Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы программ проанализированных радиостанций

Поиск

(в % к общему объему вещания)

 

Типы программ %
Музыкальные программы:  
народная музыка, музыка «вестернов»*  
популярная, танцевальная  
классическая, в т.ч. популярная классическая  
Драма  
Новости и комментарии  
Развлечение, комедии  
Викторины, развлекательные передачи с участием зрителей  
Религиозные передачи и религиозная музыка  
Спорт и спортивный комментарий  
Ток-шоу  
Программы для фермеров  
Разное  

* Я перевела так следующее определение «Old Familiar and Western».

 

Помимо самоценности информации этот пример иллюстрирует ситуацию, усложняющую жизнь социологу. Здесь фигурируют типы программ, которые не сопоставимы с предыдущими, и мы практически лишены возможности впрямую комментировать изменения, можно говорить лишь о тенденциях ¾ что музыка по-прежнему превалирует, что драма вот-вот сдаст свои позиции все усиливающейся роли ново­стей и т.д.

Сравнение характеристик текста с данными исследований других составных частей коммуникативной цепи. Вспомним, что когда мы говорили о возможностях анализа текстов прогнозировать определенные состояния информированности (оценок) аудитории, напрашивался вывод, что самое лучшее в такой ситуации ¾ это взять и исследовать аудиторию на этот предмет. Это действительно входит в арсенал средств социологической науки (за исключением, пожалуй, тех случаев, когда мы исследуем тексты СМК другой страны).

Конечно, это возможно только в рамках масштабных социологи­ческих проектов, когда одновременно задействованы многочисленные исследовательские ресурсы, объединенные единым научным руко­водством.

Укажем в качестве примера парные исследования по проблемам престижа профессий в уже упоминавшемся проекте «Общественное мнение» (руководитель Б. А. Грушин), когда в ходе анализа текстов выяснялось отношение коммуникатора к носителю определенной про­фессии и параллельно зондировалось общественное мнение города по престижу профессий. Аналогичную пару в этом проекте представля­ли зондаж общественного мнения по проблемам международной жиз­ни и анализ содержания по этим проблемам центральной и местной прессы.

В рамках проекта «Районная газета и пути ее развития», проведен­ного в лаборатории изучения функционирования печати, радио и те­левидения факультета журналистики МГУ, анализ содержания район­ной газеты соединялся с одновременным замером потребностей ауди­тории в социальной информации[114].

Большой интерес в этом смысле представляет исследование аме­риканских социологов предвыборной кампании президента Трумэна в 1949 г. Контент-анализ предвыборных речей Трумэна, произноси­мых перед аудиторией, напечатанных в газетах, прошедших по радио, был только частью исследовательского проекта, который включал так­же хронометраж наблюдателей реакций непосредственной аудитории его речей, в частности, продолжительности смеха и аплодисментов в отдельных местах речи, а также глубокое интервью с людьми, кото­рые должны были вспомнить некоторые фрагменты речи президента после определенного времени.

Оказалось ¾ это обнаружило контент-аналитическое исследование выступлений, что вес различных тематических пластов в речах суще­ственно отличался в тех случаях, когда речи были опубликованы в га­зетах, прошли по радио и были обращены к непосредственной аудито­рии: в газетах темы имели такой объем (количество предложений, по­священных той или иной теме, в % к общему числу предложений): политическая программа кандидата ¾ 47, атака на политических кон­курентов ¾ 21, проблемы штата Луизианы, где проходили события, ¾ 13, информация неполитического характера ¾ 11, тематика, связанная с Конгрессом, ¾ 8. Выступления по радио имели такое тематическое распределение: 42 ¾ атаки на политических конкурентов, 27 ¾ неполи­тическая информация, по 13 ¾ политическая программа и Конгресс, 4 ¾ ситуация в штате.

