Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика профессиональной деятельности психолога

Поиск

Этика — это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

 

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и фило­соф Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опира­ется на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психоло­гической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и по­ложительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказ­чику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрез­мерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога — "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использо­вать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осве­домленные о полученных результатах, предупреждать не­правильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках за­дач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение ме­тодов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с со­гласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным пси­холог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между пси­хологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохра­нить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен ува­жать достоинство испытуемого, клиента и проявлять чест­ность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своев­ременно предупреждать испытуемого о том, как будет ис­пользоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического пси­холога и клиента является взаимодействие на равных. Кли­ент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практичес­ких психологов — позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его кри­терии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявле­ние непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздержи­ваться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблон­ным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомен­дательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профес­сиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональ­ный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда об­наруживает такую тенденцию. Нужно признать, что дея­тельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником инте­ресов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятель­ности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оста­ваться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более вджно такое поведение психоло­га, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциаль­ности материалов исследования полезно использовать си­стему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испыту­емых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фа­милия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в един­ственном экземпляре, хранится отдельно от эксперимен­тальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказ­чиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хра­нения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психоло­гической информации заказчику, клиенту и пользовате­лю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пре-делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверитель­ных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это — профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные све­дения, полученные в ходе психологического исследова­ния, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или органи­зации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на прин­цип необходимости и достаточности предоставляемой ин­формации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач орга­низации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда — профессио­нальный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследова­ний психолог доводит их результаты до сведения заказчи­ка. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообще­нию за пределами тех форм, которые рекомендованы пси­хологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участни­кам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, что­бы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактич­ной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...»

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет пси­хологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" — своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приня­ло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этичес­кого обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других евро­пейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

 

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дис... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.

3. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР// Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 130-133.

4. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.

5. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 148-153.

6. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158.

7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М: Просвещение, 1991.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А Деркач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

9. Рамль К.А. О психологии ученого и в частности ученого-психолога// Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126-135.

10. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988. С. 43-60.

 

 

Терминологический словарь

Психология, как любая отрасль знаний, имеет свою спе­цифическую терминологию и человеку, входящему в мир профессиональной психологии, важно уметь ее правильно понимать. Трудности в усвоении психологической лек­сики связаны с тремя обстоятельствами.

1. Многие психологические понятия используются в нашей повседневной речи. При этом они достаточно мно­гозначны. В научной психологической литературе эти слова употребляются в более строгом значении, что может порождать терминологическую путаницу.

2. В психологической литературе часто используются термины, произошедшие от иностранных слов. Их достаточно много, как и в любом профессиональном языке. Догадаться об их значении в конкретном контексте порой бывает трудно.

3. Некоторые слова могут иметь разное значение в зави­симости от контекста, что важно учитывать для правиль­ного понимания психологических текстов.

4. Неоднозначность трактования тех или иных«понятий психологами приводит к использованию одного и того же термина разными авторами с разными значениями.

Задача данного словаря — введение начинающих пси­хологов в мир психологической лексики. Это своего рода терминологический справочник, который поможет овладе­нию профессиональным языком. Помимо специфически психологических терминов в словарь включены некоторые общенаучные определения, наиболее часто используемые в психологических текстах.

При подготовке словаря использовался ряд источников, список которых приведен в конце. Формулировки большинства статей предлагаются в авторской редакции В.Н. Карандашева, отражающей обобщенное и наиболее типичное значение слов в ясной и доступной для начина­ющего психолога форме.

 

 

А

Абстрагирование мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных.

Абстракция мысль или образ, в которых свойства предмета или явления отражены отвлеченно от самого предмета или явления.

Автономный самостоятельный, самоуправляемый, независи­мый.

Авторитарность склонность человека к властному управле­нию другими людьми, подавлению их инициативы, ис­пользованию мер принуждения.

Агрессивность качество человека, проявляющееся в чувстве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям, желание нанести им ущерб.

Адаптация психологическая приспособление человека к но­вым условиям жизни, к другим людям и социальным об­стоятельствам.

Адаптация теста — комплекс исследовательских процедур, на­правленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных мето­дик применительно к условиям другой социальной и куль­турной среды.

Адекватный — соответствующий. Адекватное восприятие — вос­приятие, соответствующее реальности. Адекватное пове­дение — поведение, соответствующее условиям ситуации.

