Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние на изобразительное искусство 1860-1880х гг. Произведений литературы и музыки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Неклюдова: Передовые русские писатели и художники при всем различии творческих индивидуальностей правдиво изображали новые социальные противоречия, средствами искусства боролись за прогрессивные формы жизни. Это давало силу и красоту их творениям, обусловилоподлинный расцвет всей русской демократической культуры. Эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» пишет в 70-х годах Некрасов, развертывая в ней широкую картину народной жизни; Толстой создает роман «Анна Каренина», в 1886 году появляется его народная драма «Власть тьмы», а в конце 90-х годов — «Воскресение»; Островский обогащает русскую драматургию такими шедеврами, как «Лес», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», противопоставляет миру гурмыжских и глумовых «Снегурочку» — поэтичнейшее выражение мечты народа о счастливой жизни, Полного расцвета достигает творчество великого сатирика Салтыкова-Щедрина, с негодованием обличающего господ Голов ле-вых, а также пришедших на смену им колупаевых и разуваевых. На фоне народнической литературы, идеализирующей разрушаемые капитализмом патриархальные устои народной жизни, выделяется трагическая фигура Глеба Успенского, тщетно искавшего выхода из противоречий действительности и растущей власти «господина Купона». Столь же чуткий к страданиям простого человека, Гаршин утверждает в аллегорической форме «Красного цветка» красоту подвига в борьбе с общественным злом. Наряду с многочастным психологическим романом Льва Толстого и Достоевского успешно развиваются жанры очерка и рассказа, доведенные до совершенства в творчестве Короленко и Чехова. Небывалого расцвета достигает русская музы- ка, в этот период были созданы такие народные музыкальные драмы, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, основанные на народном эпосе оперы «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова. Мировую славу завоевывает и русская симфоническая музыка. Оптимизм, вера в народ, в победу справедливых социальных порядков, особое внимание к психологии новых героев — людей, стремящихся к преобразованию действительности не основе социальной справедливости,— характерные черты эстетики революционных демократов. Их борьба за реализм, народность и национальный характер искусства была неразрывно связана с борьбой за революционнов преобразование жизни, свободу человеческой личности и благо народа. Демократический подъем, рост национального самосознания стали могучим стимулом бурного развития элементов демократической и социалистической культуры, наличие которых в каждой национальной культуре было показано В. И. Лениным. О расцвете передовой русской культуры красноречиво говорят такие имена, как Менделеев, Столетов, Сеченов, Мечников, Лев Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов Островский, Тургенев, Гончаров, Успенский, Помяловский, Садовский, Шумский, Щепкин, Самарин, Мартынов. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов «Современник», «Русское слово» и «Отечественные записки» (с 1868 года); композиторов объединил кружок Балакирева, вошедший в историю под названием «Могучая кучка». Тогда же возникает ряд научных об-
ществ. Для 60~х годов характерны развитие научных знаний, огроАлный интерес к науке. Революционная эстетика явилась теоретическим обобщением художественной практики, прежде всего — достижений русской литературы. В ней, в частности, раскрыта проблема типического образа как основы художественного творчества, как выражения специфическими средствами искусства в конкретном и индивидуальном больших общественных явлений. Ее основные положения, в свою очередь, стали программой не только для писателей, но и для передовых русских художников в их борьбе против всего устарелого в системе и практике Академии. Сарабьянов: Русская художественная культура прославилась и завоевала столь значительное место в мировой культуре прежде всего благодаря достижениям литературы середины и второй половины XIX века (Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов) и музыки почти того же времени (от Мусоргского и Чайковского до Стравинского, Шостаковича и Прокофьева). Зрительные способности не имеют прямого отношения к этим художественным достижениям, хотя вряд ли можно усомниться в зоркости Гоголя или Толстого. Что касается музыки, то ее устойчивые позиции в рамках русской ментальности узакониваются целым рядом моментов. Один из них – необычайно тесное слияние звука и слова, проявившееся в распевности православной церковной службы, в широчайшем распространении народного пения, в необычайной популярности жанра романса, в расцвете оперного творчества, в особой акцентировке слова как такового, в интонационной выразительности, свойственной ряду русских композиторов (А. Даргомыжский, М. Мусоргский). Все эти качества, как и многие другие, здесь не упомянутые, также развиваются и достигают вершин вне оптической сферы человеческого восприятия.
Случилось так, что в 70-е годы XIX века – в то время, когда в русском обществе, пожалуй, не было более притягательных личностей, властвовавших над умами, чем Лев Толстой и Федор Достоевский, именно они стали моделями двух портретов – самых значительных в русской живописи не только 70-х годов, но, быть может, и всей второй половины прошлого столетия. Портрет Достоевского создан В.Г. Перовым в 1872, а портрет Толстого – И.Н. Крамским в 1873 году. Вряд ли такое совпадение можно счесть случайным. Дело не только в том, что портретное искусство, начавшее движение в России с рубежа XVII –XVIII веков, сумело пройти – этап за этапом – сложный путь обретений и утрат и подготовить себя к решению трудных проблем психологической выразительности, неминуемых в контексте времени. Шувалова: В 1883 году Шишкин создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Взяв за основу известное стихотворение А.Ф.Мерзлякова Одиночество, художник трансформирует его в мажорном плане. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Тени от облаков ак бы скользят по земле, создавая ощущение подвижности и особенно подчеркивая ширь простора, играющего такую большую роль в раскрытии замысла. Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и сдлвно царящего в ней могучего одинокого дуба. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения - отнюдь не рассудочная академическая схема. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Строгая рассчитанность композиции становится в произведениях Шишкина 80х гг все менее ощутимой, благодаря чему пейзажный образ приобретает необыкновенную жизненную правдивость. Привлеченный, как и ряд других художников, к работе нал иллюстрациями для издания сочинений Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Одна из них - Сосна. Помимо рисунка, он пишет в 1891г на тот же сюжет картину масляными красками На Севере диком, создав в ней романтический образ великолепной, одетой ризой снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в рус пейзаже Куинджи. В период особой дружбы с ним Шишкин и писал картину, стараясь, видимо, использовать его опыт. Даже обращаясь к непривычным для себя приемам, художник добился определенный выразительности, по-своему передав возвышенный строй поэтического образа, созданного Лермонтовым. + иллюстрации, Суриков, Репин, Ге, Васнецов, Верещагин, Крамской Алленов: Лидер передвижничества - Иван Крамской - по преимуществу порт ретист. В центре его творчества те представители передовой русской интеллигенции, кого обычно называют властителями дум своей эпохи. Это Лев Николаевич Толстой, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Александрович Некрасов, Павел Михайлович Третьяков и другие. Обладавшие в глазах современников исключительным нравственным авторитетом, они выступают на портретах Крамского «мужами правды
и совета», словно бы жрецами сурового общественного ареопага. Крайняя скупость экспрессивных самопроявлений, своего рода эмоциональный аскетизм, составляет доминирующее свойство портретных образов Крамского, отраженное в самом живописном строе его произведений. В них воплощается та идея долга, подвижничества, олицетворением которой в «иероглифической» форме евангельского сюжета является его картина Христос в пустыне (1872, ГТГ).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.012 с.) |