Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподаватель – Василевич Светлана Михайловна↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Преподаватель – Василевич Светлана Михайловна Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители.
Хозяйственный учет — это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений с целью контроля и эффективного управления. Виды: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет применяется для наблюдения, контроля и получения сведений об отдельных хозяйственных процессах в кратчайшие сроки после их совершения. Отличительная черта опер. учета - быстрое, своевременное получение инф-ции, необходимой для оперативного рук-ва. Данные опер. учета получают из первичных и сводных учетных документов. Для быстроты исп-ния данные могут не фиксироваться и исп-ться немедленно после их получения. Информативность опер. учета ограничивается рамками цеха, отдела, службы и не обобщает в денежном измерителе всю деят-сть орг-ции. В нем испытываются преимущественно натуральные и трудовой измерители. Статистический учет изучает массовые (количественные) социально-экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной орг-ции. Стат. учет позволяет определять как колич-ные, так и кач-ные показатели (объем пр-ва, его динамику, фонд з/п, производительность труда). Он является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия, и использует 3 измерителя: натуральный, трудовой и денежный. Используются также данные оперативного и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения инф-ции в денежном выражении об имуществе, обязательствах орг-ций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета. В системе бух. учета выделяют следующие виды учета:
· финансовый учет отражает конечные показатели деят-сти орг-ции.;
· управленческий учет предназначен для информирования аппарата управления организации, не подлежит разглашению;
· налоговый учет обеспечивает внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью установления налогооблагаемой базы при расчете налогов и исчисления их суммы, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.
Измерители, применяемые в хозяйственном учете, их виды, взаимосвязь и значение.
Натуральные измерители позвол. кол-нно отразить объекты учета в единицах массы, объема, длины, площади, счета. Используется для учета кол-ва однородных материальных ценностей и обобщения информации об их состоянии и изменении. Для получения качественной хар-ки объектов используют условно-натуральные измерители (киловатт-часы, тонно-километры), отражающие однородные по назначению, но разные по кач-ным хар-кам объекты учета. Они необходимы для текущего контроля за сохранностью матер. ценностей и принятия оперативных управленческих решений. Использование натур. измерителей обеспечивается весо-измерительными приборами (весы, электросчетчики и т. д.).
Трудовые измерители позволяет оценить кол-во затраченного труда и измерить его в ед. рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни). Сфера применения их ограничена, поэтому используется совместно с натур. измерителями. На их основе формир. показатели трудоемкости пр-ции, отдельных труд. операций, трудоемкости работ. На основании инфо о затратах труда, выраженных в трудовых измерителях, исчисляют и начисляют заработную плату персоналу п/п, определяют показатели производительности труда.
Денежные измерители, занимающие центральное место в учете, явл. обобщающими, т. к. позволяют обобщить разнородные объекты учета, хоз. явления и процессы в денежном выражении. Только с помощью ден. измерителей, примен. в сочетании с др. видами измерителей, можно подсчитать общую стоимость имущества организаций, определить производительность труда, себестоимость продукции и рентабельность, установить цены, осуществить кредитные, расчетные и другие хозяйственные операции, а также свести все это в соответствующих показателях бухгалтерского баланса и других формах бухгалтерской отчетности. Используются для планирования, управления и контроля за хозяйственной деятельностью.
Классификация хозяйственных средств предприятия (активы).
Состав хозяйственных средств предприятия определяется содержанием его деятельности. Но каждому предприятию для осуществления эффективной хозяйственной деятельности необходимы трудовые ресурсы, недвижимое имущество, оборудование, материалы, денежные средства и т. п. В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами.
В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению.
По составу активы предприятия подразделяются на оборотные и внеоборотные активы
Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.
По размещению оборотные активы делятся на активы, которые используются:
в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции; сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п. Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.
Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п. Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.
Состав хозяйственных средств предприятия
Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию. К нематериальным активам относятся авторские права на интеллектуальную собственность, права на использование программ для ЭВМ, баз данных, патенты на изобретение и ноу-хау,
промышленные образцы, товарные марки и знаки, деловая репутация фирмы и т.п. Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции в виде амортизационных отчислений.
