Виды публичных юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды публичных юридических лиц



1. Государственные и муниципальные – создаются и контролируются государством и муниципалитетами:

- Центробанк (Закон выполняет функцию Устава) – оно отвечает за свою деятельность; самостоятельно управляет валютами, но всё равно фактически это признается федеральной собственностью. От своего имени заключает сделки. Издавать нормативные акты

- государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного страхования, Фонд социального страхования – ситуация та же. Могут издавать нормативные акты.

- отдельные гос. корпорации – РосАтом, АСВ, ВЭБ (Внешэконом банк), Рос. технологии, Олимп-строй

- Фонд Сколкова – осуществляет гос., муниципальные функции и функции хозяйствующего субъекта.

- Отдельные организации, которые по факту не признаются гос. корпорациями, но отвечают всем их признакам – Фонд развития жилищного строительства, Фонд перспективных исследований, ОАО Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, ОАО РЖД (Российские железные дороги (создаются на основе отдельных ФЗ).

2. Негосударственные публичные юридические лица (т.е. приватизация):

- саморегулируемые организации с обязательным членством (распространены в сфере строительства, аудита, арбитражные управляющие, участники рынка ценных бумаг) – если хочешь заниматься этой деятельностью, то обязан вступить, принимают внутренний локальный акт, контролируют соблюдение, могут исключить из своих членов.

- самоуправляемые – адвокатские и нотариальные палаты – ситуация аналогичная

- торгово-промышленные палаты

 

ТЕМА. Правовые акты публичной администрации (ПА ПА)

1. Понятие и признаки А ПА

2. Виды актов ПА

3. Индивидуальные А ПА

4. Нормативные А ПА. Административное нормотворчество

 

Понятие и признаки А ПА.

А ПА = административные акты = правовые акты управления = акты государственной администрации + акты исполнительно-распорядительных ОМС

Формы реализации задач и функций ПА:

1. издание правовых актов

2. заключение административных договоров и соглашений

3. совершение юридически значимых действий

4. совершение действий, не влекущих каких-либо правовых последствий (совещания, обсуждения, прогнозы, делопроизводство).

Признаки АПА:

1. субъектом издания выступают органы государственной исполнительной власти, а также исполнительно-распорядительные акты МС, равно их отдельные ДЛ.

2. направлены на реализацию функций, возложенных на публичную администрацию

3. подзаконность имеет два аспекта:

- такие акты принимаются на основании и во исполнении законов

- акты ПА должны соответствовать законам высшей юр.силы, равно судебным решениям

4. официальность – т.е. эти акты издаются от имени органа или ДЛ ПА (от имени государства или муниципалитета)

5. издание актов входит в компетенцию соответствующих органов ПА и ДЛ.

6. акты ПА представляют собой односторонние властные волеизъявления, этим отличаются от соглашений.

7. принимаются в установленном законом порядке, т.е. существуют процедуры издания актов ПА, которые обязательны к исполнению.

8. формальность – существуют строгие требования к оформлению правового акта как юридического документа (дата, номер, содержание, подпись и т.д.) – т.е. это формализованные юридические документы

9. оспариваются они в порядке производства по делам, вытекающим по публичным правоотношениям (это не исковое, а публичное производство)

10. влекут юридические последствия

 

Существуют правовые акты, издаваемые не публичной администрацией, однако обладающие чрезвычайно схожим правовым режимом:

1. акты ОГВ, не относящиеся к одной из ветвей власти (акты органов прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка)

2. акты Президента по вопросам организации деятельности исполнительной власти

3. акты руководителей судебных органов, аппаратов законодательных органов при регулировании внутри организационных отношений

4. акты государственных публичных юридических лиц, которым делегировано осуществление отдельных публичных функций (гос.внебюджетные фонды, гос.корпорации)

5. акты негосударственных публичных юридических, которым делегированы отдельные публичные функции

Издание актов ПА регулируются не только административным правом. В ряде случаев дополнительно подключаются иные отрасли (н-р, решение Налоговой о проведении проверки – индивидуальный административный акт и одновременно регулируется налоговым законодательством).

