Страхование грузов. Общие принципы. Субъекты и участники страхования. Особенности при перевозках различными видами транспорта. Генеральный полис. Страховая ответственность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование грузов. Общие принципы. Субъекты и участники страхования. Особенности при перевозках различными видами транспорта. Генеральный полис. Страховая ответственность.



Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.

Сегодня в России основные принципы страхования основываются на международных стандартах. Чаще всего это условия Лондонского Института Страховщиков, реже – немецкие стандарты ADC.

 

В практике страхования существует два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту. Оба они используются в страховании грузов. Первый принцип предусматривает страхование практически от всех рисков, за исключением лишь некоторых. А именно:

· Разного рода военные действия или конфликты.

· Воздействие атомного взрыва (как прямое, так и косвенное) или радиации.

· Небрежность перевозчиков.

· Негативное влияние на груз температуры, повышенной влажности, воздуха в трюме корабля и других факторов, которые плохо сказываются на характеристиках груза.

· нарушены условия транспортировки и хранения груза.

· Пожар или взрыв. Компенсация выплачивается страховику только в том случае если пожар был вызван огнеопасными веществами, оказавшимися в транспортном средстве с грузом, но без ведома хозяина груза.

· Недостающее количество груза, при том, что упаковка целая, то есть груз не распаковывали.

· Повреждение груза из-за червей, крыс и прочих грызунов.

· Задержка груза, что повлекло падение цены на ожидаемый товар, и заказчик груза терпит убытки. Убытки возмещаются только, если сумма не очень велика.

Второй принцип страхования более узкоспециализирован. Ведь согласно ему, клиент может застраховать свой груз только от конкретно перечисленных рисков, а не от всего подряд. Например, такие риски как:

1. Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;

2. Пропажа судна или самолета без вести;

3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

4. Общая авария

5. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

СУБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ

Согласно российскому законодательству застраховать груз (заключить договор страхования) может любой участник логистической цепочки.

Участники:

Отправитель груза, (физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;); перевозчик(физическое или юридическое лицо (чаще всего транспортная организация, владеющее транспортным средством или арендующее его), экспедитор; получатель груза(физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз в пункте Б.).

В качестве субъектов страхования грузов выступают страхова­тель, страховщик, выгодоприобретатель.
Страхователь — юридическое или дееспособное физическое лицо, являющееся отправителем (продавцом) или получателем (покупателем) груза, товара.
Страховщиком, как и при страховании транспортных средств, является страховая коммерческая организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на страхование грузов, или Общество взаимного страхования.

Выгодоприобретателем может быть юридическое или физи­ческое лицо, в пользу которого заключен договор страхования груза и которое вправе получить от страховщика страховое воз­мещение в пределах страховой суммы при страховом случае с грузом. Таким лицом является получатель, указанный в товар­но-транспортных документах. Получателем может быть, как указано выше, и непосредственно сам покупатель товара (он же грузоотправитель) или уполномоченное им лицо.

Особенности при перевозках различными видами транспорта.

При страховании грузов осуществляется страхование следующих видов перевозок груза:

1. Страхование грузов при автоперевозках (страхуются как внутренние автоперевозки грузов так международные автоперевозки груза);

Бремя доказательства вины перевозчика лежит на владельце груза, что предопределяет приложение достаточно больших усилий и времени, чтобы, как правило, через суд взыскать с перевозчика ущерб, причиненный грузу.
Поэтому вне зависимости от существующей ответственности автоперевозчика и даже её страхования, страхование грузов объективно необходимо.
В качестве страхователей грузов при их перевозке автомобильным транспортом выступают юридические (или физические) лица, являющиеся в период транспортировки грузовладельцами.

Из всей совокупности возможных рисков при автомобильных перевозках и возможных объемов ответственности страховщика выделены три стандартных типа условия страхования грузов:

§ «с ответственностью за все риски»

§ «с ответственностью за частную аварию»

§ «без ответственности за повреждения»

2. Страхование грузов при перевозках железнодорожным транспортом (страхуются как внутренние железнодорожные перевозки грузов так и международные железнодорожные перевозки грузов);

Перевозки грузов железнодорожным транспортом не подлежат обязательному страхованию, однако современные условия осуществления подобных услуг требуют этого.

Страхование грузов на жд – самая удобная гарантия в случае утраты или повреждения груза в силу различных обстоятельств. В последнее время наблюдается тенденция роста объема страхования грузов на жд. Клиенты железных дорог все чаще добровольно страхуют грузы, даже при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности, так как он покрывает далеко не все риски. Страхование вступает в силу с того момента, когда груз берется со склада, продолжает действовать во время всего пути перевозки и заканчивается только после доставки груза на место.

3. Страхование грузов при авиаперевозках (страхование внутренних авиаперевозок и международных авиаперевозок грузов);

существует 3 основные группы риска, по которым и оформляется страхование груза авиаперевозки:

«С ответственностью за все риски», иначе говоря, полное страхование, которое гарантирует Вам возмещение всех убытков.

«С ответственностью за частную аварию», этот вид страхования способен восполнить частичный ущерб, нанесенный грузу, в процессе авиаперевозки.

«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», этот вид страховки фактически не страхует Вас от ошибок транспортирующей компании, но возместит ущерб от природных форс-мажоров.

4. Страхование грузов при перевозках водным транспортом (речным и морским водным транспортом) (страхование внутренних водных перевозок и международных водных перевозок груза);

Страхование морских перевозок состоит из нескольких видов. Cargo Insurance (страхование карго) – это страховка только стоимости перевозимого груза. Само судно при этом не страхуется.