Основные средства и нематериальные активы так же, как и оборотные активы, могут быть использованы:
в сфере производства — здания цехов, станки, вычислительная техника, промышленные образцы и т.п.; сфере обращения — здания складов, автотранспорт, программы складского учета и т. п. Основные средства и нематериальные активы составляют производственную базу предприятия. Счета и двойная запись. Важнейшим элементом информационной системы бухгалтерского учета является бухгалтерский счет. Бухгалтерские счета открываются на каждый вид актива и пассива и позволяют ответить на вопрос: что (какой объект бухгалтерского наблюдения) учитывается на счете? Каждый счет имеет название (наименование) и код (номер шифр), обозначающие вид учитываемого объекта. Например, счет 80 «Уставный капитал», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса». Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них всех текущих изменений в состоянии имущества предприятия и источников его формирования под воздействием хозяйственных операций. Другими словами, в счетах записываются хозяйственные операции. Таким образом, бухгалтерский счет - это локальная система, в процессе формирования которой под воздействием хозяйственных операций осуществляется учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением экономически однородного объекта. Движение каждого объекта учета происходит только в двух направлениях: в сторону увеличения и в сторону уменьшения. Например, задолженность перед поставщиками может увеличиваться или уменьшаться (погашаться). Поэтому в целях раздельного отражения увеличения и уменьшения объекта бухгалтерского учета счет делится на две части в форме двусторонней таблицы. Левая часть ее называется «дебет», а правая - «кредит». В начале таблицы дается код и название счета (рис. 4.1 ). Сумму итога записей всех хозяйственных операций по дебету счета принято называть оборотом по дебету или дебетовым оборотом. Сумму итога записей всех хозяйственных операций по кредиту счета принято называть оборотом по кредиту или кредитовым оборотом. Остаток или сальдо счета обозначает наличие объекта учета на определенный момент времени (на начало дня, на первое число месяца, квартала). Существует начальное и конечное сальдо (остаток). Начальный остаток по конкретному счету равен сумме соответствующей статьи баланса на начало отчетного периода, а конечный остаток выводится путем подсчета и переносится в баланс по окончании отчетного периода. Бухгалтерские действия по выбору из баланса показателей, характеризующих объект наблюдения на начало отчетного периода, и переносу их как начальное сальдо на бухгалтерские счета называются открытием счета. В зависимости от получения показателей о средствах или источниках образования средств счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные. Активные счета - это счета, на которых ведется учет средств (имущества, активов) предприятия. Активные счета открываются на основании статей актива баланса. Активные счета характеризуются следующими признаками: 1. В активном, счете остаток или сальдо отражается всегда в дебете. Кредитовое сальдо в активном, счете свидетельствует о допущенной ошибке. 2. Поступление средств на предприятие (увеличение активного счета) отражается по дебету, а выбытие средств (уменьшение активного счета) отражается по кредиту. 3. Увеличение значения в кредите активного счета приводит к уменьшению значения в дебете счета. Рис. 4.2. Схема активного счета . Таким образом, в активном счете по дебетовой (левой) стороне отражаются начальный и конечный остаток, операции по увеличению средств предприятия, а по кредитовой (правой) стороне - one-рации, отражающие уменьшение средств. Используя обозначения, приведенные в схеме, можно записать формулу выведения конечного остатка активного счета: Пример. Допустим, на складе предприятия на 1.09.200Х г. было материалов на сумму 30 000 руб. В течение сентября от поставщиков поступило материалов сначала на сумму 12 000 руб., а потом на сумму 15 000 руб. На нужды производства было отпущено материалов на 44 000 руб., на ремонт оборудования было использовано 10 000 руб. В конце месяца на склад были оприходованы возвратные отходы, стоимостью 2 000 руб. Необходимо определить конечный остаток по счету «Материалы». Пассивные счета - это счета, на которых ведется учет источников формирования имущества предприятия (пассивов). Пассивные счета открываются на основании статей пассива баланса. Пассивные счета характеризуются следующими признаками: 1. В пассивном счете остаток или сальдо отражается всегда в кредите. Дебетовое сальдо в пассивном счете свидетельствует о допущенной ошибке. 2. Увеличение источника средств предприятия (увеличение пассивного счета) отражается по кредиту, а уменьшение источника средств (уменьшение пассивного счета) отражается по дебету. 