Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень реальности экологического бедствия

Поиск

(в % к числу материалов с ЭП в газете)

Газеты ЭП реальные ЭП потенциальные И та, и другая модальность
Все в целом      
Московская правда      
Советская Россия      
Известия      
Рабочая трибуна      
Правда      

 

И все-таки возможность писать о ЭП как о потенциальных остает­ся. Естественно, что это более редкая практика ¾ желание (или способ­ность) заглянуть в завтрашний день, чего нам всем так не хватает в преддверии очередного кризиса. Поэтому представляется возможным, с этой точки зрения, выстроить газеты в такой последовательности: «Рабочая трибуна», «Правда», «Известия», «Советская Россия», «Мо­сковская правда».

Следующая характеристика деятельности газет по освещению ЭП ¾ масштаб ЭП, границы их негативных последствий. Большая часть материалов посвящена в целом случаям, когда границы последствий совпадают с очагом возникновения ¾ 68%. Дифференциация газет тут происходит в строгом соответствии с их статусом: в центральных га­зетах эта доля меньше, в республиканской и особенно областной ¾ больше.

Если говорить о текстуальных особенностях подачи ЭП, мы фиксировали констатацию сложившегося положения вещей; возможность оптимистического исхода; возможность пессимистического исхода. «Московская правда» имеет максимальное число материалов с конста­тацией сложившегося положения вещей (71%); «Известия» домини­руют по количеству материалов с оптимистическим прогнозом (37%); «Советская Россия» ¾ с пессимистическим прогнозом (30%).

3. Экологические проблемы в прессе ¾ элементы конструктивизма. Мы фиксировали также возможные негативные последствия ЭП. Вместе с причинами, мерами по борьбе с последствиями, а также субъектами этих действий, мы получаем конструктивный механизм решения проблемы, где знания составляют такой же важный момент, как и действия.

Упоминаемые в прессе негативные последствия ЭП имеют следующее распределение (в % к числу материалов с ЭП):

 

1. Ухудшается здоровье людей  
2. Сужаются возможности для хозяйственной деятельности  
3. Создается угроза человеческому существованию  
4. Растрачиваются материальные ресурсы для ликвидации ЭП  
5. Сужаются возможности отдыха  

 

Этот ранжированный ряд чрезвычайно важен для характеристики прессы нашей страны, поскольку мы не имеем в данном случае дела с некоторой объективной данностью, отражаемой газетой, а скорее ¾ с системой ценностей общества, в той или иной мере разделяемых прес­сой. Не случайно, что последствие «ухудшается здоровье людей» на первом месте в четырех из пяти упоминаемых газетах: «Рабочая три­буна» ¾ 55%, «Советская Россия» ¾ 38%, «Известия» — 29%, «Москов­ская правда» ¾ 21%. Выпадает из этого ряда только «Правда» ¾ здесь на первом месте последствие «сужаются возможности для хозяйствен­ной деятельности». Трудно делать далеко идущие выводы из одного этого факта, но в принципе эта ситуация была бы более логичной для узковедомственной, сугубо хозяйственной газеты.

Можно перейти к анализу вскрываемых прессой причин: тради­ционно мы связываем надежды на исцеление, когда обнаружены исто­ки явления, его причины. Что отмечается нашими газетами в качестве таковых? Прежде всего, это хищническое использование природных ресурсов, нарушение технологии (28% к числу материалов с ЭП), хо­зяйственная деятельность как таковая, аварии, отходы традиционных способов производства, низкий уровень экологической культуры, от­ходы производств с новейшими технологиями, терпимость обществен­ного мнения к нарушениям экологического характера, испытания ору­жия всех видов, недостаточные внутригосударственные санкции, за­вышенные допуски, нормы воздействия вредных последствий ЭП на человека, недостаточный уровень развития науки, низкий уровень меж­дународного сотрудничества (2%).

