Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация Товарищества передвижных художественных выставок. История возникновения, учредители, первые выставки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бенуа: Товарищество передвижных художественных выставок, утвержденное в 1870 году (инициаторами были Мясоевдов и Перов), оказалось несравненно более жизнеспособным, чем артель. Оно просуществовало до самых наших дней, сохраняя почти без изменения свой коренной характер, высоко держа знамя реалистического и "идейного" искусства, к которому и привилось у нас в конце концов наименование "передвижнического". Начиная с Перова и кончая Левитаном и Серовым, все выдающиеся представители здорового, основанного на изучении жизни искусства, а также все те, которые пытались в форме изображений действительности выразить свои нравственные и политические взгляды, все, кроме одного Верещагина, были передвижниками. Их дружное, неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику "видеть жизнь" в искусстве, отличать в нем правду от лжи. Если при этом, благодаря тому же влиянию передвижнической проповеди, и проникало в наше общество немало вредных и нелепых взглядов, если и укрепилось чисто литературное отношение к искусству, то все же деятельность наших художественных "шестидесятников" и "семидесятников" навсегда останется весьма и весьма почтенной, хотя бы уже и потому, что она окончательно подточила основы академизма. Здесь следует упомянуть об одном превосходном русском человеке, которому передвижники всего более обязаны своим процветанием, а следовательно, успехом и влиянием: о П.М.Третьякове. Он поддержал с помощью заказов и покупок Товарищество, он составил из этих заказов и покупок единственный в мире по полноте Музей национального искусства и пожертвовал его на общую пользу городу Москве. Реалисты - передвижники завоевали для искусства жизнь, правду, искренность. Ге и Крамской открыли ряд, а вслед за ними явились большой знаток русской народной красоты Виктор Васнецов и большой поэт русской древности - Суриков. На передвижных же выставках выступили Нестеров, Поленов, Коровин и Малютин. Однако реализм типичных первых передвижников, в сущности, был далеко не чистого свойства. Слабая сторона всего типичного передвижничества, та сторона, которая нас заставляет теперь видеть даже в наиболее прославленных когда-то картинах их направленческую и народническую "позу", заключается не в том, что их творцы чрезмерно увлекались жизнью, а в том, что они, напротив того, не отражали всецело ее. Огромный недостаток этих художников заключается в том, что они подходили к жизни с заготовленной идейкой и затем все свое изучение жизни подстраивали согласно этой идее. Для массы значение передвижников громадно. Они продолжили дело Федотова. Они приучили русскую публику останавливаться перед картинами, заинтересовали и увлекли ее. С их появлением только и начинается вообще хоть кое-какая связь между русским обществом и русскими художниками.
Новицкий: Артель пала, но тот подъем художественного духа, который она вызвала во время своего существования, пережил ее, и едва она распалась, как на ее месте возникла новая корпорация художников, составившаяся частью из прежних членов Артели, частью из новых лиц, проникнутых тем же духом. Еще в конце 1868 года вернулся из-за границы молодой художник Мясоедов и первый подал мысль в Артели об устройстве передвижных выставок. Артель, отнеслась к этому с большим сочувствием, но тем не менее самое осуществление этого проекта затянулось. Тогда, переехавши в эту зиму в Москву, тот же Г.Г.Мясоедов стал развивать свой план среди московских художников и там имел большой успех. Его мысль горячо приняли Перов, Маковский, Прянишников и Саврасов. Соединившись все вместе, они опять предложили Артели примкнуть к ним. Предложение это было прочитано на одном из четверговых собраний Артели, где было много посторонних посетителей. В Петербурге самым энергичным и влиятельным борцом за новую мысль сделался опять-таки Крамской. В Москве же во главе кружка в то время стал Перов. Немедленно началось обсуждение устава, а через год, 2 ноября 1870 г, устав, подписанный Перовым, Мясоедовым, Каменевым, Саврасовым, Прянишниковым, Крамским, баронами Клодтами, Шишкиным, Маковскими, Якоби, Корзухиным и Лемохом, был утвержден правительством, и тогда "заботы наши, говорит в своем отчете за пятнадцать лет существования выставок Мясоедов, приняли совершенно определенный характер, Нужны были картины, нужны были деньги. Первых было мало, вторых не было совсем у Товарищества, родившегося без полушки. Каждому участнику пришлось ссудить из своего кармана, кто чем мог, на его первоначальные расходы. Дело было всем симпатично, ему верили, и оно не обмануло: на первую же выставку, открытую в 1871 гоу в залах АХ, Петербург принес 2303 р, чем тотчас же обеспечил возможность нашего движения в провинцию".
