Начало врачебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало врачебной деятельности



После окончания Венского университета 3. Фрейд намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Верней. Пришлось оставить науку и искать средства к существованию. Имелся один выход — стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испыты­вал. Он принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сначала пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом, а также различ­ными нарушениями речи. Его научные работы в этой об­ласти становятся известны в медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного вра­ча-невропатолога. Своих пациентов он лечил признанными в то время методами физиотерапии, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Однако Фрейд вскоре почувствовал неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами, поскольку эффектив­ность лечения оставляла желать лучшего. Он стал искать другие методы, и в частности обратился к гипнозу. Ис­пользуя гипноз, некоторые врачи добивались хороших ре­зультатов. Одним из таких врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрей­ду. Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения (Ярошевский, 1989, С. 6-7).

Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Проявлениями болезни были страхи (фобии), потеря чувствительности, отвращение к пище, раздвоение личности, галлюцинации, спазмы и др. Применяя легкий гипноз (внушенное состоя­ние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих паци­енток рассказывать о событиях, которые предшествовали болезни. Когда больным удавалось вспомнить об этом и "выговориться", проявления болезни хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом "катарсис" (очищение). Древние философы исполь­зовали это слово для обозначения переживаний, которые возникают у человека при восприятии произведений ис­кусства и очищают душу от омрачающих ее чувств. Брейе-ром этот термин был перенесен из эстетики в психотерапию. О том, что неосознаваемые человеком былые впечатле­ния, воспоминания, представления влияют на его созна­ние, давно было известно философам и психологам. Новые идеи Брейера и Фрейда заключались в том, что сознание оказывает сопротивление неосознаваемому, что приводит к заболеваниям органов чувств и движений (может даже возникнуть временный паралич). Гипноз ослабляет или со­всем снимает контроль сознания. В состоянии гипноза па­циенту легче "излить душу" и рассказать о вытесненных из сознания переживаниях.

Особенно успешно использовали гипноз французские врачи. Для изучения их опыта Фрейд на несколько меся­цев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне он известен в связи с одной из физиотерапевтичес­ких процедур — так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". У него лечилось большинство королевских семей Европы. Большая толпа практикантов постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом. Фрейд — молодой венский доктор — стал одним из таких практикантов. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предло­жением перевести его лекции на немецкий язык.

В одной из бесед с Фрейдом Шарко сказал, что источник многих странностей в поведении невротика скрывается в особенностях его половой жизни. Это высказывание запало в голову Фрейда. Через несколько лет, под впечатлением наблюдений в этой области и собственных предположений, Фрейд выдвинул идею о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культу­ры. В прямом или замаскированном вмешательстве сек­суальных сил в жизнь человека Фрейд видел универсальный ключ ко всем человеческим проблемам. Этот подход при­вел к огромной популярности Фрейда во многих странах Запада — причем далеко за пределами психологии (Ярошевский, 1989, С. 7-14).

 

Создание психоанализа

Вскоре Фрейд стал заниматься разработкой проблем личности и особого метода лечения неврозов. Значительное место в его теории и практике занимали проблемы бессознательного. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Толчком к этому послужила демонстрация постгипнотического внушения, на которой Фрейд присутствовал и которая произвела на него сильнейшее впечатление.

Одной даме внушили в гипнозе, что она после пробуждения должна взять зонтик, стоящий в углу комнаты. Когда она проснулась, то действительно взяла зонтик и раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, дама ответила, что захотела проверить, исправен ли зонтик. Когда же ей заметили, что зонтик чужой, она смутилась и поставила его на место (Гиппенрейтер, 1996, с.89).

Подобные факты были известны и до Фрейда. Но Фрейд дал им новое объяснение. На основе анализа подобных и многих других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного. Как лечащий врач он нередко встречался с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми бессознательными побуждениями.

Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. Они стали очень популярны в психологии XX века. В дальнейшем Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здоро­вого человека бессознательными психическими силами.

Когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под сознанием понималось прямое знание человека о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание было основой психологии. Фрейд, опираясь на свой медицинский опыт, стал изучать бессознательные силы. Больные, которых он лечил, страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, не знали о том, что вызвало у них душевную боль. Только подавив с помощью гипноза контроль сознания, удавалось найти следы событий, травмировавших личности, В смелом втор­жении в дебри бессознательной психики заключался пио­нерский шаг 3. Фрейда. Ключ к тайнам душевной жизни человека он стал искать не в физиологии и не в психоло­гии сознания, а в психологии бессознательного.

В процессе лечения необходимо было проникнуть в скры­тые от сознания мысли и переживания. Первоначально главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворен­ность гипнозом побудила его искать другие средства.

Главным терапевтическим средством, которое изобрел Фрейд, стали так называемые свободные ассоциации. Они легли в основу психоанализа.

Понятие "ассоциации" — одно из древнейших ц психо­логии. Оно встречалось еще у Платона и Аристотеля. Закон образования ассоциаций веками считался главным зако­ном психологии. Например, взглянув на какую-либо вещь, человек по ассоциации вспоминает ее владельца, поскольку раньше они воспринимались одновременно, поэтому между их следами в мозгу образовалась связь — ассоциация.

 

Фрейд использовал ассоциации для того, чтобы найти путь в область неосознаваемых побуждений. Для этого ассоциации должны статъ свободными, то есть выйти из-под контроля сознания. Так родилась главная процедура психоанализа. Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, "выплескивать" свои ассоциации, какими бы странными ни казались эти возникающие мысли. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинать­ся, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии что-либо припомнить, Фрейд предполагал, что его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, неосознанно.

Открыв роль глубинных, неосознаваемых мотивов в управлении человеческим поведением, Фрейд открыл новое направление в психологии. Но его твердая убежденность (до 20-х годов) в том, что главным объяснением всех побуждений, страстей и бед человеческих является действие бессознательных сексуальных сил поссорила его со многими сторонниками и сотрудниками. Отношение к взглядам 3. Фрейда было очень противоречивым, а "его теория с самого начала подвергалась критике и даже осуждению.

Ежедневно по 8-10 часов на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, полученных из этого опыта, он описал структуру личности. Как практикующий врач Фрейд был очень внимателен к фактам. Можно сказать, он был великим знатоком фактов, умел их обобщать, и на их основе строил теоретические положения. Однако позднее он больше занимался разработкой теорий, и меньшее внимание стал уделять подкреплению их фактами. Возникает впечатление, что чем больше росла слава Фрейда, тем больше он начинал верить в то, что его взгляды верны, и становился менее самокритичен. 3. Фрейд обладал непримиримым характером. Он растерял почти всех своих учеников, которые пытались как-то изменить или дополнить его концепцию. Поскольку психоанализ пробивал себе дорогу с большим трудом, то каждое отступление он рассматривал как предательство. Из психоаналитической ассоциации изгонялись вместе со своими сторонниками ученики Фрейда — А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни, М. Клейн, Ж. Лакан. Такого рода атмосфера предполагала буквальное следование доктрине, предложенной Фрейдом, и его авторитету (Руткевич, 1997, с. 20).

В психоанализе был разработан такой метод выявления бессознательных; мыслей и переживаний как анализ сно­видений. Заключался он в толковании психоаналитиком сновидений пациента. Фрейд предположил, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости — это код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах-символах сна. Это умозаключение настолько поразило Фрейда, что он запомнил, при каких обстоятельствах оно возникло. Это было в четверг вечером 24 июля 1895 года в северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд однажды иронически сказал, что на этом месте следовало бы прибить табличку: "Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений". В 1900 году появилась книга "Толкование сновидений". Ее Фрейд неизменно считал своим главным трудом. В книге описывались способы формирования образов во сне: их сгущение в причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом он считал, что существуют символы, имеющие общий смысл для всех людей. В качестве таких символов рассматривались полет, падение, видение воды, острых предметов, выпавшего зуба и т.п. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод.

