Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Южанина Марина Владиславовна↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
студентка 2 курса исторического факультета Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, Пермь, Россия, e-mail: mary.iuzhanina@yandex.ru ИДЕИ «ПРАВОЗАЩИТНЫХ ПРАКТИК» ЖЕНЩИН – МУСУЛЬМАНОК (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДВИЖЕНИЙ ЮГО – ВОСТОЧНОЙ АЗИИ) Marina V. Yuzhanina 2d year student of the historical faculty Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: mary.iuzhanina@yandex.ru THE IDEA OF «HUMAN RIGHTS PRACTICES» OF MUSLIM WOMEN (FOR EXAMPLE, ORGANIZATIONS AND MOVEMENTS IN SOUTH – EAST ASIA) Аннотация. В статье отражена проблема виртуальных правозащитных практик женщин – мусульманок на примере женских организаций и движений Юга – Восточной Азии. Рассматривается процесс виртуальности, включенность в него современных исламских феминисток и их сетевых сообществ, а также инструментарии, которые они используют для борьбы за свои права и возможности. Ключевые слова: мусульманки, женские движения, политический активизм, проблема прав женщин, насилие, феминизм, исламский феминизм. Abstract. The article reflects the problem of human rights practices of Muslim women, for example women's organizations and movements in South – East Asia. Discusses the process of virtuality, the involvement in modern Islamic feminists and their online communities, as well as the tools they use to fight for their rights and opportunities. Key words: Muslim women, the women's movement, political activism, the issue of women's rights, violence, feminism, Islamic feminism. В конце XX в., в условиях тотальной дигитализации, происходило оформление иной социальной оптики, позволяющей рассмотреть социальные явления в общественной культуре современных исламских сообществ. Феминистские женские практики, сообщества и движения – это далеко не новая страница в истории гендерного переосмысления культуры, однако, в контексте многообразия исламских миров приобретающая особое значение. Правозащитные женские исламские движения - феномен, главным образом, постколониального периода, обладающий собственной историей и хронологией. Будучи представленными в различных идейно – политических и конфессиональных средах, движения, посредством виртуализации образуют своего рода сетевой мир, самопрезентующий практики переосмысления традиционного формата общественных отношений не только в плоскости религии или вероисповедания, но и телесности, политического участия, образования, экономики. Н. Больц отмечает, что сообщества, существующие в формате он-лайн, хотя и не существуют или не видны с онтологическом режиме, но скорее предполагают формат, трансляцию новых мировоззренческих установок требующих включенности в киберпространство, становясь визуальным подтверждением. Итак, виртуализация сделала возможным существование площадок для коммуникации единомышленников, преодолев не столько языковые и географические границы, сколько нормативные барьеры внутри самой исламской традиционной культуры. Однако, в рамках медиа поля и виртуального пространства сложилась ситуация информационной асимметрии – визуализируется конфликт, участники, жертвы происходящих событий, оставляя иные процессы и события вне поля общественного внимания. Представляется, что целые пласты современной исламской культуры остаются «невидимыми», т.е. находящимися вне режима видимости. Обращение к опыту женских исламских правозащитных движений и организаций (на примере Юго – Восточной Азии) является перспективным опытом исследования сообществ, выбравших в качестве стратегии развития исламского мира именно право, как инструмент деятельности и основу для коммуникации непосредственно внутри исламской традиции, так и за её социокультурными пределами. Обращая внимание на главных акторов женских движений Юго – Восточной Азии, хотелось бы дифференцировать феминисток по той же классификации, которой исследователь Ф. Ширхарт обозначает исламских феминисток на Ближнем Востоке, он делит их на: светских феминисток, исламских феминисток и исламистских феминисток. Светские феминистки считают, что религия не имеет место в общественной жизни и не представляют феминизм в рамках ислама. Их борьба определяется в основном в политическом плане. Обязателен доступ к основным свободам. Светские феминистки не стремятся пересматривать толкование Корана, а стремятся добиться равных прав для женщин. Как и западные либеральные феминистки они выступают за права материнства и брака, равенства сфере занятости и разделения между религии и законом. В оппозицию им встают исламистские феминистки, которые находят корень проблемы в религии, поэтому