Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ислама в политическом развитии Турецкой Республики. Особенности внешнеполитической ориентации Турции на современном этапе. Российско-турецкие отношения.

Поиск

Турция – единственная мусульманская страна, светский характер власти закреплен в Конституции 1982 года. Статьи УК и законы о политических партиях не позволяют использовать религию в политических целях. В середине XX века ислам в Турции политизируется, и секуляристские принципы Ататюрка сходят на нет под давлением активизировавшихся происламских сил. Это было закономерно, так как отделение религии от государства никогда не было абсолютным. Различные партии и политические движения часто использовали ислам в политической борьбе, что приводило их лидеров на скамью подсудимых. Первые уступки исламу были сделаны после прихода к власти в 1950 году Демократической Партии (призыв к молитве начал звучать на арабском, религиозные школы, чтение Корана по радио). После переворота в 1960 военные оставили в силе эти нововведения, так как рассматривали их как противовес коммунистическим и социалистическим взглядам.

Происламские силы создают политические партии. В 1970 -е некоторые отказываются от ортодоксального ислама и заявляют о возможности и необходимости сочетания современного экономического прогресса и исламских культурных ценносте й. Они предполагали ускорение темпов экономического роста через интеграцию с исламским миром и возвращению к старым культурным ценностям. Это обеспечивало им много сторонников. Популярность исламистских группировок можно объяснить: разочарованием населения в традиционных политических партиях; промышленный бум привел в города много сельских людей, которые не смогли приспособиться к городским реалиям и находили защиту/уверенность лишь в религии; Турция не могла поддерживать стабильную динамику в развитии; затянувшийся процесс принятия Турции в ЕС вызывает антизападные настроения. Рост популярности ислама в Турции также частично был связан с последствиями военного правления в 1980—1983 гг. Конституция1982 г., вводя жесткие ограничения на деятельность партий левой ориентации, в то же время обязывала ввести курс ислама в турецких школах. Тенденция к исламизации общества на официальном уровне еще более укрепилась в период правления Озала. Бюджетны е ассигнования государственному управлению по делам религии, в ведении которого находилось 60 тыс. мечетей, увеличивались быстрее, чем ассигнования, предоставляемые любым другим ведомствам. В школах с исламским уклоном в начале 80-х гг. обучалось уже свыше 13 % детей. В стране стали образовываться происламские и исламистские партии и организации. В начале 70-х гг. их поддерживало около 11% населения. В 1994 г. этот показатель уже составил 20 %, а в конце 1995 г. — 21,3 %.

С приходом к власти Партии благоденствия Эрбакана наступил расцвет для исламских организаций фундаменталистского толка. Преследуя политические цели, турецкие правительства, и прежде всего правительство Эрбакана, поощряли их деятельность в стремлении направить ее на борьбу с левым движением и Рабочей партией Курдистана. Наряду с ПБ Эрбакана в стране развернула свою деятельность официально незарегистрированная организация «Нурджулар», а также турецкая «Хезболлах» («Партия Аллаха» с 1985 г.). Турецкие власти мирились с существованием «Нурджулар», когда ее члены вели миссионерскую деятельность за пределами страны. 7 тыс. «проповедников-просветителей» работали в 30 созданных ими образовательных учреждениях на Северном Кавказе и в Крыму, в 200 учебных заведениях в среднеазиатских странах СНГ. Однако когда стало ясно, что около 30 % экономики Турции подпало под контроль так называемого «исламистского капитала» и нависла прямая угроза трансформации страны в исламское, теократическое государство, на арену борьбы с исламистами выступила армия и конституционный суд республики как гаранты сохранения светского характера государства. Процесс над турецкими исламистами был ускорен провокационным выступлением иранского посла в Турции в феврале 1997 г., призывавшего турецкую общественность к введению в стране законов шариата. Конституционный суд Турции принимает решение о роспуске Партии благоденствия. Ее обвинили в действиях, направленных против принципов светского устройства государства и создании в стране обстановки гражданской войны. Лидеру ПБ Эрбакану было запрещено впредь заниматься политической деятельностью. В ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной и деятельность исламистской организации «Нурджулар». А в январе 2000 г. была запрещена и «Хезболлах», а ее лидер Хусейн Велиогла был физически устранен турецкими спецслужбами.

Надо отметить, что со времен Кемаля в Турции идет борьба двух направлений – панисламизма и пантюркизма. До недавнего времени у власти находилась исламистская партия (ПСР, ее глава и премьер - Эрдоган), но президент был из пантюркистской партии (Демократическая партия, Сезер). Однако в 2007 году с трудом, но все же президентом стал представитель происламистской партии – Абдулла Гюль, а премьером остался - Эрдоган. Таким образом, сегодня у власти происламистская партия. Стоит отметить, что партия пользуется поддержкой большинства населения страны, идеи кемализма же, напротив, находятся в упадке.