Фрейд объяснял образы сновидений как разряды эмоциональных переживаний. Источник, их возникновения скрыт в бессознательном, в страхах, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке. Фрейд попытался восстановить их словарь и способ построения.

В 1901 году была опубликована его книга "Психопатология обыденной жизни", где он объяснял различные ошибочные действия (забывание имен, оговорки, описки) проявлением неосознаваемых мотивов. Причины этого, по Фрейду, следует искать в бессознательных импульсах, влечениях.

Затем последовали его работы "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913).

 

Международная слава Фрейда

Популярность Фрейда росла. Пришла к нему и международная слава. В 1909 году он приглашен в США, его лек­ции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее" (Ярошевский, 1989, с. 21).

В 1910 году в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Его участники объявили психоанализ особой наукой, отличной от психологии. Однако вскоре внутри этого сообщества начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были Альфред Адлер и Карл Юнг, ставшие впоследствии знаменитыми психологами. Большинство из них были не согласны с признанием всемогущества сексуального инстинкта.

Вскоре и сам Фрейд внес коррективы в свою 'концепцию. К этому вынудила жизнь. Началась первая мировая война. Пациенты все чаще страдали от неврозов, связанных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. Прежняя концепция Фрейда, возникшая на материале лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной для объяснения психических травм, возникших в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Психические травмы и переживания новых пациентов Фрейда, вызванные встречей со смертью, послужили поводом для предположения о существовании особого инстинкта. Он получил название Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. С точки зрения Фрейда, этот инстинкт наряду с сексуальным лежит в основе любых форм поведения.

Были у Фрейда и обстоятельства личной жизни, которые побудили его к изучению этой проблемы. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перенося одну операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915-1917 годах он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 году. В этот же последний период творчества Фрейда были опубликованы его работы "Психология масс и анализ Я"(1921), "Я и Оно" (1923). В этих книгах отразились изменения его взглядов на структуру человеческой личности (Ярошевский, 1989, с. 22).

Социальная ситуация в Европе в 1930-х годах становилась все более тревожной. В 1933 году в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных нацистами книг оказались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: "Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги" (цит. по: Ярошевский, 1989, с. 27). Он не подозревал, что через несколько лет в печах нацистских концлагерей погибнут миллионы людей. Среди них — четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного уче­ного, ждала бы после захвата Австрии нацистами та же участь. Однако при посредничестве американского посла во Франции удалось добиться разрешения на его эмигра­цию в Англию. Перед отъездом он должен был дать расписку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо, поэтому у него нет оснований жаловаться. Ставя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому добавить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал два укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года (Ярошевский, 1989, с. 28).

Теория 3. Фрейда приобрела в мире столь великую популярность, что многие люди и в наше время убеждены, что "психология — это и есть Фрейд".

3. Фрейд был современником других выдающихся психологов - В. Вундта, В. Джемса, Э. Титченера. Когда он начал создавать свою теорию, то понимал, насколько сильно она расходится с традиционной психологией, которая изучала прежде всего психологию сознания. Позже он стал считать, что традиционная психология, по-видимо-му, умерщвлена его учением, но этого пока не замечает и продолжает поучать дальше. Говорят, однажды он сравнил В. Вундта с легендарным великаном, у которого была снесена голова, а он, в пылу битвы не замечая этого, продолжал сражаться (см. Гиппенрейтер, 1996, с.89).

 

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.

2. Руткевт A.M. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: Издательская группа ИНФРА-М — ФОРУМ, 1997.

3. Сонин В.А. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1997.

4. Степанов С. Вильгельм Вундт, первый психолог в истории (1832-1920) // Школьный психолог. 1998. № 43. С. 4.

5. Шульц Д.П., Шулъц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

6. Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека. Вступительная статья. // Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1989. С. 3—28.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.141.52 (0.021 с.)