Общение с непосредственной аудиторией отличалось по весу сво­их тем от речей в прессе существенно: на первом месте ¾ проблемы самого штата ¾ 39%; далее собственная политическая платформа ¾17% и атаки на конкурентов ¾ 15%; по 5% проблемы Конгресса и предсто­ящих выборов и неполитическая информация ¾ 3%. Но что особенно существенно, максимальным количеством аплодисментов и смеха (а это, как мы уже говорили, был объективный хронометраж наблюда­телей-исследователей) сопровождалась тема, связанная с политичес­кой программой самого Трумэна, которая во всем объеме реакций зри­телей на все темы заняла 45%; на втором месте по объему смеха и аплодисментов оказалась тема предстоящих выборов (см. выше ¾ она заняла в речи всего 5%) ¾ 19%; остальным темам аплодировали прак­тически поровну ¾ по 12%.

Когда же в ходе последующих интервью (выборка в 145 взрослых из числа населения штата, где проходили события) людей просили назвать наиболее запомнившиеся темы, на первое место вышла тема, связанная с политической программой самого Трумэна, на второе ¾ тема, связанная с ситуацией в собственном штате (они были назва­ны, соответственно, 64 и 23% опрошенных). Конечно, для более ос­новательных выводов необходим был бы факторный анализ (не ис­ключено, что малый объем фигурирующих в исследовании единиц анализа ¾ количество предложений, число опрошенных и фиксируе­мые объемы реакций аудитории, помешал применить этот математи­ческий аппарат), тем не менее симптоматично, что на первое место вышла тема, которая лидировала в двух рядах ¾ по месту освещения прессой (вдвое превосходила следующую за ней по весу тему) и по дли­тельности аплодисментов и веселых реакций (более чем вдвое опере­жала по этому показателю следовавшую за ней тему). То, что опро­шенные вслед за этой темой вспоминали события в собственном шта­те, о которых говорил в своей речи Трумэн, объяснить гораздо легче ¾ это были их собственные проблемы, но вот почему эта, близкая им тема, заняла тем не менее второе место по числу вспомнивших ее ¾ остается вопросом.

В любом случае, даже если мы не найдем ответа на этот вопрос сейчас, этот пример показывает, насколько эвристичным это исследо­вание было для группы обеспечения избирательной кампании прези­дента. Роль живых реакций оказалась вполне конкурентоспособной в тактике проведения кампании (вывод для спичрайтеров?), роль прес­сы ¾ в частности газет, которые продемонстрировали большее влия­ние на реакцию аудитории, чем радио, — тоже требовала специальных усилий от президентской команды... не говоря уже о роли этого иссле­дования для нашего понимания процесса взаимодействия Коммуни­катора и Аудитории[115].

Сравнение характеристик текста с теоретическими представлениями автора-исследователя. Продемонстрировав некоторые воз­можности сравнения полученных результатов, мы возвращаемся к начальной посылке, что и отсутствие таких сравнительных данных не освобождает исследователя-автора от комментария своих результатов.

Практически этот комментарий предвосхищен программными положениями исследования. Ставя перед собой определенные задачи по выяснению определенных характеристик текста, исследователь пред­ставлял, каким должно быть это распределение ¾ исходя из своих тео­ретических моделей деятельности того или иного канала.

В качестве иллюстрации приведем пример из исследования про­граммы «Время», 1985 г. (табл. 4.15):

Таблица 4.15

Выступающие на телеэкране программы "Время"

(в % к общему числу появлений)

 

Характер выступления %
Выступление, монолог  
Диалог с корреспондентом  

 

Это распределение позволило нам сделать следующий вывод: безотносительно к содержанию выступления, такая ¾ преобладающая в программе практика, дает возможность сложиться убеждению в пас­сивной роли тележурналиста. С другой стороны, «монологичность» выступления в большей степени ассоциируется с заданностью, обкатанностью, запрограммированностью содержания, в меньшей степе­ни ¾ с неожиданностью, непредсказуемостью, экспромтом.

Вскоре жизнь показала, с наступлением перестройки, демократи­зации в деятельности российских СМК, что такой комментарий не го­дится на все случаи жизни. Тем не менее и сейчас ясно, что необходи­мость диалога (в широком смысле этого слова), а это самый первый и важный вывод из эпохи постсоветской России ¾ потребует зеркально противоположных распределений в телевещательной деятельности. Так что будем ждать будущих исследований телевидения с помощью контент-анализа.

