Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.



Революция 1949г. в Китае и провозглашение КНР. Возникновение проблемы «двух Китаев» и ее современное состояние.

К моменту окончания 2МВ в Китае сформировались две мощные силы – КПК и Гоминьдан. После капитуляции в 1945 японской Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая на первый план вновь вышел вопрос об объединении страны. Гоминьдан и КПК выдвигали различные программы объединения Китая. В основе платформы Гоминьдана лежало стремление к установлению политической монополии этой партии в стране. КПК противопоставляла Гоминьдану более демократические лозунги - ликвидацию «полуколониального» положения Китая (в тот период под этим подразумевалась ликвидация экономической зависимости от США) и гоминдановской диктатуры путем образования коалиционного правительства.

В середине 1945 между Гоминьданом и КПК сложилось равновесие сил, и в августе 1945 при американском посредничестве начались переговоры между делегациями Гоминьдана и КПК, в итоге была достигнута договоренность о созыве Политической консультативной конференции (ПКК) для выработки принципов объединения Китая. В январе 1946 была созвана ПКК – решение о созыве Государственного совета Китайской республики, состоящего наполовину из представителей ГМД и наполовину – из представителей КПК и других политических организаций страны. Инициатива получила одобрение Сталина и Трумэна, которые полагали, что наиболее удачным вариантом станет коалиционное правительство единого Китая. Казалось, были созданы предпосылки для объединения страны на демократической основе, однако и КПК, и Гоминьдан использовали переговоры в чисто тактических целях - чтобы выиграть время и завоевать симпатии населения. На самом деле ни одна из политических сил не была намерена уступать другой.

Летом 1946 начинается наступление войск ГМД на районы, контролировавшиеся КПК – возобновление гражданской войны («народной революции»). На первом этапе преимущество было на стороне армии Чан Кайши, которого поддерживали США. Однако мобилизация сил КПК в сочетании с успешным применением тактики партизанской войны привели к изменению ситуации. СССР стал своеобразным тылом для КПК, передал КПК отобранное у японцев оружие, оказал помощь в восстановлении железных дорог. КПК добилась максимальных потерь противника в живой силе и вооружении. К поражению Гоминьдана привел также внутренний экономический и политический кризис данного режима. В конце 1947 началось широкомасштабное наступление сил КПК - Народно-освободительной армии (НОА), в результате которого к началу 1949 Гоминьдан оказался на грани полного поражения.

Чан Кайши высказал готовность возобновить с КПК переговоры. В ответ на это КПК выдвинула 8 условий, среди которых было наказание военных преступников, включая Чан Кайши и созыв Политического консультативного совета без участия в нем реакционных элементов. Чан Кайши счел эти условия неприемлемыми. К осени 1949 КПК контролировала всю территорию Китая, за исключением Тайваня и Тибета (Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии).

1 октября 1949 была провозглашена КНР.Чан Кайши со своими сторонниками при поддержке США эмигрировал на Тайвань, где формально было сохранено прежнее государственное образование - Китайская Республика, развивавшаяся по капиталистическому пути и также претендовавшее на место единственного законного представителя китайского народа на международной арене.

КНР «переходного периода» - после революции

- боевые действия с войсками ГМД продолжались в отдельных районах материкового Китая вплоть до лета 1950, а последние очаги сопротивления коммунистам были подавлены к середине 1952.

- в 1951 к КНР был присоединен Тибет в качестве автономного района – во главе местного управления формально продолжала оставаться местная элита во главе с Далай-ламой.

- приход коммунистов к власти сопровождался становлением новых органов власти в соответствии с разработанной под руководством Мао Цзэдуна теорией государства «новой демократии». Она была закреплена в Общей программе Народного Политического Консультативного Совета, выполнявшего до осени 1954г. роль Основного Закона КНР. Согласно ему новая власть представлялась «демократической диктатурой народа», под которой подразумевались самые широкие слои населения от крестьянства до национальной буржуазии включительно при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшей ее через КПК. Высшим органом власти в 1949-1954 считалось Центральное Народное Правительство КНР, которое возглавлял Мао Цзэдун.

- после революции КНР оказалась в крайне тяжелом экономическом положении: промышленность была истощена войной, с/х было в упадке, население испытывало большие лишения. >> Мао Цзэдун сделал ставку на помощь СССР. 1950 – Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет. СССР начал оказывать значительную помощь.

- 1950 –аграрная реформа – отменялась помещичья собственность на землю, значительная часть национализировалась, а остальная передавалась во владение крестьянам; параллельно шла национализация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала – создавался госсектор экономики.

