ТОП 10:

Период Чжаньго и причины возвышения княжества Цинь. Реформы Шань Яна.



Борьба за гегемонию

Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци,

расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э. на

съезде правителей (чжухоу).

После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство

— Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь — период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.).

Судьба Вэнь-гуна необычна. Его матерью была женщина из племени жун. Покинув пределы своего родного

царства из-за соперничества с братьями, юный Вэнь-гун

бежал к кочевникам ди, среди которых провел долгие годы. Так во главе объединения древнекитайских

царств оказался человек, который по происхождению и воспитанию был скорее «варваром», нежели хуася. Та

ким Вэнь-гун, в сущности, и остался в памяти потомков: он «ходил в рубахе из грубой материи, в овчинном

тулупе, подвязывал меч сыромятным ремнем и тем не менее распространил свою власть на все земли посреди

четырех морей».

В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Это

послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были

разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов.

С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ, вблизи чжоуской столицы, было

покончено.

Соперничество между Цзинь и южным царством Чу составляло основную линию политической истории в

VII—VI вв. до н. э. Расширяя свою территорию за счет мелких царств междуречья Янцзы и Хуанхэ, Чу

начинает вмешиваться в отношения между основными наследственными владениями на Среднекитайской

равнине. В конце VII в. до н. э. правитель Чу принял титул вана — это был открытый вызов тем царствам, ко

торые боролись за гегемонию под лозунгом «уважения» к чжоускому Сыну Неба. Чуский ван становится

первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу.

Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Цзинь удалось добиться

реванша лишь в 575 г. до н. э.

В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами, ранее почти не

принимавшими участия в политических событиях: царствами У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении

Янцзы. Основная масса населения здесь существенно отличалась от «людей хуася». Жители У и Юэ имели

обычай татуировать тело и коротко обрезать волосы, чем резко отличались от древних китайцев. Большую роль

в их жизни играло рыболовство и морские промыслы. Стремясь получить дополнительный шанс в борьбе с Чу,

правитель Цзинь заключил союз с У и направил туда своих военных советников. Однако и после

Боевые колесницы в погребении периода Чуньцю близ Шаньсяня

этого жители У предпочитали колесницам тактику боя на воде, где они чувствовали себя более уверенно,

чем на суше.

В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав

победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун, он в 482 г. до н. э. добился признания гегемонии У. Примерно

через десять лет после этого настал черед Юэ, разбившего войска соперника и подчинившего себе большинство

северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три

самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н. э.) в истории древнекитайского общества

начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).__Реформы Шан Яна

В IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы,

направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих

реформ были представители легистской школы, большинство которых стремилось не только сформулировать

свою точку зрения на методы решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике.

Об одном из них — Шан Яне, добившемся проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось достаточно много

сведений (главным образом из «Исторических записок» Сыма Цяня и трактата «Книга правителя Шан»,

приписываемого Шан Яну).

Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств, долгое время не играло значительной роли в борьбе

за главенство на Среднекитайской равнине. Цинь было экономически слабым царством и не имело сильной

армии. Его правитель принял пред-

ложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. К 359 г.

до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали: 1) введение

нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой

порукой; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с

родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и

ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды;

жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация

системы мер и весов.

Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное

дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили

решающий удар по традиционной системе социальной иерархии. На смену ей

Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные

заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги.

Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его реформы были успешно осуществлены.

Они не только способствовали усилению царства Цинь, которое постепенно выдвигается в число ведущих

древнекитайских государств, но имели существенное значение для развития всего древнекитайского общества.

Реформы Шан Яна несомненно отвечали потребностям поступательного развития общества. Окончательно

подорвав господство старой аристократии, они открыли путь к преодолению противоречия между знатностью и

богатством: отныне любой член общества, обладавший богатством, имел возможность добиться соответствую

щего социального положения в обществе. Реформы IV в. до н. э. явились мощным толчком в развитии частной

собственности и товарно-денежных отношений. Основная масса земледельцев, обрабатывающих землю, стала

после этих реформ мелкими земельными собственниками. В то же время реформы Шан Яна стимулировали

развитие рабовладения.__

Образование империи Цинь. Реформы Циньшихуана.

