Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика профессиональной деятельности психолога↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этика — это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.
О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики. Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога. 1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения. Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности. При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег. Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов. 2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога — "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком. Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии. 3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела. В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента. 4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация. Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов — позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии. Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов. При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности. Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более вджно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников. 5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик. Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения. Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования. Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пре-делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это — профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации. В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели. В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда — профессиональный долг психолога. При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования. Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду...» В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" — своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.
Литература 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993. 2. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дис... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. 3. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР// Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 130-133. 4. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271. 5. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 148-153. 6. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158. 7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М: Просвещение, 1991. 8. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А Деркач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996. 9. Рамль К.А. О психологии ученого и в частности ученого-психолога// Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126-135. 10. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988. С. 43-60.
Терминологический словарь Психология, как любая отрасль знаний, имеет свою специфическую терминологию и человеку, входящему в мир профессиональной психологии, важно уметь ее правильно понимать. Трудности в усвоении психологической лексики связаны с тремя обстоятельствами. 1. Многие психологические понятия используются в нашей повседневной речи. При этом они достаточно многозначны. В научной психологической литературе эти слова употребляются в более строгом значении, что может порождать терминологическую путаницу. 2. В психологической литературе часто используются термины, произошедшие от иностранных слов. Их достаточно много, как и в любом профессиональном языке. Догадаться об их значении в конкретном контексте порой бывает трудно. 3. Некоторые слова могут иметь разное значение в зависимости от контекста, что важно учитывать для правильного понимания психологических текстов. 4. Неоднозначность трактования тех или иных«понятий психологами приводит к использованию одного и того же термина разными авторами с разными значениями. Задача данного словаря — введение начинающих психологов в мир психологической лексики. Это своего рода терминологический справочник, который поможет овладению профессиональным языком. Помимо специфически психологических терминов в словарь включены некоторые общенаучные определения, наиболее часто используемые в психологических текстах. При подготовке словаря использовался ряд источников, список которых приведен в конце. Формулировки большинства статей предлагаются в авторской редакции В.Н. Карандашева, отражающей обобщенное и наиболее типичное значение слов в ясной и доступной для начинающего психолога форме.
А Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо свойства предмета или явления и отвлечение от всех остальных. Абстракция — мысль или образ, в которых свойства предмета или явления отражены отвлеченно от самого предмета или явления. Автономный — самостоятельный, самоуправляемый, независимый. Авторитарность — склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения. Агрессивность — качество человека, проявляющееся в чувстве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям, желание нанести им ущерб. Адаптация психологическая — приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам. Адаптация теста — комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных методик применительно к условиям другой социальной и культурной среды. Адекватный — соответствующий. Адекватное восприятие — восприятие, соответствующее реальности. Адекватное поведение — поведение, соответствующее условиям ситуации. Акмеология — наука об условиях успешной деятельности взрослого человека, профессионала. Акселерация — ускоренное физическое и психическое развитие детей, наблюдающееся в последние сто лет. Обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов. Акцентуация характера — понятие, означающее чрезмерную выраженность у личности отдельных черт характера и «х сочетаний, представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Проявляется в уязвимости личности по отношению к определенным жизненным ситуациям, воздействиям, переживаниям и нервно-психическим нагрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Альтернатива — необходимость выбора между двумя возможными решениями, "одно из двух". Альтруизм — черта характера человека, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе других людей, готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека. Понятие, противоположное эгоизму. Амбивалентность чувств — противоречивое эмоциональное переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанности и отвращения, принятия и отвержения. Амнезия — нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга. Анализ — интеллектуальная операция, заключающаяся в разделении целого на составляющие части или описывающие признаки. Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное. Анамнез — совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности. Аномальные дети — дети с нарушениями психического развития. Апатия — нарушение психической деятельности, характеризующееся вялостью, равнодушием и безразличием к окружающему, отсутствием стремления к деятельности. Возникает при различных психических заболеваниях или как временное состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами. Апперцепция — влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия. Априорный — предшествующий опыту, независимый от опыта. Аргумент — факт, довод, положение, с помощью которого доказывается правильность высказываемого утверждения. Артефакт — результат в исследовании, порожденный самой процедурой исследования. Ассоциация — связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других. Атрибуция — приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков. Аттитюд — складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений. Аттракция — тяготение людей друг к другу, лежащее в основе привязанности, дружеских чувств, любви. Аутогенная тренировка — комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. Аффект — кратковременная быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, значительными нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас. Аффектация — искусственность, неестественность в речи и жестах, излишняя активность поведения. Чаще всего является признаком неискренности в общении, в поведении. Аффилиация •— проявления потребности человека в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть в обществе других людей, оказывать помощь членам группы и принимать их помощь, взаимодействовать с окружающими. При этом ценностью для человека является само общение, независимо от его цели. Б Барьер психологический — неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствует установлению между ними открытых и доверительных взаимоотношений. Барьер смысловой — непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуются ими по-разному.
