Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные тенденции развития научной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. В новых психологических теориях и эмпирических исследованиях все чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпсихоло-гии, психоанализа, генетической психологии, гуманистической психологии, когнитивной психологии. Примечательным фактом развития психологии во второй половине XX века стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американской психологией. Гештальтпсихология имела распространение в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России. Позже эти научные школы были экспортированы из этих стран в другие. Ко второй половине XX века, по мнению Дэвида Майерса, сложилось три мира психологии. Соединенные Штаты Америки описываются им как первый мир психологии — супердержава академической психологии. Другие индустриальные державы формируют второй мир. Великобритания, Германия, Франция, например, так же как и Северная Америка, имеют устоявшиеся традиции в научной психологии. Но в силу того, что университетская система там не так обширна, академические психологи составляют всего лишь 1/25 часть от количества психологов в Соединенных Штатах. Количество населения в Советском Союзе было примерно таким же, как и в США, но психологи здесь составляли 1/10 часть от числа психологов в США. Развивающиеся страны, такие как Бангладеш, Куба и Нигерия, формируют, по мнению Д. Майерса, третий мир психологии (Майерс, 1997, с.39). В то же время в последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. И порой психологи из разных стран, но занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются из всех трех миров, о которых пишет Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние барьеры на этом пути. Другой заметной тенденцией развития психологии во второй половине XX века стала значительная дифференциация психологических знаний. Многие ученые так углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность. Во второй половине XX века происходило значительное усиление прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные отрасли психологии.
Отрасли научной психологии Как мы помним, психология стала самостоятельной наукой только в конце XIX века и в течение XX столетия накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований. Научная психология в свою очередь разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся: - общая психология, - психология личности, - дифференциальная психология, - психофизиология, - нейропсихология, - социальная психология, - психология развития, - психология аномального развития (или специальная психология), - сравнительная и зоопсихология. Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции дея-тельности, психические состояния человека. Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально-обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека. Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства. Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека. Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций. Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга. Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости). В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека. Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: - педагогическая психология, - медицинская психология, - юридическая психология, - экономическая психология, - психология религии, - психология спорта, - психология труда, включающая инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья. Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (или исправительную) психологию. Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов. Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов. Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями. Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека. Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, военная психология. Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек. Структура отраслей психологии по библиотечно-библиографической классификации Ю91 История психологии. Ю91(0) Всемирная история психологии. Ю91(2) История психологии в СССР. Ю91 (4/8) История психологии в зарубежных странах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.015 с.) |