Принимая титул Цинь Шихуана («Первого императора династии Цинь»), Ин Чжэн торжественно объявил в

своем высочайшем рескрипте: «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования — Эрши

(«Второй»), Саньши («Третий»), и так вплоть до десятков тысяч поколений будут они наследовать бесконечно».

Честолюбивым мечтам Цинь Шихуана не суждено было осуществиться: просуществовав всего лишь 14 лет,

созданная им империя пала под ударами народного восстания. И тем не менее полтора десятилетия

существования империи Цинь — это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то

централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй

древности и средневековья.

Разгром шести царств и объединение территории страны были лишь первым шагом на пути создания

единого государства. Не менее важными были в этом отношении мероприятия Цинь Шихуана, направлен

ные на ликвидацию последствий политической и экономической раздробленности.

Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Границы их были проведены

таким образом, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами прежних царств.

Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин.

Во главе округов стояли начальники, назначаемые непосредственно императором. При начальнике округа

существовали окружные управления, куда входили чиновники, подчиненные центральным ведомствам. Вторым

лицом в округе был командующий войсками, расквартированными на территории округа. Он получал такое же

жалованье, что и начальник округа, что свидетельствует о его высоком положении. Начальник округа назначал

начальников уездов и их заместителей.

Административная власть в низовых единицах территориального деления страны принадлежала выборным

старейшинам. Таким образом, на этом уровне административной системы в империи Цинь продолжало

существовать общинное самоуправление.

Полновластным наследным правителем страны был император. Только он имел право называть себя «Мы» и

декларировать свою волю в высочайших рескриптах.

Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за

проведение в жизнь всех императорских указов. Советникам подчинялись центральные ведомства.

Военное ведомство возглавлялось командующим всеми армиями империи. Ему подчинялись начальники

окружных военных ведомств. Имелись также судебные и финансовые ведомства. Характерно, что в

центральном аппарате государственной власти специальное ведомство обслуживало личные нужды императора

и его семьи.

Чиновники особого ведомства ведали хранением государственного архива, а также осуществляли

инспектирование округов. Благодаря этому император мог следить за тем, насколько добросовестно выполняют

свои обязанности представители местных органов власти.

Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осущест-

вил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относится введение единого

законодательства. В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства. В

своем наиболее общем виде она впервые была осуществлена еще Шан Яном. Однако в Циньской империи

обязанности поручительства возлагались не на «пятки» или «десятки», а на членов семьи: «Если один человек

совершает преступление, то наказанию подвергается вся его семья». Таким наказанием за преступление

родственника в империи Цинь обычно было превращение в государственных рабов. Система поручительства

распространялась при Цинь Шихуане только на простолюдинов.

Что касается наказаний за преступления, то положения о них в основном были заимствованы из законов

Шан Яна и отличались крайней жестокостью. Применялись различные виды смертной казни: четвертование,

разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени.

Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади. Кроме того, практиковались также и более легкие

наказания — вырезание коленных чашечек, отрезание носа, кастрация, битье по пяткам. Наконец, осужденного

за преступление могли сослать на каторжные работы.

В первые же годы своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию монеты, мер и весов, а также

письменности. Введение единой системы мер и весов было необходимо для установления налогового

обложения населения. Этой же цели служила и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из

обращения были изъяты все монеты нециньских образцов. Эти мероприятия Цинь Шихуана окончательно

сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными

районами страны.__

Реформы Цинь Ши-хуанди:

Принятие титула император, что усилило влась правителя.

Объединение страны. И упразнение границ прежних цартсв и их администраций. Всю новую територию разделили на 36 областей, облости на уезды, создали аппарат управления полностью зависемого от императора. Ведение единых законов, мер, размеров повозок, деньги, писмености. Все оружие конфиксировалии перелавили на колокола и 12 огромных фигур.

Наследную аристократию, высших чиновников и крупных купцов пересилили в Сяньян( столица). Тем самым отрвав их от родовых корней и поставив под контроль.

Столица была связана с курьерскими дорогами, обеспечивая тем самым быструю предачу приказов и информации .

Началось строительство Великой Китайской стены. Возникали множества роскошных дворцов. И великолепную усыпальницу для Цинь Ши-хуанди.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.011 с.)