Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если посмотреть на него профессиональным взглядом

Поиск

Вы имеете перед собой много текстов?

Значит, можно увидеть то, что их объединяет, то, что существует в них как тенденция.

Если посмотреть на него профессиональным взглядом

Вы каждый день выходите в эфир?

Значит, можно увидеть, какую информационную политику вы осуществляете, какие тематические пласты преобладают в вашей ежедневной информации, каких явно не хватает; какую политическую (культурную) карту мира рисуете вы для своей аудитории; кому вы даете слово ¾ обеспечиваете ли вы реальный плюрализм или у вас преобла­дает монополизм одних и тех же социальных групп. Это можно уви­деть.

Если посмотреть на него профессиональным взглядом

Вы конкурируете с другим информационным каналом?

Значит, можно увидеть, что вас объединяет, в чем вы отличаетесь, какие информационные источники использует каждый из вас, чем тематика ваших конкурентов отличается от вашей, какой формат своей деятельности вы могли бы изменить, чтобы отличиться или на­оборот уподобиться своему конкуренту. Это можно предложить.

Если посмотреть на него профессиональным взглядом

Эти и другие задачи можно поставить перед собой, а может быть, и решить, если использовать метод социологического анализа текстов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ТАСС и РИА в средствах массовой информации [117]

1. Постановка проблемы и задачи исследования. В последнее время полноправными поставщиками информации для газет, радио и телевидения оказываются новые, ранее не существовавшие информа­ционные агентства. Этому способствовала объективная общественная ситуация со старыми информационными структурами, их монополь­ным олицетворением власти и государственности. Прорыв в демо­кратию и гласность автоматически означал необходимость создания новых источников информации для прессы. С другой стороны, потреб­ность в них существовала у вновь создаваемых в больших количествах информационных органов, которые возникали, как правило, без соб­ственной корреспондентской сети на местах.

В итоге появление новых информационных агентств стало фак­том, который уже привлек внимание социологов. Так, проведены первые исследования представлений журналистов о месте каждого агентства в современном информационном процессе. При всей необ­ходимости подобного рода знаний (на основе такого комплекса пред­ставлений возникает информированность массового сознания об аген­тстве, престижности агентства, в итоге их авторитетности и пр.) важ­но на стартовый момент ¾ а именно сегодня, когда радикально изменившаяся политическая ситуация заставила как информационные органы, так и агентства резко обозначить свое «лицо», ¾ зафиксиро­вать реальное появление информационных агентств на газетной по­лосе. Отсюда вытекают задачи выяснить:

1 ¾ частоту появления информации агентств в разных изданиях;

2 ¾ место ТАСС и РИА в ряду других информационных агентств с этой точки зрения;

3 ¾ характеристики содержания информации, представленной разными агентствами, а именно: место в газете, объем в абзацах, тональность информации (в диапазоне позитивные ¾ отрицательные факты), тематика информации.

Общее число выбранных для анализа информационных органов определялось характером исследования (блиц-зондаж), а также объе­мом финансовых затрат. В течение 18¾24 ноября 1991 г. были проана­лизированы выходившие в эти дни газеты и информационные програм­мы первого канала и Российского телевидения. Среди изданий были выбраны:

¾ центральные газеты: «Известия», «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Рабочая трибуна», «Труд», «Красная звезда», «Правда», «Сельская жизнь»;

¾ республиканские: «Российская газета», «Советская Россия»;

¾ областные: «Вятский край (Вятка), «Новгородские ведомости» (Новгород), «Правда Севера» (Архангельск), «Советская молодежь» (Иркутск);

¾ городские газеты: «Вечерняя Москва», «Куранты» (Москва).

Информационные программы телевидения представлены переда­чами «Утро», «ТСН», «ТВ-информ», «Вести».

Поскольку агентства находятся в неравноправном положении по отношению друг к другу с точки зрения наличия у них корреспонден­тской сети за рубежом, анализу подвергалась лишь союзная информа­ция (до создания СНГ). В этом блоке сообщений анализировались толь­ко малые информационные формы, то, что традиционно отвечает на­званию «заметка», «сюжет», «сообщение», «хроника». Как правило, на газетной полосе такая информация выделяется графически, снаб­жается соответствующими обозначениями на телевидении.

2. Вклад агентств в реальную деятельность органов информа­ции. Было проанализировано 1162 информационных сообщения в газетах и 1038 сообщений в телевизионных передачах. С учетом такой особенности, как существование на газетной полосе материалов, под­писанных отдельным названным агентством, и материалов, которые приписываются одновременно (графически) группе агентств, где иден­тификация отдельного сообщения и отдельного агентства невозмож­на, реальный вклад информационных агентств в деятельность газет и информационных программ телевидения выглядит следующим обра­зом (табл. 1).

Таблица 1

Вклад информационных агентств в деятельность СМК

(в % к общему числу проанализированных

В каждом канале сообщений)

Источник информации Газеты Телевидение
Подписчики РИА Неподписчики РИА Первый канал «Вести»
Собственная информация и из других источников, кроме агентств        
Группа агентств     ¾ ¾
Отдельно названные агентства        

 

Мы видим, что практически половина появляющихся на газетной полосе сообщений ¾ в целом для проанализированных газет эта доля составляет 48% ¾ поставляется информационными агентствами (ре­ально эта доля несколько уменьшается, поскольку в «шапку», обобща­ющую группу сообщений, иногда попадает и сам печатный орган: так, «Известия», например, часто предпосылают набору из семи-девяти сообщений три-четыре наименования источников, куда помимо агентств входит и сама газета).

