе «Общие положения» даются общие сведения о бухг-и: степень самост-ти и подчиненности; порядок назнач. и освобожд. гл. бухг.; перечень основ. право­вых, норматив. док-ов, кот. руковод­-ся бухг-я в своей работе.

В разделе «Структура» приводится перечень наименований под­разделений бухгалтерии (отделы, секторы), штатная численность главной бухгалтерии.

Раздел «Задачи» содержит перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию.

В разделе «Функции» приводится перечень основных функций бухгалтерии:

•формирование учетной политики;

•работа по подготов­ке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных до­кументов;

•порядок проведения инвентаризаций;

•контроль за прове­дением хозяйственных операций;

•технология обработки бухгалтер­ской информации и порядка документооборота;

•форм-ие полной бухг. информации о деят-ти организ-и;

•разработка и осущ-ие меропр-й по укреплению фин. дисциплины и др.

Раздел «Права» фиксирует права бухг-ии, которые реализ.в процессе выполнения ее задач и функций. Бухг-ия имеет право контроля за нормами расхода сырья, мат-ов, за-трат труда и др. норм, организ-ей приемки, хран. ТМЦ.

Работ.и бухг-ии имеют право не принимать к исполнению и оформлению док-ты по операциям, которые противо-речат за­конодательству;

В разделе «Взаимоотношения дается харак-ка взаимо-связей бухг-ии со всеми службами по формированию как входящих, так и исход. потоков учетной информации.

Раздел «Ответственность» включает перечень основных позиций, по которым бухгалтерия несет ответственность. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций бухгалтерии не­сет главный бухгалтер, на которого возлагается персональная от­ветственность в случае:

•неправильного ведения бухгалтерского уче­та;

•принятия к исполнению и оформлению документов по операци­ям, противоречащим установленному порядку;

•несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетам с дебиторами и кредиторами;

•нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач и других потерь;

•несвое­временного проведения в структурных подразделениях организации проверок и докум-х ревизий;

•составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии и др.

С целью совершенствования экономической работы в организаци­ях могут создаваться единые планово-учетные отделы на основе объединения планово-экономических и учетно-финансовых служб.

 

9. Должностные инструкции, их содержание, порядок разработки и утверждения.

Обязанности работников бухг-ии конкретизи-руются путем разработки должностных инструкций. Должн. инструкция четко определяет и закрепляет конкретные обязанности, права и пер­сон. ответст-сть каждого работника бухг-ии. Нали­чие таких инстр-й позволяет проводить подбор и расстановку кадров, повыш. их квалиф-и, мероприятия по улучшению условий труда, укреплению трудовой дисциплины. Долж­н. инстр-и дают возможность объективно оценивать ре­з-ты работы каждого исполнителя и всего кол-ива бухг-ии, матер-но и морально стимул-ть работников в зависи­мости от кол-ва и кач-ва вложен. труда, применять меры дисципли. и морал. воздействия за не­выпол-е возложенных на них обязан-й.

Процесс разработки должн. инстр-й требует большой подготовит. работы. Прежде всего, проводится классификация учетных работ по уровню сложности, что позволяет равномернее распреде­лить обязанности между отдельными исполнителями. Более ответ­ственные участкиработы следует поручать квалифицированным работникам. Необходимо также определить перечень должностных лиц и руководителей производ-ых подразделений, в обязаннос­ти которых входит оформление первич. док-ов по учету тру­да и выполн. работ, на поступл. из произв-ва ГП, расходование мат. ресурсов.

ДИ для работников бухг-ии разраба­тываются гл. бухг. совместно с юрид. службой. Если организационную основу бухг-ии составляют секторы (группы, отделы), то ДИ — руководители сек­торов (групп, отделов).

ДИ состоит из следующих разделов: общие положения; обязанности работника; права работни­ка; ответственность.

