Основы методологии публичного администрирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологии публичного администрирования



Методология науки, в традиционном понимании, это учение об основных принципах, методах и процедурах научной деятельности. Также под методологией понимают просто совокупность методов определенной науки. Под научным методом понимают определенную, наиболее рациональную, заранее разработанную последовательность выполнения определенных научных задач, работ, решений.

В системе менеджмента методы занимают особое положение, поскольку они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджер воздействует на управляемый объект для его преобразования из некоторого исходного состояние в желаемое.

Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны процесс реализации функций управления, а с другой, процесс воздействия на персонал организации с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера для достижения поставленных целей управления.

Зрілість будь-якої науки досягається тоді, коли сукупність досліджуваних нею явищ описується певними законами та іншими видами закономірностей із застосуванням власних методів. Сучасний стан методології менеджменту відповідає рівню розвитку молодої науки, яка динамічно збагачується, але поки що не має у своєму розпорядженні надійних методів здійснення управлінської діяльності таким чином, що б гарантувати досягнення цілей і завдань підприємства в умовах сучасного мінливого ринкового середовища.

Виникає питання, чи можуть застосовуватися у менеджменті методи й прийоми, які мають загальнонаукове застосування або притягнуті з інших областей знань? Відповідь на це питання – так, тому що так прийнято в більшості наук і що є проявом загальності науки як такої. Визнанням цього забезпечується розвиток самої методології менеджменту, яка для пояснення нових явищ у діяльності підприємств правомірно використовує весь необхідний методичний апарат, який склався як власно в сфері управління, так і в загальнонауковій сфері, у суміжних спеціальних науках та й сфері творчої інтуїцій і культури людини. Загальну схему формування методології публічного адміністрування можна представити наступною схемою (рис. 3.2).

 

 
 

 


Рис. 3.2. Джерела формування методів публічного адміністрування

 

З огляду на багаторівневу структуру організаційних методів варто орієнтуватися на зображене на рис. 3.3 співвідношення понять методології (як сукупності методів певної науки – друге значення терміна), методу й методики (як заходів з конкретизації методу).

 
 

 


Рис. 3.3. Співвідношення методології, методу й методики стосовно

публічного адміністрування

 

Современное представление о методологи публичного администрирования позволяет всю их совокупность разделить по характеру воздействия на экономические, организационно-административные, социально-психологические. По содержанию принимаемых с помощью этих методов решений их можно подразделить на качественные и количественные в соответствии со схемой, приведенной на рис. 3.4.

 
 


Рис. 3.4. Общая классификация методов управления

 

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций, собственников и персонала. К ним относят: планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование решений, хозяйственный расчет, экономическое стимулирование и т. д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.

Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы подразделяют (согласно рис. 1.11) на следующие три группы:

организационно-стабилизирующие устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);

организационно-распорядительные обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений);

организационно-дисциплинарные предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).

Социально-психологические методы управления составляют способы воздействия на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива. В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Данные методы управления подразделяются на две группы:

1) социальные, к которым относятся:

социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета, организационную культуру и т.д.);

социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.;

2) психологические – используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников и др.

Под категорию качественного метода подпадает любой из вышеприведенных их видов, применение которого основывается на заранее определенных и четко сформулированных нормах, правилах, рекомендациях. Количественные жеметоды, в отличие от качественных, являются результатом количественного обоснования принимаемых управленческих решений, с использованием математического аппарата, логики, моделирования и т.д.

В качестве общенаучных подходов при осуществлении выше приведенных методов публичного администрирования используются такие, как системный, институциональный, поведенческий, сравнительный и исторический подходы.

Системный подход предполагает рассмотрение публичного администрирования как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции. Управленческая деятельность как бы запрограммирована общей структурой организации. Основное внимание уделяется структуре и функциям публичных органов. Государственные учреждения изучаются прежде всего как механизм принятия решений. Главное в этом изучении – как окружающая среда воздействует на процесс выработки государственных решений и насколько эти решения соответствуют потребностям системы и ожиданиям окружения с учетом требований о распределении дефицитных ресурсов.

Институциональный подход требует уделять внимание формальным структурам правительства и органам местного самоуправления, основанным на предписаниях и формулах конституции. В рамках данного метода подчеркивается роль административного и конституционного права, в совокупности определяющего основные формальные правила деятельности органов публичной власти и аппарата публичного администрирования. Иногда значимость такого подхода подвергается сомнению из-за ссылок на практическое несовпадение действий государственных служащих и правил, записанных в законах. Однако правила игры важны всегда – не только тогда, когда им следуют, но и тогда, когда их нарушают. При этом важно знать, почему это происходит.

Поведенческий подход требует уделятьвнимание исследованию поведения управляющих и управляемых, их мотивации. Суть метода исследования выражается в следующем:

• управление имеет личностное измерение, а коллективные действия так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом управленческого исследования;

• доминирующими мотивами поведения являются психологические мотивы, которые могут быть как социально обусловлены, так и иметь специфическую индивидуальную природу;

Сравнительный подход предполагает сопоставление однотипных явлений, например, государства, бюрократии, различных способов реализации одних и тех же управленческих функций с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм организации или оптимальных путей решения задач. Этот метод способствует плодотворному использованию опыта других государств, что особенно актуально для российского публичного администрирования.

Исторический подход требует изучения систем управления в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Кроме названных исследовательских подходов при изучении публичного администрирования широко используются и другие методы. Например, моделирование выступает как метод первичного анализа путей подготовки возможных управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.012 с.)