ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счета синтетического учета, предназначенные для отражения операций по страховой деятельности



Резервы по операциям страхования иным, чем страхование жизни

 


Резервы премий


Резервы Дополнительные убытков резервы


 


Резерв незарабо- танной премии (РНП)


Резерв заяв- ленных, но неурегулиро- ванных убыт- ков (РЗУ)


Резерв про-

изошедших,

но незаявлен- ных убытков (РПНУ)


Стабилиза- ционный резерв (СР)


Иные страховые резервы


 

Рис. 1

 

Резервы по страхованию жизни

 


Обязательные для формирования


Иные


 

 


Математический резерв


Резерв расходов на обслуживание стра- ховых обязательств


Резерв дополнитель- ных выплат (страхо- вых бонусов)


 

 


Резерв выплат

по заявленным, но неурегулированным

страховым случаям


Резерв выплат по произошедшим, но

не заявленным стра-

ховым случаям


 

 

Выравнивающий резерв


 

 

Рис. 2


Кроме страховых резервов, страховые организации создают общехозяй- ственные резервы, присущие только страховой деятельности. Они формиру- ются отчислением от страховых премий и представляют собой фонды целево- го назначения. К ним относится:

1) фонд предупредительных мероприятий;

2) резерв для финансирования обеспечения компенсационных выплат, проводимых потерпевшим в счет выполнения обязательств страховщиков при применении к ним процедуры банкротства (по ОСАГО);

3) резерв для финансирования обеспечения компенсационных выплат,

производимых потерпевшим, если у лица, причинившего вред, отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств либо если это лицо неизвестно.

Страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, формируют следующие резервы: резервы оплаты медицинских услуг; запасной резерв.

Помимо указанных выше резервов, медицинские страховые организации формируют резерв финансирования предупредительных мероприятий по ОМС, который является аналогом фонда предупредительных мероприятий по

добровольным видам страхования.

Расчет страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жиз-

ни, производится отдельно по учетным группам, представленным в табл. 4.

Та б л и ц а 4

 

Налоговый учет


Специфика страховой деятельности и организации финансов страховщи- ка предопределила особый подход законодателя к формированию налогооб- лагаемой базы страховых компаний. В НК РФ специальные статьи (ст. 293 и 294) посвящены определению переч- ня доходов и расходов от страховой деятельности.

В состав доходов от страховых операций включаются:

− страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования, перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам состра- хования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в

размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахова-

ния;

− суммы уменьшения (возврата) резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды, с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых

резервах;

− вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

− вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;

− суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

− суммы процентов, начисленных на депо премий по рискам, передан-

ным в перестрахование;

− доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к

лицам, ответственным за причиненный ущерб;

− суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, при-

знанные должником добровольно либо по решению суда;

− суммы вознаграждений, полученных за оказание услуг сюрвейера (ос-

мотр принимаемого в страхование имущества и выдача заключений об оценке

страхового риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размера убытков при страховом событии);

− суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам пере-

страхования в случаях их досрочного прекращения;

− другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельно-


сти.


 

 

Группируя доходы страховщика для целей их последующего учета и


обобщения в отчетности, можно выделить три основные группы:

1. Доходы от страховых операций.

2. Иные доходы, связанные со страховой деятельностью.

3. Доходы от прочих операций.

К расходам страховых организаций относятся следующие затраты, поне-

сенные при осуществлении страховой деятельности:

− суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли пе-

рестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законо-

дательства о страховании, в порядке, утвержденном Минфином России;


− суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсацион- ных выплат, формируемые в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО, в размерах, установленных структурой страховых тарифов;

− суммы отчислений в резервы (фонды), формируемые в соответствии с требованиями международных систем ОСАГО, к которым присоединилась

Российская Федерация;

− страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и пере-

F F
страхования, в том числе выплата рент, аннуитетов1, пенсий, и прочие выпла-

ты, предусмотренные условиями договора страхования;

− суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в пере-

страхование;

− вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

− вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

− возврат части премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных

законодательством и (или) условиями договора;

− вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхово-

го брокера;

− расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:

F F
• услуг актуариев2;

• медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется страховщиком;

• детективных услуг;

• услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска и урегулирования страховых выплат;

• услуг по изготовлению бланков строгой отчетности и иных подобных документов;

• услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работ- ников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

• услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных до-

кументов;

 

1 Аннуитет – договор со страховой компанией, по которому физическое лицо оплачивает страховщику установленную страховую премию (по частям или единовременно), а взамен приобретает право на регулярно поступающие суммы, начиная с определенного времени, например выхода на пенсию.

2 Актуарий – специалист в области математической статистики и теории вероятности, профессионально занимающийся расчетами тарифов, резервов и обязательств страховой компании.


• инкассаторских услуг;

− другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельно-

стью.

Кроме вышеназванных, страховые организации несут расходы по управ-

лению бизнесом, т.е. общехозяйственные расходы, которые по своему харак-

теру аналогичны расходам иных организаций и включают:

• расходы по оплате труда (включая определенные законодательством отчисления) работников адинистративно-управленческого аппарата;

• оплату консультационных и информационных услуг, а также аудитор- ских услуг, оказанных в целях подтверждения годового бухгалтерско- го отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;

• расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

• расходы на содержание зданий, помещений, оборудования и инвента-

ря;

• другие расходы, связанные с уставной деятельностью страховой орга-

низации.

Для целей управленческого и финансового учета в расходах страховой

организации можно выделить два основных направления: 1) расходы, связан- ные с несением страховых обязательств; 2) расходы по ведению страховой деятельности.

Представленный состав доходов и расходов страховщика, их группиров- ка раскрывают общий подход к формированию финансового результата дея- тельности страховой организации в соответствии с требованиями налогового законодательства.

 

 

46B8.3. Формирование и бухгалтерский учет финансового результата страховой деятельности

 

Все доходы и расходы страховых организаций в течение отчетного периода учитываются на соответствующих счетах (табл. 8), а в конце отчетного периода списываются на счет 99 «Прибыли и убытки» (рис. 4).

По окончании отчетного периода при составлении бухгалтерской отчет- ности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается в корреспонденции со счета- ми:

68 «Расчеты по налогам и сборам» – на суммы начисленного расхода по налогу на прибыль;

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – на сумму чис-

той прибыли (убытка).

Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным. По дебету данного счета отражаются все расходы, а по кредиту – доходы. Начального сальдо счет 99 не имеет. В конце отчетного периода счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».


 

 

Приложение 1

 

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций

 

Наименование счета Номер Номер и наименование субсчета
  Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства По видам основных средств
Амортизация основных средств  
   
Нематериальные активы По видам нематериальных активов и по рас- ходам на научно-исследовательские, опыт- но-конструкторские и технологические ра- боты
Амортизация нематериаль- ных активов  
   
Оборудование к установке  
Вложения во внеоборотные активы  
   
  Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
Материалы  
   
   
   
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей  
Заготовление и приобретение материальных ценностей  
Отклонение в стоимости ма- териалов  
   
   
   

Продолжение приложения 1

 

  Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

 

   
   
Страховые выплаты по договорам страхования, сострахования, перестрахо- вания 1. Страховые выплаты по договорам прямо- го страхования 2. Страховые выплаты по договорам состра- хования 3. Страховые выплаты по договорам пере- страхования 4. Доля перестраховщиков в страховых вы- платах 5. Возврат страховых выплат
   
   
   
Общехозяйственные расходы  
   
   
Обслуживающие производ- ства и хозяйства  
  Раздел IV. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
  Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
Касса 1. Касса организации 2. Операционная касса 3. Денежные документы
Расчетные счета  
Валютные счета  
   
   
Специальные счета в банках 1. Аккредитивы 2. Чековые книжки 3. Депозитные счета
   
Переводы в пути  

Продолжение приложения 1

 

Финансовые вложения 1. Паи и акции 2. Долговые ценные бумаги 3. Предоставленные займы 4. Вклады по договору простого товарищества