В разд. «Общие положения» опред-ся подчиненность ра­ботника, порядок его назнач. и увольнения, перечисляются зако­нодат., нормативные и инструктивные мат-лы, кото-рыми должен руководств-ься работник при выполнении своих профес­сиональных обязанностей.

В разд.«Обязанности» указывается перечень работ, выпо-лняе­мых работником:(оформл., прием, контроль и обра-ботка первич. док-ов, составл.свод. и накопит. ведомо-стей, ведение регистров синт.о и аналит. учета, составл. отчетности, оформле­ние документов для сдачи в архив.

В разд. «Права» излагаются права работника, необходи-мые для выполнения возлож-х на него обязанностей.

В разделе «Ответственность» перечисляются функции, за выпол­нение которых работник несет персональную ответственность. Кон­кретная разработка данного раздела способствует точному исполне­нию требований технологии и организации учетного процесса и финансовой деятельности, строгому соблюдению нормативных актов, усилению бухгалтерского контроля за производственной и хозяй­ственно-финансовой деятельностью предприятия, воспитывает у работников чувство ответственности и осознания общественной зна­чимости занимаемой должности.

Должностные инструкции составляются в двух экземплярах и ут­верждаются руководителем организации. Один из них под расписку вручается работнику, а второй хранится в делах бухгалтерии.

Должностные инструкции работников бухгалтерии должны пери­одически уточняться с целью учета в них всех изменений в организа­ции и управлении производством, технологии учетного процесса, других факторов.

 

Оформление акта приема-передачи дел при назначении на должность и увольнении гл.бухг.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) произво­дится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалте­ру), в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтер­ского учета и достоверности отчетных данных с составлением соот­ветствующего акта, утверждаемого руководителем организации. При смене главного бухгалтера рекомендуется сделать аудиторскую проверку. Основанием для передачи дел является приказ руководи­теля организации.

В приказе обязательно должны быть уточнены следующие моменты:

•причина передачи дел;

•сроки проведения приема и передачи дел;

•лицо, ответственное за сдачу документов;

•лицо, ответственное за прием дел;

•порядок документального оформления приема и передачи дел.

Порядок приема и передачи дел во многом зависит от того, есть ли у главного бухгалтера преемник. Если есть, то передача дел осущест­вляется непосредственно ему. При этом обязательно составляется соответствующий акт приема-передачи дел. В акте приема-передачи дел указывается состояние передаваемых дел (за­полнена ли Главная книга на момент передачи дел, регистры синтетического и аналитического учета, уточняется, какие документы предъявлены в ходе передачи дел, и другая информация).

Если же преемника нет, то руководитель организации должен оп­ределить, кто будет принимать дела у главного бухгалтера. В этой ситуации многое зависит от размеров организации. Если в органи­зации бухгалтерия представлена не в единственном лице (главный бухгалтер), то принимать дела у главного бухгалтера может, напри­мер, его заместитель или другой бухгалтер, что должно быть указано в приказе руководителя организации.

Если дела у бывшего главного бухгалтера принимает его преем­ник, то особых затруднений такая ситуация не вызывает, при этом главное — правильно оформить акт. Если же дела принимает кто-либо другой, уполномоченный на это приказом руководителя, то пе­редача дел будет проходить в два этапа: сначала посредник примет дела от главного бухгалтера, оформив это соответствующим актом, а затем он передает их новому главному бухгалтеру и составляет вто­рой акт.

Прием и передача дел обязательно осуществляются в присутствии комиссии, назначенной приказом руководителя организации. В со­став комиссии, как правило, входят заместитель руководителя (он и назначается председателем комиссии), два бухгалтера. В случае вы­явления неточностей и расхождений в учете комиссия обязательно должна зафиксировать это в акте.

 

Планирование меропр-ий по совершенс. бух. уча.

В условиях рыночной экономики, когда каждая организация рабо­тает на основе самофин-ния, усиления конкурентной борь­бы, повышения научного уровня управления произв-ом и широ­кого использования учетной информации для принятия эф-ых управленч. решений исключительно важное значение имеет рациональное осуществление бух. уч. в органи­зациях всех форм собственности.

