Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если посмотреть на него профессиональным взглядомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вы имеете перед собой много текстов? Значит, можно увидеть то, что их объединяет, то, что существует в них как тенденция. Если посмотреть на него профессиональным взглядом Вы каждый день выходите в эфир? Значит, можно увидеть, какую информационную политику вы осуществляете, какие тематические пласты преобладают в вашей ежедневной информации, каких явно не хватает; какую политическую (культурную) карту мира рисуете вы для своей аудитории; кому вы даете слово ¾ обеспечиваете ли вы реальный плюрализм или у вас преобладает монополизм одних и тех же социальных групп. Это можно увидеть. Если посмотреть на него профессиональным взглядом Вы конкурируете с другим информационным каналом? Значит, можно увидеть, что вас объединяет, в чем вы отличаетесь, какие информационные источники использует каждый из вас, чем тематика ваших конкурентов отличается от вашей, какой формат своей деятельности вы могли бы изменить, чтобы отличиться или наоборот уподобиться своему конкуренту. Это можно предложить. Если посмотреть на него профессиональным взглядом Эти и другие задачи можно поставить перед собой, а может быть, и решить, если использовать метод социологического анализа текстов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАСС и РИА в средствах массовой информации [117] 1. Постановка проблемы и задачи исследования. В последнее время полноправными поставщиками информации для газет, радио и телевидения оказываются новые, ранее не существовавшие информационные агентства. Этому способствовала объективная общественная ситуация со старыми информационными структурами, их монопольным олицетворением власти и государственности. Прорыв в демократию и гласность автоматически означал необходимость создания новых источников информации для прессы. С другой стороны, потребность в них существовала у вновь создаваемых в больших количествах информационных органов, которые возникали, как правило, без собственной корреспондентской сети на местах. В итоге появление новых информационных агентств стало фактом, который уже привлек внимание социологов. Так, проведены первые исследования представлений журналистов о месте каждого агентства в современном информационном процессе. При всей необходимости подобного рода знаний (на основе такого комплекса представлений возникает информированность массового сознания об агентстве, престижности агентства, в итоге их авторитетности и пр.) важно на стартовый момент ¾ а именно сегодня, когда радикально изменившаяся политическая ситуация заставила как информационные органы, так и агентства резко обозначить свое «лицо», ¾ зафиксировать реальное появление информационных агентств на газетной полосе. Отсюда вытекают задачи выяснить: 1 ¾ частоту появления информации агентств в разных изданиях; 2 ¾ место ТАСС и РИА в ряду других информационных агентств с этой точки зрения; 3 ¾ характеристики содержания информации, представленной разными агентствами, а именно: место в газете, объем в абзацах, тональность информации (в диапазоне позитивные ¾ отрицательные факты), тематика информации. Общее число выбранных для анализа информационных органов определялось характером исследования (блиц-зондаж), а также объемом финансовых затрат. В течение 18¾24 ноября 1991 г. были проанализированы выходившие в эти дни газеты и информационные программы первого канала и Российского телевидения. Среди изданий были выбраны: ¾ центральные газеты: «Известия», «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Рабочая трибуна», «Труд», «Красная звезда», «Правда», «Сельская жизнь»; ¾ республиканские: «Российская газета», «Советская Россия»; ¾ областные: «Вятский край (Вятка), «Новгородские ведомости» (Новгород), «Правда Севера» (Архангельск), «Советская молодежь» (Иркутск); ¾ городские газеты: «Вечерняя Москва», «Куранты» (Москва). Информационные программы телевидения представлены передачами «Утро», «ТСН», «ТВ-информ», «Вести». Поскольку агентства находятся в неравноправном положении по отношению друг к другу с точки зрения наличия у них корреспондентской сети за рубежом, анализу подвергалась лишь союзная информация (до создания СНГ). В этом блоке сообщений анализировались только малые информационные формы, то, что традиционно отвечает названию «заметка», «сюжет», «сообщение», «хроника». Как правило, на газетной полосе такая информация выделяется графически, снабжается соответствующими обозначениями на телевидении. 2. Вклад агентств в реальную деятельность органов информации. Было проанализировано 1162 информационных сообщения в газетах и 1038 сообщений в телевизионных передачах. С учетом такой особенности, как существование на газетной полосе материалов, подписанных отдельным названным агентством, и материалов, которые приписываются одновременно (графически) группе агентств, где идентификация отдельного сообщения и отдельного агентства невозможна, реальный вклад информационных агентств в деятельность газет и информационных программ телевидения выглядит следующим образом (табл. 1). Таблица 1 Вклад информационных агентств в деятельность СМК (в % к общему числу проанализированных В каждом канале сообщений)
