Вклад П.М. и С.М. Третьяковых в развитие рус. иск-ва. Процесс складывания коллекции. Другие меценаты.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад П.М. и С.М. Третьяковых в развитие рус. иск-ва. Процесс складывания коллекции. Другие меценаты.



Алленов: Вопрос шестидесятых годов был: что в окружающей жизни вызывает

негодование и гнев? Вопрос семидесятых годов: кто, за что и с каким арсе­

налом мыслей и чувств вступает на поприще этой жизни? Идея личного

подвижничества, бросающего вызов миру угнетения, налагает специфиче­

ский оттенок на образ мыслей и действий, вплоть до особенностей житей­

ского поведения разночинной интеллигенции 1870-х годов. Свое социаль­

ное выражение эта идея нашла в развернувшемся с середины десятилетия

движении, получившем название «хождение в народ», или народничество.

В связи с подобным умонастроением естественно рождался вопрос:

во что можно верить, что достойно любви в мире, подвергнутом ранее

тотальной критике, что в нем может составлять источник вдохновения

и утешения в тяжком подвиге самоотверженного служения народным

интересам? Следует отметить, что вопрошающий пафос 1870-х годов

в большей степени, нежели критическая тенденция 1860-х, затрагивал

нерв, специфику собственно художественной деятельности, поскольку

в предельном своем выражении этот вопрос формулируется просто: что

прекрасно в жизни?

Расширяется жанровый репертуар живописи. В общем составе искус­

ства семидесятых годов рядом с господствующим в прежнее десятилетие

бытовым жанром возвышаются портрет и пейзаж. Между ними устанав­

ливаются отношения «обмена опытом», открывается возможность обога­

щения и совершенствования одного жанра за счет достижений другого.

Меняется общественный статус искусства; демократическая живопись

прочно завоевывает общественную трибуну: она имеет свою критику

в лице Ивана Крамского и Владимира Стасова и своего мецената в лице

206 Павла Михайловича Третьякова - основателя знаменитой галереи русской живописи в Москве. Еще в 1856 году Третьяков начинает свою

собирательскую деятельность, но именно в 1870-е годы профиль его кол­

лекции начинают определять произведения современного искусства.

Новицкий: Но гораздо более, чем все сочувственные отзывы печати, оказала поддержку новому направлению зародившаяся и развивающаяся как раз около этого времени страсть к собиранию произведений рус ж/п у П.М.Третьякова, составившего теперь удивительную галерею, какой не имели у нас и гос. учреждения и которую притом он пожертвовал Москве-явление до сих пор небывалое не только в истории рус, но и иностранного иск-ва.

Еще в прошлом веке многие из русских вельмож собирали у себя превосходные коллекции картин и устраивали галереи, нередко не уступающие известным иностранным собраниям. Тут были великие мастера итальянской, голландской, фламандской и других иностранных школ, но только иногда, и то совершенно случайно, попадали туда 2-3 рус. картины, конечно, если не считать фамильных портретов, на которые владельцы их смотрели не как на худ произ-я, а только как на изобр-я своих предков.

Первая же попытка собрать произведения рус школы относится только к началу 19века, и мысль эта явилась известному впоследствии издателю Отечественных Записок П.П.Свиньину. Это был человек с хорошем образованием, прошедший и основательную худ школу. Служил в коллегии Иностранных дел, но получил от АХ звание академика и почетного вольного общника. Музей его заключал не одни только картины и произ-я ск-ры -тула входили и миниатюрные портреты царственных и знаменитых особ, старинное серебро, исторические медали и даже кабинет минералов и библиотека. Картинная галерея, уже в 1829году, заключала в себе более 80 произ-й, среди которых были Левицкий, Лосенко, Акимов, Угрюмов, Щедрин, Матвеев, Шебуев, Брюллов, Орловский, Кипренский, Венецианов и др.

Вторым собирателем картин рус живописи является Прянишников, бывший директор Почтового Департамента. Начав покупать работы русских художников более с благотворительной целью, чтобы помогать молодым талантам, он вскоре увлекся этим делом и, мало-помалу, перешел к задаче своего предшественника. Меняя, со временем, слабые произведения на более совершенные, ему удалось составить галерею, и по количеству и по качеству картин много превосходящих собрание Свиньина. Некоторые из наших художников до 1897 не представлены ни в одной галерее лучше, чем у Прянишникова. Там и Сватовство майора Федотова и Читатели газет Кипренского и др.

ПО смерти владельца, галерея была открыта для публики - думали ее продать. В это время П.М.Третьяков уже собирал, пока без особенной цели, те произведения иск-ва, которые привлекали его внимание, но преимущественно иностранные. Внимательный осмотр этой галереи сделал переворот в направлении молодого коллекционера, и он решил последовать достойному примеру своего предшественника. И можно без преувеличения сказать, что не будь П.М.Третьякова почти все картины должны были бы оставаться в мастерских у художников, а при таких условиях никакой талант, никакие похвалы газетных рецензентов не могли бы ничего сделать. Да и в публику не так скоро могло бы проникнуть понимание и вкус к этим картинам, если бы она могла видеть их только на выставках.

Ненарокомова: "Он с редкой энергией и настойчивостью и в это же время с необычайной скромностью совершил великое дело для своей Родины. Он был не меценат, а серьезный общественный работник", - сказал о П.М.Третьякове, основателе знаменитой русской картинной галереи, художник Виктор Васнецов.

|Но надо было видеть, как этот скромный, тихий человек стал рассматривать картины, этюды. Он впивался глазами в каждый из них."

