Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Как становились психологами первые из знаменитых

Поиск

История психологии всегда была достаточно трудна для изучения студентам-психологам. Нелегко войти в круг понятий и теорий, которые в настоящее время считаются уже несовременными и представляют только исторический интерес. Современная психология обычно ближе и понятнее.

Что такое профессия психолога, какова психология психолога? Это становится яснее, когда изучаешь биографии, жизненный путь психологов-профессио-налов.

Из всех знаменитых психологов для данного пособия я выбрал двух: Вильгельма Вундта и Зигмунда Фрейда — первых из знаменитых. Они олицетворяют собой начало научной и практической ветвей психологии. В. Вундт — первый выдающийся научный психолог. З. Фрейд — первый выдающийся практический психолог. Им мы и посвятим два следующих раздела.

 

Вильгельм Вундт

Годы ученичества

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау близ Маннгейма. В семье было четверо детей, но двое умерли в раннем возрасте. Остались только Вильгельм и его брат Людвиг, который был на 8 лет старше. Жил Людвиг в Гейдельберге, его воспитанием занималась сестра матери. Таким образом, Вильгельм оставался в семье в роли единственного ребенка. Отец Вундта был пастором, и, хотя их семья считалась дружной, детские воспоминания Вундта об отце были не самыми приятными.

Два года он обучался в народной школе. В отношении образования в семье Вундта существовали прочные тради­ции: его предки прославили свое имя достижениями в раз­ных областях науки. Но для домашних было очевидно, что самый младший Вундт эту замечательную линию не продолжит. Дни он проводил не за учебниками, а в мечтани­ях, и в результате провалил экзамены за первый класс.

Со второго класса образование Вундта было поручено помощнику отца — Фридриху Мюллеру, к которому Виль­гельм привязался всей душой. Когда молодого священника перевели в другой приход, мальчик был очень расстроен предстоящим расставанием. В автобиографии "Пережитое и познанное" Вундт писал: "Он стал для меня ближе, чем отец и мать. Я настолько затосковал, что родители согла­сились, чтобы я жил у него в течение того года, который оставался до поступления в гимназию".

Все время, за исключением воскресных дней, Вильгельм проводил в доме Мюллера, который имел несомненные педагогические способности. Однако его влияние, как вспо­минал позже Вундт, имело и негативные черты: обучение, не стесненное программой и дисциплиной, побуждение к безудержному фантазированию не готовило к условиям обучения в гимназии. В детстве он чувствовал себя одино­ким, мечтал стать знаменитым писателем.

В возрасте 13 лет Вундт поступил в католическую гимназию в Брухзале. После занятий с Мюллером гимназия стала для Вундта "школой страданий". Школьные отметки Вильгельма оставляли желать лучшего. В гимназии он отставал от одноклассников, над ним посмеивались учителя.

 

Через год родители перевели его в гимназию в Гейдельберге. Здесь он приобрел друзей, интенсивно занялся чтением, изучением древних языков — латинского, греческого, древнееврейского, — в общем, вступил на путь познания.

Постепенно Вундт научился контролировать свою склонность к фантазированию и даже стал пользоваться популярностью в школе, которую, правда, так никогда и не смог полюбить. Но он развил свои интеллектуальные интересы и способности и к 19 годам, окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

С этой целью в 1851 году он прибыл в Тюбинген, где в университете работал его дядя, анатом Фридрих Арнольд. Здесь Вильгельм проучился только один год. В Тюбингене он принял решение стать физиологом, поскольку считал, что именно эта область знания, а не профессия практического врача, в наибольшей степени соответствует его интересам и склонностям (подобным образом до него рассуждал и Г. Гельмгольц). Через год Вундт переехал в Гейдельберг. В Гейдельбергском университете он проучился три с половиной года.

Первый год обучения в Гейдельберге Вундт посвятил изучению анатомии, физиологии, физики, химии и практической медицины. Под влиянием интересных лекций и демонстраций опытов химика Бунзена Вундт в 1853 году выполнил свою первую научную работу. На втором году учебы он стал больше внимания уделять практической медицине. Возрос его интерес к физиологии. Еще через год Вундт стал ассистентом в медицинской клинике в Гейдельберге. Тут ему стало окончательно ясно, что медицина не будет его профессией.

