Понятие и сущность двойной записи на счетах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность двойной записи на счетах



Виды балансов

Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств (по видам и размещению, по источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенную дату. Он содержит информацию об имущественном и финансовом состоянии предприятия.

Существуют разные виды бухгалтерских балансов:

Вступительный (организационного) баланс составляется на момент возникновения организации. Баланс заново создаваемых организаций состоит в основном из денежных вкладов и организационных расходов. Для существующих организаций – открытия счетов в новом отчетном году.

Периодический и годовой (операционные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). Однако периодический баланс составляется обычно на основе книжных данных, а составлению годового бухгалтерского баланса обязательно предшествует большая подготовительная работа (см. лекцию по теме № 2).

Соединительный баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой части капитала для образования новой организации.

Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.

Ликвидационный баланс формируется при ликвидации организации. Некоторые статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». Однако в ликвидационном балансе могут появиться статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы (гудвилл), стоимость патента.

Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом постатейные показатели по макету сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Сводно-консолидируемый баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.

 

Понятие о счетах БУ.

В балансе предприятия приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Для руководства хозяйственной деятельностью и принятия соответствующих управленческих решений необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы.

Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами "Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование.

Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется "сальдо. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота -дебетовый оборот (Обд) и кредитовый (Обк)

В зависимости от экономического содержания, смысла, познания, структурные счета делятся на соответствующие группы (классифицируются).

Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).

Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую однородность объектов учета.

По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:

1я - счета хозяйственных средств;

2я - счета хозяйственных процессов;

Зя - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.

Счета хозяйственных средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.

Первая группа счетов подразделяется на счета:

 Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

 Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

 Оборотных средств (10, 14,41,43);

 Нематериальных активов (04, 05);

 Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

Схема хозяйственных процессов отражает информацию о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие счета процессов:

 Процесса реализации (90);

 Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

 Процесса заготовления (11, 15, 16).

Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.

Счета источников хозяйственных средств подразделяются на:

 Счета заемных источников формирования имущества;

 Счета собственных источников формирования имущества;

В свою очередь, счета заемных источников формирования делятся на:

 Обязательства по распределению (68, 69, 70);

 Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются из:

 Счета прибылей и убытков (80);

 Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

 Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

 Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.

Построение классификации счетов по экономическому содержанию связано с производством готовой продукции и каждой его стадий.

15. Назначение активных, пассивных актив-пассивных. Все счета БУ делятся на 2 группы 1)группа счета учета хозяйственных средств активные счета 2)группа счета для учета источников образования средств пассивные счета.

Все счета для учета хозяйственных средств является активными поэтому не могут содержать кредитового остатка сальдо (S) для этих счетов существует следующая правила 1) правила остаток активного счета всегда дебетовый либо больше либо =0;

 

2)правило дебетовый оборот (т.е. оборот по дебиту для активного счета означает увеличение средств а, кредитовый оборот их уменьшение. Схема записей на активных счете имеет вид

Активный

Сн - сальдо начальное
Ск - сальдо конечное
Ска = Сна + обД - обК
Ска больше или равно 0

Строение пассивного счета все счета для учета источников образования имущества являются пассивными счетами эти счета являются зеркальное отражение активных счетов Основыне правила для пассивного счета 1) остаток по пассивному счету всегда кредитовый больше либо равен=0; 2)кредитовый оборот отражает увеличение источников средств; 3)дебитовый оборот означает их уменьшение.

 

Скп = Снп + обК - обД
Скп больше или равно 0

Активно пассивные счета бывают 2-х видов 1) с односторонним сальдо (дебитовый или кредитовый) 2)с двустроним сальдо (кредитовый и дебетовый одновреммено). В качестве примера можно привести счет прибыли и убытки в котором прибыль отражается по кредиту а, убыток по дебету. Данный счет в разные отчетные периоды бывает либо активный либо пассивным.

