Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исламский фактор в политическом развитии арабских стран после ВМВ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Арабский национализм, охвативший регион после второй мировой войны стал доминирующей силой в регионе на протяжении нескольких десятилетий. Его упадок начался еще до смерти Насера, а именно после поражения арабских войск в шестидневной войне 1967 года. Еще за несколько лет до этого с распадом ОАР (Объединенной Арабской республики) в 1961 году. Просуществовав всего три года как союз Египта и Сирии, она выявила то, что арабский национализм пока не готов к интеграционным процессам. Получив независимость, страны региона еще только начинали решать свои внутренние проблемы, укреплять внутреннюю систему управления и были не готовы к крупным союзам, тем более, что методов интеграции еще не было разработано. У каждой страны были свои проблемы, отличные от другой. С одной стороны, будучи фактором сплочения, арабский национализм не смог объединить арабов, а только наткнулся на ряд проблем, связанных с самим понятием национализма. Так, в регионе появилось еврейское государство на основе национальной идентичности, в Сирии и Ираке фактором нестабильности становились курды, а в Северной Африке потенциальной проблемой мог стать «берберский вопрос». Справиться со всеми этими проблемами было невозможно, поэтому арабский национализм постепенно перерос в страновой. Это стало особо очевидно с приходом к власти в Египте Анвара Садата, который пошел на сепаратный мир с Израилем. Ливия, после переворота Каддафи стремящаяся к союзу с Египтом, направила свой взор в сторону Черной Африки. Эта же волна охватила и другие арабские страны Северной Африки. Несмотря на то, что в Сирии и Ираке пришла к власти партия Баас, единства не образовалось, а партия раскололась на сирийскую и иракскую, став больше характеристикой режима, нежели проектом арабского единства. С переходом арабского национализма в страновой, на авансцену выходят исламские политические силы, ратующие за исламский порядок. Эти силы во многом появляются не без помощи ЦРУ, которые пытались ослабить фактор арабского национализма, социализма и экспансию влияния Советского Союза. Особенно это проявилось во время войны в Афганистане, где американцы спонсировали и снабжали вооружением муджахедов, воюющих против советских войск. Знаменательным стал расстрел президента Египта Анвара Садата прямо на военном параде в честь годовщины войны 1973 года, организованный организацией Братья-мусульмане в 1981 году. 70-е-80-е годы ХХ века – это время проявления политического ислама. Первой крупнейшей организацией политического ислама на арабском Востоке стали «Братья-мусульмане» (Аль-Ихван аль-Муслимин), основанные еще в 1928 учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). В 1954 году после неудачного покушения членов ассоциации на президента Гамаля Абдель Насера деятельность «Братьев-мусульман» в Египте была запрещена. С 1984 года «Братья-мусульмане» стали принимать участие в парламентских выборах. При этом отсутствие легального статуса (закон 1954 года о запрете организации до сих пор не отменён) заставляет их выступать либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве «независимых» кандидатов. На выборах в парламент Египта в 2005 году кандидаты от «Братьев-мусульман», участвовавшие в выборах как независимые, получили 88 мест (20 % состава парламента), составив наибольшую по численности оппозиционную фракцию. В Сирии «Братья-мусульмане» и другие фундаменталисты с середины 1970-х гг. активизируют антиправительственную пропаганду и вооружённую борьбу, опираясь на недовольных неудачной экономической политикой и секуляризмом ПАСВ (Партия арабского социалистического возрождения, БААС). Экстремисты стремились к утверждению исламского порядка и созданию объединения исламских государств. Радикально настроенные активисты «Братьев-мусульман» стали основателями палестинской ХАМАС. Исламское движение можно определить как единую тенденцию, получившую выражение в двух спектрах: суннитском и шиитском по своей принадлежности и форме проявления. Многие появившиеся организации пользовались большой поддержкой населения, как, например, Братья-мусульмане, другие, как Хезболла или ХАМАС, смогли быстро заручиться поддержкой населения, стать популярными. Радикализм исламских патриотов следует определять не по отношению к Западу или к Израилю, но по идеологической платформе и методам реализации политического курса. Салафиты и ваххабиты придерживаются строгой