Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль ислама в политическом развитии Турецкой Республики. Особенности внешнеполитической ориентации Турции на современном этапе. Российско-турецкие отношения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Турция – единственная мусульманская страна, светский характер власти закреплен в Конституции 1982 года. Статьи УК и законы о политических партиях не позволяют использовать религию в политических целях. В середине XX века ислам в Турции политизируется, и секуляристские принципы Ататюрка сходят на нет под давлением активизировавшихся происламских сил. Это было закономерно, так как отделение религии от государства никогда не было абсолютным. Различные партии и политические движения часто использовали ислам в политической борьбе, что приводило их лидеров на скамью подсудимых. Первые уступки исламу были сделаны после прихода к власти в 1950 году Демократической Партии (призыв к молитве начал звучать на арабском, религиозные школы, чтение Корана по радио). После переворота в 1960 военные оставили в силе эти нововведения, так как рассматривали их как противовес коммунистическим и социалистическим взглядам. Происламские силы создают политические партии. В 1970 -е некоторые отказываются от ортодоксального ислама и заявляют о возможности и необходимости сочетания современного экономического прогресса и исламских культурных ценносте й. Они предполагали ускорение темпов экономического роста через интеграцию с исламским миром и возвращению к старым культурным ценностям. Это обеспечивало им много сторонников. Популярность исламистских группировок можно объяснить: разочарованием населения в традиционных политических партиях; промышленный бум привел в города много сельских людей, которые не смогли приспособиться к городским реалиям и находили защиту/уверенность лишь в религии; Турция не могла поддерживать стабильную динамику в развитии; затянувшийся процесс принятия Турции в ЕС вызывает антизападные настроения. Рост популярности ислама в Турции также частично был связан с последствиями военного правления в 1980—1983 гг. Конституция1982 г., вводя жесткие ограничения на деятельность партий левой ориентации, в то же время обязывала ввести курс ислама в турецких школах. Тенденция к исламизации общества на официальном уровне еще более укрепилась в период правления Озала. Бюджетны е ассигнования государственному управлению по делам религии, в ведении которого находилось 60 тыс. мечетей, увеличивались быстрее, чем ассигнования, предоставляемые любым другим ведомствам. В школах с исламским уклоном в начале 80-х гг. обучалось уже свыше 13 % детей. В стране стали образовываться происламские и исламистские партии и организации. В начале 70-х гг. их поддерживало около 11% населения. В 1994 г. этот показатель уже составил 20 %, а в конце 1995 г. — 21,3 %. С приходом к власти Партии благоденствия Эрбакана наступил расцвет для исламских организаций фундаменталистского толка. Преследуя политические цели, турецкие правительства, и прежде всего правительство Эрбакана, поощряли их деятельность в стремлении направить ее на борьбу с левым движением и Рабочей партией Курдистана. Наряду с ПБ Эрбакана в стране развернула свою деятельность официально незарегистрированная организация «Нурджулар», а также турецкая «Хезболлах» («Партия Аллаха» с 1985 г.). Турецкие власти мирились с существованием «Нурджулар», когда ее члены вели миссионерскую деятельность за пределами страны. 7 тыс. «проповедников-просветителей» работали в 30 созданных ими образовательных учреждениях на Северном Кавказе и в Крыму, в 200 учебных заведениях в среднеазиатских странах СНГ. Однако когда стало ясно, что около 30 % экономики Турции подпало под контроль так называемого «исламистского капитала» и нависла прямая угроза трансформации страны в исламское, теократическое государство, на арену борьбы с исламистами выступила армия и конституционный суд республики как гаранты сохранения светского характера государства. Процесс над турецкими исламистами был ускорен провокационным выступлением иранского посла в Турции в феврале 1997 г., призывавшего турецкую общественность к введению в стране законов шариата. Конституционный суд Турции принимает решение о роспуске Партии благоденствия. Ее обвинили в действиях, направленных против принципов светского устройства государства и создании в стране обстановки гражданской войны. Лидеру ПБ Эрбакану было запрещено впредь заниматься политической деятельностью. В ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной и деятельность исламистской организации «Нурджулар». А в январе 2000 г. была запрещена и «Хезболлах», а ее лидер Хусейн Велиогла был физически устранен турецкими спецслужбами. Надо отметить, что со времен Кемаля в Турции идет борьба двух направлений – панисламизма и пантюркизма. До недавнего времени у власти находилась исламистская партия (ПСР, ее глава и премьер - Эрдоган), но президент был из пантюркистской партии (Демократическая партия, Сезер). Однако в 2007 году с трудом, но все же президентом стал представитель происламистской партии – Абдулла Гюль, а премьером остался - Эрдоган. Таким образом, сегодня у власти происламистская партия. Стоит отметить, что партия пользуется поддержкой большинства населения страны, идеи кемализма же, напротив, находятся в упадке. ВП Турции на современном этапе. Надо помнить, что Турция – член НАТО, но в последнее время начинает все меньше проводить проамериканскую политику и все более независимую (не открыли пролива кораблям США в августе 2008, осложнение отношений с Израилем из-за палестинской проблемы, укрепление отношений с Ираном (в мае 2010 заключили сделку о топливе Иран-Турция-Бразилия – обмен низкообогащенного урана на территории Турции на ядерные материалы для реактора). Турция позиционирует себя в качестве регионального лидера и главного транзитера энергоресурсов из Азии в Европу. После распада СССР Турция стала инициатором создания Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами. В 1997–1998 под сильным давлением со стороны СШАТурция пошла на укрепление связей с Израилем, несмотря на критику этой акции со стороны Ирана и других соседних государств. Помимо этого в ВП проявляются: 1) Пантюркизм. РаспадСССР и образование на его периметре самостоятельных тюркоязычных государств придали внешнеполитическому курсу Турции новый импульс. В правительственных кругах страны возобладали имперские амбиции. Сразу же после Беловежских соглашений премьер-министр Турции Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Провозглашалась идея образования «Великого Турана», или «Туранского пояса», — геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции. Турция стала методично усиливать свое присутствие и оказывать влияние на Азербайджан и Крым, молдавскую Гагаузию, на среднеазиатские государства, на ряд автономных образований Российской Федерации, стремясь создать своего рода буферную зону под протекторатом Анкары. Стали прилагаться большие усилия в области формирования совместного культурного и информационного пространства тюркских народов (исследовательские фонды, введение в средней Азии латиницы). С 1991 по 1995 г. официальные лица Турции провели три пантюркистские встречи с руководителями среднеазиатского региона. В апреле 1992 г. президент Демирель совершил визиты в Узбекистан и Кыргызстан, где в своих выступлениях высказывался в пользу выхода среднеазиатских республик из рублевой зоны и создании новой международной финансовой организации - банка развития для Средней Азии и Кавказа. Но особенно тесные связи сложились у Турции с Азербайджаном. В настоящее же время Турция фактически полностью вытеснена с политической арены Закавказья и Средней Азии Россией, США и Китаем, так что идеи пантюркизма дальнейшего распространения не получили. 2) Турция и Евросоюз. В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование. После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее, на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека. В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС. Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Кипр, который в мае 2004 вступил в Евросоюз. В 1974 Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной — греческой части – и поддерживает ТРСК (Турецкую республику Северного Кипра). 3) Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно-правовую базу. Важнейшие документы - Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства от 6 декабря 2004 года и Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между РФ и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства от 13 февраля 2009 г. В своей статье Медведев написал, что можно с уверенностью утверждать, что российско-турецкие связи выходят на уровень полномасштабного стратегического партнёрства, о чем свидетельствует подписанная президентами в Москве в феврале 2009 года Совместная декларация. Ключевым направлением нашего взаимодействия, несомненно, является сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Есть ряд приоритетных знаковых совместных проектов в этой области: сооружение газопроводов «Южный поток»(по дну ЧМ в Болгарию и Европу) и «Голубой поток-2» (по дну Черного моря через Турцию в Израиль), нефтепровода «Самсун–Джейхан» (чтобы не через проливы перевозить), строительство российской стороной АЭС в Турции. Турция является одним из наших значимых партнёров в региональных и мировых делах. Нас объединяет понимание насущной необходимости противодействия международному терроризму и другим вызовам и угрозам современного мира, осознание безальтернативности углубления межрелигиозного и межцивилизационного диалог а. За последние годы между двумя странами был развернут и поддерживается интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях – регулярные обмены посланиями и телефонные разговоры. Новый этап контактов на высшем уровне был открыт состоявшейся в 2001 г. в Нью-Йорке в ходе Саммита тысячелетия встречей Путина с президентом Турции Сезером. В 2004 состоялся официальный визит Путина в Турцию, в ходе которого были подписаны Совместная политическая декларация и ряд межправительственных соглашений. Систематически проводятся российско-турецкие консультации по линии МИД, силовых ведомств двух стран, осуществляются контакты между заинтересованными министерствами и организациями. В ноябре 2005 г. Президент России В.В.