3. Увеличение значения в дебете пассивного счета приводит к уменьшению значения в кредите счета. Рис. 4.3. Схема пассивного счёта Таким образом, в пассивном счете по кредитовой (правой) стороне отражаются начальный и конечный остаток, операции по увеличению источников имущества предприятия, а по дебетовой (левой) стороне - операции, отражающие уменьшение источников формирования имущества. Используя обозначения, приведенные в схеме, можно записать формулу выведения конечного остатка пассивного счета: Пример. Допустим, на 1.09.200Х г. задолженность перед поставщиками составляла 45 000 руб. В течение месяца она увеличилась на 11 000 руб. (10 сентября) и 5 000 руб. (27 сентября). Предприятие оплатило за сентябрь счета поставщиков на суммы: 23 000 руб., 10 000 руб., 4 000 руб., 18 000 руб. Определите конечный остаток по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расположение сальдо (в дебете или кредите счета) зависит от местонахождения объекта учета в бухгалтерском балансе. Активы располагаются на левой стороне баланса, следовательно, сальдо на счетах активов (и соответственно увеличение) должно помещаться на левой стороне счета, т.е. по дебету. Для пассивов налицо противоположная картина: пассивы располагаются на правой стороне баланса, следовательно, сальдо на счетах пассивов (и соответственно увеличение) должно помещаться на правой стороне счета, т.е. по кредиту. Два правила записи хозяйственных операций сформулированы югославским исследователем Иво Дутковичем:
Кроме счетов с дебетовым или кредитовым (одним) сальдо в бухгалтерском учете применяются счета, у которых имеют место два сальдо: по дебету и кредиту одновременно. Такие счета называют активно-пассивными. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к пассивам. Так, на счете 75 «Расчеты с учредителями» сальдо по дебету отражает дебиторскую задолженность владельцев (вторых лиц) по взносам в уставный капитал. Сальдо в кредите этого счета показывает задолженность предприятия перед его владельцами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов). Активно-пассивные счета имеют одновременно два остатка. Это явление называется развернутым сальдо. При составлении баланса дебетовое сальдо следует показывать в активе, а кредитовое - в пассиве. В такой схеме конечные остатки исчисляются, исходя из природы активного и пассивного счетов: В практике ведения бухгалтерского учета развернутое сальдо по активно-пассивному счету можно исчислить только в случае детализации учетных записей. Почти столетие назад П. Герснер считал недопустимым сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности (т.е. сведение развернутого сальдо в одно), так как терялся экономический смысл хозяйственных операций и их влияние на учитываемые объекты. Тем более это неоправданно в условиях рынка. По всей вероятности, у активно-пассивных счетов нет будущего. Активные, пассивные и активно-пассивные счета принято называть балансовыми счетами, так как они соответствуют статьям актива и пассива баланса. 4.2. Сущность двойной записи Природа экономических явлений объяснима объективными законами естествознания, согласно которым ничего не возникает из ничего, материя переходит из одного состояния в другое. Так и в экономике: любой хозяйственный факт имеет два адреса: изменения одного объекта наблюдения вызывают изменения на такую же величину другого объекта. Например, при поступлении от покупателей денег на расчетный счет предприятия увеличивается сумма денег на расчетном счете и уменьшается дебиторская задолженность покупателей. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете отражаются с помощью двойной записи. Двойная запись - это метод отражений суммы отдельной хозяйственной операции не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета. Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами, а связь между счетами - корреспонденцией счетов. Например, счет 50 «Касса» может корреспондировать со счетами 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п. Если подобная связь между счетами отсутствует, то о таких счетах принято говорить, что они не корреспондирующие. Так, счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», исходя из своей экономической сущности, не может корреспондировать со счетом 80 «Уставный капитал», а счет 01 «Основные средства» - со счетом 42 «Торговая наценка» и т.д. Саму запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета или, другими словами, указание корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Бухгалтерская проводка, составленная на основании хозяйственной операции «Материалы на сумму 12 тыс. руб. поступили в основное производство», выглядит следующим образом: Двойная запись представляет собой так называемую «диаграфическую запись». Так как при помощи двойной записи сумма каждой хозяйственной операции отражается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого, то всегда будет соблюдаться равенство итогов дебетовых оборотов всех счетов кредитовым оборотам всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенной ошибке. В этом заключается контрольное значение двойной записи. Пример 6.7. Пример ведения синтетического и аналитического учета на счете 10 "Материалы" на фабрике трикотажных изделий представлен в табл. 6.17. Таблица 6.17 Синтетический счет 10 "Материалы" (счет 1-го порядка)
Ведение аналитического и синтетического учета имеет следующие особенности: – аналитический учет – это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется учет заработной платы по каждому работнику; – синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах; – система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности; – синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете. Аналитический счет