Какие из информационных агентств фигурируют наиболее часто в проанализированных газетах (табл. 2)?

Укажем, что практика использования источников информации «в наборе» не кажется бесспорной. Что-то есть в этом от «коллективной ответственности» (коллективной безответственности?). Ясно, что невозможность идентифицировать в этом случае конкретное сообщение с его источником изменяет имидж источника, в какую сторону, улучшения или ухудшения, вопрос более сложный. Независимо от моти­вов самого информационного канала при использовании такой прак­тики (а так поступают далеко не все газеты) агентства могут по-разно­му относиться к подобной ситуации. Например, те из них, что недавно пришли на газетный рынок, могут быть заинтересованы появиться в «обойме» с уже известными (престижными?) агентствами. Наоборот, агентства с повышенными амбициями могут предпочесть более стро­гий способ формирования своего имиджа у публики...

Таблица 2

Информационные агентства на полосах газет

 

Информационные агентства Количество упоминаний
ТАСС  
РИА  
Интерфакс  
Интерсепт  
Постфактум  
ИМА-пресс  
СИА  
Урал-акцент  
Азия-пресс  
Армен-пресс  
Сакинформ  

 

С какой частотой появляются «на людях» отдельно названные агентства? Если сформировать из газет группы с разным статусом, то получим распределение, представленное в таблице 3.

Таблица 3

Источники информации и статус газет (в % к общему числу информационных сообщений в данных газетах)

 

Источник информации Статус газет
центральные российские областные городские
Собственная информация и другие источники, кроме агентств        
Группа агентств     ¾  
ТАСС        
РИА        
Интерфакс   ¾ ¾ ¾
Нека   ¾ ¾ ¾
Постфактум   ¾ ¾ ¾
СИА     ¾ ¾
Урал-акцепт       ¾
ИМА-пресс ¾ ¾ ¾  

 

Как видно из таблицы 3, лидирует практически во всех группах газет ТАСС. Только в областных газетах и отчасти в российских мы видим преобладание РИА (в областных число сообщений РИА в де­сять раз превышает число материалов ТАСС). В остальных газетах превалирует ТАСС. За проанализированную неделю в них число сооб­щений ТАСС в шесть раз больше, чем РИА.

Индивидуальные отличия центральных газет между собой в этом отношении разительны. Так, за рассмотренный период в «Рабочей три­буне» при 25 сообщениях ТАСС материалов РИА не было вообще; в «Независимой газете» отсутствовали как сообщения РИА, так и ТАСС; «Известия» помещали информацию ТАСС и РИА только «в наборе» с другими источниками. Преимущество ТАСС во всей группе централь­ных газет обеспечивается благодаря «Комсомольской правде» (на 15 сообщений ТАСС приходилось 9 сообщений РИА) и газете «Труд», где было 3 ссылки на ТАСС при одной на РИА.

3. Место «красит» агентство или агентство место? Прежде чем ответить на этот вопрос, поставим другой: где газета стремится поме­стить свою собственную актуальную, оперативную, хроникальную информацию, то, что традиционно связывается с малыми информаци­онными формами? Возьмем для анализа достаточно разные издания: областные и центральные. Общее число информационных сообщений в них составляет 267. По страницам газет в процентном отношении они распределяются следующим образом: первая полоса ¾ 58%, внут­ренние ¾ 34%, последняя ¾ 8%, т.е. более половины собственной ин­формационной продукции газеты размещают на первой полосе.

Еще несколько лет назад рассуждения об этом вообще не имели бы смысла, настолько жестко с местом на полосе, временем выхода в эфир связывалась тема информации. И сейчас это существенно, тем не менее некоторые изменения на уровне обыденной практики уже ощущаются.

Как показывает анализ 11 газет, еще чаще на первой полосе (89%) оказываются сообщения, помещаемые под общей шапкой ряда агентств и самой газеты. Мы уже рассматривали возможные причины того, что газета уходит от точной идентификации сообщения с его источником. Не является ли это способом подать собственную информационную продукцию в одной «упаковке» с агентствами и тем самым придать ей дополнительный вес?

Действительно, с первой полосой газеты автоматически ассоциируются такие понятия информации, как ее важность, ценность, актуальность, оперативность. Не переносятся ли таким образом эти поня­тия на сообщения, которые в реальности ими не обладают? Например, в этом ряду может быть рассмотрена практика «Известий» анонсиро­вать большие, аналитические (и, безусловно, заведомо важные) мате­риалы в колонке оперативной информации, где наряду с такими аген­тствами, как ТАСС, РИА и другие, оказывается и сама газета. Практи­ка интересная и с позиции редакции, по-видимому, имеющая право на существование, но с точки зрения интересов агентства, заботящегося о собственном имидже, очевидно, необходимо фиксировать истинное авторство.

Информация же самих агентств, отдельно поименованных, публикуется на всем пространстве газет (табл. 4).

Таблица 4

Место агентств в газетах, анализ 15 изданий

(в % к общему числу сообщений, маркированных каждым агентством)

 

Полоса газеты Все агентства в целом ТАСС РИА
Первая      
Внутренние      
Последняя      

 

Чтобы несколько детализировать эту информацию, обратимся к конкретным газетам (табл. 5).

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.207 (0.009 с.)