Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием, обучение и повышение квалификации персонала

Поиск

Стоимость работника. Идея оценки стоимости работника (Human Resources Accounting - стоимость человеческих ресурсов) возникла еще в 60-х гг. Выявление структуры затрат, или издержек, связанных с формированием рабочей силы предприятия и поддержанием ее квалификации на необходимом уровне, позволило целенаправленно создавать этот вид ресурса и управлять им.

На всех этапах работы с персоналом имеют место определенные издержки. Отбор персонала для приема на работу, адаптация его на рабочем месте, расстановка и использование кадров, удержание работников в организации, управление уровнем текучести кадров, система оценки и вознаграждения - все это связано с расходами, которые прямо или косвенно влияют на стоимость работника для организации. Варьируя кадровую политику, можно получать более высокую эффективность и от использования кадров в организации как одного из видов ее ресурсов.

Для полной оценки стоимости или ценности работника следует рассматривать не только связанные с ним затраты, но и те доходы, которые может принести организации его работа.

Один из самых распространенных подходов к оценке стоимости человеческих ресурсов - анализ связанных с ними издержек. Существует много концепций издержек, однако издержки всегда отражают то, чем приходится пожертвовать для обладания каким-то благом - ресурсами или выгодой. Поэтому в состав издержек включаются затратная и активная (то, что может принести доход) составляющие. При анализе человеческих ресурсов обычно используются понятия первоначальных и восстановительных издержек.

Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и первоначальное обучение работников (рис. 7.1). Нужно иметь в виду, что издержки набора и отбора должны включать все затраты, произведенные на эту деятельность, т.е. если из 10 кандидатов приняты только 2, то все затраты, связанные с десятью кандидатами, следует отнести на принятых двух, что, естественно, повышает их стоимость. Отсюда следует необходимость совершенствования и повышения эффективности системы набора и отбора персонала.

 

Рисунок 7.1 - Состав первоначальных издержек: а – приобретение; б- подготовка.

 

Комментарии по составляющим издержек можно найти в пособиях по управлению персоналом.

Восстановительные издержки (издержки замещения) - это затраты, которые нужно произвести в настоящее время, чтобы заменить одного работника на другого, способного выполнять те же функции на данном рабочем месте. Они включают издержки приобретения нового специалиста и в любом случае - издержки, связанные с обучением работника на новом для него рабочем месте {см. рис. 7.1).

Однако при этом появятся издержки, связанные с уходом работника, как прямые, так и косвенные; эти издержки неизбежны в современном цивилизованном обществе, поскольку они бывают обусловлены законодательством, и могут быть весьма значительными. В состав восстановительных издержек входят прямые (выплаты по увольнению) и косвенные (издержки простоя; снижение производительности труда коллег перед увольнением работника; снижение производительности работника перед увольнением) составляющие.

Если руководитель принял решение уволить и заменить уволенного работника на человека с такими же качествами (образованием, квалификацией и т.д.), т.е. способного столь же профессионально выполнять ту же работу на том же месте, то такие издержки относятся не к самому увольняемому работнику, а непосредственно к рабочему месту или позиции в организации, поэтому они и называются позиционными.

При уходе работника организация теряет его свойства и возможности во всей их совокупности, т.е. и то, что именно этот работник мог бы сделать в организации на других местах. Эта совокупность связана с личностью конкретного работника, соответствующие издержки называют личностными восстановительными.

Однако корректно вычислить эту стоимость очень сложно, поэтому чаще всего при оценке стоимости работника ограничиваются оценкой позиционных издержек замещения. Для их определения могут оказаться полезными представления о наборе мероприятий и средств, которые на предприятии необходимо выполнять и соответственно финансировать при работе с персоналом. Представить эти мероприятия в комплексе можно на основе рассмотрения по отношению к персоналу в целом и отдельному работнику видов обеспечения по табл. 7.1.

Таблица 7.1.