Акмеология наука об условиях успешной деятельности взрос­лого человека, профессионала.

Акселерация ускоренное физическое и психическое развитие детей, наблюдающееся в последние сто лет. Обусловлена действием целого ряда биологических и социальных фак­торов.

Акцентуация характера понятие, означающее чрезмерную выраженность у личности отдельных черт характера и «х сочетаний, представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Проявляется в уязвимости личности по отношению к определенным жизненным си­туациям, воздействиям, переживаниям и нервно-психи­ческим нагрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Альтернатива необходимость выбора между двумя возмож­ными решениями, "одно из двух".

Альтруизм черта характера человека, проявляющаяся в бес­корыстной заботе о благе других людей, готовности жер­твовать собственными интересами в пользу другого человека. Понятие, противоположное эгоизму.

Амбивалентность чувств — противоречивое эмоциональное пе­реживание, связанное с двойственным отношением к че­ловеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанно­сти и отвращения, принятия и отвержения.

Амнезия нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга.

Анализ интеллектуальная операция, заключающаяся в разде­лении целого на составляющие части или описывающие признаки.

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского пси­холога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного вы­деляется и коллективное бессознательное.

Анамнез — совокупность сведений о больном, об условиях жиз­ни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения лично­сти.

Аномальные дети дети с нарушениями психического разви­тия.

Апатия нарушение психической деятельности, характеризу­ющееся вялостью, равнодушием и безразличием к ок­ружающему, отсутствием стремления к деятельности. Возникает при различных психических заболеваниях или как временное состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами.

Апперцепция влияние прошлого опыта человека, его интере­сов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия.

Априорный предшествующий опыту, независимый от опыта.

Аргумент факт, довод, положение, с помощью которого до­казывается правильность высказываемого утверждения.

Артефакт результат в исследовании, порожденный самой процедурой исследования.

Ассоциация связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в па­мяти появление других.

Атрибуция приписывание человеком мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков.

Аттитюд складывающееся на основе опыта устойчивое пред­расположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений.

Аттракция тяготение людей друг к другу, лежащее в основе привязанности, дружеских чувств, любви.

Аутогенная тренировка комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может ис­пользоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффект кратковременная быстро возникающая и бурно про­текающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушени­ями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас.

Аффектация искусственность, неестественность в речи и же­стах, излишняя активность поведения. Чаще всего являет­ся признаком неискренности в общении, в поведении.

Аффилиация •— проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и при­нимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само обще­ние, независимо от его цели.

Б

Барьер психологический неправильное восприятие, ошибоч­ное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотно­шениях людей препятствует установлению между ними открытых и доверительных взаимоотношений.

Барьер смысловой непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуются ими по-разному.

 

Батарея тестов— группа тестовых заданий (субтестов), направ­ленных на измерение различных сторон сложной психи­ческой функции или качества и объединенных в один тест.

Бессознательное— совокупность психических явлений, не осоз­наваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.

В

Валидностъ свойство методики (теста), характеризующее до­стоверность получаемой информации об изучаемом пси­хическом явлении. В. показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.

Ведущий тип деятельности деятельность, являющаяся опре­деляющей, решающей для психического развития в кон­кретный период развития человека.

Вербальный словесный; речевой; выраженный словами.

Влечение недифференцированное, недостаточно отчетливо осознанное побуждение.

Внушаемость свойство человека, проявляющееся в его вос­приимчивости к внушению, некритической податливос­ти воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко за­ражаются настроениями и мнениями других людей, про­являют склонность к подражанию.

Внушение (суггестия) вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознаннос­ти и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается.

Врабатывание процесс постепенного вхождения человека в выполняемую деятельность. Приступая к работе, человек постепенно входит в привычный темп и ритм деятельно­сти, достигая быстроты, четкости и наибольшей успеш­ности.

Выразительные движения (экспрессия) система движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых чело­век невербальным путем передает информацию.

Вытеснение один из защитных механизмов в психоаналити­ческой теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека инфор­мации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и пережи­ваний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могутпроявляться в поведении человека.

Г

Гендерные различия социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.

Генезис (генез) происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики.

Генерализация 1) распространение процесса, имеющего пер­воначально локальный, местный характер, по всему орга­ну, организму, всей сфере психических явлений или личности; 2) обобщение, возведение частного в общее.

