Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие архетипики публичного администрированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные процессы, происходящие в любом обществе, в том числе – украинском, характеризуются разнообразием направлений влияния, которые, с одной стороны, влияют на неустойчивость, транзитивность, стагнацию этих процессов, а с другой – способствуют их модернизации, реформированию, возрождению. Современная наука пытается рассматривать подходы к стабилизации процессов в политической, экономической, социальной и культурологической среде посредством предложения новых способов использования существующего инструментария управления, новых моделей управления как в сфере публичной власти (публичное администрирование), так и в государственном управлении. Механизмы, с помощью которых реализуются отношения «власть – общественность», базируются на национальной основе, что формирует представления об особой специфике национальных систем публичного администрирования, о так называемой архетипике таких систем. Архети́п (др.-греч. ἀρχέτυπον – первообраз) – это универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, точнее, подсознательного поведения, которые не представимы сами по себе, а проявляются в качестве определенных мотивов поведения. Для общественных групп они проявляются в форме превалирующих моделей (паттернов) поведения, определенных представлений, образов, идей. Эти коллективные универсальные (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного, обычно отражаются в содержании религий, мифологий, легенд и сказок. У отдельного индивида архетипы проявляются также в сновидениях и грезах. Очевидно, что национальные особенности поведения людей подвергаются влиянию тех архетипов, которые превалируют в обществе. В том числе, публичное администрирование также подвержено действию ведущих архетипов, проявляемых данным обществом, что делает проблему выяснения архетипики публичного администрирования актуальной, особенно для таких новых общественных систем, какой является украинская общественная система. При изучении и формировании системы публичного администрирования для Украины учитывается возможность использования применительно к архетипам украинского общества передовых черт наиболее изученных моделей публичного администрирования, таких как «Old Public Management», «New Public Management», «Good Governance» и другие. Эти модели формируются и эволюционируют во времени в различных странах в рамках принятых в них основных моделей социально-экономических систем, среди которых для Европы выделяют, прежде всего, англосаксонскую и континентальную. Среди украинских теоретиков и практиков не существует единого взгляда ни на действенность моделей, ни на доминанту конкретной модели в отечественной действительности, базирующейся на архетиповой парадигме. Информация из Большого экономического словаря дает следующее определение термина «парадигма»: «Парадигма (от греч. пример, модель, образец) – это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным миром, объединяющая большинство его членов. Парадигма определяет эволюционный путь развития фундаментальных положений». С учетом наличия различных классификационных признаков отметим, что парадигма может быть научной, государственной, персонифицированной, общепринятой и т.п. Известно, что архетип как коллективное бессознательное или подсознательное имеет характерные черты и в украинском обществе. Публичное администрирование можно определить как взаимовлияние субъекта управления и носителя власти на общественные процессы и отношения в соответствии с общественно-значимыми функциями и полномочиями. В узком смысле публичное администрирование связано с исполнительной ветвью власти и рассматривается как: 1) профессиональная деятельность государственных служащих, которая включает все виды деятельности, направленные на реализацию решений правительства; 2) изучение, разработка и внедрение направлений государственной политики. В широком смысле под публичным администрированием понимают систему управления, представленную административными институтами в рамках принятой структуры власти. Государственное управление (англ. Public administration) – деятельность органов государственной власти по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность государственных служащих традиционно отождествляется, с одной стороны, с политической деятельностью, а с другой – с законотворческой деятельностью. Исходя из представленного определения, заимствованного из теории и практики управления в США, государственное управление тождественно публичному администрированию, но развитие европейской научной мысли создает предпосылки для трактовки государственного управления как деятельности, которая находится в поле компетенций государственных служащих. Публичное администрирование – деятельность более широкая, которая охватывает реализацию функций с целью удовлетворения заинтересованных сторон всего социума. Учитывая, что общественные отношения в государствах формируются на фоне существующих национальных особенностей, господствующие архетипы становятся непременным составным элементом публичного администрирования в отдельном государстве. Таким образом, видим, что публичное администрирование как понятие вошло в обращение во второй половине XIX в., что создало предпосылки к его эволюции, и как следствие – мы имеем дело с готовым научным продуктом, который прошел апробацию в управленческой практике. Однако влияние архетипов на публичное администрирование не было отмечено исследователями. При этом мы делаем акцент на том, что архетипика нашла свое отражение в Христианской этике, на которой построена вся система бизнеса и менеджмента. В. Вильсон считал, что административно-государственное управление можно изучать и на этой основе создать точную науку. Несмотря на то, что данная наука была, по мнению В. Вильсона, результатом развития политической науки, но существовала разница между административно-государственным управлением и политикой, которую необходимо учитывать – если в политике определяются главные цели государства, то управление занимается реализацией этих целей, т.е. управление зависит от политики и имеет свои собственные законы развития. «Администрирование находится вне сферы политики. Административные вопросы не являются политическими вопросами. Хотя политика и ставит задачу перед администрацией, но администрация не должна страдать от манипулирования ее подразделениями. Административное управление зависит от политики и в том смысле, что политические органы определяют правила деятельности администрации в праве. Публичное администрирование является детализированным и систематическим исполнением. Как следствие, конституционные и административные вопросы различаются: «разница состоит из общих планов и специальных средств» [14, с. 25]. Цель изучения публичного администрирования заключается в детальном исследовании методов управления и выработке на этой основе его принципов. Для этого следует изучать опыт других стран с использованием компаративного метода анализа. Поэтому публичное администрирование как относительно самостоятельная сфера деятельности должна быть подконтрольна общественному мнению и не входить в противоречие с демократическим принципами организации общества. М. Вебера, В. Вильсона, А. Файоля, Г. Саймона и других ученых можно рассматривать как таких, которые предложили базовую модель в публичном администрировании – Old Public Management. Сущность модели можно раскрыть следующими положениями. Old Public Management – классическая бюрократическая форма организации, описанная Максом Вебером как идеальный тип рациональной формы правления на основе принципа правотворчества; она отличается высоким уровнем прогнозируемости для политики и для граждан. К характерным особенностям бюрократической организации относятся, прежде всего следующие: – разделение труда, основанное на функциональной специализации; – четко зафиксированная иерархия авторитетности; – система правил, посредством которой устанавливаются права и обязанности должностных лиц; – система способов преодоления рабочих ситуаций (стандартизированные процессы); – обезличенный характер отношений между людьми; – поощрение или продвижение по службе на основе профессиональной компетентности на основе принципов служебной карьеры; – принцип соответствия требованиям деловой документации. Теоретические основы New Public Management (Теория общественного выбора /Public Choice/ и менеджерализм) состоят в следующем. Существует два теоретических подхода к определению основ концепции NPM: – теория общественного выбора (public choice); – теория менеджмента. Авторы реформаторских концепций в русле теории рubliс choice пытаются ограничить влияние бюрократии на политику путем повышения конкурентного давления на сферу общественного управления и тем самым усиления позиций граждан (и политики). В рамках реформаторского подхода на основе теорий менеджмента ставка делается на расширение свободы действий бюрократии путем отмены ограничений и усиления экономических стимулов. «New Public Management» – это совокупность административно-политических стратегий реформирования, в основу которой положено преимущественно толкование административной деятельности сквозь призму частной экономики. Модель реформирования NPМ не является догматическим и завершенным перечнем мероприятий, однако зачастую предусматривает реализацию следующих шагов: – приватизация и устранение избыточного уровня регулирования; – выведение за пределы единой структуры или автономизация отдельных административных подразделений; – введение элементов конкуренции в административную деятельность, а также заимствование методов менеджмента из сферы приватной экономики в сектор общественного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.01 с.) |