Счет 99 по дебету - убыток, по кредету - прибыль
Ск убыток = Сн убыток + обД
Ск прибыль = Сн прибыль + обК
Сальдо начальное - это остаток на момент открытия счета.
Сальдо конечное - остаток на момент закрытия счета.
Оборот по дебету (кредиту) - это сумма хозяйственных операций, записанных по дебету (кредиту) данного счета. Открыть счет - значит, вынести сальдо конечное из сальдового баланса.
Закрыть счет - значит, подсчитать обороты по дебету и кредиту данного счета.

16. Счета синтетического и аналит. учета. Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета, дающие обобщенные сведения о наличии и движении имущества, источников, обязательств. На синтетических счетах учет ведется по видам средств или их источников только в стоимостном выражении. Это счета первого порядка.

Аналитические счета - это счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета. При ведении учета с помощью аналитических счетов могут использоваться денежные показатели, трудовые и натуральные. Это счета третьего порядка.

Аналитический учет кредитов и займов ведется по кредитным организациям и другие заимодавцем предоставившим их. Для учета кредитных операций при журнально-ордерной форме учета предназначен журнал ордер№4. Долгосрочные кредиты и займы могут учитываться 2-способами.

1)на счете 67 до истечения срока их погашения.

2)на счете 67 но до срока их погашения не останется года после этого сумма кредита переводится на счет 66 однако в ПБУ 15 упразднено требование переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную. Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов также как в счете 66 ведется по взаимодатцам.

На синтетических счетах предназначена обобщенная или укрупненная информация о объектах БУ.

Перечень синтетических счетов предназначена в плане счетов на аналитических счетах отрожается более детальная информация. Все аналитические счета организации открывают самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности отражения хозяйственных операций на синтетических счетах принято называть синтетическим учетом, а на аналитических (аналитическим учетом).

Для удобства учета между аналитическим и синтетическим счетам введены суб счета которые также регламентированы министерством финансам и планом счетов таким образом в практике учета принято использовать 3 уровня счета 1-го порядка синтетические счета, счета 2-го порядка субсчета, счета 3-го порядка аналитические счета. Между счетами всех уровней существует не разрывная связь которую можно выразить принципом соблюдение 3 равенств.

1-равенство остаток счета высшего уровня = Сумме остатков счетов следующего уровня, 2- оборот по дебету счета высшего уровня = сумме оборотов по дебету счетов следующего уровня.3-оборот по кредиту счета высшего уровня =сумме оборотов по кредиту счетов следующего уровня.

Формы бухгалтерского учета.

Форма б.у. - строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.

1) Автоматизированная форма б.у. - форма, которая предусматривает использование электронно-вычислительных машин.

2) Простая форма б.у. - упрощенная форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия.

3) Упрощенная форма б.у. - форма, предусматривающая ведение Книги учета хозяйственных операций, которая содержит все счета, применяемые на предприятии, и совмещает синтетический и аналитический учет.

4) Журнально-ордерная форма б.у. - форма б.у., при которой учетные данные систематизируются в специальных регистрах - журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту бухгалтерских счетов, и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по Д счетов.

5) Мемориально-ордерная форма б.у. - форма, которая предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бух. проводок (мемориальных ордеров).

Выдача займа

Если ваша организация решила дать работнику денег взаймы, необходимо заключить письменный договор, даже если сумма займа незначительна.В договоре определите сумму займа, срок, на который он выдается, а также то, как работник будет возвращать деньги (целиком или частями, вносить деньги в кассу или сумма займа будет удерживаться из заработной платы и т.д.). Ни размер займа, ни срок его погашения законодательно не ограничены.

Если срок возврата займа в договоре не указан, работник обязан вернуть деньги в течение 30 дней после того, как вы этого потребуете.

Выдав работнику заем, к счету 73 открывается субсчет 73-1 "Расчеты по предоставленным займам" проводку по дебету этого субсчета:

Дебет 73-1 Кредит 50 (51)

- сумма займа выдана работнику из кассы (перечислена с расчетного счета на счет, указанный работником). Проценты по выданному займу

В договоре что за пользование займом работник должен уплатить проценты. Договор займа предусматривает, что проценты выплачиваются ежемесячно, но установить и иной порядок их уплаты.

