Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение информации по степени оперативности в

Поиск

городской газете (в % к общему количеству материалов)

Время сообщения Количество материала, %
Сообщение о событии дается в день свершения  
Сообщение о событии дается на другой день после его свершения  
Сообщение о событии дается через два-семь и более дней после свершения  
Сообщение касается события, дата которого в сообщении не указывается  

 

Комментарий тут может быть очень ограниченным. Распределе­ния материалов для идеального типа газеты с точки зрения оператив­ности нет. Можно отметить, что мала доля абсолютно оперативных материалов ¾ но ясно, что газета по технологии имеет ограниченные возможности на такую оперативность, хотя сегодня, после того как газеты перешли на компьютерный набор, можно рассчитывать на боль­шие доли материалов с таким признаком; можно отметить, что велика доля материалов, абсолютно лишенных информационного повода ¾ именно это стоит за цифрой 76, но как быть с функциями местной газеты, которая дает очерковый материал, литературные странички, не исключены уголки чисто развлекательного материала, может быть, и кроссворды...

Но в этом же исследовании были получены результаты по област­ной партийной и областной молодежной газете (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Распределение информации по степени оперативности в анализируемых газетах (в % к числу материалов)

 

  Время сообщения Газета
Городская партийная Областная партийная Областная молодежная
Сообщение о событии дается в день свершения события      
Сообщение о событии дается на другой день      
Сообщение о событии дается через два-семь и более дней      
Сообщение касается события, дата которого не указывается      

 

Комментарий тут значительно обогащается. Появилась у анализируемых каналов еще одна характеристика, сравниваемые газеты разного статуса ¾ городского и областного. Может быть, этим объясняет­ся увеличение абсолютно оперативных материалов? Может быть, за этим стоит разное количество штатных сотрудников, которые обеспе­чивают полосу наиболее оперативными материалами?

Кроме того, мы здесь получили возможность сравнить разные по принадлежности каналы: областную газету ¾ орган обкома партии и областную газету - орган обкома комсомола. Обратим внимание на разное количество материалов, помещаемых в газете на другой день после свершения события. В молодежной газете их в два раза меньше. Что за этим стоит? Если речь идет о местных материалах, может быть, в областной молодежной газете в большей степени относятся к мо­менту оперативности как к престижному и стараются не включать подобные материалы в свои выпуски, или предпочитают не говорить о дате вообще, идя на риск сделать материал не оперативным. После­днее, как оно ни парадоксально звучит, представляется психологичес­ки вполне вероятным, объяснимым, так как назвать «почтенный» воз­раст информационного повода ¾ это скорее расписаться в собствен­ной неоперативности, чем если вообще не называть дату.

Если материалы, помещаемые в этих газетах на другой день после свершения события, ¾ это перепечатки из центральных газет, то, мо­жет быть, молодежная газета дает их намеренно меньше, оставляя место для собственных ¾ пусть совсем неоперативных, материалов, например, очерков, портретных зарисовок и т.п.? Может быть, тогда следует сравнить выход в единицах продукции ¾ собственной, без пе­репечаток ¾ на одного сотрудника областной партийной и областной молодежной газеты?

Вот на какие интересные размышления могут навести цифры, ког­да они появляются в сопоставимых рядах. А вышеприведенные воп­росы вполне актуальны для сегодняшнего социологического исследо­вания. Осталось только найти спонсора, чтобы его провести.

Мы приводили пример с исследованием нигерийских газет на пред­мет размещения там «плохих» и «хороших» новостей. Средний пока­затель для четырех газет ¾ 18,8% «плохих» новостей ¾ был, так ска­зать, вроде средней температуры тела для населения страны. Картина становится очень значимой, если мы представим соотношение этих новостных групп для каждой из газет (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Распределение новостей в анализируемых газетах

(в % к общему числу новостей в каждой газете)

 

Качество новостей Газета
       
«Плохие» новости        
«Хорошие» новости        

1. Guardian ¾ наиболее элитарная нигерийская газета

2. Concord ¾ частное издание

3. Daily Times ¾ газета федерального правительства

4. Daily Star ¾ газета правительства одного из штатов страны

 

Как мы видим, содержательное поле для комментария значительно увеличивается: каждую из характеристик самого издания можно рассмотреть в качестве фактора, влияющего на ту или иную информационную политику, видимым признаком которой выступает соотно­шение этих двух показателей качества новости.