Конечно, даже если принять во внимание самую распространен­ную в прессе причину, вопрос остается открытым, почему хозяйствен­ная деятельность вредит самому субъекту этой деятельности, почему производство ведет себя хищнически в своем собственном социаль­ном организме. Для этого требуется другой уровень гласности (так писали мы об этом в 1991 г., но в 1999 г. особенно ясно, что, по-видимому, нужно более глубокое проникновение в проблему, например, обсуждение ее в макроэкономических координатах ¾ Л.Ф.).

Среди превентивных мер наиболее часто встречающаяся ¾ хотя в принципе разговор о мерах, это еще более редкая в материалах с обсуждением ЭП ¾ технологическая (использование безотходных, ресурсосберегающих, малоэнергоемких технологий)[122]. Обсуждение имен­но этой меры встречается лишь в каждом девятом материале с ЭП. Это, безусловно, объективно верное направление мысли ¾ кто, как не источник ЭП, должен позаботиться об их недопустимости?

Весь вопрос в том, как заставить эту сферу принимать технологические меры. Именно поэтому слишком с большим отрывом от этой меры идут ¾ а значит, встречаются лишь в каждом четырнадцатом, двадцатом, двадцать пятом материале ¾ способы, как заставить сфе­ру производства потратиться на превентивные меры: научная экспер­тиза, гласность в обсуждении проблем, законодательство по использо­ванию санкций и т.д.

Чрезвычайно любопытно распределение мер «пост фактум» в анализируемых газетах. Что здесь на первом месте? Обращение за помощью к мировому сообществу на государственном уровне (27% от всех мер). Что здесь на втором месте? Обращение за помощью к граж­данам внутри страны (19%). И только на третьем месте технологичес­кие меры ¾ в количественном отношении почти вдвое более редкая вещь, чем первая (14%).

Если это некоторая модель выхода из микрокризиса ¾ назовем так экологическую ситуацию в стране не потому, что это малая часть на­ших проблем, а только потому, что это часть этих проблем, ¾ то она один к одному напоминает общую ситуацию в стране с конструктив­ностью мер по выходу из кризиса (по крайней мере на день, предше­ствовавший открытию IV съезда народных депутатов СССР)[123].

Само соотношение превентивных мер и мер «пост фактум» чрезвычайно показательно для характеристики деятельности газет в этой области. При оценке этого соотношения мы исходим из того, что превентивные меры ближе к конечному результату ¾ решению экологических проблем. Исходя из этого допущения, газета «Московская прав­да» демонстрирует наилучшее соотношение превентивных мер и мер «пост фактум» (1:1,01):

1. Московская правда 1:1,01

2. Правда 1:1,51

3. Известия 1:1,82

4. Рабочая трибуна 1:1,85

5. Советская Россия 1:4,76

 

Как мы видим, «Советской России» в наибольшей степени свойственно обсуждать меры решения ЭП после случившегося.

Но независимо от деления мер на превентивные и «пост фактум» само количество мер, упомянутых в газетном материале, может слу­жить показателем конструктивности в подходе к проблеме. Газеты су­щественно отличаются друг от друга в этом отношении (количество упомянутых мер по борьбе с ЭП в газетах в среднем на один материал сЭП):

1. Рабочая трибуна 2,88

2. Советская Россия 1,44

3. Известия 1,30

4. Правда 1,29

5. Московская правда 1,08

В целом 1,49

 

Если же вернуться к соотношению мер превентивного характера и характера «пост фактум», преобладание последних во всех без исклю­чения газетах, по-видимому, верно отражает нашу современную соци­альную реальность в отношении экологических проблем: они дикту­ют нам линию поведения, а не наоборот. Это любопытным образом подтверждается и тем, кто из субъектов деятельности по решению ЭП упомянут в газетных публикациях в позитивном плане и в нега­тивном.