ВП Турции на современном этапе. Надо помнить, что Турция – член НАТО, но в последнее время начинает все меньше проводить проамериканскую политику и все более независимую (не открыли пролива кораблям США в августе 2008, осложнение отношений с Израилем из-за палестинской проблемы, укрепление отношений с Ираном (в мае 2010 заключили сделку о топливе Иран-Турция-Бразилия – обмен низкообогащенного урана на территории Турции на ядерные материалы для реактора). Турция позиционирует себя в качестве регионального лидера и главного транзитера энергоресурсов из Азии в Европу.

После распада СССР Турция стала инициатором создания Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами. В 1997–1998 под сильным давлением со стороны СШАТурция пошла на укрепление связей с Израилем, несмотря на критику этой акции со стороны Ирана и других соседних государств. Помимо этого в ВП проявляются:

1) Пантюркизм. РаспадСССР и образование на его периметре самостоятельных тюркоязычных государств придали внешнеполитическому курсу Турции новый импульс. В правительственных кругах страны возобладали имперские амбиции. Сразу же после Беловежских соглашений премьер-министр Турции Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Провозглашалась идея образования «Великого Турана», или «Туранского пояса», — геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции. Турция стала методично усиливать свое присутствие и оказывать влияние на Азербайджан и Крым, молдавскую Гагаузию, на среднеазиатские государства, на ряд автономных образований Российской Федерации, стремясь создать своего рода буферную зону под протекторатом Анкары. Стали прилагаться большие усилия в области формирования совместного культурного и информационного пространства тюркских народов (исследовательские фонды, введение в средней Азии латиницы). С 1991 по 1995 г. официальные лица Турции провели три пантюркистские встречи с руководителями среднеазиатского региона. В апреле 1992 г. президент Демирель совершил визиты в Узбекистан и Кыргызстан, где в своих выступлениях высказывался в пользу выхода среднеазиатских республик из рублевой зоны и создании новой международной финансовой организации - банка развития для Средней Азии и Кавказа. Но особенно тесные связи сложились у Турции с Азербайджаном. В настоящее же время Турция фактически полностью вытеснена с политической арены Закавказья и Средней Азии Россией, США и Китаем, так что идеи пантюркизма дальнейшего распространения не получили.

2) Турция и Евросоюз. В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование. После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее, на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека. В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС. Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Кипр, который в мае 2004 вступил в Евросоюз. В 1974 Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной — греческой части – и поддерживает ТРСК (Турецкую республику Северного Кипра).

3) Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно-правовую базу. Важнейшие документы - Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства от 6 декабря 2004 года и Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между РФ и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства от 13 февраля 2009 г. В своей статье Медведев написал, что можно с уверенностью утверждать, что российско-турецкие связи выходят на уровень полномасштабного стратегического партнёрства, о чем свидетельствует подписанная президентами в Москве в феврале 2009 года Совместная декларация.

Ключевым направлением нашего взаимодействия, несомненно, является сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Есть ряд приоритетных знаковых совместных проектов в этой области: сооружение газопроводов «Южный поток»(по дну ЧМ в Болгарию и Европу) и «Голубой поток-2» (по дну Черного моря через Турцию в Израиль), нефтепровода «Самсун–Джейхан» (чтобы не через проливы перевозить), строительство российской стороной АЭС в Турции. Турция является одним из наших значимых партнёров в региональных и мировых делах. Нас объединяет понимание насущной необходимости противодействия международному терроризму и другим вызовам и угрозам современного мира, осознание безальтернативности углубления межрелигиозного и межцивилизационного диалог а.

За последние годы между двумя странами был развернут и поддерживается интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях – регулярные обмены посланиями и телефонные разговоры. Новый этап контактов на высшем уровне был открыт состоявшейся в 2001 г. в Нью-Йорке в ходе Саммита тысячелетия встречей Путина с президентом Турции Сезером. В 2004 состоялся официальный визит Путина в Турцию, в ходе которого были подписаны Совместная политическая декларация и ряд межправительственных соглашений. Систематически проводятся российско-турецкие консультации по линии МИД, силовых ведомств двух стран, осуществляются контакты между заинтересованными министерствами и организациями.

В ноябре 2005 г. Президент России В.В.Путин находился с рабочим визитом в Самсуне, где состоялась официальная церемония открытия трансчерноморского газопровода «Голубой поток», по которому российский газ поставляется в Турцию.

Российско-турецкое сотрудничество в торгово-экономической области динамично развивается, играя ведущую роль в общем спектре двусторонних отношений. В последние годы Россия устойчиво занимает второе место (после ФРГ) во внешнеторговом обороте Турции. В 2007 товарооборот составил 22,5 млрд долл. Главными его статьями являются товары ТЭК - Турция занимает третье место (после Германии и Италии) по объемам закупок российского газа. Импорт из Турции представлен транспортными средствами, текстилем. Сохраняющееся положительное сальдо в пользу России в значительной степени компенсируется поступлениями от «челночной» торговли, доходами Турции от туризма, от реализации турецкими компаниями подрядных строительных работ в России и денежными переводами турок, работающих в России.

