ТОП 10:

Рассвет деспотической монархии в эпоху Шумеро-Аккадское царства.



За время правления III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в Царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, Дворца и усыпальниц царей в Уре.

Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимися на положении рабов «гурушами» (букв. «молодцами»), которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам. Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь

таких земель значительно уступала царскому земельному фонду. Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной, и кое-где сохранившийся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей — крестьян-общинников и

ремесленников — переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке

постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс

неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой

форме — под видом дарения. Продажа домов и садов вообще не запрещалась. О массовом разорении мелких

производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве своего рода батраков и

поденщиков, работа свободных ремесленников в царских мастерских наряду с рабами. Документы говорят о

продаже в рабство детей бедняков, особенно дочерей, о росте временного рабства — должничества, чреватого

уже наследственным рабством для детей должников, родившихся в период отработки долга. Сохранились

судебные акты по оспариванию рабского состояния бывшими свободными, которые свидетельствуют о частом

порабощении ранее свободных людей. Об обществе, полном противоречий, ясно говорят строки из введения к

законам царя Шульги: «Сироту человеку богатому он ни за что не отдавал, вдову человеку, власть имеющему,

он ни за что не отдавал, человека одного сикля человеку одной мины он... не отдавал» (1 мина ~ 0,5 кг серебра).

Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при

подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Цена на рабов была не

велика: раб стоил 9—10 сиклей, рабыня — вдвое или втрое меньше. О большом развитии рабства говорит тот

факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники.

Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах,

было крайне тяжелым. На хозяйственных таблицах из города Уммы зафиксированы выдачи продуктов питания

рабыням и их детям, которые содержались в особом лагере под контролем надзирателей. В течение месяца из

185 человек умерло 57, по всей вероятности, от эпидемий, голода и злоупотреблений чиновников. Труд рабынь

особенно

интенсивно использовался в царских (ткацких, прядильных, мукомольных, пивоваренных) мастерских. При

раскопках Ура были обнаружены остатки ткацкой мастерской, где работали 165 женщин и детей. Положение

частновладельческих рабов было несколько лучшим. Они могли иметь небольшое имущество, семью,

откупаться на волю, по некоторым делам обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за

пределы страны. Нередко и государственные, и частные рабы совершали побеги, законы предусматривали

вознаграждения их поимщикам.

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную

форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул

«царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи

чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским

верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список»

с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской

власти на земле. Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные

почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их

правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества,

которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский

— «энси», аккадский —«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд.

Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего

рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших

судебников в мире — законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы

трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли

всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали

использоваться и наемники, главным образом из числа западных кочевников-амореев.

Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались

отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными

Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри

государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на

Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений.

Строились крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов.

Внутреннюю силу царства все больше подтачивали недовольство народных масс, бегство рабов,

невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы гигантского царского хозяйст

ва.

Натиск амореев шел уже и с запада, и с востока, ибо, обходя крепости и естественные преграды, они

пересекли Месопотамию и наступали теперь с двух сторон. На юге страны — в Ларсе — возникло царство, ос

нованное одним из вождей наемников-амореев. В стратегически важном городе Иссине образовалось

независимое от Ура государство с собственной династией. На северо-востоке от Шумеро-Аккадского царства

отпада Эшнунна. Завершающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур,

захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии (2003 г. до н. э.).

Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как

реквием звучат над сошедшим на рубеже III—II тысячелетий до н. э. со страниц истории Шумеро-Аккадским

царством.

Касситский Вавилон.

Вавилонское царство при касситской династии

Касситы — одна из групп горных племен североцентрального Ирана — появились на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный хеттами, способствовал окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

С начала XVI в. до н. э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н. э.

В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и сокращением притока рабов в экономике ощущается известный застой.

Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (госпо­дином дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющими право собственности того или иного аристократа на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высека­ются на особых межевых камнях — «кудурру».

Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам месопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XV в. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.— реставрация зиккуратов и храмов в Уре.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вави­лонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сип-пар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

Внешняя политика касситских царей отличалась достаточным размахом. По традиции именуя себя «царями четырех стран света», они владели всей Нижней Месопотамией (где аннексировали Приморское государство), «страной Кашшу» — территорией, непосредственно заселенной касситскими племенами в горах южноцен­трального Загроса, некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в североцентральном Загросе, долиной Среднего Евфрата, а с рубежа XV—XIV в. до н. э.— обширными районами Сирийской степи с центром в Тадморе, вплоть до границ Южной Сирии и Заиорданья. Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Выступив против Египта в конце XV в., касситский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «Амарнской» международной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения, постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обычно посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия.

Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов, но на аналогичную просьбу получили отказ на том основании, что египетских царевен не выдают замуж за пределы страны. По письмам из Телль-Амарнского архива можно предположить, что между Египтом и Вавилонией заключались и возобновлялись договоры о «дружбе» и «братстве», включавшие пункты о взаимопомощи.

При временном ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недовольство. Бурна-Буриаша II (середина XIV в. до н. э.) возмущает невнимание египетского фараона к его болезни, маленькая свита, присланная за вавилонской царевной, отправляющейся в его гарем, отсутствие подарков, особенно золота. «Если ты не можешь быть столь же щедрым, как твой отец,— пишет он Эхнатону,— то пришли хоть половину». Особенно недоволен был Вавилон приемом в Египте ассирийского посольства, ибо в первой половине XIV в. Ашшур успел побывать вавилонским вассалом, и с тех пор вавилоняне отказывались признать его независимость и внешнеполитическую правоспособность.

Правление Бурна-Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттским Суппилулиумой (за которого выдал дочь, ставшую великой царицей Хатти) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламейских) племен на Сирийскую степь и Средний Евфрат. Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности около полутораста лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда оборачивались катастрофами для вавилонян. Так, ассирийский царь Тукульти-Нинурта I смог на время вообще аннексировать Вавилонию (ок. 1230—1220 гг. до н. э.). Соответственно, падает авторитет Вавилонии во внешнем мире, несмотря на устойчивый союз с хеттами. «Ты пишешь нам не как брат, а командуешь нами, как своими рабами»,— с горечью пишут из Вавилона хеттскому царю Хаттусили III. Впрочем, в начале XII в. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могущества, под влияние которого подпадает сама Ассирия.

Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н.э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали
Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша,

и касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.01 с.)