Среди тех субъектов, которые упоминаются как реально решаю­щие ЭП, первые три места ¾ как наиболее часто упоминаемые ¾ зани­мают представители законодательной власти (18%), научные работни­ки (16%), представители неформальных организаций (12%). А ведь это все лица, деятельность которых принесет отдачу в лучшем случае только «завтра». Усилим эту мысль следующим рассуждением: если бы мы находились в преддверии кризиса, нахождение этих лиц среди наиболее часто упоминаемых как реально решающих проблему было бы идеальным. Деятельность этих людей была как бы опережающей и тем самым снимала бы саму возможность появления проблем.

Не то в нашей ситуации. Так как реально прежде всего эти лица решают проблемы (законодательными актами, научными разработка­ми и т.п.), то мы отстаем от ситуации с экологией уже на два шага[124]. Ведь те, кто прежде всего сегодня должны, но не решают ЭП, называются газетами в таком порядке: руководители министерств, ведомств (11%), руководители предприятий, учреждений (8%), представители исполнительной власти (7%).

4. Экологические проблемы ¾ географический аспект. С помощью локальности ЭП анализируемые газеты воспроизводят ситуацию в рамках всего земного шара:

В целом локальности (в % к числу материалов с ЭП) характеризуются следующими объемами:

1. Мир в целом, отдельные регионы мира 19

2. Капиталистические страны 11

3. Развивающиеся страны 2

4. Социалистические страны 2

5. СССР 22

6. Отдельные регионы СССР 40

7. Отдельные города, поселки СССР 33

8. Отдельные участки поселений СССР 12

 

В меньшей степени внимание к запредельным пространствам свойственно областной и республиканской газете. Остальные газеты ¾ центральные ¾ уделяют ЭП в других странах довольно объемное внимание. Практически любое упоминание ЭП на нашей территории идет на фоне информации о зарубежной ситуации. Первенствует тут «Рабочая трибуна», где, например, максимальный объем информации ¾ о капиталистических странах (17% ¾ ср. с 11% в целом для всех газет). Чуть меньше аналогичный объем в «Правде» (13%), хотя здесь же мак­симальный объем информации о ситуации с ЭП в мире в целом и в отдельных его регионах (31% ¾ ср. с 19% в целом для всех газет).

По-видимому, здесь имеют место две тенденции. Несомненна важность мировой ситуации в плане понимания того, что ЭП свободно «переходят» границы, что важен мировой опыт для решения ЭП, что со сложностью ЭП легче справиться, объединяя мировые ресурсы и т.д. Но нельзя не учитывать и того обстоятельства, что всегда инфор­мация о кризисности, неблагополучии и т.п. в других странах, пре­имущественно капиталистических, занимала наиболее объемное мес­то в зарубежной информации[125]. Укажем также, что традиционно для нашей пропаганды внимание к социалистическим странам (термин, как и страны «развивающиеся», уже в 1991 г. был явно устаревшим, хотя он воспроизводил идеологические наименования тех лет) значи­тельно уступало вниманию к капиталистическим странам. Это замет­но и по данному исследованию.

Вышеобозначенные тенденции следует иметь в виду и при анали­зе того, как связывается с реальностью подача экологической ситуа­ции в разных государственных структурах анализируемыми газетами: в капиталистических странах и СССР в целом (табл. 6).

Таблица 6

Модальность ЭП для разных государственных структур в газетах (в % к сумме ЭП для каждой структуры)

 

Структуры ЭП реальные ЭП потенциальные Упомянуты и та, и другая модальность
Мир в целом      
Капиталистические страны      
СССР в целом      

 

С одной стороны, высокий процент потенциальных ЭП в мире в целом и капиталистических странах может быть объяснен обеспокоенностью за судьбы мира (как вселенной). С другой стороны, сравне­ние этого процента с аналогичной долей применительно к СССР зас­тавляет еще раз вспомнить старую пропагандистскую практику пес­симистической окраски нашего идеологического контрагента.

