Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Винницкий Андрей Владимирович↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Винницкий Андрей Владимирович Административное право
Тема 1. Введение в административное право 1. АП как отрасль российского права 2. Предмет АП 3. Метод административно-правового регулирования 4. Система АП АП как отрасль права Вся система права делится на две части: частная и публичная. Административное право – это ядро публичного права. В России АП как отрасль начало зарождаться в России при Петре I, но термина «административное право» не было. К середине 19 в. в России возникло полицейское право («полис» - государство). Полицейское право регламентировало отношения вокруг охраны общественного порядка поддержания безопасности (Бернс, Тарасов, Дзержинский – с ними связано возникновение полицейского права). На рубеже 19-20 вв. полицейское право трансформируется в административное права (Елистратов, Евтихеев). Административное право стало регламентировать исполнительную ветвь власти. А сама исполнительная власть стала рассматриваться как совокупность публичных служб (т.е. государство обслуживало). Работа Елистратова «Основные начала административного права» 1914 года. Сайт Юр.клуб (форум) После революции 1917 г. административное право очень изменилось. В советском государстве административное право было востребовано. С 30-40 гг. рождается Монистическая концепция – административное право регламентирует государственное управление (всё управляется). Административное право стало всеобъемлющим (Вертинский, Струдиникин, Аланов). В 50-60 гг. – Козлов. 91-93 гг. – распад государства, ломка всех институтов. С 1994 г – появление современных институтов административного права. С 2003 г. – новейшая история административного права. Административная реформа: 1. повышение информационной открытости институтов власти (интернет); 2. переформатирование системы органов власти (убрали, переделали и создали); 3. полная инвентаризация функций власти (убрали дублирующие и добавили недостающие); 4. совершенствование административных процедур взаимодействия органов власти и частных лиц; 5. активно развивается концепция публичных услуг, которые давно известны на западе (Государство – поставщик услуг); 6. «приватизация» ю67 имммммсс2й1 государственвсычЯпркных функций. Административное право – это отрасль, регламентирующая деятельность публичной администрации по выполнению ей государственных и муниципальных функций. Публичная администрация – это органы исполнительной власти РФ (Правительство, министерства) и ее субъектов; исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (администрация); специфические органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей, однако правовой режим их деятельности максимально приближен к исполнительной власти (банк России, государственные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования), государственные корпорации (РосАтом, АСВ, РосТехНалоги) – децентрализованные субъекты, орган власти). Характеристика публичной администрации: 1. многоуровневая иерархичная система, включающая в себя множество органов и должностных лиц; ее деятельность полипредметна, а численный состав многократно превышает судебную и представительную власти. 2. монополист в сфере государственного принуждения (даже если суд выносит приговор, наручники одевает не судья, а исполнительная власть). 3. распоряжается ключевыми финансовыми и материальными ресурсами общества 4. прежде всего, осуществляет исполнительные функции: реализует законы, судебные акты. Публичная администрация, однако, наделяет и правом принимать НА и разрешать отдельные споры. Таким образом, наряду с главным направлением деятельности у публичной администрации есть нормотворческие и юрисдикционные функции. 5. в наибольшей степени склонна к нарушению законности по всем изложенным выше причинам (коррупция). Публичная администрация нуждается в контроле. Характеристики отрасли АП: 1. фундаментальная отрасль; 2. эта отрасль одновременно регулятивная (устанавливает правила поведения) и охранительная (реагирует на отступления от правил поведения); 3. одновременно отрасль и материальная и процессуальная; 4. источники АП представлены федеральными, региональными и муниципальными НА, при этом источниками являются как законы, так и подзаконные акты; 5. источники АП не кодифицированы и не кодифицируемы; Предмет АП Предмет АП – это отношения, связанные с реализацией государственных и муниципальных функций, возложенных законом на публичную администрацию. Примечание 1. не все отношения с участием публичной администрации регулируются АП. Надо установить, чем именно занимается публичная администрация и с помощью оких средств. Часть отношений с участием публичной администрации составляет предмет регулирования специализированных отраслей (налогового, бюджетного, уголовного, уголовно-исполнительного). Если отношения с участием публичной администрации урегулированы специальной отраслью, то у них приоритет, если не урегулированы то входят в сферу регламентации АП. Публичная администрация может участвовать и в отношениях частноправового характера (в гос.органах не только чиновники, но и обслуживающий персонал – т.е.администрация в данном случае работодатель). Нужно выяснить, чем именно администрация занимается. Примечание 2. В предмет АП включается административное судопроизводство (разрешение судом административных споров). Предмет АП не един. В него включаются разные группы отношений, которые мало похожи друг на друга.