радикальной формы определения «свой-чужой», пользуясь методом «такфира» (обвинения в безбожии) и провозглашая смерть за «куфр», причисляя к кафирам даже людей писания – христиан и иудеев. Такое направление в исламском движении породило Аль-Каиду и другие радикальные террористические организации. Существует целый ряд объединений (их называют экстремистские НРПО — неправительственные религиозно-политические организации), которые находятся в оппозиции, часто непримиримой, к режимам в соответствующих странах и ставят перед собой задачу либо свержения, в том числе вооруженным путем, этих режимов, либо политико-государственного самоопределения мусульман в ходе насильственных действий. Среди этих организаций — «Братья-мусульмане» в разных арабских странах, ХАМАС на землях Палестинской автономии, «Хизбалла» в Ливане. В настоящее время на Арабском Востоке наблюдается по дъем движений политического ислама, который происходит на фоне об острения внутренних социально-экономических и политических разногласий и нерешенности проблемы арабо-израильского конф ликта. В этих условиях власти арабских государств в процессе взаимодействия с действующими в их странах исламскими движениями и организациями сталкиваются с рядом непростых вопросов, решение которых потребует немалого времени и выработки новых подходов. По сути, речь идет об изменении авторитарных методов государственного управления и механизмов манипулирования обществом в интересах правящего меньшинства в пользу большей либерализации действующей политической системы. А также осуществления демократизации политических институтов государства, способных обеспечить более равномерное распределение национальных богатст в, справедливое правосудие, большую социальную защищенность малоимущих слоев, расширить представительство различных групп общества в законодательных и исполнительных органах власти и их реальное участие в управлении государством. Подобная трансформация основных парадигм существующей социально-политической системы необходима для обеспечения стабильности действующих там режимов, преемственности руководства, поступательности развития, сохранения внутреннего порядка и безопасности страны, особенно на этапе смены власти. Применительно к движениям политического ислама это может означать изменение характера их взаимоотношений с властью. Сегодня в таких крупных и влиятельных государствах Арабского Востока, как Сирия и Египет, власть и общество фактически признали наличиe в их странах движений политического ислама и пытаются адаптировать их умеренное крыло к действующей государственной системе преимущественно в социальной и интеллектуальной сфере. Тем более что в отличие от 1940–1950-х. гг. в Египте и 1970–1980-х гг. в Сирии «Братья-мусульмане» в основном отказались от активной вооруженной борьбы с режимом, порождавшей насилие в обществе, и создали ряд группировок умеренного характера типа «Васатыйя» в Египте. Данное обстоятельство заставляет предположить, что в движении происходят перемены. Одновременно в общественном сознании многих граждан арабских стран укрепляется мнение, что представители умеренного крыла исламских движений должны быть интегрированы в новую либеральную политическую систему, чья политическая культура отличалась бы более светским характером. В свою очередь, это предполагает предоставление исламским группировкам умеренного характера больших возможностей для свободного выражения своих политических взглядов и идей, их участие в рамках действующей политической системы в процессе ее реформирования. Одновременно в социально-экономической области должны начаться реформы структурного характера, которые позволили бы интегрировать группы общества с низкими и средними доходами в политическое пространство этих государств. Ведь именно эти слои среднего класса и малоимущих групп населения прежде всего поддерживают движения политического ислама. В условиях складывающейся на Арабском Востоке политической ситуации достаточно сложно предсказать, как долго властям этих государств, опирающимся на мощный аппарат спецслужб и армию, удастся контролировать действие исламского фактора в своих странах. С учетом этого арабским руководителям уже очень скоро придется решать, что может представлять большую опасность их власти и иметь губительные последствия для страны: политическое взаимодействие с «умеренным» исламом либо сражение с ним с применением армии, последствия которого могут оказаться абсолютно противоположными ожидаемым результатам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.009 с.) |