Недостаток картин - лишь скромность, так как было выставлено 46 произведений десяти членов Товарищества и пяти экспонентов. По содержанию же, выставка была прямо блестящая. Ге выставил свою знаменитую картину "Петр 1 допрашивает цесаревича Алексея Петровича", Перов - "Привал охотников" и "Рыболова" и три портрета, Крамской - портреты Антокольского, Васильева и Клодта и "Сцену из Майской ночи Гоголя", Гун - "Голову гугенота", Прянишников - "Погорелые" и "Порожняки", Мясоедов - "Сцену корчм на Литовской границе", Саврасов - "Грачи прилетели", кроме того были пейзажи Шишкина, Клодта, Боголюбова и скульпт группа Каменского "По грибы". Как писал Салтыков-Щедрин: "Нынешний год, говорил он, ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали Товарищество, с целью устройства во всех городах России передвижных худ выставок. Стало быть, отныне произведения русского иск-ва, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах АХ, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Рос Империи. Иск-во перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах". Безрукова - Третьяков и история его галереи: Первое собрание членов нового Товарищества передвижных художественных выставок состоялось 16 декабря 1870 года. Первая выставка намечалась на осень 1871 года. И. Н. Крамской огласил текст устава. "Товарищество имеет целью,- читал он, - устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения в делах художников сбыта их произведений. Устав утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года". Члены-учредители поставили свои подписи под уставом. Один за другим подписались: В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, Л. Л. Каменев, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. И. Шишкин, К. Е. Маковский, Н. Е. Маковский, В. И. Якоби, А. И. Корзухин, К. В. Лемох. Теперь требовалось усиленно работать, чтобы представить на первой своей выставке действительно ценные в художественном и идейном смысле работы. Третьяков следил за ходом работ, бывал в мастерских Перова, Саврасова, Прянишникова, Крамского, Ге и других художников. Перову он заказал написать портрет драматурга А. Н. Островского; Крамского и Ге просил оставить картины за ним, то есть приобретал их, еще не видя окончательного завершения. Так было и с работами Саврасова и Прянишникова. Понимание художественной ценности даже еще и не завершенных работ почти никогда не обманывало Третьякова. Именно эта способность видения помогала ему делать всегда точный отбор. "Картину вашу берет Третьяков! - говорил В. В. Стасов.- Еще бы! Я должен сознаться, что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем".
28 ноября 1871 года в отделе хроники "Санкт-Петербургских ведомостей" появилось следующее объявление: "Товарищество передвижных художественных выставок открывает в зале императорской Академии художеств с 29 ноября, в понедельник, выставку картин с платою по понедельникам в 1 руб., а в остальные дни недели 20 копеек за вход. Выставка состоит из произведений следующих художников: В. Ф.Аммона, г. Аммосова, А.П.Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф. Каменского, М. К. Клодта, И. Н. Крамского, В. М. Максимова, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина". В понедельник 29 ноября в Петербурге одни готовились к большому маскараду в дворянском собрании, другие с нетерпением ожидали открытия первой передвижной выставки. Наконец выставка открылась. Те, кто ожидал чего-то пышного и парадного, удивлены. Работ совсем немного, всего 48. Здесь и картины, написанные маслом, и рисунки. Нет картин слишком больших по размеру, к каким привыкли на академических выставках, нет эффектных красок, патетических фигур. Все просто, строго, глубоко. В декабрьском номере "Санкт-Петербургских ведомостей" Владимир Васильевич Стасов поместил статью "Передвижная выставка 1871 года". В своей статье он подробно разбирал достоинства отдельных произведений, представленных на выставке, давал лестные оценки и отмечал, что вся выставка в целом "является чем-то особенным, небывалым", так как она представляет собой "дружеское усилие самих художников и изумительное собрание превосходных произведений". Ракова: Возникновение Товарищества было подготовлено общими успехами демократического искусства 60-х годов, а также деятельностью Петербургской Артели художников. Товарищество поставило перед собой задачу творческого объединения художников на основе устройства ежегодных передвижных художественных выставок. Эти выставки сочетали широкие идейно-просветительные цели несения искусства в массы с организацией продажи картин — единственного источника существования художника-демократа, не получающегоофициальных заказов. Огромный успех выставок у демократического зрителя, которому было близко и дорого искусство, поднимавшее животрепещущие вопросы современности, обеспечил жизнеспособность Товарищества. Оно просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 года) проведя за это время сорок восемь основных выставок и несколько параллельных. Помимо Петербурга и Москвы, передвижники впервые устраивали выставки во многих городах России, иногда охватывая в течение года до двадцати крупных культурных центров и тем самым донося передовое демократическое искусство до отдаленных окраин. По примеру передвижников в начале 90-х годов было основано Товарищество южнорусских художников в Одессе, которое развертываловыставки в Екатеринославе, Николаеве, Севастополе, Кишиневе и других городах; на рубеже XX века возникло Общество сибирских передвижных выставок.