стремятся пересмотреть религиозные тексты и утверждают, что есть существенная разница между тем, что говорится в Коране и тем, как это учение интерпретируются мужчинами богословами. В качестве доказательств равенства прав полов приводят пример женщин первой жены пророка – Хадиджы, богатой вдовы, она занималась торговлей, и сама распоряжалась своим имуществом. Так же активистки этого движения требуют соблюдать их право на образованность и уважение, то есть они не стремятся обладать политическими правами, равной оплате труда или доступе рабочих мест, а вместо этого требует пересмотреть отношение к женщинам, к их роли в качестве матери, дочери или сестры. Это требование ставит их в противоречие с западными феминистками. Самая большая часть мусульманок – исламские феминистки. Они придерживаются золотой середины, варьируют между светскими феминистками и исламистскими феминистками. С одной стороны, они согласны с первыми, что женщина должна иметь равные права и возможность в политическом участие своего государства, а с другой стороны, они поддерживают вторых, в том, что религия является центральной частью политики государства, поэтому в первую очередь влияет на статус женщины в обществе. А теперь непосредственно об организациях и движениях Юга – Восточной Азии. Движение «Women is islamic initiative in spirituality and equality» («Исламская инициатива женщин в духовности и равенстве» - WISE). WISE – это проект некоммерческой организации «American Society for Muslim Advancement» (New York, USA), который стартовал в 2006 году. Как отмечают участники этого проекта, WISE может рассматриваться как: международная правозащитная программа, социальная сеть и общественное движение, координируемое женщинами – мусульманками. В качестве опыта для деятельности выступают собственно история ислама, священные тексты, частные жизненные истории, которые позволяют активистам движения сделать женщин полноправными субъектами многообразия общественных отношений на современном этапе. Участники WISE апеллируют к такой категории как «наследие», видя в нём источник для теоретического осмысления гендерных проблем и практические методы их решения. Инициатива Исламский Женская духовности и равенства (WISE) – это не просто международный проект, это глобальная программа, социальная сеть и общественное движение социальной справедливости во главе с мусульманскими женщинами. WISE борется за расширение прав и возможностей женщин-мусульманок, за их доступ участвовать в жизни своих общин и народов, и усиления их коллективного голоса. В своей деятельности мусульманские женщины пользуются богатым наследием и передовым опытом лидеров, специалистов, воспитателей и активистов, и исламская история впечатляет записями выдающихся преподавателей и ученых, внесшим вклад в изучение священного текста и шариата. Активисты WISE являются сторонниками возвращения этого наследия. Ещё одно женское правозащитное движение - «Musawax» («Равенство»). Оно начиналось как проект малазийской неправительственной организации «Sisters in Islam» («Сёстры в исламе») в 2007 году. В 2009 году движение приобретает международный характер, пройдя этапы структурного оформления: Этап 1. 2000 – 2006 гг. – деятельность неправительственной организации «Sisters in Islam» («Сёстры в исламе» - SIS) в направлении консультативной практики по проблемам семейного законодательства в контексте исламской традиции. На данном этапе среди активистов организации появляется идея создания международной правозащитной исламской сети, реализующей стратегию реформ (на основе идей равенства и справедливости) в региональном и международном контекстах. Этап 2. Март 2007 г. - съезд активистов (по инициативе SIS) в г. Стамбул (Турция) и создание координационного комитета из двенадцати активистов. В рамках встречи участники пришли к соглашению о создании постоянно действующего движения, основанного на реальном опыте частных жизненных практик. Декабрь 2007 г. – рабочая встреча координационного комитета в г. Каире (Египет) с целью выработки концептуальной основы движения – программы действий в аспекте совершенствования семейного законодательства. Этап 3. С 2008 по 2009 гг. секретариатом SIS была проделана тщательная работа по выявлению интереса к идеям международного движения, которое бы отстаивало равенство в мусульманских семьях. Для того чтобы движение не было «оторвано» от общества, активисты движения уделили особое внимание установлению контактов с местными локальными правозащитными группами, делая последних проводниками идеологии и своего рода общественными «рецепторами» в процессе осуществления консультативных практик, а также источником информации в перспективе обратных связей. С 