- в 1951 был разработан первый годовой план экономического развития, способствовавший процессу создания в стране единого экономического пространства; 1953-1957 – осуществляется первый пятилетний план развития, заложивший фундамент административно-командной системы – социалистические преобразования в с/х (создание кооперативов) и промышленности.

- 1951-1952 были развернуты идеологические кампании, формально направленные на борьбу с коррупцией и бюрократизмом, но вылившиеся на практике в еще большее ограничение роли национальной буржуазии в жизни общества.

- 1954 – конституция – закрепление социалистического характера государства; вводился пост Председателя КНР, правительство стало называться Государственным административным советом, высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП).

- 1953 – после смерти Сталина – в китайской пропаганде мысль о том, что освободившееся место лидера мирового коммунистического движения должен занять Мао, были пересмотрены сроки строительства социализма – к 1959г.

- 1957 – начало репрессий против оппозиции (под влиянием 20 съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в стране началось «вольнодумство», критика властей и порядков).

НИС «первой волны».

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.

В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет собой импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2% ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на долю транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав, как Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные трудности. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, стали становиться банкротами. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействовав исключительно внешние факторы. Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.

Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

НИС «второй волны».

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА). Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере. В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора.

Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь менее 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее, в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Новые индустриальные страны (НИС) представляют собой уникальные образцы экономик. В отличие от японского экономического чуда, «воплощённого» лишь одной страной, опыт, полученный при изучении развития НИС, может оказаться более универсальным и применимым (естественно в некоторой модификации) для решения проблем в будущем. Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурного промышленного развития по прогрессивной модели. В наиболее обобщённом виде процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей.

В 60-е годы приоритет отдавался традиционным сырьевым экспортным отраслям. Однако этот путь зашёл в тупик, т.к. эти отрасли не могли обеспечить население достаточным количеством рабочих мест, а узость внутреннего рынка не позволила развивать импортозамещающие производства. Поэтому с 70-х в НИС начался переход к трудоёмким отраслямобрабатывающей промышленности. В дальнейшем мощный приток прямых инвестиций (преимущественно из США и Японии) дал толчок в развитие местной индустрии.

Важным элементом в ускорении экономического роста было создание новых специфических элементов инфраструктуры: организация технопарков и научно-промышленных парков. Важнейшей структурной характеристикой "азиатских тигров" является сочетание крупнейших, тесно связанных с государством, финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса, однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты, контролируемые отдельными семьями, в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве.

Негативные стороны моделей развития НИС. Форсированный экономический рост (иногда при чрезмерном участии государства) вызвал ряд проблем, с которыми столкнулись НИС на рубеже веков. Инвестиции, традиционно считающиеся положительным фактом в экономической жизни страны, имеют важную особенность: они предполагают отдачу. Это означает, что иностранные инвестиции рано или поздно вызовут отток части капитала за границу. Этот процесс дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно при этом, то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности. Огромные корпорации, в том числе ТНК, сильно потеснили позиции малого и среднего бизнеса. Страны практически утратили важный, как с экономической, так и с социальной точки зрения уровень экономики. Следующий негативный момент связан с обеспечением стабильности, эффективным управлением торгового баланса и валютного курса. Многие национальные валюты были привязаны к корзине, в которой американский доллар составлял около 4/5. Очевидно, что малейшие колебания доллара вызывали ощутимые изменения во всей экономике конкретной страны.

Следствием всех перечисленных факторов явился сильный финансовый кризис, поразивший НИС в 97-98 гг. Пережитое потрясение заставило ведущих экспертов задуматься о необходимых изменениях в структуре экономики и финансового сектора, при возможном сохранении существующих планов развития. Эти меры предполагают достаточно серьёзную перестройку: большую открытость национальной экономики; преодоление "непрозрачности" национальных финансовых рынков и операций отдельных институтов; реструктуризацию, в соответствии с рыночными принципами, финансово-промышленных групп (конгломератов); реформу корпоративного управления и разделение частнопредпринимательской деятельности и государственного регулирования; укрепление экономической роли малого и среднего бизнеса как фактора политического доминирования финансово-промышленных групп.

Экономические факторы не являются единственными причинами успешного преодоления отсталости НИС. В заключение стоит сказать об неэкономических факторах:

1. Близость от центров мирового хозяйства – США, Японии. Также эти страны находятся на пересечении мировых торговых путей.

2. Восприимчивость к экономическим реформам.

3. Определенную роль сыграли такие человеческие факторы, как трудолюбие, дисциплинированность, старательность населения.