В учете следующие проводки:

Дебет 73-1 Кредит 91-1

- начислены проценты за пользование займом;

Дебет 50 (51) Кредит 73-1- работник выплатил сумму процентов организации.

Материальная выгода

Сумма материальной выгоды рассчитывается:

- как разница между процентами, начисленными в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, и суммой процентов, исчисленных по договору (если заем - испортил имущество организации по небрежности или неосторожности;

- потерял или неправильно оформил документы;

- допустил брак в работе.

В этих случаях сумму удерживают из зарплаты работника на основании распоряжения руководителя:

Дебет 73-2 Кредит 94 (28)

- сумма ущерба отнесена на виновное лицо;

Дебет 70 Кредит 73-2

- денежные средства удержаны из зарплаты работника.

Такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба. Если месячный срок истек, возместить ущерб можно только через суд.

Общая сумма удержаний при каждой выплате заработной платы не должна превышать 20%, а в особых случаях - 50% заработной платы работника.

Если работник возмещает ущерб, причиненный преступлением, размер удержаний не может превышать 70%.

К полной материальной ответственности работника можно привлечь лишь в некоторых случаях, например:

- с работником был заключен договор о полной материальной ответственности;

- утраченные ценности работник ранее получил на основании специального письменного договора или по разовому документу;

- полная материальная ответственность возложена на работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом;

- если работник находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

Если с работником договор о полной материальной ответственности заключен не был, а сумма причиненного им ущерба превышает его средний месячный заработок, ущерб можно попытаться возместить через суд.

Если суд отказал в иске или работник был оправдан, недостачу придется списать на убытки.

Возврат займа

Возврат займа отражайте по кредиту субсчета 73-1.

Если работник вернул заем, внеся деньги в кассу или на расчетный счет:

Дебет 50 (51) Кредит 73-1

- работник вернул деньги в кассу (на расчетный счет).

Если по согласованию с работником бухгалтерия удерживает сумму займа из заработной платы:

Дебет 70 Кредит 73-1

- деньги, причитающиеся с работника в счет погашения займа, удержаны из заработной платы.

33.Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы.

На выданные под отчет суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аналитический учет по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Выдача подотчетных сумм

Чаще всего под отчет наличные деньги выдаются:

- в качестве аванса на командировочные расходы;

- на хозяйственные нужды (на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров, бензина через АЗС, на оплату мелкого ремонта и т.п.) Запрещается:

- выдавать подотчетные суммы работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным деньгам;

- передавать подотчетные суммы от одного работника другому.

Выданы работнику из кассы деньги под отчет:

Дебет 71 Кредит 50

- выдана работнику из кассы подотчетная сумма. Работник, получивший деньги под отчет, должен соблюдать предельный размер расчетов наличными (100 000 руб. по одному договору).

Если работник нарушит установленный лимит расчетов, организация может быть оштрафована. Сумма штрафа - от 40 000 до 50 000 рублей.

За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен штраф от 4000 до 5000 рублей

Учет финансовых вложений

Финансовые вложения-это инвестиции свободных денежных средств,в ценные бумаги с целью получения дохода и других ДС, в ценные бумаги с целью получения дохода или др.выгод.
Активы принимаются учету в качестве финн. Вложений при одновременном соблюдении следующих условий:
1) Наличие правильно оформленных документов;подтверждающих право на финансов –е вложения и получения ДС вытекающих из этих прав
2) Переход к выпуску финн-х рисков связанных с ними
3)Способность приносить владельцу эк-ю выгоду
К финн. Вложениям относится следущие инвестиции:
1. УК др. организаций
2. Ценные бумаги, в к-х дата срок и стоимость погашения определенны.
3. Представленные др-м организации займы.
4. Депозитные вклады кредитных организаций.
В практике БУ различают несколько способов оценки бумаг:
1) Номинальная-стоимость ценной бумаги
2)Рыночная стоимость.
3)Учетная стоимость-это оценка, в к-й ценные бумаги отражаются в БУ держателя
4) Балансовая стоимость-это оценка, в к-й ценные бумаги отражаются в балансе хоз-го субьекта.
Финансовые вложения приобретенные за ин.валюту в ЦБ отражаются в рублях, по курсу ЦБРФ на день принятия их к учету, для учета финн-х вложений в БУ используются сч.58, к к-му открываются суб. Сч. По видам финанс. Вложений.
1. паи и акции
2. долговые Цен.бумаги
3. Представительные займы
4. Вклады по договору простого товарищества