 

Резервы под обесценение финансовых вложений  
  Раздел VI. РАСЧЕТЫ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками  
   
Расчеты с покупателями и заказчиками  
   
   
   
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам По видам кредитов и займов
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам По видам кредитов и займов
Расчеты по налогам и сбо- рам По видам налогов и сборов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 1. Расчеты по социальному страхованию 2. Расчеты по пенсионному страхованию 3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Расчеты с подотчетными лицами  
   
Расчеты с персоналом по прочим операциям 1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению материального ущерба
   

Продолжение приложения 1

 

Расчеты с учредителями 1. Расчеты по вкладам в уставный (складоч- ный) капитал 2. Расчеты по выплате доходов
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию 2. Расчеты по претензиям 3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 4. Расчеты по депонированным суммам

 

Расчеты по страхованию, сострахованию, перестрахо- ванию 1. Расчеты по страховым премиям со страхователем 2. Расчеты со страховщиками, участниками договора сострахования 3. Расчеты по договорам, принятым в перестрахование 4. Расчеты по договорам, переданным в перестрахование 5. Расчеты по страховым премиям со страхо- выми агентами, брокерами 6. Расчеты по депо премиям 7. Расчеты со страховыми брокерами, агентами по вознаграждению 8. Отложенные налоговые обязательства
   
Внутрихозяйственные расчеты 1. Расчеты по выделенному имуществу 2. Расчеты по текущим операциям 3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом
  Раздел VII. КАПИТАЛ
Уставный капитал  
Собственные акции (доли)  
Резервный капитал  
Добавочный капитал  
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)  
   

Продолжение приложения 1

 

Целевое финансирование По видам финансирования
   
   
   
  Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
   
Прочие доходы и расходы 1. Прочие доходы 2. Прочие расходы 9. Сальдо прочих доходов и расходов
Страховые премии 1. Страховые премии по договорам прямого страхования 2. Страховые премии по договорам сострахования

 

    3. Страховые премии по договорам, приня- тым в перестрахование 4. Страховые премии по договорам, пере- данным в перестрахование
   
Недостачи от потери и пор- чи ценностей  
Страховые резервы По видам резервов, долям перестраховщиков в резервах и изменениям резервов
Резервы предстоящих расходов По видам резервов
Расходы будущих периодов По видам расходов
Доходы будущих периодов 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов 2. Безвозмездные поступления 3. Предстоящие поступления, задолженно- сти по недостачам, выявленным за про- шлые годы 4. Разница между суммой, подлежащей изы- сканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей
Прибыли и убытки  

Окончание приложения 1

 

  ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
Арендованные основные средства  
Товарно-материальные цен- ности, принятые на ответст- венное хранение  
Оборудование, принятое для монтажа  
Бланки строгой отчетности  
Списанная в убыток задолженность неплате- жеспособных дебиторов  
Обеспечения обязательств и платежей полученные  
Обеспечения обязательств и платежи  

 

выданные    
Износ основных средств  
Основные средства, сданные в аренду  

Приложение 2

 

 

Для заметок


 
Для заметок

Счета синтетического учета, предназначенные для отражения операций по страховой деятельности

 

Наименование счета Функциональное назначение счета
Счет 22 «Выплаты по догово- рам страхования, сострахования и перестрахования» Предназначен для учета страховых выплат и возвращенных стра- ховых премий и выкупных сумм. Учет организуется по субсчетам: 22-1 «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)» 22-2 «Страховые выплаты по договорам сострахования» 22-3 «Страховые выплаты по договорам, принятым в перестрахо- вание» 22-4 «Доля перестраховщиков в страховых выплатах» 22-5 «Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы»
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» Предназначен для учета: расходов на ведение дела, управленче- ских расходов, уплаченных комиссионных и брокерских вознаграж- дений, тантьем, сборов
Счет 58 «Финансовые вложе- ния» Предназначен для учета финансовых вложений, в том числе и в порядке инвестирования страховых резервов. Учет организуется по видам финансовых вложений, эмитентам и другим признакам ценных бумаг. Целесообразно выделять обособленный субсчет «Займы по страхованию жизни»
Счет 76 Предназначен, кроме прочего, для расчетов по регрессным искам.