Состав предмета АП: 1) отношения по оказанию государственных и муниципальных услуг – они возникают по поводу удовлетворения публичной администрации, потребностей граждан и юридических лиц по их вопросам – это ядро АП; gosuslugi.ru – зарегистрироваться Признаки отношений: 1. лицо, предоставляющее услуги – получатель – предоставлять услуги может орган публичной администрации, либо привлеченное им лицо. 2. они служат удовлетворению потребностей частных лиц, неимущественных благ 3. инициатор отношений – частное лицо, которому закон гарантировал субъективное право получить услугу. Действует принцип равенства (все могут получить любые услуги, но есть исключения). 4. возможен односторонний отказ получателя; 5. по своему содержанию это отношения зависимости, но нет отношений власти-подчинения. Отношения зависимости заключаются в том, что услугу можно получить только там; если соответствуешь требованиям, то обязаны услугу предоставить. 6. интересы получателей услуг обеспечиваются ускоренной внесудебной защитой и полной судебной защитой. 7. процедура взаимодействия установлена законом и детализирована специальными нормативными актами (административные регламенты). 8. переход на электронные государственные и муниципальные услуги. Виды отношений по оказанию государственных и муниципальных услуг: 1. предоставление навязанных (эксклюзивных) услуг – только государство; 2. предоставление гарантированных (неэксклюзивных) услуг – эти услуги может предоставлять не только публичная администрация – государство гарантирует, но могут и другие оказывать; 2) контрольно-надзорные – возникают по поводу осуществления публичной администрацией контроля за соблюдением гражданами, организациями и иными лицами обязательных требований, установленных нормативными актами, а также по поводу выявления возможных правонарушений и их предотвращения. Особенности: 1. контролер – контролируемый (как частные, так и публичные); 2. эти отношения возникают, изменяются и прекращаются по инициативе контролирующего. 3. четко выражены властные полномочия контролирующего органа. 4. контроль может быть связан с ограничением прав контролируемого и применением мер принуждения вопреки воли контролируемого. 5. процедура контроля урегулирована законами, подзаконными актами, административными регламентами. 6. гарантируется внесудебная и судебная защита Виды: 1. без взаимодействия с контролируемыми 2. в рамках непосредственного взаимодействия с контролируемыми 3) административно-деликтные – возникают с участием административно-юрисдикционных органов и гражданами, организациями в связи с совершением последними административных правонарушений. Особенности: 1. субъекты правоотношений выступают в роли оппонентов и, как правило, следуют за контрольными отношениями. 2. суть деликтных отношений состоит в применении мер административной ответственности, если для этого установлен состав административного правонарушения. 3. отношения носят процессуальный характер и регулируются законом (КоАП). 4) административно-юстиционные – возникают в связи с разрешением в судебном порядке административно-правовых споров по проверке законности деятельности публичной администрации. Особенности: 1. субъектный состав – обязательный участник – суд. Он выступает в качестве арбитра, граждане - заявители, органы публичной администрации – ответчики. 2. возникают на основе обращения лица в суд, чьи права нарушила публичная администрация. 3. споры разрешаются в особой процессуальной форме в рамках административного судопроизводства. 4. на сегодняшний день регулируются ГПК, АПК. 5) внутри аппаратные – возникают внутри системы публичной администрации. Особенности: 1. субъектный состав: орган-орган, орган – должностное лицо, должностное лицо – должностное лицо. 2. имеет своей целью обеспечить надлежащее функционирование публичной власти. 3. не все отношения обеспечены судебной защитой. Виды: 1. субординационные отношения между вышестоящим органом п.а. или должностным лицом и нижестоящим по поводу руководства деятельности последних – вертикальные отношения. 2. горизонтальные (координационные) – между двумя несоподчиненными органами; 3. служебные – по поступлению, прохождению, увольнению с государственной (муниципальной) службы. 4. структурно-компетационные – создание, реорганизация, упразднение органов п.а. при распределении компетенции. 5. административно-правотворческие 6. делопроизводственные В чем проявляется метод?? 1. в правовом положении сторон по отношению друг к другу; 2. способы, с помощью которых субъекты реализуют свои права; 3. влияет на основании возникновения правоотношений; 4. влияет на способы защиты прав участников правоотношений. Характеристики метода административно-правового регулирования: 1.метод централизованный (т.е. императивный) – 1.1. содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений остановлется нормативно, т.е. в централизованном порядке; это значит, публичные администрации и частные лица не могут договориться, у какого какие права, у кого какие обязанности, т.