Радикальные исламистские организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальные исламистские организации



1) Аль-Каида – одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама. Создана в 1988. Целью организации является свержение светских режимов в исламских странах, создание «Великого исламского халифата». Борется против США, стран западного мира и их сторонников в исламских странах.

Успехи:

– после взрывов посольств США в Кении и Танзании в 1998 Аль-Каида приобрела статус террористической организации № 1 в мире.

теракты 11 сентября 2001 года в США. После этого США начали войну против терроризма и вошли в Афганистан, где скрывался Бен Ладен.

2) ХАМАС – в отличие от Аль-Каиды имеет не глобальную, а региональную, местную национальную повестку дня. Борется за урегулирование палестинской проблемы, уничтожение Израиля и превращения Палестины в «исламский вакф». Хотя сейчас хамасовцы постепенно отходят от исламисткой риторики и проводят более прагматичный курс.

3) Талибанисламское движение, зародившееся в Афганистане среди пуштунов в 1994. На подконтрольных территориях Талибан вводит нормы шариата. Под запретом находятся телевидение, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы, белая обувь (белый — цвет талибского флага), обсуждение секса в открытой форме и т.д. Выступают за запрет женского образования.

Успехи:

– правили Афганистаном с 1996 по 2001 гг. («Исламский Эмират Афганистан») и регионом Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан») с 2004.

5) Призыв к созданию исламского государства является идеологией мусульманских сепаратистов в индонезийской провинции Аче, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая

Будущее радикального исламизма странах Востока

Несомненным фактом последних десятилетий является усиление позиций ислама и исламских государств в мировом сообществе. Этот процесс заметен и в Турции, казалось бы, давно покончившей с засильем ислама и вполне светской после реформ Ататюрка; ощущается он и в Египте, хотя там «братья мусульмане» после убийства президента Садата была поставлены вне закона. Во многих других арабских странах, в том числе и в палестинской ООП, позиции сторонников фундаментализма еще более ощутимы. Не приходится напоминать об Иране.

Но сейчас исламизм смягчился, он отходит от радикализма. Исламские партии в арабских странах (например, Ан-нахда в Тунисе, братья-мусульмане в Египте) за реформисткий ислам и не так сильно отличаются от светских партий. Иран изменил свою политику, отказался от экспорта исламской революции военным путем и решил экспортировать ее культурно.

Радикальный исламизм имеет успех только там, где все плохо, где нет ни государства, ни экономики. Например, в Афганистане.

 

Интеграционные процессы в Юго-Восточной и Южной Азии: цели и результаты

ЮВА.

Во второй половине 20 века интеграционные процессы в различных регионах мира получили широкое распространение. В АТР стабилизирующие регион интеграционные проекты разрабатывались с 1960-х.

1) 1967 была создана АСЕАН (Бангкокская декларация). Первоначальными членами были: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины. В 1984 присоединился – Бруней, 1995 – Вьетнам, 1997 – Лаос и Мьянма, 1999 – Камбоджа.

Цель: ускорить экономическое развитие, укрепить мир и региональную стабильность.

С первых шагов своей деятельности АСЕАН столкнулась с острыми проблемами: различные уровни экономического развития, имеющиеся между странами исторические разногласия. Но вместе с тем существовали и условия, способствующие сближению:

- недоверие к политике Китая, который усиливается под боком;

- давление великих держав;

- заинтересованность в сохранении региональной стабильности;

- понимание того, что деятельность АСЕАН могла бы способствовать разрешению всех территориальных и прочих споров в регионе;

- объективная региональная общность, близость.

 

АСЕАН концентрирует свое внимание на вопросах поддержания благоприятного политического климата в регионе, поддержания безопасности и развитии экономик стран-участниц (уже после окончания «холодной войны»). АСЕАН провозгласила приверженность принципам регионального национализма и открытого регионализма: сплочение внутри субрегиона ЮВА и сотрудничество с внешним миром. Для реализации принципа открытого регионализма были учреждены диалоговые окна: АСЕАН+3, АСЕАН+6, диалоги с партнерами (США, Канада, Россия, ЕС), форумы АСЕМ (Азия – Европа), АРФ (Азиатский региональный форум по безопасности). В итоге АСЕАН вышла за рамки региона ЮВА и превратилась в важный политический фактор в АТР.

Нынешней целью АСЕАН, согласно Балийскому согласию II от 2003г. является построение «концерта государств ЮВА, открытых, живущих в мире, стабильности и процветании, тесно связанных друг с другом в динамичном развитии и сообществе государств, заботящихся о благе своих народов». Сообщество будет состоять из трех неразрывных частей: Сообщество безопасности (особенно необходимо в свете военного усиления соседей: Японии, США, Китая. Индии), Экономическое сообщество, Социально-культурное сообщество (все должны быть созданы к 2015г.).