Генетическая память память, которая хранит и передает ин­формацию из поколения в поколение генетическим пу­тем, через механизм биологической наследственности — генотип.

Геронтопсихология отрасль возрастной психологии, изучаю­щая психологические аспекты старения, изменения пси­хики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.

 

Гештальттерапия направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функциониро­вании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности.

Гипертимная акцентуация характера тип акцентуации харак­тера, для которой свойственно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаж­дой деятельности и тенденцией разбрасываться, не дово­дя дело до конца.

Гипнабельность подверженность индивида гипнотическому воздействию.

Гипноз психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного моз­га и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправ­ленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гип­нотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода пси­хотерапевтического воздействия.

Гипнопедия методика обучения во время сна.

Гипнотерапия метод лечения, основанный на гипнотическом внушении.

Групповая динамика внутригрупповые процессы, харак­теризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функцио­нально-ролевой структуры группы, сплочение, конфлик­ты; групповое давление и др.

Групповая совместимость социально-психологическое явле­ние, характеризующее степень эффективности совмест­ной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.

Гуморальная регуляция регуляция физиологических процес­сов, которая осуществляется через жидкие среды организма (кровь, тканевую жидкость). Вещества, участвующие в гу­моральной регуляции, разделяются на специфические, выделяемые железами внутренней секреции (гормоны), и неспецифические, являющиеся продуктами обмена ве­ществ разнообразных органов и тканей (мозга, мышц, же­лудочно-кишечного тракта, кожи и т.д.). Гуморальная и нервная системы осуществляют регуляцию физиологичес­ких процессов организма.

Д

Девиантное (отклоняющееся) поведение поведение, отклоня­ющееся от принятых в обществе правовых или нравствен­ных норм. Основные проявления — преступность и аморальность.

Делинквент (правонарушитель) человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.

Деловая игра усвоение знаний методом активного обучения; создание модели ситуации, в которой участвуют различ­ные стороны, наделенные различными интересами, ин­формацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Деонтология учение о профессиональной этике врача, психо­лога.

Деперсонализация— изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего "Я", возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.

Депрессия состояние душевного расстройства, тоски, подав­ленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.

 

Дефектология наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенно­сти развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания.

Децентрация механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции че­ловека, в соотнесении их с мнением и позицией других людей.

Дискомфорт — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), час­то сопровождается неблагоприятными психофизиологи­ческими сдвигами.

Диспозиция готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку.

Дистресс — чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его пси­хические и физиологические процессы.

Дифференциальная психология отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми.

З

Задатки — анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, ка­чества человека, на основе которых возникают и развива­ются его способности.

Заражение (в психологии) — термин, обозначающий бессозна­тельную передачу от человека к человеку каких-либо эмо­ций, состояний, побуждений.

Заторможенность замедленность психических процессов и реакций человека по сравнению с нормальным уровнем их функционирования.

Защита психологическая бессознательное психическое явле­ние, связанное со стремлением человека устранить из со­знания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механиз­мах.

Защитные механизмы понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность обе­регает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, по­давление, отрицание, проекция, идентификация, регрес­сия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно мень­шей степени. В дошкольном и младшем школьном возрас­те — это чаще всего фантазирование.

Значимый другой — человек, являющийся авторитетом для дру­гого человека.

И

Игровая терапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Идентификация — отождествление, уподобление в самом ши­роком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почер­ка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или груп­пой.

Идентификация межличностная готовность человека чувство­вать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам.

Идентичность — свойство человека быть самим собой, сохра­нять длительное время свою индивидуальность, оставать­ся верным себе.

Идентичность социальная — представление человека о своей при­надлежности к определенной социальной группе (нацио­нальности, социальному классу, религии).

Идиотия наиболее глубокая степень задержки психического развития — олигофрении. Мышление и речь не развива­ются.

Иерархия общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Упот­ребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур.

Измененные состояния сознания состояния сознания, кото­рые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.

Имбецильность средняя степень задержки психического раз­вития — олигофрении. Словарный запас больных скуд­ный, их не удается обучить счету и чтению; можно привить элементарные трудовые навыки.

Имманентный внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Импульсивность особенность поведения человека, заключаю­щаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Инвариантность неизменность проявления чего-либо, неза­висимость от каких-либо условий.

Ингибиция социальная ухудшение продуктивности выполняе­мой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей.

Индивид человек как единичное природное существо или от­дельный представи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.018 с.)