Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Счета синтетического учета, их назначение и связь с балансом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Синтетический учетдает обобщенные показатели в денежном выражении. Такие показатели содержатся в счетах синтетического учета и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников.
• Синтетические (объединяющие) счетапредставляют собой способ классификации и систематизации информации по стадиям кругооборота средств и фондов. Они образуют связанную двойной записью информационную систему, отражающую динамику движения всех объектов бухучета в обобщенных стоимостных показателях (горизонтальные связи).
Синтетические счета являются счетами 1-го порядка. Они могут быть простыми (когда объект учета не подлежит дальнейшей детализации) и сложными (когда объект учета, отражаемый на данном синтетическом счете, подлежит дальнейшей детализации на отдельных счетах, называемых аналитическими). Показатели сложных счетов, когда это необходимо, находят свою детализацию в аналитическом учете. Перечень синтетических счетов содержится в плане счетов. Каждый синтетический счет имеет свой номер.
В плане счетов бухучета по некоторым сложным счетам предусматриваются субсчета. Субсчет— способ группировки данных аналитического учета. Субсчета называют счетами 2-го порядка. Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. Субсчета имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать. Перечень субсчетов указывается в плане счетов, однако предприятия и организации могут самостоятельно выделять отдельные субсчета.
Субсчета показывают, в какой последовательности (группировке) нужно открывать счета аналитического учета, и являются промежуточным звеном между синтетическим счетом и открываемыми к нему аналитическими счетами. При этом по одному субсчету может быть открыт один или несколько аналитических счетов в зависимости от необходимой детализации показателей учета. Счета аналитического учета, их назначение и связь со счетами синтетического учета. Субсчета и их назначение. На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.). Аналитических счетов к синтетическому счету открывают столько, сколько необходимо организации для учета и получения информации с необходимой степенью детализации. Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом. Слово "субсчет" означает подсчет, т.е. счет второго порядка. С помощью субсчетов осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета для получения более обобщенных сведений об отражаемых объектах. Субсчета имеют большое значение при учете объектов, имеющих разнообразную номенклатуру. Субсчета позволяют собирать в однородные группы многочисленные и различные по своему назначению товарно-материальные ценности и другие объекты учета. Синтетические счета являются счетами первого порядка, субсчета – счетами второго порядка, аналитические счета – счетами третьего, четвертого и других порядков. Счета синтетические и субсчета объединены в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Они регламентируются Минфином России. Пример 6.7. Пример ведения синтетического и аналитического учета на счете 10 "Материалы" на фабрике трикотажных изделий представлен в табл. 6.17. Таблица 6.17 Синтетический счет 10 "Материалы" (счет 1-го порядка)
Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности: – аналитический учет – это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется учет заработной платы по каждому работнику; – синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах; – система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности; – синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете. Обобщение и контроль данных синтетического и аналитического учета. Оборотно-сальдовые ведомости.
Аналитический счет
В рассмотренном примере видно, что записи на аналитических счетах ведутся в развитие синтетического счета на той же стороне, что и на синтетическом счете. Начальное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (4600 = 2000 + 2600). Оборот по дебету синтетического счета равняется сумме оборотов по дебету аналитических счетов (12 000 = 7000 + 5000). Оборот по кредиту синтетического счета равняется сумме оборотов по кредиту аналитических счетов (10 000 = 6000 + 4000). Конечное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (6600 = 3000 + 3600). Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие аналитического учета, называются простыми (касса, расчетный счет и т.д.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (расчеты с подотчетными лицами, основные средства). Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение счета «Расчеты с подотчетными лицами» открывают аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов. Первые (после синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет – промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, а сами субсчета, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Например, в дополнение к синтетическому счету «Материалы» в хлебопекарне можно открыть субсчета: «Сырье», «Полуфабрикаты», «Топливо» и т.д. В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахар и т.д.). «Материалы» – синтетический счет (10)
При этом «Материалы» относятся к счетам I порядка, субсчета – сырье, полуфабрикаты, топливо – к счетам II порядка; каждый из перечисленных счетов может детализироваться на такие счета, как «Сырье в переработке», «Сырье на складе», «Сырье оплаченное» и т.д., это аналитический счет III порядка; далее детализируются данные аналитического счета «Сырье на складе», в его развитие открываются аналитические счета: «Мука», «Сахар», «Дрожжи» и т.д., это аналитические счета IV порядка; далее детализируется аналитический счет «Мука» и открываются счета «Мука I сорта», «Мука II сорта», «Мука высшего сорта» и т.д., это аналитические счета V порядка. Количество групп счетов аналитического учета может быть очень большим и зависит от сложности хозяйственной деятельности предприятия, целей и задач учета. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение данных текущего учета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные на счетах данные об оборотах и остатках хозяйственных средств и их источников используются для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Поэтому они должны быть достоверными и правильными. В течение отчетного периода в учетных записях могут быть допущены ошибки различного характера: указана неправильная сумма, сделана запись только на одном счете, одна и та же запись отражена дважды и т.д. Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета, а также для принятия управленческих решений необходимо иметь обобщенные данные. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам.