Путин находился с рабочим визитом в Самсуне, где состоялась официальная церемония открытия трансчерноморского газопровода «Голубой поток», по которому российский газ поставляется в Турцию. Российско-турецкое сотрудничество в торгово-экономической области динамично развивается, играя ведущую роль в общем спектре двусторонних отношений. В последние годы Россия устойчиво занимает второе место (после ФРГ) во внешнеторговом обороте Турции. В 2007 товарооборот составил 22,5 млрд долл. Главными его статьями являются товары ТЭК - Турция занимает третье место (после Германии и Италии) по объемам закупок российского газа. Импорт из Турции представлен транспортными средствами, текстилем. Сохраняющееся положительное сальдо в пользу России в значительной степени компенсируется поступлениями от «челночной» торговли, доходами Турции от туризма, от реализации турецкими компаниями подрядных строительных работ в России и денежными переводами турок, работающих в России. Турецкие инвестиции в российскую экономику в 2007 г. составили около 3,9 млрд. долл. В основном – это прямые инвестиции в развитие пищевой, стекольной, электронной отраслей промышленности, сферу услуг, торговлю и т.д. Турция проявляет значительный интерес к прямому сотрудничеству с субъектами РФ. Для развития и расширения деловых связей между регионами двух стран в конце 1980-х годов были созданы деловые советы. 21. Гражданская война в Афганистане (1979-2001 гг): причины, внутриполитические и внешнеполитические последствия. «Антитеррористическая операция» и ее последствия для развития афганского государства. Причины ГВ в Афганистане Внешние: – СССР – главный и наиболее влиятельный сосед Афганистана. Пытается влиять на внутреннюю политику Афганистана через партии марскисткой ориентации. – Иран с экспортом исламской революции, наоборот, поддерживает радикальные исламские силы. – США пытаются протолкнуть свое влияние, против СССР Внутренние: – этно-конфессиональное разнообразие – клановая структура общества, борьба кланов за власть – непрочное государство, внутренняя нестабильность – особенности ландшафта (боевики в горах, центр не может их контролировать) – размытые границы с Пакистаном и ЦА, «племенные зоны» – базы для боевиков – социалистические преобразования НДПА, ущемление правых и духовенства Начало ГВ в Афганистане 1973 г. Мухаммед Дауд свергает монархию, республика. Диктатура, репрессии, недовольство. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе антиправительственных сил. М. Дауд стремится к поддержке Запада, шахского Ирана, Аравийского полуострова, Египта. 1978апрельская революция во главе с НДПА. Провозглашена при поддержке СССР просоветская Демократическая Республика Афганистан (ДРА). Социальные преобразования: создание независимой экономики, аграрная реформа, ликвидацию остатков феодализма и господства иностранных торговцев и т.д. Реформы столкнулись с сопротивлением землевладельцев, духовенства, самих крестьян. Началась гражданская война. Оппозицию поддерживали международные исламистские силы (Иран с экспортом исламской революции). На территории Пакистана и Ирана базы, где проходили подготовку боевики из числа беженцев. Оппозицию спонсируют Пакистан, Иран, КНР, Аравия, США. СССР в Афганистане 1979 ввод войск в Афганистан. Создается новое руководство НДПА и ДРА во главе с Кармалем. 1986 г. по настоянию Москвы Б. Кармаля сменил М. Наджибулла, объявивший политику национального примирения. 1989 советские войска покинули территорию Афганистана, но немедленного падения режима М. Наджибуллы не произошло; материальная поддержка Москвой правительства Афганистана не прекращалась. Лишь после решения России о прекращении с 1 января 1992 помощи Афганистану соотношение сил между Кабулом и оппозицией, продолжавшей получать значительную военную поддержку извн е, резко изменилось и в апреле 1992 г. оппозиционные силы сумели взять столицу страны. Афганистан в 1992-2001 гг. 1992 Афганистан провозглашен исламским государством. Раббани, давний поборник мусульманской идеи, был избран главой государства Исламская Республика Афганистан. Развернулась междоусобная борьба, в основе которой лежали и исламский, и этнический факторы. Таджики. Раббани – таджик и в его партии в основном таджики. Раббани поддерживал другой таджик, некогда один из известнейших полевых командиров, — Шах Масуд Пуштуны. Пуштунский лидер Хекматъяр (премьер) отстаивал лозунг «Афганистан для пуштунов» и являлся лидером «непримиримых», возглавляя «Исламскую партию Афганистана». Она стояла на позициях исламского фундаментализма экстремистского толка. Ее цель — создание в Афганистане исламского государства по типу соседнего Ирана. Узбеки. Узбек Дустум стремился сохранить максимум власти нал шестью северными провинциями с центром в Мазари-Шариф, чтобы быть независимым от Кабула. Дустум создал местный фронт, объединивший все политические силы - от коммунистов до фундаменталистов. Талибан (пуштуны, но о них все-таки стоит сказать отдельно). 1995 на военно-политической арене Афганистана появилось пуштунское в своей основе движение Талибан, инспирированное в Пакистане. Его лидерами (прежде всего М. Умар) являлись слушатели исламских семинарий. Поэтому движение носит крайне религиозный характер борьбы за «чистоту ислама». Пакистанская военная и финансовая помощь позволила им с удивительной быстротой добиться впечатляющих успехов. В 1996 Талибан завладел Кабулом и управлял большей частью Афганистана до вторжения международных сил в 2001. 1997 талибы провозгласил Афганистан эмиратом, т.е. реставрировали в стране монархию. Противники талибов создали «Объединенный исламский фронт освобождения Афганистан а» (Северный альянс), в который вошли: Дустум, Раббани, Масуд, Хекматьяр и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.011 с.) |