Следовательно, под рациональной организацией бух. учета следует понимать такое его построение, при котором обеспечивается своевременное, полное и достоверное отражение в учете и от­четности всех хозяйственных операций и оперативный контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и тру­довых ресурсов, эффективностью работы организации и ее подраз­делений (формирований) при оптимальных затратах труда и средств на ведение учета.Учетные работники, кроме специальных, должнывладеть знания­ми в области действующего законодательства, организации, эконо­мики и технологии производства. Эти знания необходимы для конк­ретного решения вопросов осуществления учета на отдельных участ­ках производства, рационального построения документооборота и формирования стандартов, положений и инструкций по организа­ции бухгалтерского учета.Главный бухгалтер совместно с руководителем и специалистами организации обязанопределить содержание, объем, сроки и формы представления внутрихозяйственными подразделениями отчетнос­ти, необходимой для оперативного управления производством и со­ставления статистической отчетности. При этом следует исходить из действительной потребности в информации для управления произ­водством и не допускать составления ненужной отчетности. График представления внутрихоз-ми подразделениями оператив­ной информации утверждается руководителем организации, а в бух­галтерии организации определяются работники, контролирующие ее поступление.

В целях рациональной организации бух. учета необхо­димо правильно определить объем и характер учетных работ, вы­полняемых в подразделениях и бухгалтерии организации.Планирование организации учетного процесса обеспечивает свое­временное, с наименьшими затратами труда и средств получение учетной информации, необходимой для управления процессом про­изводства, контроля за рациональным и экономным использовани­ем хозяйственных ресурсов.

Своевременное представление учетной информации обо всех про­цессах хозяйственной деятельности, расширение информационных возможностей бух. учета и усиление его контрольных функций достигаются благодаря использованию в учете современ­ных программ.

Современное программное обеспечение должно соответствовать следующим принципам:

1) предоставлять комплексное решение управленческих задач;

2) иметь сетевой вариант для получения и обработки данных под­разделений, передачи стат-ой и финансовой отчетности вы­шестоящим организациям по каналам связи;

3) реализовывать многоуровневый учет, иерархическую модель аналитического учета;

4) реализовывать количественный учет по нескольким видам еди­ниц измерения и др.

Организация архива..

Архив — это сов-ть архивных до­к-ов, а также архивное учреждение или структурное подразде­ление гос-го органа, предприятия, учреждения, органи­зации, осуществляющее комплек-е, учет, хранение и использ-е архивных док-тов.

В организации д. б. предусмотрена штатная должн. завед-его архивом или назначено лицо, ответственное за архив.

Архив осуществляет свою деятельность на основании разрабаты­ваемого положения о нем, в котором определяются состав докумен­тов архива, его задачи и функции, права, ответственность заведую­щего архивом (лица, ответственного за архив).На должн. лиц административ.взыскания налагаются и за выделение помещений для размещения док-ов с нарушением установленных закон-ом норм, изъятие у архивов помеще­ний и использование их не по назначению, отказ от передачи в уста­новленных законом случаях док-тов на государственное хранение.Гос. надзор за соблюдением закон-ва по ар­хивному делу и ведению делопроизводства осуществляет Гос. инспекция архивов и делопроизводства Р. Б., созданная в соответствии с постановлением Совета Министров Р. Б. от 22 декабря 1998 г. № 1947.В свою очередь, частная организация может передать свои доку­менты на хранение в государственный архив.

Документы органов государственной власти и управления, орга­низаций, учреждений и предприятий независимо от формы собствен­ности входят в состав Национального архивного фонда Республики Беларусь, который включает государственную и негосударственную части.

При организации архивов и обеспечении надлежащего хранения док-ов необходимо соблюдать все требования, устанавливае­мые Основ. правилами работы архивов.