Анализ особенностей и условий, определяющих работу и затраты на работу с персоналом на этапах его жизненного цикла

 

Элементы «айсберга» Содержание элементов «айсберга»
Персонал (подготовка или развитие) Работник, вновь принятый на работу или переведенный в организации с одного места на другое, а также повышающий свою квалификацию на данном рабочем месте; по каждой ситуации нужно выявить существо всех элементов «айсберга»
Обслуживание На рабочем месте необходимо иметь средства тренировки работника для выполнения им конкретных работ: решения задач, заполнения форм учета и отчетности, принятия решений, которыми они могут и должны пользоваться при необходимости или по инструкции, если это будет обусловлено характером работ
Проектирование Выработка требований к персоналу, распределение требований по квалификации по должностям и структурным подразделениям, определение вариантов и видов формирования нужного персонала
Изготовление Процесс формирования персонала нужного качества и требуемой квалификации: обучение в различных формах и наем
Сопровождение Работник должен иметь возможность куда-то обратиться с вопросами по поводу его профессиональных обязанностей, где его помнили бы и консультировали при необходимости
Внедрение Вновь нанятый работник или работник, переведенный на новое место, а также повысивший квалификацию на данном рабочем месте, обязательно должен пройти фазу внедрения - ознакомление с условиями работы, требованиями к его квалификации и производительности его труда, которая должна завершаться аттестацией его готовности и возможности работать на этом месте
Освоение Новый персонал или каждый конкретный новый работник, а также работник, переведенный на другое рабочее место, должны пройти период выхода на проектную производительность труда, для чего нужно иметь соответствующую программу и необходимые методические и учебные материалы
Поддержка Необходимо постоянно формировать представление о мировом уровне квалификации персонала в данной сфере и на каждом данном конкретном профиле, извещать руководство и работников об этом и вырабатывать пути и методы поддержки квалификации персонала фирмы: направление на курсы, проведение семинаров на предприятии, проведение аттестации и т.д.
Испытания На предприятии нужно иметь и постоянно развивать систему аттестации кадров, формировать тестовые задачи и экзаменационные материалы, критерии оценки квалификации по всем профессиям и квалификационным уровням

 

На основе таких и подобных материалов и с учетом практики применения могут быть найдены каждым предприятием величины издержек на работу с персоналом и стоимость того или иного работника для предприятия.

Для оценки кандидатов могут применяться разные варианты - как внутренние, так и внешние: от использования специализированных центров до привлечения астрологов и графологов. Эффективность разных систем различна; некоторые данные по этому вопросу приведены в табл. 7.2

 

Таблица 7.2

Эффективность систем

Вариант оценки кандидатов Уровень эффективности, %
Центры оценки персонала 70 - 80
Тесты на профпригодность  
Общие тесты способностей 50 -60
Биографические тесты  
Личностные тесты  
Интервью  
Рекомендации  
Астрология, графология  

 

Следует отметить, что представления о ценности кадрового ресурса организации все более расширяются и укрепляются. По тому, сколько средств затрачивается на работу с персоналом и на что они конкретно расходуются, можно хотя и косвенно, но весьма уверенно оценивать состояние дел в организации в настоящий момент.

Обучение и повышение квалификации персонала. После того как выявлены возможные структурные воздействия новых ИТ, на предприятии должно быть уделено особое внимание менеджменту изменений. Центральными при этом являются следующие вопросы: какое значение имеет растущее использование компьютеров, специальных обучающих программ и других новых технологий для менеджмента и как может быть наиболее эффективно реализовано обучение этим технологиям в производственном подразделении всего персонала от руководителя (top-manager; от top - верхняя часть) до конечного пользователя.

Мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала обязательно должны охватывать на предприятии высший и средний уровень менеджеров, а также потребителей услуг ИС. Обучение топ-менеджеров прежде всего преследует цель создания основы для принятия руководством фирмы оптимальных управленческих решений с учетом всех доступных организационных и информационно-технологических альтернатив.

Обучение топ-менеджеров состоит в том, чтобы разъяснить им в общих чертах только существо и специфику влияния новых технологий, не привлекая специальных терминов и не вдаваясь в технические подробности. Однако и это обучение важно, потому что ИТ имеет большое воздействие на организационную структуру и характер работы предприятия и тем самым - на осуществление руководства. Перспективы информатизации, касающиеся фирмы в целом или даже выходящие за ее рамки, становятся центральными вопросами при обучении топ-менеджеров. При этом всегда следует рассматривать важный для любого руководства вопрос: сколько же будет стоить предприятию эта инфраструктура. Можно рекомендовать следующие разновидности программ обучения для топ-менеджеров.

Информационные программы. При необходимости менеджеры обеспечивают себя информацией сами. По их поручению ассистенты или референты регулярно отслеживают информацию из различных источников (специальные журналы по соответствующим проблемам, посещения дискуссий, выставок и т.п.) и информируют свое руководство.