Батарея тестов— группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест. Бессознательное— совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение. В Валидностъ — свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. В. показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает. Ведущий тип деятельности — деятельность, являющаяся определяющей, решающей для психического развития в конкретный период развития человека. Вербальный — словесный; речевой; выраженный словами. Влечение — недифференцированное, недостаточно отчетливо осознанное побуждение. Внушаемость — свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию. Внушение (суггестия) — вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается. Врабатывание — процесс постепенного вхождения человека в выполняемую деятельность. Приступая к работе, человек постепенно входит в привычный темп и ритм деятельности, достигая быстроты, четкости и наибольшей успешности. Выразительные движения (экспрессия) — система движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию. Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могутпроявляться в поведении человека. Г Гендерные различия — социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. Генезис (генез) — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики. Генерализация — 1) распространение процесса, имеющего первоначально локальный, местный характер, по всему органу, организму, всей сфере психических явлений или личности; 2) обобщение, возведение частного в общее. Генетическая память — память, которая хранит и передает информацию из поколения в поколение генетическим путем, через механизм биологической наследственности — генотип. Геронтопсихология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах.
Гештальттерапия — направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности. Гипертимная акцентуация характера — тип акцентуации характера, для которой свойственно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца. Гипнабельность — подверженность индивида гипнотическому воздействию. Гипноз — психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия. Гипнопедия — методика обучения во время сна. Гипнотерапия — метод лечения, основанный на гипнотическом внушении. Групповая динамика — внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др. Групповая совместимость — социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу. Гуморальная регуляция — регуляция физиологических процессов, которая осуществляется через жидкие среды организма (кровь, тканевую жидкость). Вещества, участвующие в гуморальной регуляции, разделяются на специфические, выделяемые железами внутренней секреции (гормоны), и неспецифические, являющиеся продуктами обмена веществ разнообразных органов и тканей (мозга, мышц, желудочно-кишечного тракта, кожи и т.д.). Гуморальная и нервная системы осуществляют регуляцию физиологических процессов организма. Д Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления — преступность и аморальность. Делинквент (правонарушитель) — человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия. Деловая игра — усвоение знаний методом активного обучения; создание модели ситуации, в которой участвуют различные стороны, наделенные различными интересами, информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Деонтология — учение о профессиональной этике врача, психолога. Деперсонализация— изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего "Я", возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий. Депрессия — состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.
Дефектология — наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания. Децентрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции человека, в соотнесении их с мнением и позицией других людей. Дискомфорт — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к определенному поведению, действию, поступку. Дистресс — чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы. Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми. З Задатки — анатомо-физиологические особенности организма, функциональные характеристики нервной системы, качества человека, на основе которых возникают и развиваются его способности. Заражение (в психологии) — термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Заторможенность — замедленность психических процессов и реакций человека по сравнению с нормальным уровнем их функционирования. Защита психологическая — бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах. Защитные механизмы — понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте — это чаще всего фантазирование. Значимый другой — человек, являющийся авторитетом для другого человека. И Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Идентификация — отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой. Идентификация межличностная — готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. Идентичность — свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. Идентичность социальная — представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии). Идиотия — наиболее глубокая степень задержки психического развития — олигофрении. Мышление и речь не развиваются. Иерархия — общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот). Употребляется для характеристики социальных, психологических, математических, физиологических, лингвистических и др. структур. Измененные состояния сознания — состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства. Имбецильность — средняя степень задержки психического развития — олигофрении. Словарный запас больных скудный, их не удается обучить счету и чтению; можно привить элементарные трудовые навыки. Имманентный — внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности. Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Инвариантность — неизменность проявления чего-либо, независимость от каких-либо условий. Ингибиция социальная — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей. Индивид — человек как единичное природное существо или отдельный представи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.018 с.) |