13 по 17 февраля 2009 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия) прошло первое глобальное совещание движения «Musawax», ставшее выходом на новый уровень организации правозащитных практик в исламском контексте. Произошел пересмотр патриархального толкования религиозных текстов, а также общественных и личных повседневных практик женщин – мусульманок. Международный комитет по планированию Musawah провел реформы мышления через публикации книг, научных статей и информации. Совокупность правозащитных практик движения «Musawax» основывается на теоретическом осмыслении базовых традиционных исламских категорий. В 2013 году появляется коллективное исследование, объединившее усилия представителей различных международных движений и ассоциаций в области исламского феминизма, а также проблем современной исламской семьи. В качестве главного редактора сборника выступила З. Мир – Хоссейни (антрополог юриспруденции), автор многочисленных исследований исламского права, реформации в семейном исламском законодательстве. Помимо научных исследований З. Мир – Хоссейни является одной из идейных основательниц движения «Musawax». Активистка является юридическим антропологом, специализирующийся в области исламского права, пола и развития, и одним из основателей движения за глобальное равенство и справедливость в мусульманской семье. Она опубликовала книги по Исламскому семейному праву в Иране и Марокко, по дискурсу гендера в Иране, книги исламских реформистских мыслителей и возрождения законов Зина. Она также является соавтором полнометражных документальных фильмов, дважды удостоившихся награды. «Развод в иранском стиле» (1998) и Runaway (2001). Ещё одна активистка женского движения мусульманок - Кари Вогт - доцент кафедры культурологии и восточных языков в университете Осло, Норвегия. Её публикации широко распространены в странах Ближнего Востока, её коллега - Лена Ларсен была координатором в Норвежском центре по правам человека, в университете Осло, с 1999 года Ларсен получила докторскую степень, защитив диссертацию на тему: Фетвы как предлагаемые решения для мусульманской женщины в Западной Европе (Норвегия, 2011). И ещё один ученый - Кристиан Мо является независимым писателем и исследователем Словении. Он написал об исламе, правах человека, и религиозных делах именно на Балканской территории. На основе изученных материалов выше перечисленных авторов можно выделить следующие, поставленные ими цели: Обеспечить непрерывное производство и эффективное распространения знаний гармонизации отношений между исламом и гендерной справедливости и равенства; Осознать, что сопротивлению реформе мусульманских законов семьи сохраняется не только из-за религии, но и ряда других важных причин, например, патриархат и политическое давление; Признать наличие разнообразие голосов и дискурсов на положение женщин в исламе и внутри мусульманской общины; Поощрять открытое и широкое общественное обсуждение с государствами, являющимися членами Организации Объединенных Наций, как в рамках мусульманского общества, так и в рамках международной системы прав человека; Поддерживать женщин, мужчин и феминистские движения, которые участвуют в процессах реформирования семейного права и защита существующих прав; Создавать потенциал и базу знаний среди чиновников государственного аппарата, и общественных деятелей о реформистских исламских дискурсах, и поощрять проведение гендерно-чувствительных реформ в мусульманской семье на уровне законодательства, которые отражают новые реалии отношений между мусульманами - женщиной и мужчиной нашего времени; Признать влияние международных стандарты прав человека на мусульманских женщин, гарантировав им право выбора в самоопределении собственной культуры и религии. Намеченные цели достигаются путем следующих инструментариев: организация публичных лекций, на которых выступают ведущие местные и зарубежные ученые, активисты и религиозные лидеры, таким образом способствуя продвижению интеллектуального динамизма по вопросам, связанных с исламом. Члены SIS разработали широкий спектр программ и мероприятий, которые были новаторскими во многих отношениях, и имели решающее значение для развития прогрессивного ислама в Малайзии, который признает права женщин и роль в качестве равноправных граждан и партнеров во всех вопросах, и что способствует принципам равенства, справедливости, достоинства и демократии в исламе, поэтому организуются семинары, практикумы и тренинги, время от времени, в зависимости от необходимости SIS тренировал различные группы людей, в которых чувствуется, что они, что они являются правильными игроками в продвижении прав человека и гендерного равенства. Для всех граждан вне