49 Форма оплаты труда
Формы оплаты труда – повременная и сдельная. При повременной форме сотруднику начисляется зарплата в зависимости от отработанного времени. Отработанное время указывается руководителем структурного подразделения в табеле отработанного времени. При сдельной форме сотруднику начисляется зарплата в зависимости от объёма выполненной работы, которая указывается в наряде на сдельную работу.

50 Начисление и выплата зарплаты
Учёт зарплаты ведётся на счёте 70 в корр-ии со счетами учёта затрат. При начислении зарплаты бухгалтер делает записи:Д20,23,25,26,29,44К70. Одновременно с начислениями зарплаты начисляются взносы во внебюджетные фонды: Д20,23,25,2629,44К69. При начислении взносов в соответствии ФЗ№212 принимаются след-е ставки: в пенсионный фонд уплачивается 26% для лиц 1966 года рождения и старше, для лиц 1967 года рождения и моложе прозв-ся перечисления на страховую часть пенсии по ставке 20% и накопительную по ставке 6%. Так же организация перечисляет 2,9% в фонд соц-го страхования, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1%, в территориальный фонд обязат-го мед-го страх-я 2%.
С суммы зарплаты сотрудник должен уплатить налог на доходы физических лиц по ставке 13%. При удержании НДФЛ делается запись Д70К68.Так же сотруднику предоставляются налоговые вычеты:1)400 руб на сотрудника до тех пор, пока совокупная зарплата не превысит 20000.2)1000 руб на ребёнка. Так же осущ-ся профес-е, соц-е и имущественные вычеты.
Работники могут получить след-е виды отпусков: 1)ежегодный отпуск2)дополнительный отпуск3)учебный отпуск4)по беременности и родам, по уходу за ребёнком5)без сохранения зарплаты.
При начислении зарплаты составляется расчётная ведомость, а выплачивается по платёжной ведомости. В малых организациях начисления и выплаты зарплаты осущ-ся в одном документе «Расчётно-платёжная ведомость».
Отпуск должен предоставляться сотруднику ежегодно и право на него возникает у работника по истечении 6 месяцев со дня непрерывной работы в организации Продолжительность отпускных составляет 28 календарных дней. При этом в период отпуска не включаются праздничные дни. Отпускные должны быть выплачены за три дня до начала отпуска Сумму отпускных рассчитывают исходя из среднего заработка. Отпускные начисляются в БУ такими же записями, что и зарплата.

Сумма больничных, которая должна быть выплачена сотруднику, зависит от его страхового стажа. Если стаж сотрудника 8 и более лет, то выплачивается 100% от среднего заработка. Если стаж сотрудника от 5 до 8 лет, то выплачивается 80% от среднего заработка. Если стаж до 5 лет, то выплачивается 60% от среднего заработка.
С января 2011 года при расчёта пособия средний заработок определяется за 2 календарных года, предшествуещего наступлению страх-го случая.
В расчёте среднего заработка нужно включать все выплаты, на которые были начислены взносы в ФСС. Поскольку сумма выплат, участвующая в расчёте среднего заработка величина ограниченная(бухгалтер учитывает 385000 за 2009 год и 415000 за 2010 год), то средний заработок сотрудника при начислении пособия составит 800000 руб.

Доплаты

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Размеры доплат и условия их выплаты предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют в коллективном или трудовом договоре.

