Анализ движения персонала предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ движения персонала предприятия



Для того чтобы охарактеризовать изменчивость количественных и качественных свойств персонала турфирмы «Реопис» необходимо провести анализ внешнего и внутреннего движения персонала. Исходные данные для анализа движения персонала турфирмы «Реопис» приведены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Исходные данные для анализа движения персонала в турфирме «Реопис»

№п/п Показатель Ед. измерения Величина показателя
   
  Среднесписочная численность персонала чел.    
  Численность работников, состоящих в штате в течение всего анализируемого периода чел.    
  Численность принятых работников чел.    
  Численность уволенных работников чел.    
  В том числе:      
  по собственному желанию чел.    
  за нарушение трудовой дисциплины чел.    
  Объем реализации услуг тыс. руб. 82244,80 70578,20
  Себестоимость услуг тыс. руб. 71873,73 62504,1
  В том числе:      
  условно-постоянные затраты тыс. руб. 17854,20 14765,30

 

Продолжение табл. 2.5

№п/п Показатель Ед. измерения Величина показателя
   
  Затраты на рубль реализации коп. 87,39 88,56
  ФРВ тек. ув. Дни    
  Пт.б. тыс. руб. 19,04 19,61
Необходимо рассчитать следующие основные показатели динамики кадров в 2008 и 2009 годах.

1) Для расчета коэффициента оборота по выбытию (Квыб ) персонала (отношение числа выбывших за период работников (Чув) к среднесписочной численности персонала в анализируемом периоде (ССЧ)) используется следующая формула:

Квыб = Чув / ССЧ *100, (2.1)где Чув – численность уволенных в анализируемом периоде,

ССЧ – среднесписочная численность работников.

Таким образом, в 2008 году коэффициент оборота по выбытию персонала составил:Квыб =2/14* 100 = 14,29%,

а в 2009 —

Квыб = 3 / 12* 100 = 25 %.Следовательно, в 2009 году коэффициент оборота по выбытию персонала увеличился на 10,71 % по сравнению с 2008 годом, что свидетельствует об увеличении числа увольнений.2) Для расчета коэффициента оборота по приему (Кприем) персонала (отношение числа принятых за период работников (Чприн) к среднесписочной численности персонала в анализируемом периоде (ССЧ)) используется формула, приведенная ниже:Кприем = Чприн / ССЧ * 100, (2.2)где Чприн – численность вновь принятых на работу в анализируемом периоде.Таким образом, в 2008 году коэффициент оборота по приему персонала составил:Кприем = 4/ 14 * 100 = 28,57%,а в 2009 —Кприем = 5/ 12 * 100 = 41,67 %.Очевидно, что в 2009 году коэффициент оборота по приему персонала увеличился на 13,10 % по сравнению с 2008 годом, что свидетельствует о больших затратах на подбор и отбор персонала, которые были произведены нерационально.

3) Коэффициент текучести кадров (Ктек) в 2008 и 2009 годах (отношение числа выбывших за период работников по указанным выше причинам, относящимся к текучести кадров (Чс.ж.и Чнтд), к среднесписочной численности персонала в анализируемом периоде (ССЧ) необходимо рассчитать по следующей формуле:

Ктек = (Чс.ж.+ Чнтд)/ССЧ*100, (2.3)

где Чс.ж. – численность работников, уволившихся в анализируемом периоде, по собственному желанию, чел.;

Чнтд – численность работников, уволенных в анализируемом периоде, за нарушение трудовой дисциплины, чел.

Таким образом, в 2008 году коэффициент текучести кадров составил:

Ктек =(1+0)/ 14* 100 = 7,14 %,

а в 2009 —

Ктек = (2+0)/ 12* 100 = 16,67%.

Следовательно, в 2009 году текучесть кадров увеличилась на 9,52% по сравнению с 2008 годом, что является негативной тенденцией и отрицательно отражается на экономической эффективности предприятия.

4) Коэффициент постоянства кадрового состава (Кпкс) рассчитаем по нижеприведенной формуле:

Кпкс = Ч п.р./ССЧ * 100, (2.4)где Ч п.р. – численность работников, состоящих в штате в течение всего анализируемого периода.Таким образом, в 2008 году коэффициент постоянства кадрового состава составил:

Кпкс = 10 / 14 * 100 = 71,43 %,

а в 2009 —Кпкс = 8 / 12 * 100 =66,67 %.Следовательно, в 2009 году коэффициент постоянства кадрового состава снизился на 4,76% по сравнению с 2008 годом, т.е постоянных сотрудников в турфирме стало меньше, а это может повести за собой отрицательные последствия.

Далее представим все рассчитанные показатели в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Коэффициенты динамики персонала турфирмы «Реопис» на конец 2008 и 2009 гг.

№ п/п Наименование коэффициента Величина показателя Абс. откл.
   