К помещению архива предъявляются след.е требования:

•необходимо предоставить специально построенное здание (или часть здания), приспособленное для хранения документов;

•архив должен состоять из комплекса помещений, в который вхо­дят: хранилища для документов, рабочие кабинеты сотрудников, чи­тальный зал для работы пользователей (исследователей);

•хранилища должны быть изолированы, оборудованы пожарной и охранной сигнализацией.

Выдача дел производится на основании письма соответствующей организации и разрешающей резолюции руководителя.Дела во временное пользование могут выдаваться на срок, не превышающий 30 дней. Состояние дел, возвра­щаемых в архив, должно быть проверено. При обнаружении недос­тачи отдельных документов или повреждении листов составляет­ся акт в двух экземплярах.Изъятие и выдача документов из дел постоянного хранения допус­каются в исключительных случаях с разрешения руководителя с обя­зательным включением в дело заверенной копии изъятого документа и акта о причинах выдачи подлинника.

Существуют предельные сроки хранения документов в архивах министерств и ведомств. Они оговариваются Основными правила­ми работы архивов Республики Беларусь. По истечении указанных сроков документы подлежат передаче на государственное хранение. Государственной архивной службой утвержден перечень организа­ций, документы которых ею принимаются.

Оформление регистров по ведению учета на забалансовых счетах.

Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. N 89 (далее - Типовой план счетов), наряду с синтетическими балансовыми счетами предусмотрено 14 забалансовых счетов.

В процессе осуществления своей производственной деятельности организации совершают хозяйственные операции, которые связаны с использованием и хранением не принадлежащего им имущества, но которое определенное время находится в распоряжении организации или на временном хранении. Кроме того, у организации могут возникать определенные обязательства при неисполнении партнером условий договоров.

Для контроля за такими имуществом и обязательствами Типовым планом счетов предусмотрены следующие забалансовые счета:

001 "Арендованные основные средства";

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";

003 "Материалы, принятые в переработку";

004 "Товары, принятые на комиссию";

005 "Оборудование, принятое для монтажа";

006 "Бланки строгой отчетности";

007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов";

008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные";

009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные";

010 "Амортизационный фонд воспроизводства основных средств";

011 "Основные средства, сданные в аренду";

012 "Нематериальные активы, полученные в пользование";

013 "Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов";

014 "Потеря стоимости основных средств".

Учет операций на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи, а по простой системе, т.е. бухгалтерская запись содержит не традиционные записи "дебет" и "кредит" корреспондирующих счетов, а только "дебет" или "кредит" забалансового счета.

По дебету забалансового счета отражают получение ценностей либо возникновение обязательств и др., а по кредиту - их выбытие (списание) и т.п. Учет по каждому забалансовому счету рекомендуется вести в соответствующей ведомости аналитического учета имущества или обязательств.

 

 

 

Место и роль б/уч в системе управления организацией.

Б/уч, отражая изменения в производственной , снабженческой и коммерческой деятельности организации дает объективную информацию о кругообороте средств в процессе производства, которая используется организацией для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений, обеспечивающих получение прибыли и повышение рентабельности организации. Достоверная информация необходима не только руководству организации, но и: гос.органам для контроля за соблюдением законодательства в области налогообложения; банкам и страховым организациям для оценки платежеспособности, вероятности возврата кредита, определения страхового риска; акционерам и учредителям для объективной оценки результата деятельности организации.

Б/уч должен обеспечить:

- Формирование информации для принятия управленческих решений;

- контроль за наличием и движением имущества, за рациональным и целевым использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

- улучшение финансово-хозяйственной деятельности организации;

- формирование научно-обоснованной системы показателей, характеризующие результаты деятельности организации, ее структурных подразделений и служб.

Б/уч обеспечивает:

- объективность полученных учетных данных;

- полноту, простоту, оперативность и экономичность учета;

- сопоставимость планируемых нормативных и учетных показателей.

Учетная информация способствует реализации трех функций управления: прогнозирование, контроль, оценка.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.015 с.)