Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер реформ в современной кнр («социализм с китайской спецификой») на современном этапе: тенденции и перспективы. Российско-китайские отношения.

Поиск

В конце 70-х - нач 80-х стало очевидно, что социалистическое развитие в рамках тоталитарного государства обрекало Китай на дальнейшую отсталость. Стала очевидной необходимость проведения экономической и политической модернизации страны. Курс на построение так называемого «социализма с китайской спецификой » был провозглашен в 1979 Дэн Сяопином.

Согласно идеям Дэн Сяопина государственной основой Китая должен был быть социализм, который, однако, должен строиться с учетом ки тайской национальной специфик и. Дэн Сяопин говорил о том, что при осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая; как в процессе революции, так и в процессе строительства нужно серьезно изучать и заимствовать опыт других стран, но слепое копирование чужого опыта и чужих моделей никогда к успеху не приводило. Таким образом, Дэн не стал следовать моделям социалистического строительства в СССР и стал искать собственный путь к построению социализма в Китае. В рамках социалистической модернизации Китая Дэн Сяопин стремился вывести Китай к середине XXI на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достигнуть повышения благосостояния граждан. Путь к этому Дэн Сяопин выдел в ускоренном экономическом росте, качественном обновлении экономики и повышении ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала, и призывал к заимствованию передовых зарубежных научно-технических достижений.

В конце 70-х Дэн Сяопин провозгласил курс на модернизацию сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техникичетыре модернизации»). Начальный период его реформ (1979-84) Дэн Сяопина связан с преобразованиями в деревне: повышение закупочных цен на продукцию с/х; составление платы труда крестьян в сельских коллективных хозяйствах в Китае в зависимости от результатов труда; передача земли индивидуальным хозяйствам на основе договора (но она оставалась социалистической коллективной собственностью; с/х техника так же переходила в собственность крестьян); введение с /х налога => рост производительности в с/х.

С 1984 – реформы начали проводиться и в городах. Их суть сводилась к устранению чрезмерной централизации управлени я и расширению прав предприятий на самостоятельное ведение дел. Реформа была направлена на резкое повышение инициативы, мобилизацию резервов, выработку оптимальных хозяйственных решений. В городах росло число коллективных и частных предприятий. Введение самохозяйствования, устранение уравниловки, развитие гибкости управления, экономических стимулов для повышения уровня производства способствовали значительному улучшению положения в экономике.

В начале 80-х в рамках политики открытости Китая внешнему миру были созданы т.н. «особые экономические районы» и «открытые экономические зоны» (в основном на побережье), привлекающие иностранный капитал, содействующие расширению экспорта, увеличению валютных доходов страны, подготовке квалифицированных специалистов.

В 1992 был взят курс на построение «социалистической рыночной экономики ». Начала сокращаться сфера директивного планирования, ликвидировались многие отраслевые министерства и ведомства.

Необходимо отметить и выдвинутую Д эн Сяопином концепцию «одно государство – два строя», согласно которой в одном государстве возможно существование двух общественных систем – социализма и капитализма. Концепция была предложена для своеобразного решения проблем, связанных с регионами Сянган (Гонконгом) и Аомэн, и в будущем, возможно, с Тайванем, т.е. со странами, которые вследствие западного влияния развиваются по пути капитализма.

Что касается политических преобразований, Дэн Сяопин отказался от заимствования западной модели демократии с разделением трех ветвей власти, двухпалатным парламентом и многопартийными выборами, считая, что система с однопартийным парламентом – ВСНП – наилучшим образом отвечает китайским реалиям. Однако была усовершенствована уже существующая система представительных органов власти, были расширены их контролирующие функции и разделены полномочия между партийными и административными органами. Начался процесс постепенной реабилитации жертв политических репрессий из числа высших руководителей КПК, в 1981 на пленуме ЦК КПК было принято «Решение по некоторым вопросам истории КПК с момента образования КНР», в котором осуждался культ личности Мао Цзэдуна и его эксперименты (вплоть до 1997, когда умер Дэн Сяопин).

В 1989 произошли известные события на площади Тяньаньмэнь. Причиной послужило то, что, по мнению многих жителей Китая, реформы Сяопина зашли недостаточно далеко и что Китай должен преобразовать свою политическую систему (особенно в свете политической либерализации в СССР). С другой точки зрения, студенты могли протестовать против капиталистической направленности экономических реформ Сяопина и за сохранение социалистических завоеваний Мао.