В любом случае исследователь должен прокомментировать логи­ку полученных им результатов: в чем она ¾ в представлении коммуни­катора о своих задачах, в требованиях времени или спонсора, в обы­чае или в природе информационного средства; в чем есть противоре­чия; что обещает изменения вещей в будущем и т.д. Еще раз напомним, что эти вехи рассуждений задаются, как мы говорили в разделе 3, программом нашего исследования. На этот счет недавно прозвучали слова известного российского ученого Л.Н. Гумилева (телеканал «Культура», передача от 17.07.99 г. ¾ «Л. Гумилев в зеркале истории», запись беседы с Гумилевым 1988 г.): «В постановке вопроса присутствует его решение в неявном виде».

Особенно ожидаем такой комментарий в исследованиях, которые инициированы заказчиками, нуждающимися в практическом приме­нении полученных в ходе контент-анализа результатов. Иногда в таких случаях достаточно эвристична констатация фактов, иногда требуются выводы вплоть до организационных, хотя это функция лиц, принимающих решение. Но мотивировка решения облегчает его принятие.

Мощную струю в контент-аналитических исследованиях представ­ляют анализы прессы в рамках предвыборных кампаний. Грамотное построение стратегии и тактики предвыборных усилий политика не может быть осуществлено без социологических исследований, частью которых является контент-анализ. Небольшой фрагмент такого иссле­дования приведу, сославшись на свой собственный опыт. Исследова­ние 6 российских газет («Аргументы и факты», «Известия», «Комсо­мольская правда», «Красная звезда», «Правда», «Труд») в сентябре 1995 г. перед предстоящими выборами в Госдуму показало следую­щее распределение упоминаний в этих газетах характеристик полити­ческих лидеров: Зюганова Г.А., Лебедя А.И. и Черномырдина B.C. (табл. 4.16).

Таблица 4.16

Подача политиков в прессе (в % ко всем упомянутым

личностным характеристикам каждого лидера)

Характеристики политика Зюганов Г.А. Лебедь А.И. Черномырдин В.С.
Характеристики политического лидера      
Характеристики руководителя коллектива, специалиста, профессионала      
Характеристики общего морального плана      

Это были по сути дела портреты лидеров, растиражированные выбранными нами газетами накануне выборов, т.е. то обстоятельство, с какими гранями характеров этих лидеров знакомили газеты их элек­торат, устами самих журналистов либо других участников политичес­кого процесса[116].

Как представляется, соотношение цифр демонстрирует более гармоничное освещение прессой B.C. Черномырдина, чем его политиче­ских контрагентов. По-видимому, можно указать и на то, что доля черт ¾ характеристик руководителя, способного организовать работу коллектива, у Зюганова Г.А. и Лебедя А.И. непропорционально мала, а это, несомненно, качества, востребуемые политиком федерального уровня. В то же время мал процент личностных качеств общего мо­рального плана, упоминаемый в связи с фигурой Черномырдина.

Мы знаем, что по опыту политических предвыборных кампаний, электорат весьма чувствителен к облику политика как личности. Тут, что называется, «политиком он может и не быть...». Механизм функционирования современных демократических институтов власти требует от политического лидера максимальной «публичности» своих действий и даже ¾ как ни экстремально это прозвучит ¾ самого своего существования. А значит, очень повышается роль его личностных качеств. Это давно усвоено в политическом маркетинге и активно ис­пользуется в политической рекламе.

В этом смысле в России происходит коренная ломка представ­лений о формировании корпуса представителей власти. В доперестроечный период это происходило с игнорированием человеческих черт ¾ главным была идеологическая чистота, партийная принадлеж­ность, а если пол, возраст, то по строгой разнарядке... Начало де­мократии в корне изменило положение вещей. И все же всякий раз предвыборная кампания оказывается силовым полем, где действуют разные интересы, с разными возможностями (финансовыми, интел­лектуальными). Пресса является чрезвычайно активной силой в со­здании эмоционального поля вокруг определенного лидера или поли­тического блока.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однажды меня попросили написать рекламный текст... для предложения на рынке научных технологий контент-аналитического мето­да. Мне кажется, он может служить своеобразным заключением и этой книги.

Итак, вот оно, это рекламное обращение.

Вы имеете перед собой текст?

Значит, вы многое можете сказать об его авторе и даже кое-что о его адресате.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.127 (0.011 с.)