Обратимся также к весьма красноречивому примеру ¾ исследова­нию трех коммерческих телесетей США, которое мы упоминали: осе­нью 1978 г. были проанализированы все телеролики, содержащие рек­ламу этих телесетей в течение недели, что составило 653 рекламных сообщения. Анализ содержания этих сообщений содержал мониторинг целого ряда характеристик. Один пример демонстрирует возможнос­ти комментария, когда анализ имеет дело с разными информационны­ми каналами (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Продукты, рекламируемые телесетями ABC, CBS, NBC осенью 1978 г. (в % ко всем рекламным сообщениям)

Продукты, товары, услуги Телесети
ABC NBC CBS
Еда      
Гигиена и косметика      
Все для дома      
Автомобили, ремонт      
Досуг      
Телепрограммы, анонсы, СМК      
Разное      

 

Мы видим, что в некоторых случаях разница между телесетями довольно значительная. Чем это можно объяснить? Поскольку причи­ны не входили в число задач самого исследования, мы можем просто пофантазировать. Чем объясняется преобладание рекламы еды на Эн-би-си? Нет ли тут каких-либо тесных связей с одной фирмой? Не проявляется ли эта связь в других особенностях вещания на этом ка­нале? Нет ли крена в благоприятном освещении этой фирмы в новостных или любых других (кроме рекламных) передачах этого телека­нала? Конечно, без достаточных оснований выдвижение этих гипотез выглядит нарочитым, но это вполне нормальный ход для поиска фак­торов, объясняющих те или иные диспропорции в содержании.

Мы также оказываемся в роли исследователей, ищущих факторы разной информационной политики, когда имеем, например, свидетель­ства, полученные с помощью анализа содержания о разной темати­ческой наполненности английских изданий образца 1964 г. (табл. 4.5).

Данная таблица, взятая из статьи П. Уорра[109], дает богатую пищу для размышлений, для оценок, даже если она не снабжена авторскими (автора источника) комментариями. Если современный читатель не знают, что «Daily Worker» ¾ это газета английских коммунистов, он задумается над источниками ее финансирования, т.к. здесь сравнительна очень мала доля рекламы. По параметрам объема международной информации и вопросов экономики значительно выделяется из общего ряда «The Times» ¾ заведомо эта характеристика влияет на репутацию газеты как качественного и серьезного издания, хотя эта репутация, гак сказать, привнесена нами в анализ и по большому счету такая информация отсутствует в таблице. Хотя без сомнения в этой же логи­ке могут быть прокомментированы малая доля очерков ¾ материалов под рубрикой «человеческий интерес», спортивной тематики, а также значительно уступающий всем анализируемым газетам объем иллю­страций.

Таблица 4.5

Содержание английских общенациональных

ежедневных газет (в % к общему объему)

 

  Тематика Газеты
Daily Sketch Daily Mirror Daily Express Daily Worker The Times
Реклама          
Международная информация          
Спорт          
Экономика          
Происшествия          
Политика          
Персоналии          
Критика (кино, литературы) ¾ ¾      
Карикатуры         ¾
Очерки (Featu-res, human inte-rest)          
Редакционные статьи   ¾ ¾    
Иллюстрации, фото          

 

Не случайно газета чаще всего связывается с такими группами читателей, которые в прессе и профессиональной литературе называ­ются группами влияния, экономической, политической элитой и т.д.

Очевидно, что по этим критериям, но прямо противоположного свойства, создается репутация первых двух в этом ряду газет как газет, рассчитанных на более широкого читателя ¾ отсюда большие доли информации о спорте, рассказов, удовлетворяющих «человеческий интерес», сравнительно большая доля внимания к «персоналиям» и происшествиям. Обратим внимание, что газета «Daily Worker», заинтересованная в читателе помимо всего прочего (например, будучи по определению сферой производства, на которую распространяются за­дачи получения прибыли) из-за малой доли рекламы, лидирует по объе­му спортивной информации, доля очерков и иллюстраций здесь также велика.

Сравнение характеристик текстов разных средств информа­ции. Аналогичную пищу для размышлений мы получим, если сравним анализируемый источник информации с другими средствами коммуникации. Ведь известно, что природные характеристики каждого средства накладывают определенные ограничения на форму сообщения, или наоборот ¾ влияние этого фактора мы воспринимаем со знаком плюс, например, как своеобразное «удвоение» телевизионной информации за счет видеоряда. Возьмем из исследования в рамках проекта «Общественное мнение» для сравнения каналы одного статуса ¾ областного: областное радио, областное телевидение и областную партийную газету, обратив внимание лишь на одну характеристику ¾ оперативность этих каналов (табл. 4.6).

Таблица 4.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.008 с.)