Тем не менее, КНР продолжила взятый Сяопином курс, эффективность которого была доказана временем. КНР развивается быстрыми темпами, уровень жизни народа растет, Дэн Сяопину удалось вывести Китай на новую ступень развития и обеспечить начало ее поступательного развития. За четверть века реформ Дэн Сяопина произошел значительный подъем жизненного уровня китайского населения: объём ВВП Китая составлял 147 млрд долларов в 1978 году и 2,6 трлн. долларов в 2006 году; внешнеторговый оборот КНР вырос почти в восемьдесят раз (с 21 млрд до 1 трлн. 600 млрд долларов) при среднегодовом темпе прироста 16%; Китай занимает второе место по своему экономическому весу в мире; до начала реформ за чертой абсолютной бедности находилось 250 миллионов человек (около 25% населения страны), сегодня их число их составляет 24 миллиона человек (около 2%). Китай превратилась в одно из ведущих государств мир а и играет все более весомую роль, как в мировой политике, так и в мировой экономике.

Отношения РФ-КНР были нормализованы в 1989 во время официального визита Горбачева в Пекин. Основные документы: Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР, 1992, Пекин («отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества»); Совместная российско-китайская декларация о стратегическом взаимодействии в XXI веке, 1996, Пекин («отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке»); Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве РФ и КНР, 2001, Москва («отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия»).

Начальный этап (1992-1996). Первоначально новая независимая Россия и КНР испытывали некоторое недоверие друг к другу. Китай опасался, что Россия будет проводить прозападную (тогда это означало антикитайскую) политику. Однако РФ не участвовала в санкциях западных стран и выразила готовность улучшать отношения с КНР, как политические, так и экономические. В Совместной декларации об основах взаимоотношений стороны прописали, что они рассматривают друг друга как дружественные государства, мы выразили поддержку позиции КНР по Тайваню, стороны обязались продолжить переговоры по границе и о сокращении вооруженных сил вдоль нее, много об экономическом сотрудничестве. В этот период в целом завершено договорное оформление российско-китайской границы (1991 – соглашение о Восточном участке, 1994 – о Западном участке) (осталось несколько островов в районе Хабаровска).

Этап развития стратегического партнерства (1996-2001 ). В середине 90-х Россия начала отходить от преимущественно прозападной ориентации и больше внимания стала уделять Китаю. Китай же переживал очередное ухудшение отношений с США, вызванное, в первую очередь, Тайваньским кризисом марта 1996 (на Тайване прошли президентские выборы, КНР инициировал военные учения вблизи острова, в Тайваньский пролив был введен ВМФ США). По инициативе российской стороны, в Пекинскую декларацию 1996 вписали фразу о «партнерстве и стратегическом взаимодействии». В ходе государственного визита Цзян Цзэминя в Москву была подписана Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997). В ней стороны констатировали окончание эпохи биполярности и выразили желание содействовать формированию многополярной структуры МО. В ходе визита Путина в Пекин в 2000 было сделано Совместное заявление Президента России и Председателя КНР по вопросам ПРО (Договор по ПРО - краеугольный камень глобальной стратегической стабильности; нестратегическая ПРО не должна наносить ущерб третьим странам (ни в коем случае не подключать Тайвань). Получило дальнейшее развитие сотрудничество России и КНР на региональном уровне. Спустя день после подписания Пекинской декларации 1996 в Шанхае было подписано Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы: на протяжении всей бывшей советско-китайской границы создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны, меры доверия. На встрече в Шанхае образовался механизм «шанхайской пятерки» - периодические встречи глав государств для обсуждения пограничного сотрудничества. В июле 2000 пригласили Узбекистан, а 2001 была создана ШОС.

Этап зрелого стратегического партнерства (2001-н.в.). В 2001 в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В 2005 обе страны ратифицировали соглашение о российско-китайской границе в ее восточной части (некоторые вопросы не были урегулированы соглашением от 1991, около островов Большой, Тарабаров и Большой Уссурийский). Динамично развивается экономическое сотрудничество, в частности сфере энергетики и ресурсов. Острым моментом двусторонних отношений продолжает оставаться стихийная и незаконная китайская миграция на территорию России, особенно российского Дальнего Востока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.187 (0.009 с.)