Передвижные выставки собирали лучшие произведения русского искусства, в том числе и станковой скульптуры, играя огромную роль в развитии общественного самосознания. Идейной основой, сплотившей передвижников, были эстетические взгляды великих русских просветителей и революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Правда, в Товарищество входили и такие поверхностные, салонные живописцы, как Н. К. Бодаревский, Ю. Я. Неман, А. А. Харламов, и некоторые «попутчики». Но ведущая группа, возглавляемая Крамским, а после его смерти — Ярошенко, стойко боролась за высокеидейное,народное искусство. Европейские страны не знали такого сильного, организационно оформленного течения, как передвижники. Они — наиболее яркое выражение революционно-демократических идей в русской и мировой художественной культуре второй половины XIX века. Их искусство было в полном смысле слова передовым, ставящим основные вопросы эпохи, активно вторгающимся в жизнь, взволнованно откликающимся на еесобытия, В условиях царской России это требовало большого гражданского мужества. Правительство обрушивалось на прогрессивные демократические журналы, снимало с выставок картины, запрещало их воспроизведение, поощряло травлю лучших художников-демократов на страницах реакционных катковско-суворинских газет. Академия художеств и передвижники - противостояние и преемственность. Новицкий: Русское общество тоже понимало, что для нашего искусства, как выразился В.В.Стасов, пришел чудесный момент, и радовалось, смотря на гордый, смелый почин горсточки молодых художников, слабых житейскими силами и средствами, но могучих мыслью, понятием и решимостью. Не радовались только Академия и цензура. Академия, еще со времен Федотова, готова была, конечно, до известной степени, признавать право на существование за правдою в искусстве, за "жанром", готова была даже раздавать людям этого направления поощрения, награды, вспомоществования, но только бы классы ее на классический лад возвышались во всей неприкосновенности. И вдруг, какие-то смелые "протестанты", решившиеся переворотить все вверх дном! Конечно, это для ней равнялось разбою, грабежу и революции. Ракова: Академия художеств оставалась в глазах передвижников большой школой мастерства, но чуждой им своими общими идейно-эстетическими установками. Она хранила традиции профессионализма, ориентацию на классическое наследие, но отстаивала идеал «чистого искусства». Если вначале Академия разрешала передвижникам организовывать выставки в своих залах, то уже с 1874 года она
решительно воспротивилась этому, а в качестве контрмеры попыталась, правда, без всякого успеха, устраивать в посещаемых Товариществом городах свои передвижные академические выставки. Тщетно передвижники обращались в петербургскую Городскую думу с ходатайствами о постоянном помещении для выставок и организации в нем открытых мастерских с классами живописи,— им неизменно отвечали категорическим отказом. Художники вынуждены были нанимать подчас неудобные для показа картин помещения, испытывали на себе самодурство местных властей, нападки реакционной прессы. Особенно тяжело приходилось передвижникам в период реакции 80-х годов. «Прежде — при Федотове и на заре Перова и молодой плеяды — гонение было спорадическое, бессознательное, припадками, а теперь наступает время систематического вытравления»,— с горечью писал Крамской Стасову в середине 80-х годов. Но, воодушевляемые любовью к народу, опираясь на сочувствие и поддержку демократической интеллигенции, художники продолжали отстаивать свое подлинно народное искусство. Безрукова: К этому времени очень четко определялась идейная направленность передвижных выставок. Не только профессиональное мастерство, но и содержание произведений, дышащих злободневной современностью, ставящих вопросы этики, морали, политики, выражающих насущные требования русской действительности, превращали эти выставки в открытые выступления против Академии художеств с ее официальным, напыщенным и пустым искусством. Академия художеств уже давно утратила свои прогрессивные традиции, которые еще отличали ее в начале XIX века, и представляла собой явление рутинное, ничего общего с действительной жизнью и ее духовными запросами не имеющее. Она стала своего рода трибуной общественной фальши. Борьба передвижников против академизма была не простой борьбой стилей в искусстве, это была борьба двух противоположных воззрений - демократического и верноподданнического. Передвижничество превратилось в серьезную угрозу реакционной эстетике. Для передвижников искусство было средством борьбы против общественного зла и угнетения народа. Естественно, что Академия, имея активную поддержку со стороны правительства, стремилась правдами и неправдами помешать деятельности Общества передвижных выставок, посеять раздор между художниками, входящими в Общество. В целях ослабить значение Товарищества передвижных выставок в провинции с 1876 года Академия художеств организует свои передвижные выставки. Именовалась эта организация Обществом выставок художественных произведений. Вновь созданное Общество старалось переманить к себе менее стойких участников Товарищества, суля большие материальные выгоды. И находились некоторые и переходили, прельстившись заманчивыми предложениями. Крамской на них негодовал, многие искренно их осуждали. При таком положении вещей активная поддержка Товарищества передвижных выставок со стороны Третьякова, приобретавшего много их картин и фактически строившего для их произведений первый в России народный музей, становилась делом, выходящим за рамки простого собирательства. Приобретая их картины, Третьяков не боялся открыто выступить с выражением своих общественных симпатий. Дело Третьякова можно рассматривать как добровольно совершаемый гражданский подвиг во имя поддержания передовых русских художников в их борьбе за идейно значимое, искреннее, глубоко национальное искусство. ?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.45.159 (0.014 с.) |