 

Путь в психологию

Весной 1856 года Вундт отправился в Берлин к И. Мюл­леру, чтобы изучать физиологию под руководством челове­ка, считавшегося "отцом экспериментальной физиологии". Там он обнаружил, что характер науки в Берлине отлича­ется от преподавания ее в университетах южной Германии. В Гейдельберге наука была слишком практична для его ака­демического темперамента. В Берлине он встретил лучшие умы. Помимо И. Мюллера, большое влияние на него ока­зал Э. Дюбуа-Реймон, стимулировавший его интерес к эк­спериментальным исследованиям.

В конце 1856 года Вундт вернулся в Гейдельберг. Здесь он защитил диссертацию по медицине, получил докторс­кую степень, и с 1857 по 1864 годы читал лекции. В это же время он работал лаборантом у Германа фон Гельмгольца, который перешел работать из Боннского университета в Гейдельбергский. Дружественных отношений между ними не сложилось, возможно, в силу различия темпераментов. Тем не менее, их сотрудничество продолжалось 13 лет, пока в 1871 году Гельмгольц не переехал в Берлин.

В 1856-1857 годах Вундт опубликовал три статьи (чисто физиологического содержания), а в 1858 году — свою первую книгу "Очерки по изучению мускульного движения". В это время его интересы были еще сосредоточены на проблемах физиологии, хотя психологические идеи занимали все больше и больше.

Еще в 1858 году Вундт опубликовал первую часть "Очерков по теории чувственного восприятия". "Очерки" выходили частями на протяжении четырех лет. А в 1862 году книга "К теории чувственного восприятия" была опубликована полностью. Здесь, по существу, была изложена программа, в которой Вундт подразделял психологию на три основ­ных направления: экспериментальная психология, этническая психология и научная метафизика.

В 1863 году была опубликована очень важная работа — "Лекции о душе человека и животных". Она содержала вве­дение ко многим проблемам экспериментальной пси­хологии, разработка которых продолжалась долгие годы.

В дальнейшем Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В 1867 году Вундт начал читать лекционный курс по физиологической психологии, который фактически поло­жил начало науке под таким же названием. Полное изло­жение его концепции было дано в книге "Основания физиологической психологии" (в 2-х ч., 1873—1874). При жизни Вундта эта книга переиздавалась шесть раз.

Вундт прорабртал в Гейдельберге до 1874 года. Здесь окончательно оформились его научные интересы. Теперь приоритетным направлением для него выступала психоло­гия. В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о пси­хологии как самостоятельной экспериментальной науке.

В 1874 году Вундт получил приглашение на кафедру ин­дуктивной философии в Цюрих. Гельмгольц дал ему реко­мендацию, в которой подчеркивал, что философия должна опираться на естественные науки.

Однако в Цюрихе Вундт проработал недолго, всего лишь год.

 

Годы жизни в лейпциге

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжительный и важный период его поразительной научной карьеры. Отныне Лейпцигу предстояло на несколько лет стать колыбелью и столицей мировой психологии. В университете этого города Вундт проработал 45 лет.

В 1879 году состоялось открытие небольшой лаборато­рии, оборудование которой составляли несложные при­боры для экспериментальной работы, довольно скромной по масштабам. Тем не менее, 1879 год стал символической датой рождения научной психологии, поскольку тогда в Лейпциге профессором Вильгельмом Вундтом была откры­та первая в мире лаборатория экспериментальной психо­логии. Вундт пытался применить естественнонаучный метод к анализу осознаваемого внутреннего опыта, старался вы­явить и описать его простейшие структуры. Таким обра­зом, сознание было разбито на психические элементы, подобно тому как материя делится на атомы. В качестве таких элементов для Вундта выступали ощущения, образы и чувства.