"Он не был только собирателем картин, коллекционером, - он ставил себе благородной задачей разумною поддержку наиболее даровитых рус. художников. Человек высоких нравственных принципов, он оказывал и на художников глубокое облагораживающее влияние, вдохновляя их на все лучшее" - из письма группы художников (Васнецов, Архипов, Нестеров и др)

Нестеров писал: "Не появись в свое время Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское иск-во, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали ни Боярыни Морозовой, ни Крестного хода, ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг."

Во время первой поездки в Петербург Третьяков побывал в АХ, в Эрмитаже, где видел Рафаэля, Рубенса, Пуссена. Это были его первые шаги на пути познания иск-ва.

В 1854 году, в октябре, Третьяков повторил поездку в Петербург. В этом же году впервые начал покупать живопись - картины голландских мастеров. Он продолжал делать пробные шаги на пути коллекционирования.

Весной 1856г он вновь встретился с Спб. Эта поездка во многом решила его судьбу как коллекционера. Спб познакомил его с коллекцией Федора Ивановича Прянишникова, директора почтового департамента. Будучи членом Петербургского Общ-ва поощрения художников, а одно время и его президентом, Прянишников помогал многим молодым художникам, покупая их картины. 25 лет собирал свою коллекцию. Были в ней некоторые слабые работы, но имелись и замечательные: портреты Боровиковского, картины Брюллова и др. Самым же замечательным являлось то, что все 137 картин этой коллекции были работами рус художников.

Изучая эту коллекцию, Третьяков, очевидно, впервые понял, что не случайные картины голландцев следует покупать, не понравившиеся гравюры и акварели, а последовательно, серьезно подбирать, произведения русской художественной школы. И ездить надо в мастерские и на выставки художников и отбирать там лучшие работы. И так, шаг за шагом, составлять своей коллекцией историю отечественного иск-ва. Такая коллекция принесла бы пользу людям, прославила бы на весь мир рус. ж/п. Осознание великой задачи, наконец пришедшее к нему, захлестнуло восторгом и волнением. Взволнованный, рассматривал он Прянишниковскую коллекцию и думал, как бы купить ее, а затем уже продолжать собирание, чтобы представить в своем будущем, обязательно общенародном музее весь путь, пройденный русскими художниками.

В те далекие годы, не сумев купить картины, собранные директором почтового департамента, Третьяков твердо решил собирать произведения своих современников, чтобы не пропали они для истории, то есть продолжать дело Прянишникова, но более серьезно, более систематически.

В середине века, в 50-60е гг, собирательством картин активно занялось московское именитое купечество: Кокорев, Солдатенков, Хлудов, Боткин, Мазурин и другие. Благодаря им живописные произведения оставались в Москве, становились известны ценителям иск-ва. Однако деятельность большинства купцов на поприще коллекционирования во многом обуславливалась модой. Собранные ими картины служили для украшения собственных апартаментов. Только Кокорев открыл публичную галерею, в которой было более 500 произведений, в тч, 40 картин Брюллова. Но в 60х гг он разорился и был вынужден продать свою коллекцию.

Уже заказав первую картину, Третьяков знал, что будет коллекционировать для рус. народа. Этой первой заказанной картиной было Искушение Шильдера. В мастерской ему понравилась только что начатая художником небольшая картина. С самого начала собирательства Третьякова его отношения с художниками ни в коей мере не ограничиваются отношениями заказчика и исполнителей, а сразу же делаются теплыми, дружескими, глубоко человечными. Художники становятся помощниками и советчиками коллекционера, сообщают ему о работах своих коллег, о выставках и присуждении медалей и премий, о продажах картин по случаю. Третьяков же, со свеой стороны, поддерживает живописцев деньгами и советами, помогает многим продавать среди знакомых купцов картины, ведет финансовые дела некоторых художников. На первой выставке передвижников Третьяков покупает много работ. В дальнейшем он продолжал собирать и жанровую живопись передвижников. Самым крупным и интересным приобретением конца 1872г была картина Ивана Николаевича Крамского"Христос в пустыне" - одна из любимейших вещей Третьякова до конца его дней.

К 1872г собрание Третьякова насчитывало более полутора сотен картин. Уже и гостиная вся заполнилась ими, и нужно было думать о том, куда же помещать следующие. Ставился вопрос о необходимости постройки спец. помещения - галереи. Весь 1873 год достраивали и тщательно отделывали галерею. Наконец, настал долгожданный момент - в марте 1874 года началась развеска картин. На первом, более низком, этаже Третьяков поместил картины старых мастеров - Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Венецианова, Щедрина и др. На втором жтаже, в высоком просторном зале произведения своих современников. Над лестнице из первого этажа на второй повесил Военную дорогу Филиппова. 1874г сделался важной вехой в истории собирательства Третьякова. Будучи последовательным во всем, коллекционер сделал галерею чисто музейным помещением. В зале галереи Третьякова не было ничего, что могло бы отвлечь от картин.

Еще в конце 60х гг замыслил коллекционер подобрать для своей галереи портреты выдающихся людей русской культуры. В 80х гг он купил Туркестанскую серию В.В.Верещагина.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.012 с.)