Минимальный размер з/п – 4611рублей

В Омской области действует районный коэффициент – 15%

Минимальный размер з/п в Омске – 5303 рубля

В заработной плате определенные суммы составляют различные доплаты:

- за работу в ночное время (с 22-00 до 6-00) 40% надбавка за каждый час работы;

- за работу в вечернее время (с 18-00 до 22-00) 20% надбавка за каждый час работы;

- сверхурочная работа. Первый два часа в полуторном размере, а последующие в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов вгод. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно;

- выходные и праздничные дни (двойной тариф);

- временное заместительство отсутствующего работника.(при совмещении профессий оплаты производятся по договоренности);

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью, премии, вознаграждения и т.д.) определяются в пределах имеющихся средств.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Время вынужденных перерывов в работе:

- простой по вине работодателя. Оплачивается в размере 2/3 средней з\п. В соответствии со ТК РФ работодатель имеет право переводить работника на другую работу в связи с простоем с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Доплата за совмещение производится в процентах к месячному заработку или к часовой тарифной ставке заменяемого работника;

- простой, по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Оплата 2/3 тарифа или оклада;

- простой по вине работника. (не оплачивается).

За временное заместительство может доплачиваться разница между окладами замещаемого и замещающего при условии, если временно заменяющий не является штатным заместителем. Дополнительные выплаты работникам должны иметь документальное подтверждение (табель учета рабочего времени, приказы, распоряжения), при этом их сумма включается в налогооблагаемый доход для исчисления налога на доходы с физических лиц.

 

52 Расчет среднего заработка.

Средняя з/п исчисляется из фактически начисленной з/п за 12 календарных месяцев.

∑ з/п ÷ 12 ÷ 29,4 = среднедневная з/п

где, ∑з/п – это вся общая сумма выплаченной з/п в течение года

«12» – число месяцев в году

«29,4» – это расчетная величина, которая показывает число дней в месяце. Она равна 29,4 т.к. в месяцах разное ко-во дней.

К примеру, чтобы посчитать среднюю з/п за 5 дней работы в декабре нужно:

∑з/п ÷ 29,4 ÷ 31 × 5

где, ∑з/п – годовая з/п

«29,4» - это расчетная величина

«31» - это число дней в декабре

«5» - это число дней, за которые нужно посчитать з/п.

К примеру, работник в декабре отсутствовал по уважительной причине 5 дней и данная формула расчета позволяет увидеть сумму, на которую надо сократить з/п в декабре.

 

 

Виды балансов

Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств (по видам и размещению, по источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенную дату. Он содержит информацию об имущественном и финансовом состоянии предприятия.

Существуют разные виды бухгалтерских балансов:

Вступительный (организационного) баланс составляется на момент возникновения организации. Баланс заново создаваемых организаций состоит в основном из денежных вкладов и организационных расходов. Для существующих организаций – открытия счетов в новом отчетном году.

Периодический и годовой (операционные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). Однако периодический баланс составляется обычно на основе книжных данных, а составлению годового бухгалтерского баланса обязательно предшествует большая подготовительная работа (см. лекцию по теме № 2).

Соединительный баланс составляют при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.

Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой части капитала для образования новой организации.

Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации.

Ликвидационный баланс формируется при ликвидации организации. Некоторые статьи в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например бюджетно-распределительные статьи «Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов». Однако в ликвидационном балансе могут появиться статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы (гудвилл), стоимость патента.

Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом постатейные показатели по макету сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Сводно-консолидируемый баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах.

 

Понятие о счетах БУ.

В балансе предприятия приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Для руководства хозяйственной деятельностью и принятия соответствующих управленческих решений необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы.

Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами "Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование.

Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется "сальдо. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота -дебетовый оборот (Обд) и кредитовый (Обк)

В зависимости от экономического содержания, смысла, познания, структурные счета делятся на соответствующие группы (классифицируются).

Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).

Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую однородность объектов учета.

По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:

1я - счета хозяйственных средств;

2я - счета хозяйственных процессов;

Зя - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.

Счета хозяйственных средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.