Скорее же всего ¾ и это уже комментарий из 1999 г. ¾ это была суровая действительность: о 87% всех ЭП говорилось как о реальных. И это было то, с чем мы входили в следующее, оказавшееся таким суровым, десятилетие. Об этом багаже мы часто забываем.

Знакомство с К. Боровым.

Социологическое эссе [126]

«Я честный человек, счастливый человек, менеджер компании, русский, христианин».

К. Боровой.

 

«Телевизионное знакомство» Урмаса Отта,

3 июля 1992 г., 1 телеканал «Останкино»

 

Российская экономика вступает в рынок. Этот объективный процесс ведет к тому, что в социуме формируется новая прослойка, новая социальная группа. Каков на сегодня социально-психологический кли­мат для представителя рыночных структур в массовом сознании, или на страницах газет и журналов, на радио, в передачах телевидения? Возникает важная социополитическая задача: зафиксировать как со­стояние массового сознания в его отношении к рыночным тенденци­ям, так и то, какой имидж предпринимателя создается в прессе, в том числе и усилиями самих предпринимателей.

Нет сомнения, что стереотип уже сложился. Урмас Отт в телевизионном интервью с Константином Боровым 3 июля 1992 г. сформули­ровал его основную доминанту ¾ деньги. Отт начинает с этой темы и ею заканчивает. И для рупора массового сознания ¾ ведущего ¾ и для большинства телезрителей предприниматель такого ранга прежде всего богатый человек. Однако сам Константин Натанович не соглашает­ся с этим и завершает встречу (до заключительных фраз вежливости и прощания) на обиходном «не в деньгах счастье». Ну что ж, как гово­рится, ему виднее.

Из интервью явствует, что К. Боровой и его коллеги еще в 1988 г. поняли: «Необходимо кроме всего прочего начать создавать имидж предпринимательства...». Герой телеинтервью намекает, что в обще­стве ошибочно создан не тот имидж: «И вот возник такой имидж мил­лионера».

Так что же ¾ сама беседа это еще одна попытка создать «правиль­ный и нужный» (слова У. Отта) имидж? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, можно рассматривать текст интервью (безотносительно к лич­ности К. Борового) как портрет предпринимателя, и информация о том, каков этот портрет, представляет определенную ценность.

Имея в виду соображения морального свойства при создании «портрета» конкретного человека, сделаем ряд оговорок. Прежде всего интервью ¾ это публичный акт журналиста и К. Борового, предназначенный для восприятия (согласия ¾ несогласия, одобрения ¾ неодобрения) его аудиторией. Механизм же восприятия таков, что наши оценки кон­кретного факта во многом определяются оценками, сформированны­ми нашим предшествующим опытом общения с миром. Научное же исследование по определению абстрагируется от такой логики.

Исследования, ставящие в фокус своего внимания текст, давно известны социологам. Метод, который используется в таких случаях исследователями, рассматривает текст как отражение намерений, целей, задач, которые имеет коммуникатор ¾ автор, реальных его характерис­тик, нашедших воплощение в тексте и т.д.; а также как некоторая по­тенция характеристик аудитории, слушателя, читателя, воспринимаю­щего этот текст. Методически это означает, что частота появления не­которых характеристик текста значима для исследователя в той мере, в какой она репрезентирует автора.

Возвращаясь к «слову о мире» К. Борового, мы должны будем учитывать и те функциональные связи, в которых оно порождалось: а это рамки интервью. Жанр интервью жестко определяет роли: здесь есть роль ведущего и ведомого. Задает тон (и вопрос) ведущий. Более того, он задает тему для разговора, ведет его: не так-то просто «уйти» от темы, если ведущий провоцирует вас уточняющим «неужели», вопро­сом, направленным на детализацию ответа, здесь уж У. Отт всегда был виртуозом.

