Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности архетипики и проблемы развития публичного администрирования в УкраинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Украине до настоящего времени нет единого мнения относительно сложившейся модели публичного администрирования и существуют противоречия в определениях публичного управления и публичного администрирования, что предопределяет целесообразность уточнения дефиниций исследуемых явлений. В отечественном правовом поле в «Концепции реформирования публичной администрации» закреплено понятие публичной службы, которая рассматривается как профессиональная деятельность, определенная Законом Украины «О государственной службе» и «О службе в органах местного самоуправления», основная цель которой заключается в качественном предоставлении публичных услуг гражданам на уровне, соответствующем европейским стандартам, обеспечении эффективного использования публичных средств, своевременном и адекватном реагировании на социально-экономические, внешнеполитические и другие вызовы. Для понимания сути четкого разграничения между публичным администрированием, службой, управлением и государственным управлением в Украине необходимо учитывать подходы к регламентации публичного администрирования, изложенные в Белой книге европейского управления. Согласно данной книге публичное администрирование обеспечивает реализацию публичной политики, которая является результатом перехода от политики ответственности лидеров к личному участию самих граждан и структур гражданского общества, где ответственность берет на себя политически активная часть общества, и в силу этого происходит выделение публичной политики в отдельную сферу. В отличие от государственной (правительственной) политики, которая выражает направленность политического руководства всем обществом, она выражает интересы нации, отдельных секторов и регионов, общественных классов, групп населения, а следовательно, для ее успеха особенно необходима добровольная широкая поддержка всех действующих лиц, связанных с этой политикой. Длительный многовековой период европейской интеграции привел также к формированию унифицированных архетипов, которые и стали основой моделей общественной организации и управления. Архетипика публичного администрирования в Украине на данный момент демонстрирует проявления, далекие от передовых образцов управления общественно-политическими процессами в передовых странах. Понимание присущих ей черт имеет важное значение для выработки направлений совершенствования всей системы публичного администрирования на благо развития жителей и страны в целом. Наличие огромного числа факторов, формируемых национальным характером украинского народа, его историей – с одной стороны, теми задачами, которые встали перед ним в процессе построения независимого государства – с другой, и неизбежные проблемы роста, которые прошло каждое зрелое общество – с третьей, формируют исключительно противоречивый архетипический образ современной системы публичного управления в Украине. Ему присущи как огромное число объективных недостатков, так и массовые проявления личного несоответствия участников процесса управления обществом необходимым задачам, нарушение базовых принципов публичного администрирования, нередко – игнорирование общественными потребностями в угоду личного интереса. В отличие от более-менее устойчивого характера систем общественно-политического устройства в большинстве европейских государств, общественно-политическая система Украины находится в положении динамического равновесия между лозунгами и призывами к ее коренному реформированию и практическим бессилием управленческого класса, как и всего общества, к его осуществлению. Провозглашение таких попыток, как правило, усиливаются в процессе очередного витка выборов в органы власти, которые затихают после их окончания и окончательно тонут в глубине пропасти проблем текущего управления. В настоящий момент в связи с избранием нового президента и новой Верховной рады на базе всенародного запроса на коренное переустройство страны складываются общественно-политические условия, благоприятные для осуществления серьезных реформ в Украине, что, прежде всего, должно отразиться на улучшении системы публичного администрирования. В отечественной среде бытует мнение, что концепция «Good Governance» вытесняет концепцию «публичного администрирования», которая возникла в 90-х гг. и которая с ее «односторонней ориентацией на эффективность, она наполняет концепцию государственного управления социальной и гуманитарной составляющими; формирует новый подход к пониманию необходимого самоуправления, которое должно теперь отвечать не только требованиям эффективности, а быть открытым, доступным, подотчетным, подконтрольным и чувствительным требованиям граждан, их потребностям и просьбам» [5]. Теория публичного администрирования продолжает развиваться вместе с научными исследованиями в сфере государственного управления, а практика значительно отстает от теории, что обуславливает необходимость внесения поправок в нормативно-законодательные документы и осуществления высокоуровневого контроля в процессе реформирования публичного администрирования в Украине. При этом мы можно выдвинуть гипотезу, что национальная архетипика позволяет сформировать современную систему публичного администрирования. Опыт высокоразвитых стран Европейского Союза и США демонстрирует значительные результаты в направлении расширения публичного администрирования, предусматривающего либерализацию государственной власти, что базируется на демократических началах и подразумевает партисипативное, партнерское взаимодействие между властными структурами на всех уровнях управления [9]. В отечественной науке возникает ряд направлений, которые рассматривают публичное администрирование и с позиций отказа от вертикали, и как бизнес-процесс, и через призму морально-этических аспектов и духовности, то есть с учетом национальной архетипики. Однако следует учитывать невозможность отказа от вертикали в современном украинском обществе, которое, находясь под воздействием трансформационных процессов, отличается существенной дифференциацией, хаотичностью и низким уровнем общественного самосознания и самоконтроля. К этому следует добавить несовершенство нормативно-законодательной базы и низкий уровень контроля над исполнением законов. Таким образом, прежде всего следует сформировать эффективно действующий механизм государственной власти, а дальнейшими шагами может быть формирование управленческой горизонтали и предоставление абсолютных прав и свобод общинам. Необходим поиска оптимальной модели власти, которая отвечала бы всем требованиям современного демократического мира, вызовам глобализации, национально-культурным и историческим традициям [10]. Более действенным для условий Украины является представление публичного администрирования в виде бизнес-процесса. По аналогии с предприятием государственная власть на всех уровнях управления должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить эффективность ее осуществления, а также результативность и производительность. Из этого