Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Психология как профессияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ Профессии и специальности возникли в истории человечества в результате общественного разделения труда. В соответствии с этим в обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая такая должность не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование,.но и характеризуется 'системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника. Должность может существовать без человека, т.е. быть вакантной, незанятой. "Таким образом, в обществе объективно, реально существует система должностей. Каждую такую должность, со всей системой ее требований, можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого нужно учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е. усвоил сумму соответствующих знаний, умений и навыков, говорят: у него есть специальность. Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как "токарная профессия". Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т.д., объединяемые в группу "педагогическая профессия" (Климов, 1974, 1990). Профессия — понятие многозначное. Оно характеризуется несколькими основными аспектами. Профессия — это: 1) род деятельности и система выполняемых человеком трудовых функций; 2) социально признаваемый или юридически фиксированный трудовой пост; 3) наличие определенной системы профессиональной подготовки; 4) наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологи-ческая пригодность человека к делу; 5) общность людей, занятых определенным родом деятельности.
Профессия психолога Является ли психология профессией? Ответ на этот вопрос может дать рассмотрение психологической деятельности с точки зрения рассмотренных выше пяти аспектов. 1. Существует ли какая-либо особая сфера деятельности для психолога (психологическая деятельность), отличающая ее представителей от других профессий? 2. Является ли психологическая деятельность социально необходимой, социально признаваемой и юридически закрепленной в определенных нормативных документах? 3. Существует ли специфическая система подготовки к психологической деятельности?
4. Существуют ли нормативно закрепленные требования к профессиональной квалификации и опытности специалиста-психолога? 5. Существует ли общность людей, занимающихся психологической деятельностью? Чем больше оснований для положительных ответов на эти вопросы, тем в большей степени можно говорить о существовании профессии психолога. Перечисленные аспекты психологической профессии и будут рассмотрены в данном учебном пособии. Профессия "психолог" появилась в XX веке. Процесс формирования профессии психолога неодинаково протекал в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении. В течение XX века в обществе постепенно формировался социальный заказ на психологическую деятельность, она становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). Постепенно формировалась система профессионального образования и подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов. В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психологии: экономическая, юридическая, спортивная, военная. Для того чтобы появилась какая-либо профессия, на нее должен возникнуть социальный заказ, т. е. осознанная потребность общества в соответствующем виде профессиональной деятельности. Обществу в целом, конкретным людям и административным органам важно осознать потребность в специалистах определенного профиля. Профессия психолога становится необходимой только тогда, когда в его знаниях появляется потребность. Чаще всего к психологам люди обращаются тогда, когда они сталкиваются с трудными жизненными ситуациями. Пока все в порядке, необходимости в помощи психолога обычно не возникает. Люди сами справляются с повседневными проблемами. Поэтому для того, чтобы появилась потребность в психологических услугах, люди должны осознать ее. Правда, не всегда достаточно очевидно: то ли психолог помогает осознать людям их потребности, то ли он формирует эти потребности. Предлагаемая услуга рождает спрос на нее. Не происходит ли нечто аналогичное рекламе других товаров и услуг? Например, в рекламе формируют отрицательное эстетическое отношение к перхоти, а потом предлагают средство для избавления от нее. В психологии аналогичный эффект возможен, когда в процессе консультации психолог утверждает наличие у человека каких-то проблем, о которых тот не догадывался и которых не замечал, а потом предлагает тренинг личностного роста как средство избавления от них.
Социальный заказ на профессию психолога формируется сейчас прежде всего в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. О необходимости психологических знаний говорят и представители других профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Им эти знания нужны для решения одной из главных задач этих профессий — целенаправленного воздействия на человека. Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Ученые стремятся на основе отдельных наблюдений, фактов прийти к пониманию общих закономерностей. Правильное направление движения научного исследования — от частного к общему. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей. Практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или конкретной группы. Это понимание и дает ключ для оказания психологической помощи. Практическая психология в своей деятельности движется от общего к частному. В то же время не следует их противопоставлять друг другу. Это две сферы психологической работы, тесно связанные друг с другом. Тем не менее — это два разные типа деятельности психолога, которые предъявляют разные требования к профессиональной подготовке специалиста (В некотором смысле отношения научной и практической психологии сходны с отношениями физиологии человека и медицины. Основная цель физиологии - изучение человеческого организма. Основная цель медицины - помощь человеку. Физиология человека имеет прикладное значение. Медицина, обобщая свои знания, строит медицинскую науку. В физиологии используются медицинские данные. В медицине - данные физиологических исследований). В соответствии с основным родом психологической деятельности реально существует три типа психологической профессии: 1) психолог-ученый, основная деятельность которого — научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей); 2) психолог-практик, основная деятельность которого — применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика); 3) преподаватель психологии, основная деятельность которого — психологическое просвещение и обучение психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей). Каждый из них предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке и способностям специалиста. Хороший ученый вовсе не обязательно может быть хорошим практиком или преподавателем, хороший практик — одновременно хорошим ученым или преподавателем, а хороший преподаватель — одновременно хорошим ученым или практиком. Конечно, сочетание способностей к двум или трем видам деятельности у одного психолога вполне возможно. Однако это будут разные способности. Для психолога-ученого особенно важны способности к поиску новых знаний и их обобщению. Для психолога-практика — способности применения психологических знаний на практике. Для преподавателя психологии — способности систематизировать и передавать знания другим людям. Более подробно о специфике этих видов профессиональной психологической деятельности речь пойдет в последующих главах.
Литература 1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М: Мир, 1996. Т. 1,гл.2иЗ. 2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 3. Климов Е.А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974. 4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1984 (второе изд. — 1990). 5. Климов ЕЛ. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12. 6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 246-250. 7. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.116 (0.011 с.) |