Мы говорили о теме денег. Естественно, что она появилась по инициативе У. Отта[127], не просто журналиста, удовлетворяющего свое праздное любопытство, а знающего, что это интересует телезрителя. Как аранжирует эту тему К. Боровой, тему, которая, как кажется, не явля­ется для него самой приятной? Для ответа ¾ немного статистики.

Если сгруппировать все части интервью, где разговор касается де­нег, то получается содержательное поле, где фигурируют разные «субъекты» ¾ существительные. И они дают представление о тех рам­ках, которые задает Отт для общения, и о тех рамках, которые проти­вопоставляет ему К. Боровой.

На телевидении в то время была передача «Мир денег Адама Сми­та». Так вот, мы имеем и «мир денег» Урмаса Отта: он обсуждает его на фоне моральных, эмоциональных и других категорий... Что из вышеперечисленного берет в свой арсенал К. Боровой? Не моральные категории ¾ здесь явно не много возможностей; разговор через людей более привычен для журналиста, это его хлеб и он весомо присутству­ет в речи Отта. К. Боровой лишь использует эти возможности вслед за ведущим. Значительный перевес в его лексике ¾ это представление о ситуации как о более сложно организованной структуре: здесь дей­ствуют слои, группы, институты, сферы общественной жизни, соци­альные конгломераты. Это, конечно, взгляд человека «организации», политика.

Но об этом позже, а пока о том пассаже, где К. Боровой не ушел от конкретики. Разговор о зарплате в наши дни давно перестал быть те­мой, о которой в обществе говорить считается дурным тоном. И по­этому на вопрос У. Отта: «Вы сказали, что в вашей жизни ничего не изменилось, в смысле вы не ощущаете себя сейчас богатым?», К. Бо­ровой скромно так ответил: «Чистыми деньгами я получаю 40 тысяч».

Чему я удивляюсь до сих пор, так это как я-то догадалась, что это ¾ в месяц? В самом интервью это не уточняется. С чем-то земным мне все-таки соотнести это не удавалось (с моими 2280 рэ в месяц, зарпла­той кандидата наук, старшего научного сотрудника с научным стажем более 20 лет, в госбюджетной организации, а именно в МГУ): это все равно, как землянину, привыкшему дышать воздухом, представить состав атмосферы на Сатурне ¾ а может, там ее вообще нет?

Хорошо, что пресса просвещает и на этот счет: «Московский комсомолец» от 03.07.92 в заметке «Бремя власти» писал: «Борис Ельцин теперь будет получать оклад в сумме 21 минимальной заработной пла­ты, то бишь 18900 рублей в месяц».

Только я хотела посоветовать К. Боровому отстегивать ежемесяч­но часть своей зарплаты Борису Николаевичу, чтобы хотя бы сравняться с президентом, как обнаружила в этом же номере МК еще одну пуб­ликацию «Мыльная опера на Красной площади», где говорится: «Г-н директор («Интертеатр», Омари Сохадзе) получает 60000 в месяц и десятки тысяч «представительских».

Дальше ¾ больше. 6 июля 1992 г. газета «Известия» в заметке «Ра­стет жизненный уровень директоров» сообщила: «Генеральный дирек­тор Уфимского концерна БЭТО бывший народный депутат СССР Юрий Шарипов оценил свой месячный труд в 126 тысяч рублей». Посмот­ришь на эти цифры и поневоле задумаешься, может, и прав Констан­тин Натанович, не считая себя богатым, как и те 68% россиян, которые в апреле 1992 г. в опросе фонда «Общественное мнение» отнесли себя к «бедным и очень бедным семьям»?

Что же делать в такой ситуации? И не в плане разницы зарплаты К. Борового и Б. Ельцина: в конце концов и в Америке Президент получает меньше, чем президент крупной компании. И не в плане нали­чия полюсов ¾ в нашем обществе никогда не заблуждались на счет «спецраспределения». Скорее всего, в плане закона сохранения энер­гии: «Если откуда что убавится, то в другом месте как раз на столько же и присовокупится» (так, кажется, говаривал Ломоносов).

