Современная социальная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная социальная психология



Важная черта современного состояния социальной психологии в мире — повышение авторитета идей, развиваемых в Европе. В странах Западной Европы активно работает Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Привлекается внимание ученых к необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы. Ключевые идеи разработаны в трудах таких известных европейских социальных психологов, как А. Тэджфел (Великобритания) и С. Московичи (Франция). Тэджфел разработал теорию социальной идентичности, а Московичи является автором теории социальных репрезентаций (Андреева, 1998, с.46). Благодаря их идеям становится все более очевидным, что социальная психология должна быть в большей степени социально-ориентированной и включаться в решение реальных проблем общества. Активизируются работы в области практической и прикладной психологии. С 70-х годов начинает выпускаться "Журнал прикладной социальной психологии".

Люди часто путают социальную психологию с социологией; они действительно имеют много общего. Но социологи в большинстве своем изучают группы (большие и малые), а социальные психологи — индивидов. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу.

Социальная психология нередко причисляется то к социологии, то к психологии. В США, например, социальная психология существует "дважды": ее секции есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации. В предисло­вии к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В йашей стране неоднозначность положения социальной психологии между социологией и психологией также проявляется достаточно явно (Андреева, 1998, с.22).

В наше время концепции и методы социальной психо­логии имеют большое прикладное значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы.

К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек.

Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс, 1997, с.29). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др., 1999).

Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделяет следующие области практического применения социальной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия (Парыгин, 1999, с.28). В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии как психология производства, управления, торговли и рекламы, политическая психология, психология религии.

 

Социальная психология на предприятии и фирме

Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования, а проблема формирования производственных коллективов — наиболее типична. Общие темы в рамках таких исследований: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков (Андреева, 1998, с.336-338).

Вместе с психологами в решение этих проблем могут быть включены специалисты по экономике и социологии, с которыми психологу важно уметь успешно взаимодействовать.

При изучении психологического климата предприятия или фирмы психолог выявляет тип отношений руководителя и подчиненных, восприятие руководителя подчиненными и наоборот. Выясняется также сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, совместимость участников совместного труда, типы конфликтов, удовлетворенность трудом.

Поскольку исследование психологического климата предприятия включает в себя большой комплекс социально-психологических проблем, в каждой конкретной ситуации социальный психолог должен подходить творчески к подбору необходимых для этого методов и методик.

Возможны три разные позиции социального психолога в процессе социально-психологического исследования на предприятии.

Позиция прикладного психолога, выполняющего заказ, но не включенного в структуру промышленного предприятия. Это дает ему некоторую независимость и позволяет решить однократно поставленные задачи. Но при этом теряется возможность достаточно глубокого знания проблем коллектива и постоянного участия в их решении. Он выступает как человек со стороны со всеми преимуществами и недостатками такого положения.

Позиция практического психолога, работающего совместно с другими специалистами в психологической службе предприятия. В такой службе может быть несколько психо­логов. В этом случае социальный психолог специализируется на решении социально-психологических проблем коллектива, оставив решение других производственных проблем специалистам по психологии труда.

Позиция практического психолога, работающего на предприятии в единственном числе. В таком случае оста­ваться узким специалистом в социальной психологии вряд ли удастся. Социальному психологу необходимы знания в других областях психологии и участие в решении всего комплекса психологических проблем предприятия. В то же время следует иметь в виду, что социально-психологичес­кие проблемы — наиболее типичные, и потребность в них у предприятий возникает часто. В свете того, что малых предприятий и фирм в современных условиях стало гораз­до больше, именно такая позиция психолога наиболее ти­пична.

В связи с экономическими трудностями многих предприятий в нашей стране в 1990-х годах количество социально-психологических исследований уменьшилось, многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты. В настоящее время заказы на исследования такого рода могут возникать на предприятиях различного типа, в том числе в небольших фирмах, на фирмах государственных, акционерных или частных. Однако следует иметь в виду, что многие руководители не осознают необходимости социально-психологических знаний для успешной организации предприятия. В то же время нередко существуют и неоправданно оптимистические и высокие ожидания в этом отношении. На психологию надеются, как на волшебницу, которая поможет решить все проблемы ("Вы же — психолог!") и даст конкретные советы в любой ситуации. Разрушение этих иллюзий может грозить разочарованием в психологах. Поэтому социальные психологи должны быть достаточно гибки, чтобы, сохраняя научно-психологическую добросовестность, поддерживать и развивать спрос на социально-психологические знания, помогать людям осознать реальную ценность психологии.

 

Психология в политике

Прикладные исследования и практическая психологи­ческая работа в сфере политики имеют большой опыт в мировой психологии. В 30-х годах XX века были опубликованы первые работы по этой теме, а в последние десятилетия политическая психология как специальная область психологической науки рассматривалась такими учеными, как М. Херман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер (см: Гозман, 1999; Андреева, 1998, с.343). На сегодняшний день существуют уже сотни публикаций, выходит международный журнал "Политическая психология", активно работает ассоциация политической психологии (Гозман, 1999, с. 13 5). Однако в нашей стране это относительно новая сфера деятельности профессионального психолога. Из отечественных ученых ею занимаются Е.Б. Шестопал (1990); А.И. Юрьев (1992); A.M. Зимичев (1993); Г.Г. Дилигенский (1996); Л.Я. Гозман (1999).

