Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи и функции психолога в сфере экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются: 1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд; 2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения; 3) психологическая консультация и профессиональная ориентация; 4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления; 5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления; 6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента; 7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости; 8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию; 9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях; 10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации; 11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации; 12) психология экономического выбора и предпочтений; 13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования); 14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.14-15). Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют: - особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности, - влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе, - роль фактора занятости в поведении личности и группы, - личность предпринимателя, - стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции, - психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.17). Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга — изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена? Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выделили следующие основные функции экономиста-психолога фирмы: 1. Разработка системы психолого-экономических показателей, которые должны стать ограничениями для управленческих решений на самых различных уровнях. 2. Обучение персонала деловому общению, формирование у экономистов различных профилей коммуникативных навыков. 3. Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределения функций, прав и обязанностей, а также психологических характеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с созданием имиджа отдельного лица. 4. Исследование и формирование благоприятного социально-психологичес-кого климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд. 5. Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов. 6. Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала. 7. Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть предварительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необходим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений. 8. Исследование культуры организации и психологического состояния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучшению. 9. Помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений (например, новой системы оплаты или компенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям. 10. Оценка и развитие экономического потенциала отдельной личности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду. 11. Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, которые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации. 12. Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.43-45). Как видим, для успешного выполнения этих функций специалисту в области экономической психологии необходим очень солидный объем знаний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности. Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение проблем. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Как отмечает Т.А. Солтицкая, консультанту-непсихологу порой легче найти общий язык с компанией. Она считает, что консультирование организаций не есть психологическое консультирование в чистом виде. Необходимыми оказываются также знания в области экономики, социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно. Психология, по ее мнению, составляет при этом не более 20%(Солтицкая,1998, с.8-9). Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе — это люди с хорошим образованием, постоянно пополняющие его, обучаясь новым технологиям работы.
Психология в управлении Важнейшая функция экономической психологии — психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией. Во многих японских и западных фирмах существуют штатные психологи, функции которых сводятся к изучению психологического климата в коллективе и подбору команды. Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний, как в области экономики, так и в области социальной психологии. Они касаются систем управления на отдельном предприятии, фирме и в системе государственного управления. Многочисленные прикладные исследования ориентированы на изучение вопроса о психологических качествах, необходимых руководителю, делаются попытки дать характеристику идеального руководителя, анализируется совместимбсть руководителя и коллектива, выявляется роль обратной связи (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления (Андреева, 1998, с.339-341). Психология может быть включена в решение проблемы стиля руководства, разрешение конфликтов, оптимизацию принятия группового решения. Популярным в последние годы стало участие психологов в оптимизации делового общения руководителей разного ранга. Разрабатываются практические занятия для руководителей, в которых отрабатываются стратегия и техника делового общения. Пси-' холог-практик в данном случае выступает не просто экспертом или консультантом, но становится руководителем деловых игр. Важная задача психолога, работающего в сфере управления — пропаганда психологических знаний, формирование у руководителей психологической культуры. Решая задачу повышения квалификации управленческого персонала, психологи часто приходят к выводу о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы эффективности деятельности. Так родилось новое направление в прикладной социальной психологии управления — "организационное развитие" (или "развитие организации"). Организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация может самостоятельно изменяться при изменении целей и условий ее деятельности. В программу организационного развития входит: 1) работа по изменению личностных качеств, ценностных ориентации и стиля поведения персонала; 2) работа по совершенствованию управленческих технологий, которая включает в себя совершенствование методов принятия решения, обеспечение большей степени доверия и информированности сотрудников о деятельности организации, повышение возможностей участия каждого из них в принятии решений; 3) работа по изменению целей и структуры организации, совершенствование системы коммуникации, формирование эффективной команды. При этом психолог должен придерживаться следующей стратегии: он не предлагает руководству организации конкретных решений (это было бы невозможно, так как он не компетентен в содержании деятельности организации), он лишь создает условия для руководства и персонала, при которых они самостоятельно могут принять оптимальное решение. Именно в этом роль психолога и как консультанта организации по ее развитию, и как прямого участника процесса обучения персонала (Андреева, 1998, с.343). Группами, в которых проводится такое обучение, могут быть подразделение организации (сектор, команда), специально составленная группа (из сотрудников разных подразделений), группа руководителей разного уровня. Развитие организации как направление практической работы психолога в нашей стране может быть достаточно перспективным в связи с радикальными преобразованиями в экономике.