 

Общие черты новых индустриальных стран:

* демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год);

* ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

* экспортоориентированная экономика;

* активная интеграция (АСЕАН, АТЭС);

* образование собственных ТНК;

* большое внимание уделяется образованию;

* использование высоких технологий;

* привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

* главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Образование Республики Индии. Курс Неру во внутренней и внешней политике. Особенности развития Индии в 1960-1980-х гг. XX в.

Массовые выступления в 1945-46 гг., охватившие всю страну, давление ведущих политических партий, тяжелейшее экономическое положение делали неизбежным уход англичан из Индии. Победа лейбористов на первых послевоенных выборах в Англии летом 1945 г. не привела к изменениям английской политики в Индии. >>Раздел на 2 страны

1947 г. - «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона Индийский Союз и Пакистан: фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава — Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия — преимущественно индусами.

Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решался раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, в Северо-западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами. Проводится референдум, вопрос о судьбе Синда, решает голосование в провинциальном законодательном собрании, вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителе. Исход голосования в Синде и референдум в Силхете и Северо-западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан.

Сложная обстановка сложилась в княжестве Джамму и Кашмир, князь которого объявил о присоединении этого княжества к Индийскому Союзу в то время, как большинство населения составляли мусульмане. Начался вооруженный конфликт, продолжающийся до сих пор. Раздел бывшей колонии - разрыв традиционных экономических связей, нарастание индо-мусульманской розни в обоих доминионах и к всплескам насилия (убийство Ганди). Появились 3 проблемы: статус индусского меньшинства в Пакистане, мусульманского в Индии и взаимоотношения 2-х новых государств.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимой Индии, который вошел в силу 15 августа того же года. Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Но 26 ноября 1950 г. Индия - суверенная парламентская республика во главе с президентом. Высший законодательный орган - Центральный парламент, состоящий из 2-х палат. Законодательными органами штатов стали законодательные собрания. По конституции – парламентская демократия, унитарно-федеративный характер; относительно автономные штаты и союзные территории, образуются по решению центральных органов власти.

Почти 60-летний период развития Индии после приобретения ею независимости можно разделить на 3 крупных этапа, каждый прим 20 лет: 1ый – кон 40х – кон 60х, 2ой – до кон 80х, 3ий – с нач 90х. первые годы эволюции – становление государственности. До января 1950статус независимого доминиона, входящего в состав британского содружества, после вступления в силу конституции – республика (без выхода из содружества).

После получения Индией независимости в 1947 председателем правительства назначен Джавахарлал Неру. ИНК во главе с Дж. Неру провел глубокие социально-экономические и политические реформы, определившие развитие страны.

Первые общеиндийские выборы, состоявшиеся в 1951-52, укрепили позиции ИНК, который получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь программы социально-экономического развития Индии, «курс Неру»: предполагал индустриализацию, замещающую импорт, и форсированный курс на развитие гос. капитализма. Имели результатом замедленную интеграцию в общемировые хозяйственные процессы, доля в мировой торговле падала. Также «курс Неру» - аграрные преобразования, ликвидация системы заминдари (земельно-налоговая система, выплата подати за землю колониальным властям) и установление «потолка» землевладения, а также создание штатов, объединенных по этническому и языковому признаку, миролюбивую внешнюю политику.

Административная система того времени не позволяла штатам полноценно развиваться, в особенности из-за их разного юридического статуса. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной административно-политической реформой за время независимости. Согласно этому закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории, границы которых в большей степени совпадали с этнолингвистическими сообществами, проживавшими там. Однако, в течение 60-70-х гг. будет проводиться еще ряд мероприятий по реорганизации отдельных штатов.

По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма». Социализм означал смешанную экономику, предполагал параллельное развитие государственного и частного секторов, при сохранении приоритета первого. Индийский социализм строился на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль государства в экономике). В 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только государственная собственность. Неру был взят курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР).

Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК.

Престиж Индии при Неру весьма велик, основы внешней политики – антиколониализм, антирасизм (поддержка борьбы азиатских и африканских народов за независимость от господства европейцев; добилась немалой самостоятельности при проведении внешней политики; 1961 – Неру один из основателей Движения Неприсоединения.

С кон 1950х гг – нарастают трудности в осуществлении избранного Индией курса: неудача в ориентации на союз с Китаем (родство двух великих государств-цивилизаций востока) – конфликт по поводу пограничных территорий и вопрос о судьбе Тибета (антикитайское восстание – в индию бежал далай-лама, духовный глава тибетцев-буддистов; с 1959 ухудшение отношений --- 1962 – пограничная индийско-китайская война, победа китайской армии --- временное сотрудничество с Великобританией, США, не привела к отказу от самостоятельной политики). Авторитет Неру пошатнулся после 1962 г., когда Индия вела непродолжительную войну с Китаем. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время до своей смерти в 1964.

Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы, которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы. После смерти Неру – на фоне внешнеполитических и экономических неудач (голод в отдельных штатах 1965-1967) обострение борьбы внутри ИНК. В 1969 г - раскол рядов ИНК; сдвиг политики организации влево от центра; утверждение в качестве бесспорного лидера партии дочери Неру Индиры Ганди, убедительная победа конгресса на внеочередных выборах 1971.

2 этап. Сохранение некоторых прежних и появление новых тенденций.

Экономика – как и ранее, ориентация на создание в значительной степени самодостаточного национального хозяйства, поощрение импортозамещающих отраслей. Усиление гос контроля над экономикой: национализация крупнейших коммерческих банков и страховых компаний; создание госсектора в промышленности; смешанная государственно-частная экономика стала воплощением социал-демократической модели, «индийский социализм».

Важное значение имел успех «зеленой революции» (комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х — 1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники) --- решение двух «вечных проблем» Индии: голода, хроническая сельская неполная занятость.

Региональная внешняя политика – в 1971 воспользовалась слабостью пакистанского военного режима, оказала содействие войне восточнобенгальских националистов за отделение от Пакистана его восточной части (образование гос-ва Бангладеш) --- добилась устранения угрозы своей безопасности (достижения в области укрепления вс, особ роль – СССР).Превращение КНР в ядерную державу – пересмотр политики в ядерной области, отказ присоединяться к ДНЯО (1970), подземное испытание ядерного устройства (1974), после смены правительства в 1977 – публично отказалась от работ по созданию атомной бомбы.

80егг – стремление отдельных политических сил в автономии и сепаратизму. противоречия между сикхами и индусами – вооруженная борьба за создание сикхского гос-ва Халистана --- штурм цитадели сепаратистов, святыни сикхов, золотого храма в Амритсаре, гибель большого числа сепаратистов - убийство премьер-министра И. Ганди (1984) - массовые погромы сикхов. Сын Индиры Раджив во главе ИНК, очередная победа. Новое правительство продолжало использовать сильные стороны традиционного для ИНК курса, некоторые успехи на внешнем и внутреннем направлении; движение к нормализации обстановки в Пенджабе. 1987 – ввод войск в Шри-Ланку для подавления сепаратизма тамильских экстремистов - просчет, позже 1991 – смерть от рук тамильских мстителей.

Реформирование централизованной госкапиталистической системы хозяйствования, развитие контактов с Западом в области передовой технологии, увеличение темпов экономического роста. Раскол в рядах ИНК, обвинения высш правительственных чиновников в коррупции --- 1989 на выборах ИНК потерпело поражение. Глобальные перемены, распад СССР, отказ от военно-стратегической опоры на россию, переориентация на связи с Западом (США) --- новый этап развития.

Гг

Национально-государственная интеграция, первые опыты демократического правления; унаследованная от колониальных времен смешанная, авторитарно-демократическая форма правления сохранялась на всех этапах развития Пакистана. Решалась проблема интеграции княжеств Белуджистана (ЮЗ современного Пакистана), разрабатывалась конституция, которую удалось принять только в 1956 г – исламская республика.

Страх перед Индией, не утратить право на самостоятельное существование --- следовать в глобально-политических делах иной, чем Индия, дорогой. Курс на культивирование отношений преимущественно с мусульманскими государствами БВ; с сер 50х гг (отказ индии присоединиться к США по сколачиванию антикоммунистических блоков) – участие в антикоммунистических блоках, наращивание военной потенциала. --- усиление полит роли армии, волна протестов против проимпериалистич политики властей ---- подрыв социальной стабильности, политический кризис --- военный переворот 1958, президент – генерал Айюб Хан.

Гг

Наиболее благоприятный в экономическом развитии; провел назревшие аграрные реформы, опора на поддержку Запада (особ США) – реализация программы развития бассейна Инда, сооружение ирригационных и гидроэнергетических объектов; использование достижений агробиологической науки – повышение урожайности; свобода действий предпринимателям, стимулировал вложения частного капитала в промышленность (глав обр – в текстильную).

Развитие экономики ---усиление социальной и региональной неравномерности, обострение политической борьбы; авторитарный режим, возглавляемый военной бюрократией, использовал методы непрямой демократии – избрание населением органов местного самоуправления, члены которого выбирали альтернативный основе президента и парламент = «основы демократии», конституция 1962.

Война с индией 1965 – подрыв сил режима; кон 1968 – политическийкризис --- 1969 г – отставка Айюб Хана, перестройка прежней системы управления, Яхья Хан.

Гг



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.021 с.)