Политическая психология изучает психологические условия эффективности политической деятельности. Политика — это деятельность органов государственной власти, государственного управления, социальных классов и группировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объективными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивидуальными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.

В то же время профессиональные психологи редко и весьма ограниченно привлекаются для подготовки политических решений, и, по мнению Л.Я. Гозмана, почти нигде не занимают ответственных постов в структурах власти. Представление об активном участии психологов в политических структурах Запада, распространенное в нашем профессиональном сообществе, весьма далеко от реальности (Гозман, 1999, с. 136). Кроме того, как считает Л.Я. Гозман, работа психолога в политике не может быть массовой, поскольку только политики высокого ранга могут позволить себе роскошь иметь "собственных" психологов. Для этого политик должен обладать достаточными финансовыми возможностями и властью. Кроме того, он должен понимать важность психологии для своей деятельности. Однако для профессионального политика практическая психология — чувства и реакции людей, их взгляды и настроения — основное дело. Поэтому он часто считает себя достаточно компетентным в этой области и не испытывает необходимости в услугах психолога.

Практическая работа профессионального психолога может заключаться в консультировании и психологической поддержке политического деятеля. Л.Я. Гозман выделяет несколько возможных направлений такой работы.

1. Участие в разработке и принятии решений.

Задача психолога, участвующего в выработке и принятии решений, заключается в корректировке их с точки зрения психологической грамотности. Планируемые решения должны учитывать психологический фактор наряду с экономическим, и не должны провоцировать нереалистические ожидания, деструктивные действия или депрессивные реакции людей. Необходимое условие успеха такой работы — компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Для более надежного анализа ситуации целесообразно создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, социологов. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов. Участие в такой работе на постоянной основе принципиально важно. Опыт показывает, что временное привлечение к экспертизе серьезных специалистов, не владеющих, однако, ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.

2. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан.

Участие в этой работе требует тесного взаимодействия с социологами. Следует иметь в виду, что политики обычно и сами чувствуют (или думают, что чувствуют) настроения людей, поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, каково общественное мнение сегодня, а того, что можно ожидать завтра. Понимание психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей, помогает профессиональному психологу сделать такой прогноз. Активно действующие политики заинтересованы не только в прогнозе, но и в воздействии на общественное мнение. Это важно, когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение, или когда общественное раздражение достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки. Психологи должны определить подлинные причины недовольства, выяснить, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать.

3. Оптимизация образа власти или политической структуры.

Положительный образ лидера, проводимой им политики и людей, его окружающих, — необходимое условие успеха политики. Как отмечает Л.Я. Гозман, роль специалистов по рекламе в организации предвыборных кампаний на Западе не столь велика, как у нас принято считать. Политики предпочитают доверять здравому смыслу. Люди, называющие себя "специалистами по имиджу", а среди них есть и профессиональные психологи, не отличаются в этом смысле от всех остальных. Правда, доказательств эффективности или неэффективности их работы "до сих пор не существует. Роль психологов заключается не в том, чтобы "сделать" из данного политика человека, который понравится избирателям. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения, приписываемых ему положительных или отрицательных черт. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа, который покажет, где он упустил возможность пойти навстречу людям, успокоить их или что-то объяснить, когда был излишне формален или высокомерен, а когда проявил действительное понимание аудитории. В профессиональной компетенции психолога находится и стратегия формирования образа: какую следует давать информацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональным, но и честным, не только решительным, но и осторожным.

4. Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров.

Эта работа необходима при подготовке к контакту с малознакомым партнером: союзником или противником. В более широком смысле — это психологическое обеспечение различного рода переговоров. Это может быть очень серьезное исследование, с привлечением самого разнообразного материала, а может быть краткий очерк. Цель создаваемого психологом портрета — помочь лидеру подготовиться к встрече, представить себе, каких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективными в общении с данным человеком (Гозман, 1999, с. 141-149)

Эффективность использования психологии в политике никто пока не измерял, да и неизвестно, возможно ли это в принципе. Поэтому для того, чтобы не вызывать разочарования в своей работе, психологу важно не претендовать на чудотворство, не считать, что он как психолог обладает сокровенным знанием, которому все остальные должны неукоснительно следовать. Это необходимо в любой области практической психологии, а в политической психологии — в особенности.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Гозман Л.Я. Психология в политике — от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 129-150.

3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996.

4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. (ред.) Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999.

5. Зимичев A.M. Психология политической борьбы. СПб.: Сайта, 1993.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

8. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

9. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: 1992.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.019 с.)