Рассмотрим сначала порядок составления оборотной ведомости по синтетическим счетам. Она представляет собой таблицу, в первой графе которой записываются наименования всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии, а далее располагаются три пары колонок:
· остатки по счетам на начало отчетного периода;
· дебетовые и кредитовые обороты по счетам за отчетный период;
· остатки по счетам на конец отчетного периода или на начало следующего.
Для составления оборотной ведомости по синтетическим счетам используем данные примера и перенесем в нее сальдо и обороты из синтетических счетов.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200г.
По данным таблицы видно, что из всех синтетических счетов в оборотную ведомость записываются начальные остатки, обороты по дебету и кредиту и конечные остатки. В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно соблюдаться три равенства: 1. Сальдо начальное по Дт = Сальдо начальное по Кт. 2. Сумма оборотов по Дт всех счетов = сумме оборотов по Кт всех счетов. 3. Сальдо конечное по Дт = сальдо конечное по Кт. То есть конечные итоги дают три пары равных результатов. Эту ведомость еще называют оборотным балансом. Равенство итогов начальных сальдо (гр.1 = гр.2) объясняется тем, что сумма средств всегда равна сумме их источников, которые отражены в балансе на начало отчетного периода. На этом же основано и равенство итогов конечных сальдо (гр.5 = гр.6). Равенство итогов оборотов (гр.3 = гр.4) объясняется применением в учете двойной записи. Отсутствие равенства итогов в графах говорит о том, что при записи на синтетических счетах или при подсчете допущены ошибки, которые необходимо выявить. Если не сходятся итоги начальных сальдо (гр.1 и гр.2), это свидетельствует о том, что неправильно записаны начальные сальдо из баланса. Если не сходятся итоги оборотов (гр.3 и гр.4), ошибку следует искать в нарушении принципа двойной записи (запись сделана только на одном счете или на счетах записана неодинаковая сумма). При правильном отражении начальных сальдо и соблюдении принципа двойной записи итоги гр.5 и 6 не совпадают только из-за неправильного подсчета сальдо на конец периода. Тождественность синтетического и аналитического учета определяется с помощью оборотных ведомостей по аналитическим счетам и взаимной сверки их с итогами соответствующих синтетических счетов. Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются для всех счетов группы, ведущихся внутри одного синтетического счета или субсчета. Составим оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за март 200г.
В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов в оборотной ведомости по аналитическим счетам, как правило, не совпадают (они могут совпадать лишь случайно). Для проверки правильности ведения синтетического и аналитического учета следует сравнить конечные итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам с данными синтетического счета и оборотной ведомости по синтетическим счетам «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Равенство начального сальдо, оборотов по дебету и кредиту, конечного сальдо подтверждает тождественность синтетического и аналитического учета, что имеет большое значение для контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами. Более подробные сведения об оборотах предприятия получают из шахматной оборотной ведомости. Шахматная оборотная ведомость обобщает данные об оборотах по счетам и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов. Сумма оборотов по дебету счетов должна всегда равняться сумме оборотов по кредиту счетов. Основной принцип заполнения шахматной оборотной ведомости в том, что она составляется на основе бухгалтерских проводок, которые были в отчетном периоде. Сумма записывается один раз в клетку, в которой пересекается Д одного счета с К другого корреспондирующего с ним счета, поэтому итог оборотов всех дебетируемых счетов равен итогу всех кредитуемых счетов. Составлению оборотов по синтетическим счетам предшествует составление шахматной оборотной ведомости. Из содержания и строения шахматной оборотной ведомости видно, что она позволяет обеспечивать жесткий контроль за полнотой проведенных хозяйственных операций и правильностью составления проводок. |
Учет процесса снабжения.
Процесс снабжения представляет собой совокупность хозяйственных операций по обеспечению организации предметами труда, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Бухгалтерский учет охватывает весь процесс снабжения, начиная с заготовления материалов до отпусков производства.
Операции снабжения учитываются только в количественном выражении в отделе снабжения и на складах. В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета для учета приобретенных материальных ценностей:
10 – материалы в разрезе субсчетов.
41 – товары.
15 – заготовление, приобретение материалов.
16 – отклонения в стоимости материалов.
18 – налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.
В учете процесса снабжения выделяют покупную стоимость приобретенных материалов и транспортно-заготовительные расходы.
Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) составляют фактическую себестоимость приобретенных материалов.