Так откуда же убавляется в данном случае?

«Не дает ответа...».

Это журналистика, берясь профессионально за имидж предпринимателя, не дает ответа. И прав был У. Отт, когда, задавая К. Боровому очередной «непростой» вопрос, апеллировал к массовому сознанию, делая это как всегда необыкновенно изящно: «Господин Боро­вой, вы прекрасно понимаете, что для многих телезрителей вы все равно, хотя говорите, что всегда делали бизнес чистыми руками, вы все равно выглядите, извините за выражение, как прохиндей?» (при этом У. Отт как истинный иностранец в слове «прохиндей» делает уда­рение на втором слоге, но все равно оно звучит как наше, российское).

Наши «суперпредприниматели» образованны, деликатны, тяготе­ют к миру прекрасного, но они появляются как «deus ex machina» (бог из машины)... И если прав У. Отт, что действительно существует нега­тивное восприятие этих новых социальных «действующих лиц» ¾ мы это хорошо знаем ¾ то начинать исправлять его надо скорее всего, вос­производя анатомию накопления богатства, достигнутого социально одобряемым и действиями. Это задача ретрансляторов имиджа. Но и сами предприниматели не должны стоять в стороне от этого процесса ¾ социальной реабилитации достижения богатства ¾ хотя бы на пер­вых порах с помощью представления его как рукотворного. Такие при­меры легки для понимания (фермерство, изобретательство, занятия индивидуальной трудовой деятельностью)[128], наиболее благодатны для подражания, они удобны для идентификации аудиторией себя с «Геро­ями» подобных ситуаций, что, пожалуй, сейчас самое главное...

В связи с этим заманчиво прокомментировать упоминание К. Бо­ровым личностей, которые, как он сам поясняет, чрезвычайно важны для него. Двоих он представляет как своих друзей: Вячеслава Зайцева и Джуну, людей, которые буквально «сделали себя сами»... своими руками модельера и экстрасенса, в зримом образе деятельности кото­рых существенны руки.

К. Боровой помимо дружеских отношений с ними упоминает и о том, что «помогает» им в бизнесе, подчеркивает это: на отрезке своей речи в 35 значимых слов он четырежды употребляет слово «помогать», не заметить его невозможно.

Нет ли тут своеобразного «замещения»? Может быть, наоборот, идея помощи бессознательно ощущается нашим героем как направ­ленная на него самого? Ведь и фигура патриарха Алексия II, решение которого благословить К. Борового, как говорит в этом интервью он сам, «было очень приятно и очень важно», рождает у К. Борового до­вольно подробное воспроизведение ритуала благословения с его зна­чимыми жестами рукоположения.

Пусть извинит меня герой интервью за этот психоаналитический экзерсис, но ведь он и сам не чужд этой тематики и даже, как он утвер­ждает в своем интервью, пользовался услугами психоаналитиков. А вышесказанное вполне может быть воспринято, хотя и с иронией, но без сарказма...

Мы уже говорили о том, насколько расширяет предложенную ве­дущим схему разговора сам К. Боровой. Но и замыслы У. Отта доста­точно широкие: Боровой ¾ бизнесмен, а значит, и его взаимоотноше­ния с властью, Боровой ¾ человек, а значит, друзья, семья... Заполня­ется подробная анкета: возраст, образование, национальность. «Состоял? Нет, не состоял» ¾ это о членстве в рядах КПСС. В 1990-х годах о человеке надо знать, по какую сторону баррикад, не в перенос­ном, а в прямом смысле, он находился в августовские дни 1991 г., и Боровой сообщает такую информацию. Кроме того, стали существен­ными взаимоотношения с религией. То, в какие социо-политические координаты вписывает себя сам К. Боровой, показывает таблица 1.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.011 с.)