следует, что представители государственной власти на местах и территориальные общины должны действовать так, чтобы присущие им материальные, финансовые и информационные ресурсы, человеческий, интеллектуальный и социальный капитал формировались и использовались наиболее эффективно. В контексте данного вопроса следует выделить проблему перенасыщения представительных органов местного самоуправления в Украине, численность представителей которых в несколько раз выше, чем, например, в США. По данным государственной службы статистики в 2011 году общее количество занятого населения в отраслях экономики Украины в возрасте 15-70 лет составляла 20247,7 тыс. человек, из них государственных служащих – 232979 человек, что составляет около 1,15 % от общего количества занятого населения. Это сопровождается некачественным выполнением функций государственными служащими, их дублированием одновременно с хаотичным изучением и использованием западного опыта. Важными при этом являются вопросы морально-этических аспектов и духовности, которые формируют базис профессиональной компетентности государственного служащего. Характер решения управленческих задач требует корректного и профессионального осуществления полномочий социально ответственными гражданами в сфере публичной власти. Но, как отмечают ученые, современное положение публичного администрирования в Украине характеризуется определенными особенностями, которые затрудняют принятие управленческих решений, что связано с реформированием общественных отношений на фоне заметного снижения уровня жизни значительной части населения, определенной потери доверия к власти. Несмотря на это, этические нормы и моральные ценности являются почти бессознательной, неотъемлемой составляющей развития духовности и морально-этических отношений в обществе в условиях современности. Публичное администрирование на местах должно обеспечиваться посредством результативного формирования, распределения и перераспределения доходной части местных бюджетов, увеличения самостоятельности регионов в формировании доходной и расходной частях бюджета области в соответствии с компетенцией органов регионального управления, участия территориальных общин в управлении региональным развитием; активного вовлечения органов местного самоуправления и населения в процессы управления и решения социально-экономических проблем развития территорий, постепенной адаптации государственной службы к международным стандартам с учетом национальных неформальных институтов, в основе которых лежат архетипы. Следует отметить, что адаптацию государственной службы Украины необходимо осуществлять путем применения комбинаций различных действий [11, с. 23]: имитации – применения в конкретных ситуациях методов действий, которые уже используются в странах Европейского Союза и доказали свою эффективность; диффузии, предусматривающей активный обмен опытом между различными субъектами преобразований, это касается в равной степени как центральных органов публичной власти, так и региональных, а также неправительственных организаций и предполагает обучение, изучение опыта за рубежом, приглашение иностранных экспертов. Основными направлениями трансформации отношений между центральными и региональными органами власти в сфере публичного администрирования следует считать такие: обеспечение доступа местных властей к финансовым рынкам, кредитным ресурсам, установление новых критериев административной ответственности руководителей органов местного самоуправления и распорядителей бюджетных средств; внедрение новых принципов и механизмов отношений «власть – общественность» относительно формирования программ, механизмов подотчетности и общественного контроля [12]; изменение финансового обеспечения региональных программ в соответствии с изменениями функций по обеспечению стабильности социально-экономического развития регионов и предоставление населению социальных услуг надлежащего качества. Следует учитывать, что публичное администрирование в процессе эволюции претерпело ряд изменений, о чем свидетельствует существование не менее трех общеизвестных моделей – «Old Public Management», «New Public Management» и «GoodGovernance». Нельзя утверждать, что в Украине публичное администрирование описывается моделью «Good Governance», что соответствует высшему уровню развития социально-экономической системы, характеризует социально ориентированное управление и определяет принципы управления на демократических основах без учета национальной архетипики. Скорее, в стране наблюдается одновременное существование моделей «Old Public Management» и «New Public Management», которые определяются отечественной архетипической парадигмой. Архетипические особенности обусловливают необходимость внедрения государственной политики, направленной на увеличение самостоятельности регионов в определении долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона, в выборе средств реализации формирования и обеспечения эффективного перераспределения синтезированного капитала региона. Формирования доходов и расходов бюджета области должно осуществляться совместно органами регионального управления с участия органов местного самоуправления и территориальных общин и привлечения населения к процессам управления и решения социально-экономических проблем развития. Все это создает предпосылки для формирования модели «Good Governance» в публичном администрировании. Рекомендации органам законодательной и исполнительной власти: – создание возможности для развития неформальных общественных институтов, базирующихся на национальных архетипах; – обеспечение доступа местных властей к финансовым рынкам и кредитным ресурсам, установление новых критериев административной ответственности руководителей органов местного самоуправления и распорядителей бюджетных средств; – внедрение новых принципов и механизмов отношений «публичное администрирование – общественность» по формированию программ и механизмов подотчетности и осуществления общественного контроля; – изменение финансового обеспечения региональных программ в соответствии с изменениями функций по обеспечению устойчивости социально-экономического развития регионов и предоставления населению социальных услуг надлежащего качества, что напрямую влияет на снижение трансакций в публичном администрировании.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Поясніть співвідношення понять «публічне адміністрування» і «державне управління». 2. Поясніть поняття архетипу. 3. Що означає «архетипова модель поведінки»? 4. Що означає термін «національна архетипіка»? 5. Дайте приклад українського архетипічного підходу до реалізації співвідношення «влада – суспільство». 6. Що означає «архетипова парадигма»? 7. Яку роль відіграє національна архетипіка у публічному адмініструвавнні в Україні? 8. Поясніть основне значення архтипових моделей «Old Public Management», «New Public Management» и «GoodGovernance». 9. Які найбільш кричущі вади публічного адміністрування в Україні? 10. Якими шляхами слід розбудовувати систему публічного адміністрування в Україні?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.135 (0.008 с.) |