Полуформальные программы. По требованию специалистов, вовлеченных в процесс информатизации, проводятся определенные курсы, посещение которых, однако, является добровольным. При этом может идти речь, например, о выставках, видеопредставлениях, докладах или кратких семинарах с последующими дискуссиями участников и тому подобных мероприятиях.

Формальные программы. Как правило, эти программы реализуются в форме непродолжительных семинаров, которые проводятся обычно за пределами фирмы. Эффект обучения, предположительно, позволяет возместить затраты.

Программу обучения можно считать успешной, если при ее проведении как эксперты извне, так и специалисты фирмы получают возможность выступить. Никакие технические детали при этом не обсуждаются, в фокусе находятся возникающие при информатизации воздействия и их последствия, т.е. прежде всего практические приложения, особенности применения технологий и польза (или потери) от них.

Менеджеры среднего уровня (начальник отдела и т.п.) должны учиться руководить в условиях изменяющегося окружения, т.е. также должны учиться оценивать риск и использовать шансы. Особенно это касается мотивации сотрудников в деле внедрения новых достижений: их нужно тактично и ненавязчиво подготовить к необходимости применения ими новых ИС, которые им надлежит изучить и освоить.

Менеджеры среднего уровня несут ответственность за успешное внедрение новых ИТ, особенно с тех пор, как распределенные системы стали проникать все более и более глубоко в структуру ИС и предприятия в целом. Обучение менеджеров среднего звена преследует, с одной стороны, формирование у этих работников способностей к управлению технологическими и иными изменениями в системах и на предприятиях. С другой стороны, каждый пользователь должен не только учиться использовать и обслуживать ИС, но и быть готовым нести свою часть ответственности за успешность ее работы. Это отчетливо проявляется в сфере обеспечения сохранности и защищенности данных и в деле соблюдения технологической дисциплины; в этих задачах менеджмент должен выработать и предложить процедуры по противодействию вольным или невольным нарушениям работы системы, саботажу, воровству и т.д. и критерии эффективности этих процедур.

Однако эти старания менеджеров пройдут впустую, если все пользователи не примут предложенных им условий и не выработают соответствующего поведения в среде ИС, потому что именно у них, как правило, отсутствуют осознание своей роли и ответственности за действия в системе и способность к критической оценке последствий отступления от технологии ИС.

В связи с этим при обучении конечных пользователей для начала совершенно необходимо ознакомить их с общей концепцией той электронной системы ОИ, в которой им предстоит действовать, с тем чтобы в полной мере подвести пользователей к пониманию важности специального прикладного тренировочного процесса на базе специальных средств по соответствующим методикам. Эти тренировочные занятия могут быть достаточно напряженными.

Использование компьютера в роли тренажера дает значительный эффект. При этом достигаются следующие преимущества в процессе обучения: каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе и в любое время; он может обучаться на своем рабочем месте и повышать квалификацию непосредственно в вопросах применения именно его ИТ. Самое главное состоит в том, что в этом процессе не всегда требуются дорогостоящие услуги учителя-наставника. При этом методе в ПК объединяются как представление и выбор учебного материала, так и управление процессом обучения с тестовыми задачами и т.д.

В такой системе обучения можно успешно противостоять и изменению характера предметной области, и неумолимому бегу времени, приводящему к обесценению конкретных знаний в любой предметной области. Кроме того, любому предприятию освоение такой технологии обучения гарантирует устойчивость даже при взрывном росте потребности в подготовке и переподготовке кадров, например при освоении новых технологий в массовом масштабе, и не приводит к перегрузке или нежелательному расширению традиционной системы обучения кадров.

Этот метод не ограничивается компьютером как единственной средой для реализации технологии обучения. Наиболее эффективные современные интегрированные (так называемые мультимедиа-средства) обучающие системы включают, кроме компьютеров, также аудио- и видеоустройства, проекторы и т.д., которые позволяют в соответствующем месте дать дополнительную информацию и сделать ее слышимой или видимой. Обучение с компьютерной поддержкой позволяет также в некоторой степени интегрироваться с прикладными программными средствами, например, через меню, которые помогают в затруднительных ситуациях и расширяют знания с помощью дополнительных указаний - приводят допустимые значения параметров, дополнительные функции и т.п.

Подводя итоги, можно подчеркнуть, что обучение и тренинг персонала - две важные составляющие успеха новой технологии на предприятии. Вероятно, они существенно дополняют чистые технологические возможности. Даже технически (и технологически) вполне удачная система обречена на провал, если люди не пользуются ею. Кроме того, поскольку ИС по замыслу должна становиться ядром предприятия или организации, ее успех или провал среди персонала становятся успехом или провалом всего дела.