А ПА – это особый вид подзаконных, официальных, юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной или исполнительно-распорядительной власти, содержащих односторонние волеизъявления и влекущих правовые последствия.

 

Виды А ПА

1. по юридическому содержанию:

- нормативные – это результат нормотворческой деятельности; они устанавливают, изменяют или отменяют действие норм права; распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Примечание. Могут появляться нормы различной отраслевой принадлежности, но всё равно являются административными актами

- ненормативные – (правоприменительные, индивидуальные) результат правоприменительной деятельности; на их основе возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения; содержат предписания, обращенные к конкретному лицу.

2. по субъекту, издавшему А:

- акты Правительства РФ

- акты ФОИВ как центральных, так и территориальных

- акты Главы субъекта РФ

- акты ВИОГВ субъекта РФ

- акты иных органов ИВ субъектов РФ

- акты местной администрации

- акты иных исполнительно-распорядительных органов МС

Бывают совместные акты.

3. по сроку действия:

- бессрочные – действуют в течение неопределенного срока (как правило, нормативные акты; также н-р, лицензии)

- срочные – действуют в течении заранее заданного срока, по истечении которого утрачивают силу

- временные – действуют в течение, неопределенного, но непродолжительного времени

4. в зависимости от порядка принятия:

- принимаемые на коллегиальной основе – голосуют за акт, принимается большинством или консенсусом

- акты, принимаемые единолично

5. в зависимости от соответствия закону:

- правомерные

- оспоримые – их незаконность не очевидна и должна быть установлена в особом процессуальном порядке; существует презумпция действительности актов ПА, НО если процедура оспаривания инициирована, то бремя доказывания законности, обоснованности возлагается на орган ПА. Она должна оправдаться, иначе акт признается неправомерным.

- ничтожные – их незаконность очевидна и не требует специального подтверждения, однако признаки ничтожности должны быть прямо закреплены в законе (н-р, ведомственный нормативный акт не прошел регистрация или не был опубликован).

 

Индивидуальные акты ПА

Таких актов абсолютное большинство, поскольку они опосредуют текущую деятельность ПА. Правовые последствия издания индивидуальных актов публичной администрации могут носить не только административно-правовой характер, но и гражданско-правовой, налоговый (решение о возврате излишне уплаченного налога) и т.д. Последствия могут носить и смешанный характер.

Классификация индивидуальных актов ПА:

1. по юридическим последствиям:

- обязывающие

- запрещающие

- управомочивающие

- акты отказа

- поощряющие

- налагающие взыскание

- статутные акты – закрепляющие правовое положение субъектов

2. по содержанию:

- позитивные – они являются результатом позитивной правоприменительной деятельности – применение диспозиции, а не санкции

- негативные – результат юрисдикционной правоприменительной деятельности - применяется санкция нормы

3. по форме:

- письменная

- устная

- конклюдентная

4. в зависимости от объема полномочий:

- дискреционные – акты, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа власти или ДЛ при наличии различных вариантов решений

- акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий; есть право выбора между несколькими альтернативными вариантами

- акты связанной администрации – публичная администрация обязана принять конкретное решение, если к этому имеются установленные законом основания – ЭТО основной механизм реализации функции ПА.

 

Прекращение действия индивидуальных А ПА:

1. исполнение обязывающего акты

2. отпадение оснований, которые были положены в основу принятия акта

3. истечение срока действия (н-р, документ, удостоверяющий специальное право)

4. отмена органов или ДЛ, издавшим акт, если такие полномочия закреплены в компетенции; запрещено отменять правонаделительные или управомочивающие акты, т.к. это ущемляет права частных лиц. Такие акты могут быть отменены только судом. Если речь идет об обязывающих актах или запрещающих, то запретов нет. Для отмены акта должны быть конкретные обстоятельства.

5. отмена вышестоящим органом по собственной инициативе или по чему-либо обращению. Условия: 1. такая компетенция должна быть закреплена за органом и должны быть закреплены основания для такой отмены.

6. признание акта недействительным в судебном порядке. Два механизма: прямое оспаривание (акт не соответствует закону или нормативному акту, затрагиваются права или законные интересы заявителя, соблюдены сроки давности) и косвенное оспаривание (ст.12 ГК)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.014 с.)