Психология в рекламе Возможности приложения психологических знаний существуют также в сфере рекламы. Психология рекламы как прикладная область знаний находится на стыке экономической и социальной психологии. В 1920-е годы в России был выпущен ряд книг, посвященных рекламе, которые пересказывали зарубежные публикации на эту тему. В 1960-70-е годы для рекламы представляли интерес работы в области психолингвистики и теории коммуникации. В 1977 году была издана книга Л. Школьника и Е. Тарасова "Язык улицы", которая касалась психологии рекламы. Сегодня практикам рекламного рынка хорошо известны имена психологов Леонида Школьника и Юрия Шерковина. "Реклама — это на 50% психология" — сказано на первой странице одного из популярных отечественных пособий по рекламе. Однако широкое использование психологии в рекламе началось только в 1990-х годах, когда в экономике появилась настоящая конкуренция фирм. Первая задача, которая решается в рекламе, — обратить на себя внимание в потоке разнородных предложений. Наряду с оперативной информацией начинает развиваться наружная реклама и "паблик рилейшнз". Появляется вторая волна рекламных агентств — при видеостудиях, дизайн-студиях, предприятиях качественной полиграфии. Приходит понимание того, что реклама — это еще и искусство. Дальновидные руководители стали задумываться об имидже. Рекламисты ищут, за счет чего можно обойти конкурентов. Возникает целый ряд новых периодических изданий для профессионалов рекламы: "Кампания", "Рекламный мир", "Рекламист", "Московское рекламное обозрение". Переход от квазирекламы к настоящей рекламе на этом этапе развития рынка закономерно породил спрос на профессионалов-психологов со стороны рекламного бизнеса. Психологи выступают в качестве исследователей, преподавателей, тренеров и консультантов. Эта тенденция движения рекламы и психологии навстречу друг другу лишь недавно стала приобретать отчетливые черты и, несомненно, должна только усиливаться в будущем (Леонтьев, 1998, с.5-6). Пока рекламных психологов немного, если считать тех, кто имеет базовое образование и сформированное представление о рекламном рынке и рекламной деятельности, а также некоторый опыт практического участия в прикладных исследованиях или других работах по рекламе. Число же экспертов-психологов, хорошо знающих разнообразные возможности психологии в приложении к рекламе и разные стороны рекламного рынка, способных самостоятельно определять цели, планировать нужные мероприятия и решать нестандартные задачи, и того меньше (там же). Некоторые специализированные фирмы создаются самими психологами. Например, две из них — Социально-психологический центр МГУ в Москве, и Независимый аналитический центр в Санкт-Петербурге — специализируются на маркетинговых и других масштабных социологических и социально-психологических опросах и исследованиях. Другие, например Психологическая Ассоциация Рекламных Исследований и научно-производственная фирма "Смысл" (обе находятся в Москве), проводят изучение эффективности восприятия рекламы. Тенденция растущей интеграции психологов в рекламный рынок стала особенно важной с 1994-95 годов, когда начался новый этап его развития. С этого времени конкуренция становится правилом и смещается в сферу рекламы. Уже недостаточно, чтобы тебя заметили, надо, чтобы тебя предпочли столь же заметным конкурентам. Предложения на рынке все больше выравниваются. Там, где рациональная аргументация не может выявить победителя, на первый план выходит иррациональная. Оригинальность в рекламе может работать во вред, если она не подкрепляется тщательно проработанным текстом и зрительным рядом. Приходит понимание необходимости долгосрочной рекламной стратегии. А в таких условиях недостаточно делать рекламу по законам искусства — ее надо проектировать по законам науки. Психологическое обеспечение рекламы начинает обретать свое место в практике работы рекламных агентств. Новый тип агентств — это агентства, ставящие во главу угла творческие моменты рекламы и проводящие социологические и психологические исследования, данные которых используются в создании рекламы. Новые рекламные технологии — это, прежде всего, психологические технологии (Леонтьев, 1998, с.5-6). Какие же задачи решают психологи в сфере рекламы? Практики рекламного дела обращаются к психологу за консультацией, за оценкой рекламного материала, за психологическим обоснованием рекламной кампании в целом. Психолог-консультант на основе знания важнейших принципов эффективного воздействия указывает, чего не хватает рекламному ролику или объявлению, какие элементы снижают его эффект и что в нем следует изменить, чтобы этот эффект усилить. Такие рекомендации специалист дает на основе научных данных по психологии восприятия, внимания, учитывает мотивационные, эмоциональные и когнитивные факторы поведения личности. Поэтому подобная консультативная деятельность требует большого объема психологических знаний и умения их аналитически использовать в прогнозах. Но, даже при искреннем стремлении избежать субъективизма в оценках, рекомендации одного человека будут зависеть от его' вкусов и научных интересов. Поэтому лучше, если это будет небольшой коллектив экспертов, проводящих, помимо консультаций, и эмпирические исследования. Практические исследования представляют собой еще одну задачу