к. они все определены законом; в сравнении с этим метод гражданского права – диспозитивен, стороны по собственному усмотрению определяют права и обязанности. 1.2. проявляется в основании возникновения правоотношений – основанием является действие или решение одной из сторон, в частности, заявление физического лица или организации, административный акт публичной администрации; в гражданском праве основанием выступает двусторонне соглашение. 2. метод неравенства сторон – т.е. субъекты правоотношения занимают ассиметричные позиции. НО это не метод субординации (власти-подчинения). Неравенство сторон имеет следующее проявление: 2.1. отношения зависимости (н-р, оказание публичных услуг); 2.2. подчинение одной стороны другой (н-р, контрольные отношения, деликтные отношения); 2.3. кроме того, в рамках некоторых отношений (н-р, административная юстиция) частное лицо и публичная администрация занимают равное правовое положение спорящих сторон. 3. среди трех способов правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) преобладает обязывание. 4. основной формой защиты нарушенных прав является жалоба. Жалоба – форма защиты субъективных прав частных лиц. В гражданском праве основная форма защиты – иск. Действие норм во времени 1. Вступление в силу зависит от двух факторов: 1) от вида органов; 2) от вида акта, в котором содержаться нормы; Общее правило: ФЗ, акты федеральных органов исполнительной власти по истечении 10 дней опубликования, указы Президента, постановления Правительства – 7 дней. Помимо общих правил, которые действуют по умолчанию, в отдельном нормативном акте могут быть предусмотрены специальные положения о его вступлении в силу с целью: 1. сделать отсрочку вступления в силу; 2. ускорить вступление в силу (с момента опубликования) Пределы действия норм. 1. перспективное действие – действие нормы распространяется только на те отношения, которые возникли после ее принятия 2. ревизионное действие (обратная сила нормы) – пересмотр отношений, которые раннее возникли и закончились. Это допустимо, если оно не ухудшает положение частных лиц. 3. смешанное действие 3. Прекращение действия нормы может быть связано со следующими обстоятельствами: 1. отмена нормы – либо самим органом, либо вышестоящим органом. 2. косвенная отмена через принятие нового акта или новой нормы без формальной отмены старой. 3. истечение срока действия срочной нормы 4. признание судом нормы незаконной, недействительной, неконституционной 5. отмена вышестоящей нормы 6. устаревание нормы
Система и источники
1. Нормативные акты: - федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; - законы субъектов РФ, нормативные акты главы субъектов, нормативные акты иных органов исполнительной власти; - акты представительного органа местного самоуправления, акты исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления; Иерархия нормативных актов определяется не только субъектом нормотворчества, но и характером регулируемых отношений, имея в виду, что выделяются предметы федерального ведения, совместного ведения, регионального ведения и вопросы местного значения. В свете этого каждый вид НА должен регулировать соответствующие ему отношения, и коллизии между ними не должно существовать. Но если такая коллизия появляется, мы должны ее разрешать дифференцированно в зависимости от предметов ведения. На территории России продолжают действовать некоторые акты СССР. Они остановются, если не противоречат российскому законодательству, и если им на смену не пришли современные НА. 2. нормативные договоры и соглашения: - договоры о разграничении компетенции между РФ и субъектами РФ; - соглашения между исполнительными органами о передаче, делегировании полномочий; На сегодня этот вид источников не оказывает серьезного регулятивного воздействия, поскольку начиная с 2000-х гг. нормативные договоры и соглашения практически полностью были вытеснены нормативными актами. 3. акты правосудия: - акты КС - постановления Пленумов ВАС, ВС Де-факто разъяснения Пленумов ВАС, ВС прикрепляются к нормам права, которые уже не применяются без учета данных официальных разъяснений. Эти постановления Пленумов обязательны при разрешении споров всеми судами. Кроме того, все участники правоотношений ориентируются на постановления Пленумов в рамках своей деятельности даже без возникновения споров. - постановления Президиума ВАС, ВС В них может содержаться общеобязательная правовая позиция (так называемые прецедентные постановления). Суд указывает, что это обязательная правовая позиция, которую следует применять при разрешении всех других аналогичных спорах. Такие прецедентные постановления являются основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам всех аналогичных дел, если судебные акты вошли в противоречие с обязательной правовой позицией. - нижестоящие суды Не являются источниками права, но, безусловно, учитываются в ходе правоприменительной деятельности.