Более известное обывателю слово «каско» означает, что будет застрахована стоимость груза на морском транспорте. Здесь не учитываются пассажиры, их багаж, экипаж.

Liability Insurance (страхование ответственности судовладельца) – еще один раздел. В этом случае страхуется ответственность владельца судна, если материальный вред будет нанесен третьими лицами либо просто в ходе эксплуатации транспортного средства, перевозящего грузы по морю.

Наряду с надежностью и относительно низкой стоимостью морских грузоперевозок существует ряд потенциальных угроз. Например, случаи поломки и крушения, в том числе вызванные прихотями погоды. Еще одна угроза – потенциальная опасность принести большой вред природе (например, в случае разлива сырой нефти и нефтепродуктов).

5. Страхование грузов при смешанных перевозках, т.е. перевозках груза различными видами транспорта (страхование комбинированных перевозок груза, (внутренних и международных перевозок груза)

Регулярные грузоперевозки однотипных партий часто страхуются погенеральному полису что позволяет сократить транзакционные издержки, упростить и ускорить процедуру страхования.

Генеральный полис - договор страхования, по которому осуществляется систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока (ст. 941 ГК РФ)

В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.

Основные условия генерального полиса:

· предметом страхования по генеральному полису может быть только имущество;

· страхуемое имущество должно состоять из нескольких партий;

· для страхования однородного имущества устанавливаются сходные условия;

· договор страхования заключается на определенный срок;

· генеральный полис должен содержать все существенные условия договора;

· генеральный полис должен содержать условие о сроке действия договора страхования в отношении отдельной партии имущества.

Страхование ответственности

Страхование ответственности осуществляется в пользу любого лица, которому в результате несохранной перевозки причинен вред; страхование груза – только в пользу лица, имеющего основанный на законе интерес в сохранении груза, то есть в пользу собственника груза. Страхование ответственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ подразделяется на страхование ответственности за причинение вреда другим лицам (ст. 931 ГК) и страхование ответственности за нарушение договора (ст. 932 ГК).

Страхование ответственности перевозчика и экспедитора является наиболее эффективной превентивной мерой по защите себя от неблагоприятных последствий утраты или деформации грузов в силу различных причин.

3. Порядок определения размера страховых выплат по страхованию имущества.

Гражданский кодекс. Глава 48. Страхование

Статья 947. Страховая сумма

1. Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования(страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком.

2. При страховании имущества, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость). Такой стоимостью для имущества считается его действительная стоимость. для имущества его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования;

Действительная (страховая) стоимость имущества может определяться:

-на основании заявленной Страхователем стоимости при условии предоставления документов, подтверждающих её размер;

-на основании оценки независимого оценщика;

-иным способом по соглашению сторон.

Статья 948. Оспаривание страховой стоимости имущества

Страховая стоимость имущества, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.

Статья 949. Неполное имущественное страхование

Если в договоре страхования имущества страховая сумма установлена ниже страховой стоимости, страховщик при наступлении страхового случая обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

Договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.

Статья 950. Дополнительное имущественное страхование

В случае, когда имущество застраховано лишь в части страховой стоимости, страхователь (выгодоприобретатель) вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма по всем договорам страхования не превышала страховую стоимость.

Статья 952. Имущественное страхование от разных страховых рисков

Имущество может быть застраховано от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками.

В этих случаях допускается превышение размера общей страховой суммы по всем договорам над страховой стоимостью.

Статья 964. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

1. Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

2. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения за убытки, возникшие вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.

Франшиза

Франшиза – предусмотренное условиями страхования (перестрахования) освобождение страховщика (перестраховщика) от возмещения убытков страхователя (перестрахователя), не превышающих заданной величины; это невозмещаемая часть убытка. Считается в процентах от страховой суммы. То есть при выплате страхового возмещения эта величина будет вычитаться из общего размера выплаты.

Существует два основных разновидности франшизы:

Условная франшиза - эта франшиза «работает» только, если размер ущерба не превышает размер самой франшизы. Например: Ваш автомобиль застрахован на 800 000 руб., а условная франшиза – 1% от страховой суммы, т. е. 8 000 руб. Предположим, утром, решив ехать на работу, Вы обнаружили на машине большую царапину, нанесенную гвоздем какого-нибудь хулигана. Стоимость ремонта такого повреждения явно меньше размера франшизы (8 000 руб.), поэтому обращаться в страховую нет никакого смысла – возмещения не будет. А вот при более серьезном ДТП выплата будет произведена без учета франшизы, то есть в размере реального ущерба. Поэтому эта франшиза и называется «условной».

Безусловная франшиза - работает в любом случае. То есть независимо от размера ущерба ее размер будет вычитаться из выплаты. В приведенном выше примере, по-прежнему, бессмысленно обращаться по поводу царапины, а при серьезных повреждениях любая выплата будет уменьшена на 8 000 руб.

 

Билет 22

 

  Страхование как экономическая категория. Отличительные признаки экономической категории страхования. Функции страхования, их проявление и использование в процессе хозяйствования. Место страхования в системе экономических отношений.  
  Страхование средств воздушного транспорта. Особенности. Участники страхования.  
  Состав страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.  
  Лицензия в страховой деятельности  
  Право регрессного иска к лицу, виновному в наступлении страхового случая, возникает у страховщика, осуществившего страховую выплату: а) только в личном страховании; б) только в страховании имущества; в) по всем видам страхования.  

Страхование как экономическая категория. Отличительные признаки экономической категории страхования. Функции страхования, их проявление и использование в процессе хозяйствования. Место страхования в системе экономических отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.024 с.)