7.4 Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС: разработка, внедрение и эксплуатация, состав и содержание работ

 

Организация управления для различных этапов организации ИТ и ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.

В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:

Стадия 1. Формирование требований к ИС.

На начальной стадии проектирования выделяют следующие этапы работ:

§ обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС;

§ формирование требований пользователей к ИС;

§ оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.

Стадия 2. Разработка концепции ИС.

§ изучение объекта автоматизации;

§ проведение необходимых научно-исследовательских работ;

§ разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;

§ оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание.

§ разработка и утверждение технического задания на создание ИС.

Стадия 4. Эскизный проект.

§ разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

§ разработка эскизной документации на ИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект.

разработка проектных решений по системе и ее частям;

разработка документации на ИС и ее части;

разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;

разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация.

разработка рабочей документации на ИС и ее части;

разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие.

§ подготовка объекта автоматизации;

§ подготовка персонала;

§ комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);

§ строительно-монтажные работы;

§ пусконаладочные работы;

§ проведение предварительных испытаний;

§ проведение опытной эксплуатации;

§ проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение ИС.

§ выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

§ послегарантийное обслуживание.

 

Oбследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для:

§ обоснования разработки и поэтапного внедрения систем;

§ составления технического задания на разработку систем;

§ разработки технического и рабочего проектов систем.

На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.

Основная задача первого этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи могут быть реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями.

По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

Ориентировочное содержание этого документа:

§ ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;

§ совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;

§ сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;

§ описание выполняемых системой функций;

§ возможности развития системы;

§ информационные объекты системы;

§ интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

§ требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;

§ что не будет реализовано в рамках проекта.

На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:

§ инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;

§ возможности применения новых методов решения задач.

Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:

§ функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;

§ сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

§ наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;

§ степень формализуемости задачи;

§ источники информации, необходимые для решения задачи;

§ показатели и их количественные характеристики;

§ порядок корректировки информации;

§ действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;

§ действующие средства сбора, передачи и обработки информации;

§ действующие средства связи;

§ принятая точность решения задачи;

§ трудоемкость решения задачи;

§ действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;

§ потребители результатной информации по задаче.

Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:

§ количество документов;

§ место формирования показателей документа;

§ взаимосвязь документов при их формировании;

§ маршрут и длительность движения документа;

§ место использования и хранения данного документа;

§ внутренние и внешние информационные связи;

§ объем документа в знаках.

По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW.

Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые функции; Should have - желательные функции; Could have - возможные функции; Won't have - отсутствующие функции.

Функции первой категории обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности.

Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.

Последняя категория функций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.

Модели деятельности организации создаются в двух видах:

модель "как есть"("as-is")- отражает существующие в организации бизнес-процессы;

модель "как должно быть"("to-be") - отражает необходимые изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС.

На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для решения следующих задач:

§ получения сравнительных характеристик предполагаемых к использованию аппаратных платформ, операционных систем, СУБД, иного окружения;

§ разработки плана работ по обеспечению надежности информационной системы и ее тестирования.

Привлечение тестировщиков на ранних этапах разработки является целесообразным для любых проектов. Если проектное решение оказалось неудачным и это обнаружено слишком поздно (на этапе разработки или, что еще хуже, на этапе внедрения в эксплуатацию), то исправление ошибки проектирования обходится очень дорого. Чем раньше группы тестирования выявляют ошибки в информационной системе, тем ниже стоимость сопровождения системы. Время на тестирование системы и на исправление обнаруженных ошибок следует предусматривать не только на этапе разработки, но и на этапе проектирования.

Для автоматизации тестирования следует использовать системы отслеживания ошибок (bug tracking). Это позволяет иметь единое хранилище ошибок, отслеживать их повторное появление, контролировать скорость и эффективность исправления ошибок, видеть наиболее нестабильные компоненты системы, а также поддерживать связь между группой разработчиков и группой тестирования (уведомления об изменениях по e-mail и т.п.). Чем больше проект, тем сильнее потребность в bug tracking.

Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.

Техническое задание- это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.