Виды АП 1. по содержанию: - регулятивные - охранительные 2. по субъектному составу: - внутри аппаратные – в рамках публичной администрации - внешне аппаратные – с участием граждан, организаций 3. по характеру правовой связи: - отношения зависимости – н-р, при оказании услуг - отношения подчинения – контрольно-надзорные, служебные отношения - отношения властной координации – возникают между двумя не соподчиненными органами власти - процессуальные, судопроизводственные отношения 4. в зависимости от участвующего органа публичной администрации: - отношения с участием ФОИВ - отношения с участием региональных ОИВ - отношения с участием исполнительно-распорядительных ОМС - отношения с участием специфических субъектов публичного администрирования (юридические лица публичного права)
Структура АП - субъект - объект - содержание
Субъект. Основное юридическое качество любого субъекта права – наличие правосубъектности (способности быть участником АП). Элементы административной правосубъектности: 1. административная правоспособность 2. административная дееспособность 3. административная деликтоспособность Субъекты АП делятся на: 1. лица, не наделенные публичными функциями (граждане, организации, структурные подразделения организации, организации без статуса юридического лица (н-р, общественные организации)). В ГП статус юр. лица необходим для признания организации участником правоотношений. 2. лица, наделенные публичными функциями (органы государственной муниципальной власти, их подразделения, отдельные должностные лица, специфические субъекты публичного администрирования).
Объект – это, как правило, поведение обязанной стороны. То есть АП складывается по поводу совершения тех или иных действий.
Содержание – взаимные права и обязанности участников правоотношении
1. S1 в правоотношении может быть как публичная администрация, так и частное лицо. S2 может быть как публичная администрация, так и частное лицо. Некорректно говорить, что всегда уполномоченной стороной является публичная администрация 2. Если уполномоченным лицом является публичная администрация, то у него обнаруживается серьезная специфика – его субъективное право в публичной администрации не является мерой возможного поведения в строгом смысле этого слова. Если уполномоченным лицом является публичная администрация, она одновременно и вправе и обязана совершать действия, требовать совершения действия. Поэтому мы говорим, что у публичной администрации не права, а полномочия.
Признаки специального АПС 1. Наличие специального закона или подзаконного акта, закрепляющего останальный статус 2. Соответствующая категория граждан находится в постоянных административных правоотношений с публичной администрацией 3. В этих отношениях реализуются дополнительные права, исполняются дополнительные обязанности
Примерный перечень лиц со специальным АПС: 1. Иностранные граждане и лица без гражданства – (см.сам.законы о мигран.учете ин.гражд. нужно знать их специальные режимы нахождения на территории России, постоянное проживание, временное проживание и временное пребывание и транзит. Особый порядок въезда:визовый и без. Специальные правила учета Ограничения на свободу передвижения. Ограничения в сфере занятости политических прав. Субъекты админ.наказания – выдворения из страны.) 2. Беженцы и вынужденные переселенцы 3. Государственные и муниципальные служащие 4. Лица, находящиеся под административной опекой 5. Лица, находящиеся под административным надзором (освобожденные из тюрьмы) 6. Административно арестованные и задержанные 7. Водители 8. Охотники 9. Студенты 10. И т.д. В подавляющем большинстве случае каждый гражданин обладает одним или несколькими специальными статусами.