Мы видим, что практически половина появляющихся на газетной полосе сообщений ¾ в целом для проанализированных газет эта доля составляет 48% ¾ поставляется информационными агентствами (реально эта доля несколько уменьшается, поскольку в «шапку», обобщающую группу сообщений, иногда попадает и сам печатный орган: так, «Известия», например, часто предпосылают набору из семи-девяти сообщений три-четыре наименования источников, куда помимо агентств входит и сама газета). Какие из информационных агентств фигурируют наиболее часто в проанализированных газетах (табл. 2)? Укажем, что практика использования источников информации «в наборе» не кажется бесспорной. Что-то есть в этом от «коллективной ответственности» (коллективной безответственности?). Ясно, что невозможность идентифицировать в этом случае конкретное сообщение с его источником изменяет имидж источника, в какую сторону, улучшения или ухудшения, вопрос более сложный. Независимо от мотивов самого информационного канала при использовании такой практики (а так поступают далеко не все газеты) агентства могут по-разному относиться к подобной ситуации. Например, те из них, что недавно пришли на газетный рынок, могут быть заинтересованы появиться в «обойме» с уже известными (престижными?) агентствами. Наоборот, агентства с повышенными амбициями могут предпочесть более строгий способ формирования своего имиджа у публики... Таблица 2 Информационные агентства на полосах газет
С какой частотой появляются «на людях» отдельно названные агентства? Если сформировать из газет группы с разным статусом, то получим распределение, представленное в таблице 3. Таблица 3 Источники информации и статус газет (в % к общему числу информационных сообщений в данных газетах)
Как видно из таблицы 3, лидирует практически во всех группах газет ТАСС. Только в областных газетах и отчасти в российских мы видим преобладание РИА (в областных число сообщений РИА в десять раз превышает число материалов ТАСС). В остальных газетах превалирует ТАСС. За проанализированную неделю в них число сообщений ТАСС в шесть раз больше, чем РИА. Индивидуальные отличия центральных газет между собой в этом отношении разительны. Так, за рассмотренный период в «Рабочей трибуне» при 25 сообщениях ТАСС материалов РИА не было вообще; в «Независимой газете» отсутствовали как сообщения РИА, так и ТАСС; «Известия» помещали информацию ТАСС и РИА только «в наборе» с другими источниками. Преимущество ТАСС во всей группе центральных газет обеспечивается благодаря «Комсомольской правде» (на 15 сообщений ТАСС приходилось 9 сообщений РИА) и газете «Труд», где было 3 ссылки на ТАСС при одной на РИА. 3. Место «красит» агентство или агентство место? Прежде чем ответить на этот вопрос, поставим другой: где газета стремится поместить свою собственную актуальную, оперативную, хроникальную информацию, то, что традиционно связывается с малыми информационными формами? Возьмем для анализа достаточно разные издания: областные и центральные. Общее число информационных сообщений в них составляет 267. По страницам газет в процентном отношении они распределяются следующим образом: первая полоса ¾ 58%, внутренние ¾ 34%, последняя ¾ 8%, т.е. более половины собственной информационной продукции газеты размещают на первой полосе. Еще несколько лет назад рассуждения об этом вообще не имели бы смысла, настолько жестко с местом на полосе, временем выхода в эфир связывалась тема информации. И сейчас это существенно, тем не менее некоторые изменения на уровне обыденной практики уже ощущаются. Как показывает анализ 11 газет, еще чаще на первой полосе (89%) оказываются сообщения, помещаемые под общей шапкой ряда агентств и самой газеты. Мы уже рассматривали возможные причины того, что газета уходит от точной идентификации сообщения с его источником. Не является ли это способом подать собственную информационную продукцию в одной «упаковке» с агентствами и тем самым придать ей дополнительный вес? Действительно, с первой полосой газеты автоматически ассоциируются такие понятия информации, как ее важность, ценность, актуальность, оперативность. Не переносятся ли таким образом эти понятия на сообщения, которые в реальности ими не обладают? Например, в этом ряду может быть рассмотрена практика «Известий» анонсировать большие, аналитические (и, безусловно, заведомо важные) материалы в колонке оперативной информации, где наряду с такими агентствами, как ТАСС, РИА и другие, оказывается и сама газета. Практика интересная и с позиции редакции, по-видимому, имеющая право на существование, но с точки зрения интересов агентства, заботящегося о собственном имидже, очевидно, необходимо фиксировать истинное авторство. Информация же самих агентств, отдельно поименованных, публикуется на всем пространстве газет (табл. 4). Таблица 4 Место агентств в газетах, анализ 15 изданий (в % к общему числу сообщений, маркированных каждым агентством)
Чтобы несколько детализировать эту информацию, обратимся к конкретным газетам (табл. 5). Таблица 5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.207 (0.009 с.) |