Влияние на изобразительное искусство 1860-1880х гг. Произведений литературы и музыки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние на изобразительное искусство 1860-1880х гг. Произведений литературы и музыки.



Неклюдова: Передовые русские писатели и художники при всем различии творческих индивидуальностей правдиво изображали новые социальные противоречия, средствами искусства боролись за прогрессивные формы жизни. Это давало силу и красоту их творениям, обусловилоподлинный расцвет всей русской демократической культуры. Эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» пишет в 70-х годах Некрасов, развертывая в ней широкую картину народной жизни; Толстой создает роман «Анна Каренина», в 1886 году появляется его народная драма «Власть тьмы», а в конце 90-х

годов — «Воскресение»; Островский обогащает русскую драматургию такими шедеврами, как «Лес», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», противопоставляет миру гурмыжских и глумовых «Снегурочку» — поэтичнейшее выражение мечты народа о счастливой жизни, Полного расцвета достигает творчество великого сатирика Салтыкова-Щедрина, с негодованием обличающего господ Голов ле-вых, а также пришедших на смену им колупаевых и разуваевых. На фоне народнической литературы, идеализирующей разрушаемые капитализмом патриархальные устои народной жизни, выделяется трагическая фигура Глеба Успенского, тщетно искавшего выхода из противоречий действительности и растущей власти «господина Купона». Столь же чуткий к страданиям простого человека, Гаршин утверждает в аллегорической форме «Красного цветка» красоту подвига в борьбе с общественным злом. Наряду с многочастным психологическим романом Льва Толстого и Достоевского успешно развиваются жанры очерка и рассказа, доведенные до совершенства в творчестве Короленко и Чехова. Небывалого расцвета достигает русская музы-

ка, в этот период были созданы такие народные музыкальные драмы, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, основанные на народном эпосе оперы «Князь Игорь» Бородина, «Садко» Римского-Корсакова. Мировую славу завоевывает и русская симфоническая музыка.

Оптимизм, вера в народ, в победу справедливых социальных порядков, особое внимание к психологии новых героев — людей, стремящихся к преобразованию действительности не основе социальной справедливости,— характерные черты эстетики революционных демократов. Их борьба за реализм, народность и национальный характер искусства была неразрывно связана с борьбой за революционнов преобразование жизни, свободу человеческой личности и благо народа. Демократический подъем, рост национального самосознания стали могучим стимулом бурного развития элементов демократической и социалистической культуры, наличие которых в каждой национальной культуре было показано В. И. Лениным. О расцвете передовой русской культуры красноречиво говорят такие имена, как Менделеев, Столетов, Сеченов, Мечников, Лев Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов Островский, Тургенев, Гончаров, Успенский, Помяловский, Садовский, Шумский, Щепкин, Самарин, Мартынов. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов «Современник», «Русское слово» и «Отечественные записки» (с 1868 года); композиторов объединил кружок Балакирева, вошедший в историю под названием «Могучая кучка». Тогда же возникает ряд научных об-

ществ. Для 60~х годов характерны развитие научных знаний, огроАлный интерес к науке.

Революционная эстетика явилась теоретическим обобщением художественной практики, прежде всего — достижений русской литературы. В ней, в частности, раскрыта проблема типического образа как основы художественного творчества, как выражения специфическими средствами искусства в конкретном и индивидуальном больших общественных явлений. Ее основные положения, в свою очередь, стали программой не только для писателей, но и для передовых русских художников в их борьбе против всего устарелого в системе и практике Академии.

Сарабьянов: Русская художественная культура прославилась и завоевала столь значительное место в мировой культуре прежде всего благодаря достижениям литературы середины и второй половины XIX века (Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов) и музыки почти того же времени (от Мусоргского и Чайковского до Стравинского, Шостаковича и Прокофьева). Зрительные способности не имеют прямого отношения к этим художественным достижениям, хотя вряд ли можно усомниться в зоркости Гоголя или Толстого. Что касается музыки, то ее устойчивые позиции в рамках русской ментальности узакониваются целым рядом моментов. Один из них – необычайно тесное слияние звука и слова, проявившееся в распевности православной церковной службы, в широчайшем распространении народного пения, в необычайной популярности жанра романса, в расцвете оперного творчества, в особой акцентировке слова как такового, в интонационной выразительности, свойственной ряду русских композиторов (А. Даргомыжский, М. Мусоргский). Все эти качества, как и многие другие, здесь не упомянутые, также развиваются и достигают вершин вне оптической сферы человеческого восприятия.

Случилось так, что в 70-е годы XIX века – в то время, когда в русском обществе, пожалуй, не было более притягательных личностей, властвовавших над умами, чем Лев Толстой и Федор Достоевский, именно они стали моделями двух портретов – самых значительных в русской живописи не только 70-х годов, но, быть может, и всей второй половины прошлого столетия. Портрет Достоевского создан В.Г. Перовым в 1872, а портрет Толстого – И.Н. Крамским в 1873 году. Вряд ли такое совпадение можно счесть случайным. Дело не только в том, что портретное искусство, начавшее движение в России с рубежа XVII –XVIII веков, сумело пройти – этап за этапом – сложный путь обретений и утрат и подготовить себя к решению трудных проблем психологической выразительности, неминуемых в контексте времени.

Шувалова: В 1883 году Шишкин создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Взяв за основу известное стихотворение А.Ф.Мерзлякова Одиночество, художник трансформирует его в мажорном плане. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Тени от облаков ак бы скользят по земле, создавая ощущение подвижности и особенно подчеркивая ширь простора, играющего такую большую роль в раскрытии замысла. Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и сдлвно царящего в ней могучего одинокого дуба. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения - отнюдь не рассудочная академическая схема. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Строгая рассчитанность композиции становится в произведениях Шишкина 80х гг все менее ощутимой, благодаря чему пейзажный образ приобретает необыкновенную жизненную правдивость.

Привлеченный, как и ряд других художников, к работе нал иллюстрациями для издания сочинений Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Одна из них - Сосна. Помимо рисунка, он пишет в 1891г на тот же сюжет картину масляными красками На Севере диком, создав в ней романтический образ великолепной, одетой ризой снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в рус пейзаже Куинджи. В период особой дружбы с ним Шишкин и писал картину, стараясь, видимо, использовать его опыт. Даже обращаясь к непривычным для себя приемам, художник добился определенный выразительности, по-своему передав возвышенный строй поэтического образа, созданного Лермонтовым.

+ иллюстрации, Суриков, Репин, Ге, Васнецов, Верещагин, Крамской

Алленов: Лидер передвижничества - Иван Крамской - по преимуществу порт­

ретист. В центре его творчества те представители передовой русской ин­теллигенции, кого обычно называют властителями дум своей эпохи. Это Лев Николаевич Толстой, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Нико­лай Александрович Некрасов, Павел Михайлович Третьяков и другие. Обладавшие в глазах современников исключительным нравственным авторитетом, они выступают на портретах Крамского «мужами правды

и совета», словно бы жрецами сурового общественного ареопага. Крайняя скупость экспрессивных самопроявлений, своего рода эмоциональный аскетизм, составляет доминирующее свойство портретных образов Крам­ского, отраженное в самом живописном строе его произведений. В них воплощается та идея долга, подвижничества, олицетворением которой в «иероглифической» форме евангельского сюжета является его картина Христос в пустыне (1872, ГТГ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.005 с.)