 

«Расчеты с разными дебиторами и креди- торами» Необходимо использовать субсчет 2 «Расчеты по претензиям», выделив аналитическую позицию «Расчеты по регрессным искам»
Счет 77 «Расчеты по страхо- ванию, сострахованию и перестрахованию» Предназначен для расчетов со страхователями, сострахователями, перестрахователями, перестраховщиками, а также страховыми посредниками по страховым премиям, страховым выплатам, возна- граждениям. Выделяются субсчета: 77-1 «Расчеты по страховым премиям (взносам) со страхователями» 77-2 «Расчеты со страховщиками, участниками договора сострахо- вания» 77-3 «Расчеты по договорам, принятым в перестрахование» 77-4 «Расчеты по договорам, переданным в перестрахование» 77-5 «Расчеты по страховым премиям (взносам) со страховыми агентами, страховыми брокерами» 77-6 «Расчеты по депо премий» 77-7 «Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами по вознаграждению»

Окончание таблицы 1

 

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» Предназначен для учета прочих доходов и расходов. Необходимо выделить в аналитическом учете доходы и расходы, связанные с осуществлением страховых операций
Счет 92 «Страховые премии (взносы)» Предназначен для учета страховых премий (взносов) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. Учет организуется по субсчетам: 92-1 «Страховые премии (взносы) по договорам страхования (ос- новным)» 92-2 «Страховые премии (взносы) по договорам сострахования» 92-3 «Страховые премии (взносы) по договорам, принятым в пере- страхование» 92-4 «Страховые премии (взносы) по договорам, переданным в перестрахование»
Счет 95 «Страховые резервы» Предназначен для учета технических резервов по видам страхова- ния иным, чем страхование жизни, резервов по страхованию жизни, резервов по обязательному медицинскому страхованию, а также для отражения доли участия перестраховщиков в формировании резервов. Рекомендовано организовывать учет с использованием субсчетов: по видам страховых резервов; долям перестраховщиков в страховых резервах; по результатам их изменений
Счет 96 «Резервы предстоя- щих расходов» Предназначен для учета предстоящих расходов, под которые в соответствии с учетной политикой страховой организации создают- ся резервы. Кроме того, счет используется для учета резерва пре- дупредительных мероприятий. Для этого необходимо выделить субсчета: 96-1 «Резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования»

96-2 «Резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования»

 

На основе вышеуказанных нормативных документов страховые органи- зации разрабатывают рабочий план счетов, учитывающий особенности дея- тельности и необходимый уровень аналитичности показателей.

Следует отметить, что план счетов регламентирует порядок ведения только синтетического учета. Ведение учета по аналитическим счетам, ука- занным в развитие синтетических, носит рекомендательный характер. Стра- ховая организация может самостоятельно уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета исходя из тре- бований законодательства и решения задач по управлению компанией, со- ставлению финансовой и налоговой отчетности.

Сформированный таким образом рабочий план счетов является элемен-

том учетной политики организации.

В бухгалтерском учете страховых организаций применяются общепри- нятые правила, положения и нормативы по учету основных средств, немате- риальных активов, материалов, их выбытия и реализации, учету капитальных вложений, арендных обязательств, денежных средств, учету расчетов по за- работной плате, расчетов с подотчетными лицами и прочих расчетов с персо- налом, учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами, расчетов по вкладам учредителей в уставный ка- питал, учету заемных средств и средств фондов, формируемых за счет при- были. Учет этих операций ведется страховщиками так же, как и всеми ос- тальными хозяйствующими субъектами. В Плане счетов бухгалтерского уче- та страховых организаций отсутствуют счета, используемые для производственной и торгово-посреднической деятельности, однако присутст- вуют счета, предназначенные для отражения страховых операций.