В рассмотренном примере видно, что записи на аналитических счетах ведутся в развитие синтетического счета на той же стороне, что и на синтетическом счете. Начальное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (4600 = 2000 + 2600). Оборот по дебету синтетического счета равняется сумме оборотов по дебету аналитических счетов (12 000 = 7000 + 5000). Оборот по кредиту синтетического счета равняется сумме оборотов по кредиту аналитических счетов (10 000 = 6000 + 4000). Конечное сальдо синтетического счета равняется сумме сальдо аналитических счетов (6600 = 3000 + 3600). Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие аналитического учета, называются простыми (касса, расчетный счет и т.д.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (расчеты с подотчетными лицами, основные средства). Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение счета «Расчеты с подотчетными лицами» открывают аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов. Первые (после синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет – промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счетами. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов, а сами субсчета, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Например, в дополнение к синтетическому счету «Материалы» в хлебопекарне можно открыть субсчета: «Сырье», «Полуфабрикаты», «Топливо» и т.д. В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахар и т.д.). «Материалы» – синтетический счет (10)
При этом «Материалы» относятся к счетам I порядка, субсчета – сырье, полуфабрикаты, топливо – к счетам II порядка; каждый из перечисленных счетов может детализироваться на такие счета, как «Сырье в переработке», «Сырье на складе», «Сырье оплаченное» и т.д., это аналитический счет III порядка; далее детализируются данные аналитического счета «Сырье на складе», в его развитие открываются аналитические счета: «Мука», «Сахар», «Дрожжи» и т.д., это аналитические счета IV порядка; далее детализируется аналитический счет «Мука» и открываются счета «Мука I сорта», «Мука II сорта», «Мука высшего сорта» и т.д., это аналитические счета V порядка. Количество групп счетов аналитического учета может быть очень большим и зависит от сложности хозяйственной деятельности предприятия, целей и задач учета. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение данных текущего учета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные на счетах данные об оборотах и остатках хозяйственных средств и их источников используются для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Поэтому они должны быть достоверными и правильными. В течение отчетного периода в учетных записях могут быть допущены ошибки различного характера: указана неправильная сумма, сделана запись только на одном счете, одна и та же запись отражена дважды и т.д. Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета, а также для принятия управленческих решений необходимо иметь обобщенные данные. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам.
Рассмотрим сначала порядок составления оборотной ведомости по синтетическим счетам. Она представляет собой таблицу, в первой графе которой записываются наименования всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии, а далее располагаются три пары колонок:
· остатки по счетам на начало отчетного периода;
· дебетовые и кредитовые обороты по счетам за отчетный период;
· остатки по счетам на конец отчетного периода или на начало следующего.
Для составления оборотной ведомости по синтетическим счетам используем данные примера и перенесем в нее сальдо и обороты из синтетических счетов.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март 200г.
По данным таблицы видно, что из всех синтетических счетов в оборотную ведомость записываются начальные остатки, обороты по дебету и кредиту и конечные остатки. В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно соблюдаться три равенства: 1. Сальдо начальное по Дт = Сальдо начальное по Кт. 2. Сумма оборотов по Дт всех счетов = сумме оборотов по Кт всех счетов. 3. Сальдо конечное по Дт = сальдо конечное по Кт. То есть конечные итоги дают три пары равных результатов. Эту ведомость еще называют оборотным балансом. Равенство итогов начальных сальдо (гр.1 = гр.2) объясняется тем, что сумма средств всегда равна сумме их источников, которые отражены в балансе на начало отчетного периода. На этом же основано и равенство итогов конечных сальдо (гр.5 = гр.6). Равенство итогов оборотов (гр.3 = гр.4) объясняется применением в учете двойной записи. Отсутствие равенства итогов в графах говорит о том, что при записи на синтетических счетах или при подсчете допущены ошибки, которые необходимо выявить. Если не сходятся итоги начальных сальдо (гр.1 и гр.2), это свидетельствует о том, что неправильно записаны начальные сальдо из баланса. Если не сходятся итоги оборотов (гр.3 и гр.4), ошибку следует искать в нарушении принципа двойной записи (запись сделана только на одном счете или на счетах записана неодинаковая сумма). При правильном отражении начальных сальдо и соблюдении принципа двойной записи итоги гр.5 и 6 не совпадают только из-за неправильного подсчета сальдо на конец периода. Тождественность синтетического и аналитического учета определяется с помощью оборотных ведомостей по аналитическим счетам и взаимной сверки их с итогами соответствующих синтетических счетов. Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются для всех счетов группы, ведущихся внутри одного синтетического счета или субсчета. Составим оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за март 200г.