При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи:

§ установить общую цель создания ИС, определить состав подсистем и функциональных задач;

§ разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам;

§ разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных);

§ установить общие требования к проектируемой системе;

§ определить перечень задач создания системы и исполнителей;

§ определить этапы создания системы и сроки их выполнения;

§ провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.

Типовые требования к составу и содержаниютехнического заданияприведены в таблице 7.3.

 

 


Таблица 7.3

Типовые требования к составу и содержаниютехнического задания

№ п\п Раздел Содержание
  Общие сведения · полное наименование системы и ее условное обозначение · шифр темы или шифр (номер) договора; · наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты · перечень документов, на основании которых создается ИС · плановые сроки начала и окончания работ · сведения об источниках и порядке финансирования работ · порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств
  Назначение и цели создания (развития) системы · вид автоматизируемой деятельности · перечень объектов, на которых предполагается использование системы · наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и др. показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС
  Характеристика объектов автоматизации · краткие сведения об объекте автоматизации · сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды
  Требования к системе Требования к системе в целом: · требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы) · требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки) · показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров) · требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации Требования к функциям (по подсистемам): · перечень подлежащих автоматизации задач · временной регламент реализации каждой функции · требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики точности, достоверности выдачи результатов · перечень и критерии отказов Требования к видам обеспечения: · математическому (состав и область применения мат. моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов) · информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов, процедуры придания юридической силы выходным документам) · лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода- вывода) · программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и программ) · техническому · метрологическому · организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала) · методическому (состав нормативно- технической документации
  Состав и содержание работ по созданию системы · перечень стадий и этапов работ · сроки исполнения · состав организаций — исполнителей работ · вид и порядок экспертизы технической документации · программа обеспечения надежности · программа метрологического обеспечения
  Порядок контроля и приемки системы · виды, состав, объем и методы испытаний системы · общие требования к приемке работ по стадиям · статус приемной комиссии
  Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие · преобразование входной информации к машиночитаемому виду · изменения в объекте автоматизации · сроки и порядок комплектования и обучения персонала
  Требования к документированию · перечень подлежащих разработке документов · перечень документов на машинных носителях
  Источники разработки документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система

 


Эскизный проектпредусматривает разработку предварительных проектных решений по системе и ее частям.

Выполнение стадии эскизного проектирования не является строго обязательной. Если основные проектные решения определены ранее или достаточно очевидны для конкретной ИС и объекта автоматизации, то эта стадия может быть исключена из общей последовательности работ.

Содержание эскизного проекта задается в ТЗ на систему. Как правило, на этапе эскизного проектирования определяются:

§ функции ИС;

§ функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;

§ состав комплексов задач и отдельных задач;

§ концепция информационной базы и ее укрупненная структура;

§ функции системы управления базой данных;

§ состав вычислительной системы и других технических средств;

§ функции и параметры основных программных средств.

По результатам проделанной работы оформляется, согласовывается и утверждается документация в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

На основе технического задания (и эскизного проекта) разрабатывается технический проект ИС. Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

На этом этапе осуществляется комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ для выбора основных проектных решений и расчет экономической эффективности системы.

Состав и содержание технического проекта приведены в таблице 7.4.

В завершение стадии технического проектирования производится разработка документации на поставку серийно выпускаемых изделий для комплектования ИС, а также определяются технические требования и составляются ТЗ на разработку изделий, не изготовляемых серийно.

На стадии "рабочая документация" осуществляется создание программного продукта и разработка всей сопровождающей документации. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации, а также для поддержания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы. Разработанная документация должна быть соответствующим образом оформлена, согласована и утверждена.

Для ИС, которые являются разновидностью автоматизированных систем, устанавливают следующие основные виды испытаний: предварительные, опытная эксплуатация и приемочные. При необходимости допускается дополнительно проведение других видов испытаний системы и ее частей.

В зависимости от взаимосвязей частей ИС и объекта автоматизации испытания могут быть автономные или комплексные. Автономные испытания охватывают части системы. Их проводят по мере готовности частей системы к сдаче в опытную эксплуатацию. Комплексные испытания проводят для групп взаимосвязанных частей или для системы в целом.

Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ "Программа и методика испытаний". Разработчик документа устанавливается в договоре или ТЗ. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.

Предварительные испытания проводят для определения работоспособности системы и решения вопроса о возможности ее приемки в опытную эксплуатацию. Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией.

Опытную эксплуатацию системы проводят с целью определения фактических значений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.97.103 (0.011 с.)