 

 

22B1.2. Нормативно-правовая база ведения учета

 

Правовое регулирование бухгалтерского учета в страховых организациях базируется на общей нормативной базе ведения бухгалтерского учета в РФ.

Можно выделить четыре основных уровня регулирования:

• общезаконодательный;

• нормативный (стандарты);

• методический;

• рабочие документы организации.

Первый уровень представлен законами и иными законодательными ак-

тами (постановлениями правительства, указами президента). В документах этого уровня прямо или косвенно регулируется постановка бухгалтерского учета в организациях, определяется общий (рамочный) порядок его ведения. К документам этого уровня относятся:

• Гражданский кодекс РФ.


• Налоговый кодекс РФ.

• Федеральные законы (например, «Об организации страхового дела в

Российской Федерации» и др.).

• Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от

21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с дополнениями и измене- ниями). Данный закон определил статус бухгалтерского учета для коммерче- ских и некоммерческих организаций, закрепил обязательность его ведения юридическими лицами (подтвердив соответствующую норму ГК РФ). На ос- новании Закона «О бухгалтерском учете» общее методологическое руково- дство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Основными целями первого уровня регулирования бухгалтерского учета являются:

• обеспечение единообразия учета имущества, обязательств, хозяйст- венных операций в организациях различных отраслей и сфер деятель- ности;

• составление и представление сопоставимой и достоверной информа-

ции, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской

Федерации» установлено, что план счетов, правила ведения бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страхов-

щиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по ре-

гулированию страховой деятельности – Министерством финансов Российской

Федерации и Федеральной службой государственной статистики РФ.

Второй (нормативный) уровень системы регулирования составляют по-

ложения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они утверждаются

Минфином России и обобщают принципы и правила ведения бухгалтерского учета. В стандартах изложены основные положения, относящиеся к отдель- ным участкам учета, без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

К регулирующим документам второго уровня относятся:

«Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

«Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008).

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностран-

ной валюте» (ПБУ 3/2006).

«Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

«Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

«Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

«События после отчетной даты» (ПБУ 7/98).

«Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01).

«Доходы организации» (ПБУ 9/99) – кроме доходов от договоров страхо-

вания, сострахования и перестрахования.

«Расходы организации» (ПБУ 10/99) – кроме расходов от договоров страхования, сострахования и перестрахования и др.


Основной целью документов второго уровня регулирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финан- совой отчетности.

Третий уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен методическими указаниями, в которых раскрывается кон-

кретный механизм применения общих принципов: инструкции, рекомендации и т.п. Часть методических указаний утверждается приказами Минфина Рос- сии и затрагивает общие вопросы бухгалтерского учета, например, Методи-

ческие указания по учету основных средств (утвержден приказом МФ РФ от

2006.1998 г. № 33н).

Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и

Инструкция по его применению (утверждена приказом Минфина от

31.10.2000 № 94н). Этот план счетов применяется субъектами хозяйственной деятельности всех форм собственности и организационно-правовых форм

(кроме кредитных и бюджетных), ведущих учет методом двойной записи. Для отражения специфики страховой деятельности общий План счетов дополнен

положениями, содержащимися в приказе Минфина России «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его

применению» от 04.09.2001 г. № 69н (приложение 1).

Целями документов третьего уровня регулирования является конкрети- зация приемов ведения учета определенных операций (например, основных средств), а также учет отраслевой специфики (в т.ч. страхового дела).

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие докумен- ты организации, формирующие конкретные приемы ведения бухгалтерского учета в методическом, организационном и техническом аспектах. Эти доку-

менты разрабатываются самой организацией или консультационными фир- мами по ее заказу. При их разработке следует опираться на документы пре- дыдущих уровней системы регулирования. Так, учетная политика страховой

организации базируется на стандарте ПБУ 1/2008, правила формирования страховых резервов – на соответствующем документе третьего уровня, рабо- чий план счетов – на Плане счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности организации и т.д.