Результаты: АСЕАН представляет собой сейчас объединение 10 государств, с населением около 600 млн. человек, совокупным ВВП 1 трлн. долл. (2008г.). Ведущие мировые державы стремятся к установлению тесных связей с АСЕАН и конкурируют между собой за влияние на эту организацию. Центр притяжения.

2) АРФ (Асеановский региональный форум по безопасности) - создан в 1994, стал главной площадкой обсуждения политических проблем международной и региональной безопасности. Форум проводится на ежегодной основе и не сопряжен с проведением саммитов АСЕАН. В него входят 26 национальных государств (АСЕАН + 6, Бангладеш, Канада, КНДР, Монголия, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Россия, США, Восточный Тимор), а также ЕС.

Главная цель – координация политики в области безопасности путем обмена мнениями по актуальным проблемам регионального и мирового развития, консультаций дипломатических ведомств с целью выработки мер доверия и превентивной дипломатии для предотвращения и урегулирования конфликтов в регионе.

Сейчас: наиболее широкий по охвату многосторонний и многоуровневый институт в АТР, который призван содействовать объединения усилий государств в сфере безопасности.

3) АТЭС1989, по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Первоначально в АТЭС вошли страны участницы АСЕАН, США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Канада, а в 1991 к ней подключились также КНР, Гонконг, Тайвань, затем Папуа – Новая Гвинея (1994), Мексика (1994) и Чили (1995). В ноябре 1997 (1998) в АТЭС были приняты Россия, Вьетнам и Перу.

Цели АТЭС были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это – обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО (либерализация) и укрепление регионального сотрудничества, содействие экономическому росту. В 1994 в качестве стратегической цели было объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010.

Принципы деятельности АТЭС: 1) сотрудничество только в экономической сфере. Никакой военно-политической окраски; 2) почти полное отсутствие специального административного аппарата; 3) отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса; 4) приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия АТЭС является открытый обмен информацией; 5) отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова.

Сегодня: В АТЭС проживает более 1/3 населения мира, на них приходилось около 60% мирового ВВП и 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. В АТЭС намечается сдвиг в сторону решения не только экономических, но и политических вопросов – на Шанхайском саммите в 2001 и саммите в Лос-Кабосе в 2002 под влиянием событий в США обсуждались по большей части политические вопросы – борьба с терроризмом, пиратством, наркоугрозой и отмыванием денег.

4) Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС) создан в 2005 странами АСЕАН, КНР, Японией, РК, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Саммит является форумом для ведения диалога по широкому спектру стратегических, политических и экономических вопросы, решение которых представляет всеобщие интересы. Целью Саммита является продвижение мира, стабильности и экономического процветания в ВА.

Южная Азия.

ЮА – региональная подсистема МО, состоящая из 7 государств: Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивской республики.

В середине 1970 -х годов первая попытка институционализации групповых взаимодействий предпринимается тремя странами Южной Азии (Бангладеш, Индия, Шри-Ланка), которые вместе с соседними Лаосом (Юго-Восточная Азия) и Южной Кореей (Восточная Азия) учреждают организацию, призванную способствовать расширению взаимных торговых обменовБангкокское соглашение (БС). Очередной толчок в своем развитии интеграционные процессы в макрорегионе получили в конце 70ых - начале 1980-х годов в результате создания Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) – все 7 государств.

1) СААРК была создана по инициативе короля Непала Бирендры и президента Бангладеш Зияура Рахмана. Первый саммит состоялся в Дакке в 1985. До сих пор деятельность СААРК принесла относительно мало реальных результатов, это достаточно слабая интеграционная группировка. Представители ряда стран пытались превратить эту организацию в форум для обсуждения спорных региональных проблем для того, чтобы придать ей в дальнейшем политический и даже военный характер. Однако Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, СААРК занимается исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества.

Деятельность СААРК в экономической области не позволила достичь существенных результатов. Это объясняется различными уровнями социально-экономического развития. Экономические системы южноазиатских стран ориентированы на весьма емкий внутренний рынок, и все они стремятся к самодостаточности. Экономические структуры стран Южной Азии не взаимодействовали, а существовали почти в полной изоляции друг от друга. Соседние с Индией страны (прежде всего Пакистан) опасались, что широкое экономическое сотрудничество в рамках СААРК мож ет привести к дальнейшему укреплению более мощного индийского капитал а за их счет. Малые государства ЮА с настороженностью относятся к индийским интеграционным инициативам, в частности, к идее установления в Южной Азии зоны свободной торговли с единой валютой, поскольку опасаются, что асимметричное развитие экономик региона станет причиной потерь этих стран во внешней торговле и приведет к нарастанию их экономической зависимости от Индии.

2) В 1998 была создана Организация экономического сотрудничества стран Бенгальского залива (BIMST-EC) в составе Бангладеш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки и Таиланда – БИМСТЭК. Этот проект участницами, традиционно поддерживающими тесные культурные и экономические связи.

3) Самая молодая организация региона – АРСИО (Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана). Участники: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия, Маврикий, Танзания и др. Цель – освоение новых рынков и взаимное укрепление экономик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.013 с.)