Неожиданно для Вундта лаборатория вызвала огром­ный интерес. Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлекла в Лейпциг огромное количество студентов, жаждавших с ним работать. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли суще­ственный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соеди­ненные Штаты собственные лаборатории. В ней собралась группа сотрудников, впоследствии сыгравших важную роль в развитии экспериментальной психологии. Это были уче­ные не только из Германии (Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман), но и из Америки (Г.С. Холл, Дж.М. Кэттел) и других стран, в том числе из России. Через два года лабо­ратория превратилась в Психологический институт. Таким образом, Лейгщигская лаборатория оказала огромное влия­ние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Бывшие студенты Вундта организовали лаборатории также в Италии, России и Японии. Больше всего сочинений Вундта было переведено на русский язык. Восхищаясь Вундтом, российские психологи в 1912 году оборудовали в Москве лабораторию — точную копию вундтовской. Еще одна такая лаборатория была построена японскими учеными на базе Токийского университета в 1920 году, в год смерти Вундта, но в 60-е годы эта лаборатория сгорела во время студенческих волнений. Студентов, которые приезжали в Лейпциг, объединяли общие взгляды и цели.

Вундт вел скромную, упорядоченную и размеренную жизнь. Лейпцигские лекции Вундта пользовались большой популярностью. На каждую лекцию в аудитории собира­лось более шестисот студентов. Однако публичных выступлений он не любил, а участия в каких-либо конгрессах просто избегал.

В частной жизни Вундт был спокойным и непритязательным человеком, дни его проходили по строго заве­денному порядку (обнаруженные в 1970 году дневники его жены Софи рассказали много нового о жизни Вундта). С утра Вундт работал над какой-нибудь книгой или статьей, читал студенческие работы, редактировал свой журнал. В полдень он присутствовал на экзаменах в университете или заходил в лабораторию. Один из студентов Вундта вспоминал, что его визиты занимали не более 5-10 минут. Вероятно, несмотря на свою непоколебимую веру в экспериментальные исследования, "сам он не был создан для работы в лаборатории".

Во второй половине дня Вундт прогуливался, мысленно готовясь к предстоящей лекции, которая обычно начина­лась в 4 часа пополудни. Вечерами в его семье музицирова­ли, говорили о политике.

Основав лабораторию и журнал, руководя множеством исследовательских проектов, Вундт обратился и к философии. В период с 1880 по 1891 год он писал работы по этике, логике, философии. В 1880 и 1887 годах Вундт подготовил второе и третье издания "Основ физиологической психологии", писал статьи для своего журнала.

В течение 10 лет он развивал идеи по культурно-исто­рической или социальной психологии. В результате он создал 10-томный труд под названием "Психология наро­дов", который издавался в 1900-1920 годах.

Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысячи страниц, — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно. Наконец сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем (Шульц, Шулъц, 1998, с.94).

Умер Вильгельм Вундт 31 августа 1920 года в собствен­ном доме в Гросботоне под Лейпцигом. Важнейший итог жизни Вундта как психолога — это утверждение психологии в качестве самостоятельной науки. В его лаборатории ныне находится музей, известный психологам всего мира.

 

Зигмунд Фрейд

Годы ученичества

Получить совершенно достоверное представление о жизненном пути 3. Фрейда довольно трудно. Существует много биографических очерков и книг о его жизни. Однако порой в них проявляется субъективизм авторов, жела­ющих изобразить Фрейда в идеализированном или героическом виде. Об этой проблеме пишет, например, А.М. Руткевич (1997, с. 17-49).

Австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд считает­ся одним из самых известных психологов. Он родился 6 мая 1856 года в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 году семья переехала в Вену. Из 83 лет свой жизни (1856-1939) 80 он проживет в этом городе. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чте­нию. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли музицировать, когда он зани­мался. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и посту­пил в знаменитый Венский университет.

В университете преподавали выдающиеся профессора. Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Но особый интерес для него представляли естественные науки. Он формировался как специалист на принципах точного, опытного естествозна­ния — физики и биологии. Он убеждался, что научное зна­ние — это знание причин явлений под строгим контролем опыта. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы. Этим принципам он следовал и тог­да, когда перешел в область психологии.

Его учителем на медицинском факультете был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке, в лаборато­рии которого работали ученые из многих стран, в том числе отец русской физиологии и научной психологии И.М. Сеченов. Под руководством Брюкке студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая часа­ми за микроскопом. Под старость, будучи всемирно при­знанным психологом, он писал одному из своих друзей, что никогда не был так счастлив, как в годы, проведенные в лаборатории за изучением устройства нервных кле­ток спинного мозга животных. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил в последующие десятилетия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.143.21 (0.012 с.)