Необходимость разработки документации на уровне хозяйствующего субъекта диктуется еще и тем, что документы первых трех уровней регули- руют конечный продукт учетного процесса, т.е. те вопросы, которые должны

быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поэтому нет необ- ходимости в стандартизации некоторых учетных процессов (документообо- рот, оплата труда). Разработать правила ведения учета таких операций орга-

низация должна самостоятельно.

Таким образом, четвертый уровень системы регламентации бухгалтер-

ского учета позволяет сочетать особенности каждого хозяйствующего субъ-


екта (организационно-правовые, отраслевые, географические и др.) с требо-

ваниями единообразия ведения учета и соблюдения законности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее вре- мя в РФ сформировалась многоуровневая система нормативного регулирова- ния бухгалтерского учета, которая позволяет предприятиям и организациям всех отраслей и форм собственности функционировать в условиях рыночной экономики и расширения международного сотрудничества.

 

 

23B1.3. Общие принципы ведения учета

 

Для предоставления информации о результатах своей экономической дея- тельности любая организация должна вести бухгалтерский учет. Кроме того, бух- галтерский учет позволяет контролировать, оценивать и планировать работу внутри самой организации.

Для того чтобы иметь возможность сравнивать результаты деятельности абсолютно разных компаний, необходимы унифицированные методики и

правила.

Под принципами бухгалтерского учета понимаются единые методо- логические правила его ведения, независимо от рода деятельности и мас- штабов предприятия.

Принцип автономности предполагает самостоятельность отдельного

экономического субъекта, хозяйственной единицы. Под таким субъектом мо-

жет пониматься, например, как одна страховая компания («головная»), так и эта же компания вместе со своими филиалами. Причем деятельность такой хозяйственной единицы рассматривается автономно от частной деятельности ее учредителей, совладельцев, работников.

В практике ведения учета очень важен принцип идентификации, или вре-

менной определенности, т.е. установление момента совершения операции.

Существует два метода ведения учета: кассовый и начислений. До 2002 г. стра-

ховые организации вели учет кассовым методом, т.е. приступали к учету в мо-

мент реального движения денежных средств, их получения или расходования.

С 2002 года страховщики ведут бухгалтерский учет методом начислений. В соответствии с ним результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения и отражаются в регистрах бухгалтерского учета тех пе-

риодов, к которым относятся. Учетная информация, полученная методом на- числений, позволяет оценить не только факт получения или уплаты денежных средств, но и объем обязательств по их уплате или же возможные источники

получения.

Руководствуясь этим методом, страховые организации должны факт хо-

зяйственной деятельности (в первую очередь, заключение договоров страхо-

вания) относить к тому отчетному периоду, в котором он был совершен, неза- висимо от времени фактического поступления или уплаты денежных средств, связанных с этим фактом.


Принцип объективности требует отражения в бухгалтерском учете толь- ко тех операций, которые совершены и имеют поддающееся количественному выражению денежное значение.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» кри-

терием объективности является наличие первичных учетных документов.

Именно первичные учетные документы подтверждают как сам факт соверше- ния операции, так и ее размеры в натуральном и/или денежном измерении. Например, при страховании имущества юридического лица заключается до- говор в письменном виде. Один экземпляр договора предоставляется страхо- вателю, другой – остается у страховщика. Этот экземпляр договора и выстав- ленный счет являются основанием для бухгалтерского учета, возникает деби- торская задолженность в размере начисленной страховой премии. После уплаты страхователем страховой премии (взноса) в соответствии с оплачен- ным счетом и банковскими документами в учете фиксируется поступление денежных средств на счет страховщика с одновременным погашением деби- торской задолженности.

Принцип осмотрительности (консерватизма) имеет особую актуальность в условиях рыночной экономики, поскольку предполагает осторожность при

формировании суждений. Согласно этому принципу активы или доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы – занижены. Применение

этого принципа обеспечивает бAо;´EAльшую готовность к учету потерь (расходов)

и пассивов, чем возможных доходов и активов. Данный принцип надежно за-

щищает компании от неуместных завышенных ожиданий.

Примером реализации принципа осмотрительности в страховой практике может служить формирование резервов убытков. Если страховщик получил





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.046 с.)