психологов в поддержке рекламы. Они подразделяются на количественные и качественные. К первым относятся опросы при измерении рейтингов, и их результатом являются показатели распространения представлений о рекламируемом товаре или услуге среди населения, а также о степени его популярности в сравнении с товарами фирм-конкурентов. Разница этих показателях до и после проведения рекламной кампании свидетельствует о произведенном рекламном эффекте. Качественные методы ориентированы главным образом на выяснение причин популярности товара. Психолог может принимать непосредственное участие в производственном процессе подготовки рекламы. Здесь его роль очень сходна с ролью психолога труда на любом производственном предприятии. Исследовательская работа в сфере рекламы ведется по трем основным направлениям: 1) определение эффективности рекламного воздействия; 2) мотивационные исследования; 3) изучение образа марки (Ширков, 1999, с. 187). Эффективность рекламы представляет наибольший интерес для рекламодателей. Существует целый ряд организаций, основная задача деятельности которых заключается в регулярном, на протяжении многих лет, сравнении эффективности крупных рекламных кампаний. Мотивационные исследования проводятся с целью изучения потребностей людей для того, чтобы определить те особенности товара, которые позволили бы ему успешно выйти на рынок. Выяснение образа марки, сложившегося в общественном сознании в результате рекламного воздействия и на основе личного опыта потребителей, проводится одновременно с изучением потребностей. Заказчиками работ, связанных с оценкой эффективности рекламной кампании, чаще всего являются фирмы-производители. Вопросы же, связанные с эффективностью самого рекламного воздействия, представляют интерес для рекламных агентств. Психологи в области рекламы могут проводить и фундаментальные исследования психологических механизмов, лежащих в основе действия рекламного сообщения. Прямого отношения к рекламному производству эти исследования, как правило, не имеют, но именно на их результатах основывается опыт консультантов рекламных агентств. Результаты, получаемые в ходе таких работ, активно используются в практике рекламной деятельности. Большие возможности приложения психологических знаний и умений существуют и в такой близкой к психологии рекламы сфере деятельности как "паблик рилейшнз". Паблик рилейшнз — это сфера профессиональной деятельности, в основе которой лежат специфические технологии воздействия на общественное мнение. Широко употребляется в последнее время и аббревиатура этого понятия PR (пиар). Отсюда выражение — пиаровские технологии. К сожалению, до сих пор не найдено удачного русского эквивалента этому англоязычному термину. По определению Р. Крайтнера, "Паблик рилейшнз — это деятельность, предназначенная для создания и поддержки благоприятных отношений между организацией и различными видами ее публики" (цит. по: Иванченко, 1999, с.7). PR-специалисты дают консультации, а также проводят другую работу по созданию имиджа фирмы или лидера, по кадровой политике. Убеждение — основной метод работы такого специалиста. Существует два типа задач, которые он решает: 1) убедить руководство сделать некоторые шаги, чтобы выглядеть достойными одобрения публики; 2) внушить публике, что организация заслуживает ее поддержки и одобрения (там же). В последние годы интенсивно развиваются образовательные курсы для специалистов по паблик рилейшнз. Существующие программы преимущественно предназначены для университетских курсов журналистики и массовой коммуникации. Нередко такого рода курсы проводятся в рамках бизнес-образования и менеджмента. В сфере паблик рилейшнз существуют большие возможности для использования знаний и умений профессиональных психологов.
Литература 1. Андреева Г.Мю Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. 2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 3. Волков И.П. (сост.) Труд, контакты, эмоции: Сб. Л.: Лениздат, 1980. 4. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М., 1992. 5. Зимичев А.М. (сост.) Психология в управлении: Сб. Л.: Лениздат, 1983. 6. Иванченко Г.В. Реальность Паблик рилейшнз. М.: Смысл, 1999. 7. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984., 8. Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем / Отв. ред. А.А. Крылов. Кишинев: Штиинца, 1983. 9. Кузьмин Е.С., Свенцицкий А.Л. (ред.) Промышленная социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 10. Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. 1998. № 3 (30). С. 4-6. 11. Муравьев А.И., Локшина Э.Х., Андреева И.В., Асадов М.Н., Бахрах О.А., Прозоровский К.А., Спивак В.А., Слободской А.Л., Линчевский Э.Э. Экономическая психология: Теория, практика, образование: Научный доклад. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 12. Парыгин Б.Д. (ред.) Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. 13. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления / Под ред. Е.С. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 14. Солтицкая Т.А. Успешный консультант всегда эклектик: Интервью // Психологическая газета. 1998. № 3 (30). С. 8-10. 15. Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 185-200. 16. Шорохова Е.В., Зотова О.И. (отв. ред.) Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.255 (0.015 с.) |