Первая группа счетов подразделяется на счета:

 Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

 Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

 Оборотных средств (10, 14,41,43);

 Нематериальных активов (04, 05);

 Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

Схема хозяйственных процессов отражает информацию о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие счета процессов:

 Процесса реализации (90);

 Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

 Процесса заготовления (11, 15, 16).

Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.

Счета источников хозяйственных средств подразделяются на:

 Счета заемных источников формирования имущества;

 Счета собственных источников формирования имущества;

В свою очередь, счета заемных источников формирования делятся на:

 Обязательства по распределению (68, 69, 70);

 Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются из:

 Счета прибылей и убытков (80);

 Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

 Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

 Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.

Построение классификации счетов по экономическому содержанию связано с производством готовой продукции и каждой его стадий.

15. Назначение активных, пассивных актив-пассивных. Все счета БУ делятся на 2 группы 1)группа счета учета хозяйственных средств активные счета 2)группа счета для учета источников образования средств пассивные счета.

Все счета для учета хозяйственных средств является активными поэтому не могут содержать кредитового остатка сальдо (S) для этих счетов существует следующая правила 1) правила остаток активного счета всегда дебетовый либо больше либо =0;

 

2)правило дебетовый оборот (т.е. оборот по дебиту для активного счета означает увеличение средств а, кредитовый оборот их уменьшение. Схема записей на активных счете имеет вид

Активный

Сн - сальдо начальное
Ск - сальдо конечное
Ска = Сна + обД - обК
Ска больше или равно 0

Строение пассивного счета все счета для учета источников образования имущества являются пассивными счетами эти счета являются зеркальное отражение активных счетов Основыне правила для пассивного счета 1) остаток по пассивному счету всегда кредитовый больше либо равен=0; 2)кредитовый оборот отражает увеличение источников средств; 3)дебитовый оборот означает их уменьшение.

 

Скп = Снп + обК - обД
Скп больше или равно 0

Активно пассивные счета бывают 2-х видов 1) с односторонним сальдо (дебитовый или кредитовый) 2)с двустроним сальдо (кредитовый и дебетовый одновреммено). В качестве примера можно привести счет прибыли и убытки в котором прибыль отражается по кредиту а, убыток по дебету. Данный счет в разные отчетные периоды бывает либо активный либо пассивным.

Счет 99 по дебету - убыток, по кредету - прибыль
Ск убыток = Сн убыток + обД
Ск прибыль = Сн прибыль + обК
Сальдо начальное - это остаток на момент открытия счета.
Сальдо конечное - остаток на момент закрытия счета.
Оборот по дебету (кредиту) - это сумма хозяйственных операций, записанных по дебету (кредиту) данного счета. Открыть счет - значит, вынести сальдо конечное из сальдового баланса.
Закрыть счет - значит, подсчитать обороты по дебету и кредиту данного счета.

16. Счета синтетического и аналит. учета. Синтетические счета - это счета бухгалтерского учета, дающие обобщенные сведения о наличии и движении имущества, источников, обязательств. На синтетических счетах учет ведется по видам средств или их источников только в стоимостном выражении. Это счета первого порядка.

Аналитические счета - это счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета. При ведении учета с помощью аналитических счетов могут использоваться денежные показатели, трудовые и натуральные. Это счета третьего порядка.

Аналитический учет кредитов и займов ведется по кредитным организациям и другие заимодавцем предоставившим их. Для учета кредитных операций при журнально-ордерной форме учета предназначен журнал ордер№4. Долгосрочные кредиты и займы могут учитываться 2-способами.

1)на счете 67 до истечения срока их погашения.

2)на счете 67 но до срока их погашения не останется года после этого сумма кредита переводится на счет 66 однако в ПБУ 15 упразднено требование переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную. Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов также как в счете 66 ведется по взаимодатцам.

На синтетических счетах предназначена обобщенная или укрупненная информация о объектах БУ.

Перечень синтетических счетов предназначена в плане счетов на аналитических счетах отрожается бол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.153 с.)