  Коэффициент оборота по выбытию 14,29   10,71
  Коэффициент оборота по приему кадров 28,57 41,67 13,10
  Коэффициент текучести кадров 7,14 16,67 9,52
  Коэффициент постоянства кадрового состава 71,43 66,67 -4,76

Согласно данным табл. 2.6 видно, что показатели динамики персонала в 2009 году ухудшились. Коэффициент оборота по выбытию увеличился на 10,71%, что является существенным отрицательным изменением. Коэффициент оборота по приему кадров в 2008г. составил 28,57%, а в 2009 г. наблюдается рост данного показателя до 41,67%, что говорит о больших затратах на подбор и отбор персонала, которые были произведены нерационально.

Коэффициент текучести кадров в 2008 году был равен 7,14%, а в 2009 году – 16,67%. Это является отрицательным показателем в динамике персонала турфирмы «Реопис», т.к. естественная текучесть кадров равна 3-5%.

Коэффициент постоянства кадрового состава снизился на 4,76%, составив тем самым 66,67 % в 2009 году по сравнению с 71,43 % в 2008 году.

Проведя анализ движения персонала в турфирме «Реопис», стоит обратить внимание на и злишнюю текучесть, которая, по сравнению с естественной (3-5%) на конец 2009 года составила 16,67%, что вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности. Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В связи с этим необходимо провести расчет экономических последствий текучести кадров для турфирмы «Реопис».

Для этого необходимо рассчитать следующие показатели.

1) Количественная оценка влияния текучести кадров на величину потерь рабочего времени в анализируемом периоде (человеко-дней) (Тр.тек) определяется по формуле:

Тр.тек = (Чс.ж. + Чнтд )*ФРВтек.ув. *0,5,

где ФРВтек.ув. – потери рабочего времени на одно увольнение, т.е. время, в течение которого рабочее место остается незанятым, дн.;

0,5 – коэффициент, показывающий равномерность осуществления мероприятий в течение года.

Таким образом, в 2009 году величина потерь рабочего времени по причине текучести составила:

Тр.тек = (2+0)*6*0,5=6 (чел.-дн.).

2) Снижение объема реализации услуг по причинам текучести кадров (Vтек) определяется по формуле:Vтекр.тек* Пт.б. ,где Пт.б. – среднедневная выработка одного работника в базисном периоде, тыс. руб.Таким образом, в 2009 году размер снижения объема реализации услуг по причине текучести кадров составил:

Vтек = 6* 19,04=114,24 (тыс. руб.).

3) Экономический ущерб из-за текучести кадров (Этек ) оценивается по формуле:

Этек = Vтек * (1+ dупр /100+З/100),

где dупр – доля условно-постоянных расходов в стоимости услуг, %;

З – затраты на рубль реализации, коп.

Таким образом, в 2009 году экономический ущерб из-за текучести кадров составил:

Этек = 114,24*(1+23,62 / 100+88,56/100) = 242,4 (тыс. руб.).

Далее представим все рассчитанные показатели в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Показатели расчета экономических последствий текучести кадров для турфирмы «Реопис» за 2009 год

№ п/п Наименование показателя Величина показателя  
  Величина потерь рабочего времени, чел.-дн.  
  Размер снижения объема реализации, тыс. руб. 114,24
  Экономический ущерб, тыс. руб. 242,40

Согласно данным табл. 2.7 видно, что из-за текучести кадров величина потерь рабочего времени турфирмы «Реопис» в 2009 году составила 6 человеко-дней. Последствием стало снижение объема реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом по причине текучести кадров на 114,24 тыс. руб. В общем же, экономический ущерб из-за проблем, созданных текучестью кадров, составил 242,4 тыс. руб.

Для того чтобы определить причины текучести кадров сотрудникам турфирмы «Реопис» был задан вопрос: «Каковы, по Вашему мнению, причины текучести кадров в вашей компании?»

Рис. 2.10. Распределение ответов сотрудников турфирмы «Реопис» на вопрос: «Каковы, по Вашему мнению, причины текучести кадров в вашей компании?»

Согласно данным рис. 2.10, можно сказать, что, по мнению сотрудников, основной причиной текучести кадров является неудовлетворенность системой стимулирования (так ответило большинство). Еще одной причиной текучести является неудовлетворенность системой оценки сотрудников. Одинаковое количество человек отметило среди причин текучести кадров отсутствие возможности развития и карьерного роста, а также неэффективные подбор новых сотрудников. Еще сотрудники указали такие причины, как «работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура) и неудовлетворенность заработанной платы. Также к причинам текучести в турфирме «Реопис», по мнению меньшинства сотрудников, относятся неудовлетворенность морально-психологическим климатом, неудовлетворенность руководством, нестабильность компании.

Таким образом, анализ движения кадров показал, что в управлении персоналом турфирмы «Реопис» существует серьезные трудности, которые влекут за собой экономические потери и снижение эффективности деятельности компании. В первую очередь, это текучесть кадров, основными причинами которой, по мнению сотрудников, являются неэффективная система стимулирования персонала, неудовлетворенность системой оценки сотрудников, неэффективный подбор новых сотрудников, отсутствие возможности карьерного роста и профессионального развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.01 с.)