зависимости от пола, национальности и религиозной принадлежности SIS устраивает открытые учебные сессии, они представляют из себя лекции экспертов по различным вопросам, таким как, права женщин в исламе, исламском государстве, свобода религии и Конституции, затем участникам дается время, чтобы подготовиться по какой – либо теме и принять участие в оживленной дискуссии со спикером. Организация способствовала повышению уровня образования женщин через специальные стипендии для студенток. Кроме этого, все нуждающиеся в юридической помощи могут обратиться к юристам организации по телефону, написать на почту или лично прийти в центр, и получить консультацию по волнующему вопросу, также для повышения юридической грамотности прямо на сайте Sisters in Islam публикуются статьи о правах и возможностях женщин, на нём же любой пользователь сети может увидеть всю информацию об организации – её историю, миссию, цели, списки ранее проводимых тренингов и многое другое. Итак, можно сделать вывод, что рассматриваемое мною женское движение и, в том числе, женские правозащитные организации благодаря комплексной деятельности и взаимодействию с другими организациями внутри и за пределами своего региона добились определенных успехов, прежде всего это сдвиге общественного видения на социальный, политический, экономический и религиозный статус современной мусульманки. И это при том, что в последние годы в изучении внутриполитических и международных отношениях ученые и политики обращают все больше внимания на политизированность консервативных и религиозных сил, которые не разделяют прогрессивных взглядов исламских феминисток. Однако, на примере SIS можно увидеть, что женщины, в числе и те, кто является религиозными деятелями, активно продвигают свои права и влияют на положение дел в своих общинах. Поэтому при исследовании политизированности религии важно применять и антропологическую гендерную линзу при взгляде на эту проблему, так как активистки действительно бросают серьёзный вызов религиозному экстремизму в политической и социальной сфере. Кроме того, для женщин в SIS, их религиозные убеждения и идентичность и являются ключевым компонентом их активности, а также их понимание себя в более широком контексте религии и политики. Тем не менее такой элемент, как религиозность является ещё плохо изученным, поэтому в значительной степени неправильно трактуется в литературе об транснациональных женских движениях и глобальном феминизме. Приводимые в пример движения как раз пытаются в своей пропагандисткой литературе указать на то, что придерживаются золотой середины, на которой могут найти компромисс светские и исламистские феминистки. И он заключается прежде всего в парадигме продвижения прав женщин в религиозном контексте, особенно в тех обществах, где подавляющее число граждан опасаются или отклоняют светские основы государства. Занимаясь вопросами религии в мусульманском мире ученые, правозащитники и элиты обществ решают не только проблему гендерного равенства, но и предотвращают появления базы для экстремистов, которые сами определяют для себя истинное учение ислама. Список литературы 1. Tschirhart Ph. The Saudi Blogosphere: Implications of New Media Technology and the Emergence of Saudi-Islamic Feminism //CyberOrient, Vol. 8, Iss. 1, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=8864. (дата обращения: 09.04. 2016.) 2. Fekete E. The Shifting Nature of Cyberwarfare in Middle Eastern States // CyberOrient, Vol. 9, Iss. 1, 2015.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=9520. (дата обращения: 11.04. 2016) 3. Kovacs A. Visual Representation, Propaganda and Cyberspace: The Case of the Palestinian Islamist Movements // CyberOrient, Vol. 9, Iss. 1, 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=9559. (дата обращения: 11.11. 2016) 4. Günther C. Presenting the Glossy Look of Warfare in Cyberspace – The Islamic State’s Magazine Dabiq // CyberOrient, Vol. 9, Iss. 1, 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cyberorient.net/article.do?articleId=9538. (дата обращения: 13.04. 2016) 5. Documenting the Virtual ‘Caliphate’. By Ch. Winter. – Quilliam, 2015. P. 5-7.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.quilliamfoundation.org/wp/wp-content/uploads/2015/10/FINAL-documenting-the-virtual-caliphate.pdf (дата обращения: 15.04. 2016) 6. Sisters in Islam (юридический сайт для помощи женщинам-мусульманкам). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sistersinislam.org.my/ (дата обращения 12.04.2016) 7. Сюкияйнен Л., Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. – М., 2010. С. 17.
Ó Половников Л.В., 2016.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.215 (0.011 с.) |