Турецкие инвестиции в российскую экономику в 2007 г. составили около 3,9 млрд. долл. В основном – это прямые инвестиции в развитие пищевой, стекольной, электронной отраслей промышленности, сферу услуг, торговлю и т.д. Турция проявляет значительный интерес к прямому сотрудничеству с субъектами РФ. Для развития и расширения деловых связей между регионами двух стран в конце 1980-х годов были созданы деловые советы.

21. Гражданская война в Афганистане (1979-2001 гг): причины, внутриполитические и внешнеполитические последствия. «Антитеррористическая операция» и ее последствия для развития афганского государства.

Причины ГВ в Афганистане

Внешние:

СССР – главный и наиболее влиятельный сосед Афганистана. Пытается влиять на внутреннюю политику Афганистана через партии марскисткой ориентации.

Иран с экспортом исламской революции, наоборот, поддерживает радикальные исламские силы.

США пытаются протолкнуть свое влияние, против СССР

Внутренние:

этно-конфессиональное разнообразие

клановая структура общества, борьба кланов за власть

– непрочное государство, внутренняя нестабильность

– особенности ландшафта (боевики в горах, центр не может их контролировать)

размытые границы с Пакистаном и ЦА, «племенные зоны» – базы для боевиков

социалистические преобразования НДПА, ущемление правых и духовенства

Начало ГВ в Афганистане

1973 г. Мухаммед Дауд свергает монархию, республика. Диктатура, репрессии, недовольство. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе антиправительственных сил. М. Дауд стремится к поддержке Запада, шахского Ирана, Аравийского полуострова, Египта.

1978апрельская революция во главе с НДПА. Провозглашена при поддержке СССР просоветская Демократическая Республика Афганистан (ДРА). Социальные преобразования: создание независимой экономики, аграрная реформа, ликвидацию остатков феодализма и господства иностранных торговцев и т.д. Реформы столкнулись с сопротивлением землевладельцев, духовенства, самих крестьян. Началась гражданская война.

Оппозицию поддерживали международные исламистские силы (Иран с экспортом исламской революции). На территории Пакистана и Ирана базы, где проходили подготовку боевики из числа беженцев. Оппозицию спонсируют Пакистан, Иран, КНР, Аравия, США.

СССР в Афганистане

1979 ввод войск в Афганистан. Создается новое руководство НДПА и ДРА во главе с Кармалем. 1986 г. по настоянию Москвы Б. Кармаля сменил М. Наджибулла, объявивший политику национального примирения.

1989 советские войска покинули территорию Афганистана, но немедленного падения режима М. Наджибуллы не произошло; материальная поддержка Москвой правительства Афганистана не прекращалась. Лишь после решения России о прекращении с 1 января 1992 помощи Афганистану соотношение сил между Кабулом и оппозицией, продолжавшей получать значительную военную поддержку извн е, резко изменилось и в апреле 1992 г. оппозиционные силы сумели взять столицу страны.

Афганистан в 1992-2001 гг.

1992 Афганистан провозглашен исламским государством. Раббани, давний поборник мусульманской идеи, был избран главой государства Исламская Республика Афганистан. Развернулась междоусобная борьба, в основе которой лежали и исламский, и этнический факторы.

Таджики. Раббани – таджик и в его партии в основном таджики. Раббани поддерживал другой таджик, некогда один из известнейших полевых командиров, — Шах Масуд

Пуштуны. Пуштунский лидер Хекматъяр (премьер) отстаивал лозунг «Афганистан для пуштунов» и являлся лидером «непримиримых», возглавляя «Исламскую партию Афганистана». Она стояла на позициях исламского фундаментализма экстремистского толка. Ее цель — создание в Афганистане исламского государства по типу соседнего Ирана.

Узбеки. Узбек Дустум стремился сохранить максимум власти нал шестью северными провинциями с центром в Мазари-Шариф, чтобы быть независимым от Кабула. Дустум создал местный фронт, объединивший все политические силы - от коммунистов до фундаменталистов.

Талибан (пуштуны, но о них все-таки стоит сказать отдельно). 1995 на военно-политической арене Афганистана появилось пуштунское в своей основе движение Талибан, инспирированное в Пакистане. Его лидерами (прежде всего М. Умар) являлись слушатели исламских семинарий. Поэтому движение носит крайне религиозный характер борьбы за «чистоту ислама». Пакистанская военная и финансовая помощь позволила им с удивительной быстротой добиться впечатляющих успехов. В 1996 Талибан завладел Кабулом и управлял большей частью Афганистана до вторжения международных сил в 2001. 1997 талибы провозгласил Афганистан эмиратом, т.е. реставрировали в стране монархию.

Противники талибов создали «Объединенный исламский фронт освобождения Афганистан а» (Северный альянс), в который вошли: Дустум, Раббани, Масуд, Хекматьяр и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.011 с.)