Право граждан на обращение Нормативной основой является специальный ФЗ «о порядке рассмотрений обращений граждан» от 2 мая 2006 №59. Помимо этого, применительно к отдельного рода обращениям есть специальный закон (НК, таможенное законодательство и т.д.) В каждом органе уже принят или должен будет быть принят административные регламент, который конкретизирует порядок рассмотрения обращений в соответствующем органе. Есть три вида обращений: 1. Заявление – просьба лица о содействии в реализации его прав, либо сообщение о правонарушении, либо критика деятельности органов и должностных лиц. 2. Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию нормативных актов деятельности органов власти и т.д. 3. Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав Специальные виды обращений: ходательство и т.д.
Применимое законодательство По умолчанию применяется общий закон - №59. Формы обращений: 1. Устная форма – во время личного приема 2. Письменная форма и, как ее разновидность, электронное обращение в рамках портала гос.услуг. К письменной форме существует ряд требований (кому адресуется, реквизиты того кто обращается, суть обращения, личная подпись и дата) Адресаты обращения: Закон № 59 регламентирует обращение только в государственные, муниципальные органы и должностным лицам. Это означает, что обращение к разным юр.лицам, в том числе муниципальным предприятиям этим законом не регламентируется. Пример. Недовольство оказанием коммунальных услуг, т.е. обращение в управляющую компанию не будут регламентироваться Право на обращение Могут подавать заявление граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Причем закон не оговаривает что они должны быть дееспособными, те. Достижение совершеннолетия. Обращения должны быть поданы заинтересованным лицом. Могут быть обращения на защиту своих и чужих интересов. Могут быть коллективные обращения граждан. Закон не упоминает юридические лица, в качестве лица, подающих обращение. Было принято постановление КС РФ, которое распространил право на обращение на юр.лиц
Ненадлежащее обращение Такими являются анонимки. Анонимка – это обращение, в котором не указаны данные о податели обращения (Ф.И.О), либо не указан адрес, по которому должен быть отправлен ответ. Ответ на такие обращения не дается. При этом, если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом, противоправном деянии, такие обращения отправляются в компетентный орган. Но противоправное деяние – это широкое понятие. Поэтому в данном случае речь идет об узком значении, т.е об уголовно-наказуемых. Есть обращения, содержащие ненормативную лексику. Такие обращения не рассматриваются по существу. Есть обращения, повторяющиеся, т.е. по которым неоднократно давался ответ.
Правительство РФ Общая характеристика Правительства (признаки): 1. это орган гос.власти. Из этого следует, что оно: - входит в единую систему гос.власти - самостоятельный орган - собственная структура - имеет собственный состав - выступает от имени РФ 2. это орган, осуществляющий исполнительную власть. Из этого следует: - основная функция – это исполнение законов 3. это высший орган исполнительной власти, т.е. Правительство возглавляет исполнительную власть. Но необходимо помнить о дуализме исполнительной власти (+ Президент) 4. это федеральный орган, т.е. компетенция распространяется на всю РФ 5. это коллегиальный орган. Из этого следует: - состав – должности членов Правительства - форма работы заседания - коллективная отставка 6. это орган общей компетенции, означает что перечень полномочий носит не исчерпывающий характер, и Правительство вправе разрешить любой вопрос, относящийся к сфере исполнительной власти, естественно не нарушая региональное ведение. Правовые основы деятельности Правительства: 1. ФКЗ «О Правительстве» от 17.10.97 №2-ФКЗ 2. Регламент Правительства РФ утвержден Постановлением Правительства от 1 июня 2004 года. Основное содержание регламента. 1. Общие вопросы деятельности Правительства РФ 2. Планирование и организация работы 3. Порядок проведения заседаний Правительства, в том числе подготовки к ним 4. Порядок принятия решений 5. Порядок издания правительственных актов, распоряжений, постановлений 6. Порядок деятельности правительственных, межведомственных, координационных, совещательных органов при Правительстве РФ 7. Порядок деятельности представителей Правительства в высших судебных органах или палатах Федерального Собрания. Т.