В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов в оборотной ведомости по аналитическим счетам, как правило, не совпадают (они могут совпадать лишь случайно). Для проверки правильности ведения синтетического и аналитического учета следует сравнить конечные итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам с данными синтетического счета и оборотной ведомости по синтетическим счетам «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Равенство начального сальдо, оборотов по дебету и кредиту, конечного сальдо подтверждает тождественность синтетического и аналитического учета, что имеет большое значение для контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами. Более подробные сведения об оборотах предприятия получают из шахматной оборотной ведомости. Шахматная оборотная ведомость обобщает данные об оборотах по счетам и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов. Сумма оборотов по дебету счетов должна всегда равняться сумме оборотов по кредиту счетов. Основной принцип заполнения шахматной оборотной ведомости в том, что она составляется на основе бухгалтерских проводок, которые были в отчетном периоде. Сумма записывается один раз в клетку, в которой пересекается Д одного счета с К другого корреспондирующего с ним счета, поэтому итог оборотов всех дебетируемых счетов равен итогу всех кредитуемых счетов. Составлению оборотов по синтетическим счетам предшествует составление шахматной оборотной ведомости. Из содержания и строения шахматной оборотной ведомости видно, что она позволяет обеспечивать жесткий контроль за полнотой проведенных хозяйственных операций и правильностью составления проводок. |
Учет процесса снабжения.
Процесс снабжения представляет собой совокупность хозяйственных операций по обеспечению организации предметами труда, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Бухгалтерский учет охватывает весь процесс снабжения, начиная с заготовления материалов до отпусков производства.
Операции снабжения учитываются только в количественном выражении в отделе снабжения и на складах. В плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены следующие счета для учета приобретенных материальных ценностей:
10 – материалы в разрезе субсчетов.
41 – товары.
15 – заготовление, приобретение материалов.
16 – отклонения в стоимости материалов.
18 – налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.
В учете процесса снабжения выделяют покупную стоимость приобретенных материалов и транспортно-заготовительные расходы.
Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) составляют фактическую себестоимость приобретенных материалов.
В бухгалтерском балансе материалы учитываются только по фактической себестоимости. При поступлении материалов от поставщиков на их покупную стоимость составляется следующая корреспонденция счетов:
1 операция
поступили материалы от поставщиков без НДС – Д10 К60
2 операция
на сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60
Расходы по доставке могут отражаться по дебету счетов 15 или 16. Организация для учета приобретения материалов может использовать один из следующих вариантов учета:
1) с использованием счетов 15 и 16. При данном варианте составляется следующая корреспонденция счетов:
1. Акцептован счет поставщика за приобретенные материалы без НДС – Д15 К60
2. На сумму НДС по поступившим материалам – Д18 К60
3. Оприходованные на склад по учетным ценам материалы, поступившие от поставщиков – Д10 К15
4. Списываются отклонения в стоимости материалов - Д16 К15
Отклонения могут быть получены со знаком + или -
перерасход +
экономия –
При втором варианте учете материалов счет 15 не используется. В данном случае при поступлении материалов по учетным ценам составляется проводка Д10 К60. На сумму НДС Д18 К60 и на сумму ТЗР Д16 К60.
При покупке основных средств и нематериальных активов все затраты по их приобретению относятся в дебет счета 08. Называется вложением в долгосрочные активы. Со склада материалы отпускаются в производство для изготовления продукции.
Учет процесса производства.
Процесс производства - это операции по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.
В производственном процессе используются материальные и трудовые ресурсы, а также средства труда, которые обеспечивают процесс производства. Общая сумма расходов организации составляет себестоимость продукции.
Себестоимость, которая складывается в процессе производства, называется фактической производственной себестоимостью.
Основными задачами учета процесса производства являются:
Формирование своевременной полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции.
Определение полной фактической себестоимости всей изготовленной продукции и отдельных ее видов.
Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, учитываются по дебету счетов 20 (основное производство) и 23 (вспомогательные производства).
Косвенные затраты учитываются по дебету счетов 25 (общепроизводственные затраты) и 26 (общехозяйственные затраты).
В конце отчетного периода собранные на счетах 25 и 26 косвенные затраты распределяются и списываются дебет счетов 20 и 23.
Фактическая себестоимость готовой продукции, работ, услуг определяются по формуле:
Себестоимость готовой продукции = Сальдо на начало месяца + оборот по дебету 20 – оборот по кредиту 20 – Сальдо на конец месяца (НЗП).
Фактическая себестоимость ГП после калькулирования в конце месяца подлежит списанию проводкой Д43 К20.
Параллельно с синтетическим учетом ведетс
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.018 с.)