В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости. При поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется следующая корреспонденция счетов:
1 операция
поступили материалы от поставщиков без НДС – Д10 К60
2 операция
на сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60
Расходы по доставке могут отражаться по дебету счетов 15 или 16. Организация для учета приобретения материалов может использовать один из следующих вариантов учета:
1) с использованием счетов 15 и 16. При данном варианте составляется следующая корреспонденция счетов:
1. Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы без НДС – Д15 К60
2. На сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60
3. Оприходованные на склад по учетным ценам материалы, поступившие от поставщиков – Д10 К15
4. Списываются отклонения в стоимости материалов - Д16 К15
Отклонения могут быть получены со знаком + или -
перерасход +
экономия –
При втором варианте учете материалов счет 15 не используется. В данном случае при поступлении материалов по учетным ценам составляется проводка Д10 К60. На сумму НДС Д18 К60 и на сумму ТЗР Д16 К60.
При покупке основных средств и нематериальных активов все затраты по их приобретению относятся в дебет счета 08. Называется вложением в долгосрочные активы. Со склада материалы отпускаются в производство для изготовления продукции.
Учет процесса производства.
Процесс производства - это операции по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.
В производственном процессе используются материальные и трудовые ресурсы, а также средства труда, которые обеспечивают процесс производства. Общая сумма расходов организации составляет себестоимость продукции.
Себестоимость, которая складывается в процессе производства, называется фактической производственной себестоимостью.
Основными задачами учета процесса производства являются:
Формирование своевременной полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции.
Определение полной фактической себестоимости всей изготовленной продукции и отдельных ее видов.
Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, учитываются по дебету счетов 20 (основное производство) и 23 (вспомогательные производства).
Косвенные затраты учитываются по дебету счетов 25 (общепроизводственные затраты) и 26 (общехозяйственные затраты).
В конце отчетного периода собранные на счетах 25 и 26 косвенные затраты распределяются и списываются дебет счетов 20 и 23.
Фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг определяются по формуле:
Себестоимость готовой продукции = Сальдо на начало месяца + оборот по дебету 20 – оборот по кредиту 20 – Сальдо на конец месяца (НЗП).
Фактическая себестоимость ГП после калькулирования в конце месяца подлежит списанию проводкой Д43 К20.
Параллельно с синтетическим учетом ведется аналитический учет затрат по видам продукции. В конце месяца по данным аналитического учета можно рассчитать себестоимость единицы продукции каждого вида.
Учет процесса реализации.
Процесс реализации – совокупность операций, в результате которых организация продает изготовленную продукцию и получает выручку от реализации.
В процессе реализации организация несет коммерческие расходы, а именно затраты на рекламу, упаковку и доставку.
Полная фактическая себестоимость продукции включает производственную себестоимость и коммерческие расходы. Для рациональной организации учета процесса реализации важно определить момент, с которого готовая продукция считается реализованной.
Может использоваться 2 подхода:
моментом реализации считается момент отгрузки продукции покупателю и передачи ему платежных документов.
моментом реализации считается момент поступления денег от покупателя на расчетный счет организации продавца.
В зависимости от выбранного варианта реализации, осуществляется соответственная методика бухгалтерского учета процесса реализации.
Для учета отгрузки и реализации продукции используются счета 45 (товары отгруженные), 62 (расчеты с покупателями и заказчиками), 90 (доходы и расходы по текущей деятельности).
При отражении реализации по отгрузке в учете делаются следующие записи:
Д62, К90 – отражена задолженность покупателей за реализованную им продукцию.
Д90, К43 - списана себестоимость реализованной продукции.
Д90, К44 – списаны коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции.
Д90, К68 – начислен НДС выручки от реализации.
Д90. К99 – списывается прибыль от реализации или наоборот.
Д99, К90 – списывается убыток от реализации.
6. Д51, К62 – на расчетный счет поступили деньги от покупателей за продукцию.
Если продукция считается реализованной по факту поступления денег на расчетный счет, то в учете составляется следующая корреспонденция счетов:
Д45, К43 – отгружена готовая продукция покупателем.
Д51, К90 – на расчетный счет поступила выручка от реализации продукции.
Д90, К45 – списывается фактическая себестоимость реализованной продукции.
Д90, К44 – списываются коммерческие расходы, относящиеся к реализуемой продукции.
Д90, К68 – начислен НДС выручки от реализации.
Д90, К99 – списывается прибыль от реализации.
Д99, К90 – списывается убыток от реализации.
Финансовый результат от реализации продукции выявляется на счете 90 следующим образом:
по К счета 90 отражается выручка от реализации продукции, а по Д 90 отражается фактическая себестоимость продукции, коммерческие расходы и сумма косвенных налогов. Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов определяется прибыль или убыток, а именно: если оборот по К90>оборота по Д90, то получена прибыль от реализации. Если наоборот - убыток.
Прибыль или убыток в конце отчетного периода со счета 90 списывается на счет 99, который называется «прибыли и убытки».
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.009 с.)