о. ФКЗ – это акт статутного характера, а Регламент – это процедурный акт, причем, внутри аппаратного действия. Состав Правительства РФ Председатель Правительства РФ, семь заместителей, в том числе один – первый заместитель и еще один – зам. председателя Правительства – руководитель аппарата Правительства. Заместитель курирует отдельные блоки ФОИВ, т.е. совокупность каких-то направлений. Когда заместителей много, идет размельчение блоков ответственности. (Шувалов – первый заместитель, руководитель аппарата Правительства – Сурков). За замами – министры. Все министры входят в состав Правительства. Председателя назначает Президент с согласия Думы. Министры назначаются Президентом по представлению Председателя. Аппарат Правительства РФ - это самостоятельный государственный орган при Правительстве. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительства. Состоит из руководителя (входит в Правительство), заместителей руководителя, департаменты (состоят из управлений, которые состоят из отделов). Федеральные Министерства Правовая основа: 1. Указ Президента №314 «О системе и структуре ФОИВ» от 9 марта 2004 г. (ЗНАТЬ НАДО ЕГО!!!!) 2. Указ Президент №636 «О структуре ФОИВ» от 21 мая 2012 года (Приложение важно, там вся структура ФОИВ) 3. Положения об отдельных министерствах, утверждаемых либо Правительством, либо Президентом в зависимости от подчинения. Президент решает, каким министерством быть, т.е. перечень министерств определяет Президент (т.е. президент может просто понизить статус МВД, и сделать его агентством, либо вообще убрать) Функции министерства: 1. подзаконное нормотворчество (речь идет об издании нормативных актов на основании, во исполнение и в пределах предусмотренными законами, указами Президента и постановлениями Правительства). Для того, чтобы мог быть издан указ, должно быть прямо указано в законе на разрешение этого. Последнее время перечень нормативных актов, которые уполномочено издавать Министерство прямо определяется в Положении о Министерстве. 2. выработка и реализация государственной политики в определенной сфере. Государство устанавливает идеи политики (концепция реформирования: основные направления и сроки реализации), а министерство предлагает законопроекты по ним, проводит реформы различные. 3. руководство и контроль за деятельностью подчиненных служб и агентств
ЭТИ 4 ФУНКЦИИ ПРОФИЛЬНЫЕ Последние три НЕПРОФИЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ 5. контрольно-надзорные функции – контроль исполнения требований федерального законодательства другими органами гос.власти, ОМС, физ. и юр. лицами. Примечание. По проводимой административной реформе министерства не должны были заниматься контрольно-надзорными функциями, поскольку эти функции должны быть отделены от нормотворческой функции. Министерства должны придумывать функции, службы контролировать, и агентства следить за соблюдением. Однако уже на первом этапе административной реформы появились исключения: в случаях, установленных Правительством или Президентом, министерства наделялись контрольными функциями (н-р, МВД, МЧС: осуществляют контроль за противопожарными требованиями). Это исключение привело к возникновению общего правила, и многие министерства сейчас наделены непрофильными контрольными функциями. 6. специальные правоохранительные функции – государственный общественный порядок и правопорядок. Предполагалось возложить эти функции на федеральные службы. А на Министерства лишь в порядке исключения. Но на сегодня этих исключений достаточно много (МВД, где есть дознание и следствие, МЧС, где есть дознание, Министерство обороны) 7. оказание гос.услуг – предполагалось возложить эту функцию только на федеральные агентства. Для этих целей агентства специально выделялись из министерств (Федеральное агентство образования сначала выделили из Министерства, а сейчас влили в Федеральное министерство образования). При этом эта тенденция только усилилась после расширения понятия «гос.услуг». Если изначально гос.услуги трактовались в качестве гарантированной деятельности в сфере образования, культуры, здравоохранения, соц.обеспечения, то сейчас под гос.услугами понимаются еще и все административные действия по заявкам физ.лиц. и юр.лиц.
СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА: 1. Министр – член правительства (назначается президентом по представлению председателя правительства) – не является государственным служащим, замещает государственную должность. 2. заместители министра (назначаются президентом или правительством в зависимости от подчинённости п 3. о представлению министра) – являются государственными служащими, курируют отдельные направления деятельности министерства. 4. департамент – несколько десятков, образуются по каждому основному направлению деятельности, делятся на управления à отделы. Полномочия министра по руководству министерством: 1. распределяет обязанности между заместителями. 2. утверждает положение о структурных подразделениях 3. утверждает структуру и штаты министерства в пределах, установленных президентом или правительством 4. производит назначение по должности в рамках министерства (за исключением назначения Президентом или правительством) 5. министр может делегировать свои полномочия 6. исполнительные функции главного распорядителя бюджетных средств 7. издаёт НПА от имени министерства 8. издаёт ненормативные акты 9. заключает контракты от имени министерства и другие.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА. Существование не предписано в законодательных актах, введена указом президента. Правовой основой являются указы президента и положение о федеральных службах. Подчинение: 1. напрямую президенту (ФСБ, СВР) 2. напрямую правительству (ФАС, ФМС, Роспотребнадзор) 3. подчинены министерства: а) подчинены президенту (ФСИН, ФССП) б) подчинены правительству (ФНС) ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ: 1. профильные: - государственный контроль за ФЛ, ЮЛ, другими государственными органами и ОМСУ - осуществление специальных функций в сфере обороны, безопасности, правопорядка - оказание государственных услуг. Изначально считали, что безвозмездные услуги могут оказывать на общих основаниях, а возмездные услуги – как исключительно (Указ президента № 314), потом произошло реформирование и чёткая грань между возмездными и безвозмездными услугами не проводится. В связи с этим с учётом широкого подхода к категории государственных услуг (все действия по заявкам частных лиц) - практически все федеральные службы предоставляют государственные услуги (ФНС регистрация ЮЛ и ИП, ФМС Регистрируют ФЛ по месту жительства). 2. непрофильные: - издание НПА (должно быть закреплено в указе президента или постановлении правительства) – если нет над ней министерства - управление государственным имуществом (санкционировано указом или остановлениием). СТРУКТУРА: 1. руководитель назначается президентом или правительством по представлению министра (если служба подчинятся министерству), не входит в состав правительства, является государственным служащим. 2. заместители руководителя (смотреть заместителей министров) 3. управления, состоящие из отделов. Полномочия руководителя = полномочия министра.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АГЕНТСТВА. Подчинены напрямую президенту (управление делами президента). Подчинены напрямую правительству (агентство по обустройству государственной границы РФ, федеральное агентство космическое) Подчинены министерствам: А) подведомственные президенту Б) подведомственные правительству (абсолютное большинство). ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АГЕНТСТВ. 4. профильные: - управление государственным имуществом (унитарные предприятия, учреждения, пакеты акций, Оказание государственных услуг, как безвозмездных, так и безвозмездных). 2. непрофильные: - нормативное регулирование (специальные службы – н-р, ФАС, наделение этими полномочиями устанавливается президентом или правительством) - государственный контроль - специальные правоохранительные функции Должно быть прямое указание в указе или постановлении.
СТРУКТУРА = СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ = ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. Территориальные органы ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) Большинство органов – территориальные органы, в результате чего система, включает центральный аппарат в г. Москва и соподчинённые территориальные органы в округах, субъектах, городах, районах. Принципы организации федеральных органов определяются в рамках каждого ФОИВ с учётом специализации работы. Очень обширная сеть территориальных органов у МВД, у ФНС, минимальная сеть у МИД (внутри РФ). Территориальный орган входит в систему ФОИВ, у него собственная компетенция, он самостоятельный участник административно – правовых отношений. Кроме того, большинство территориальных органов наделены статусом ЮЛ, выступают ЮЛ в гражданско-правовых отношениях.
Общая характеристика Правовая основа 1. Конституция РФ 2. Федеральный Закон №184 от 6 октября 1994 3. Конституции, Уставы субъектов 4. Региональные законы о системе исполнительной власти или отдельных органах: - Закон СО «О Правительстве Свердловской области» от 4 ноября 1995 года №31-ОЗ - Закон СО «Об исполнительных органах государственной власти в Свердловской области» от 24 декабря 1996 года №58-ОЗ 5. О каждом органе субъекта РФ, кроме высших, утверждаются отдельные Положения Конституци |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.016 с.) |