ТОП 10:

Внутренняя и внешняя политика Навуходоносора II



После смерти Набопаласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходоносор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было стабильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, египтяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавилонянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятежный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вавилоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древнем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его лежала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено возведенное на искусственной платформе главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался

Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»). Названый в Библии Вавилонской башней, он

считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось

святилище верховного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованными кирпичами, стены и потолки

его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в зиккурат вела мощеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35

м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных богине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота

были украшены изображениями фантастических животных.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады, которые покоились на высоких каменных

уступах, державших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора,

скучавшей по родным местам горной Мидии. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»),

откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной

стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена

была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная

на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот,

охранявшихся царски

ми воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых

можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и

широкий ров, наполненный водой.

Сословия Страровавилонского общества по Закону Хаммурапи.

Структура вавилонского общества прописана в законах Хаммурапи. В них проводится граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» —«человек». В число свободных людей входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, но они не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев. Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона». Но из законов ясно, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война,

имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи,

находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство.

А также была распространена самопродажа (в рабство). Обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность общинника в отношении оросительного сооружения), наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие,

государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5

рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего имущества.

Религия и мифология народов Древней Месопотамии: пантеоны, основные культы, важнейшие циклы мифов,. Роль храмов и жречества.

Роль храмов, жречества.

В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, например, быка, который, видимо, был тотемом халафских племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свидетельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупокойный культ с разными типами погребений и увеличивающимся погребальным инвентарем.

Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами, возможно, резиденции вождей. Помимо культового назначения храмы играют роль административно-хозяйственных центров поселений.

По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значительной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригационным хозяйством. На рельефах и печатях нередко изображается жрец-правитель, который выполняет религиозные функции, наблюдает за производством и поступлением в храм продуктов.

46 Культура народов Древней Месопотамии: Письменность, литература, архитектура, научные знания.

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.005 с.)