Наксалиты: террористы или народные защитники современной индии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наксалиты: террористы или народные защитники современной индии



Anna V. Ivanova

student department of general history

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: AnnKa1302@yandex.ru

Naxalites: terrorists or the Public DefenderS of modern India

   

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о происхождении и образовании повстанческого движения в современной Индии. В исследовании, предпринята попытка охарактеризовать наксалитское движение на основе их стратегии и тактики. Также обозначить позицию власти в отношении этой проблемы.

Ключевые слова: Индия; наксалиты; маоисты; Сальва Джудум; терроризм; насилие.

Abstract. In the article considered of question origin and formation of an insurrectional movement in modern India. In The research has attempted to characterize Naxal movement on based on their strategy and tactics Also denote a position of power concerning this problem.

Key words: India; Naxalite (Naxal); Maois; Salwa Judum; terrorism; violence.

 

Индия – крупнейшая демократическая страна, в которой должны соблюдаться законы. В настоящее время самым ценным является человеческая жизнь, которая в первую очередь должна быть защищена государством. В Индии с 1967 года существуют вооруженные группировки, которые дислоцируются преимущественно в лесах. Неофициально их называют «наксалитами» или маоистами Индии, а государство именует террористами.

Необходимо сформировать понимание, кто же они: группировки вооруженных бандитов, терзающих население или же движением неравнодушных людей, вставших на защиту населения Индии.

Движение наксалитов возникло в 1967 году, оно приобрело характер затянувшегося социального протеста. В ходе работы было выявлено, что местом возникновения, а так же распространения движения наксалитов стали наиболее бедные северо-восточные части Индии, с преобладанием сельского населения [1, С.2]. Что побудило часть людей отказаться от своего привычного рода занятий, взять в руки оружие, чтобы проводить точечные расправы над представителями полиции и чиновничьего аппарата?

Причиной социальной напряженности в индийской деревне стала ужасающая беднота и голод. По данным 1951 г. В Индии голодало 30,5 млн. человек, а к 1956 году эта цифра выросла до 46,6 млн. человек [2, С.120]. Эти данные совпадают с началом проведения реформ в сельском хозяйстве и «зеленой революцией». Реформа была направлена на ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение крестьян землей. В 1956 г. был принят «потолок» земельных владений. Для крестьян земельные участки увеличивались на 60-70 % и составили 15-30 акров земли. Но помещикам, привыкшим владеть большими угодьями, этого было недостаточно, в итоге, благодаря махинациям, в их руках в общей сложности было сконцентрировано около 100 млн. акров земли [4, С.277]. Поэтому можно считать эту реформу не удавшейся.

Еще одним звеном в цепочке событий, обеднения крестьянства стала «Зеленая революция». Это новая аграрная политика в Индии, которая действует с начала 1960-х гг. Данные меры были направлены на модернизацию сельского хозяйства, но в результате повлияла на социальное расслоение общества. Государство поддерживало только тех крестьян, которые собирали много урожая за счет новых способов обработки и механизации, а бедные крестьяне, которые не могли изыскать средства на приобретение дорогостоящего оборудования, лишались этой поддержки, разорялись и еще больше беднели. Это сформировало группы разорившихся крестьян с устойчивой неприязнью и злобой к правительству.

Еще одной важной предпосылкой можно считать влияние китайского маоизма на деятельность наксалитов. Крайние левые представители КПИ, вдохновившись некоторыми идеями Мао Цзэдуна, создали идеологию маоизма на Индийской земле. Отличием является то, что основной движущей силой КПИ(м) считали сельское население, а не рабочий класс. Таким образом, в Индии, китайский маоизм лег в основу идеологии движения.

На сегодняшний день мы можем сказать, что в Индии действует система вооруженных полувоенных формирований, которые используют тактику индивидуального террора [5, С.221]. Организовывают атаки на некоторые деревни, публично вывешивают убитых полицейских. Помимо этого в перечне деяний наксалитов числится подрыв поезда и автобусов.

По данным индийской разведки на 2009 год, их численность составляет 25 тысяч боевиков и 50 тысяч активистов, повстанцев поддерживают несколько миллионов человек по всей стране [3, С.1].

На протяжении долгого времени ведутся активные действия по зачистке районов и устранению наксалитов, создаются специальные учебные центры, в которых готовят молодежь для ликвидации наксалитской угрозы.

В 2005 в штате Чхаттисга́рх образовалась организация Сальва Джудум, что в переводе значит «Очистительная охота». В нее входят ополчение, состоящее из местной племенной молодежи, которое тренируется на региональные средства штата. На деле же эта организация стала источником еще большего убийства и насилия среди населения. И в 2011 году конституционный суд вынес постановление о ее ликвидации.

Терроризм является глобальной угрозой человечества. Мировой терроризм – это бич современного общества, многие страны ведут активную борьбу, но эффект достигается лишь на время. Доподлинно известно, что денежные средства на борьбу с терроризмом выделяются не малые. Возможно ли то, что вписав в этот контекст наксалитские группировки, правительство Индии пытается решить свои внутренние проблемы за счет международных средств?

Зачастую действия маоистов оборачиваются гибелью сотен мирных жителей, но несмотря на все потери, население активно поддерживает их деятельность. Наксалиты строят больницы и школы, защищают пахотные земли, - проводят социальную политику, про которую забыло само государство. Наксалитизм – это вынужденная мера, которая нацелена повернуть власть лицом к народу.

 

Список литературы

1. Банерджи С. Mercury Rising: India's Looming Red Corridor // The Center for trategic and International Studies in Washington, DC 2008.

2. Банерджи С. Индийская революция у точки кипения: Восстание наксалитов // Революция и традиция в странах Азии: Реферативный сборник. М., 1987. С. 120.

3. Ивановский А. По заветам великого кормчего // Газета ВПК № 21 (489) – 05.06.2013 URL: http://vpk-news.ru/articles/16196 (дата обращения 16.05.2016)

4. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. XX век //Институт востоковедения РАН – 2010. – С. 277-279.

5. Яковлев А.Ю. Левый терроризм в Индии: истоки, эволюция, действующие силы // Тамбов: Грамота - 2012.- № 4. Ч. 2. С. 218-222.

 

 

УДК 33 (520)

Панкратова Алёна Игоревна

студент исторического факультета 1 курса

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: pankratova_58@mail.ru

 

«ЯПОНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» КАК ПРОЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ «КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ)

Pankratova Alyona I.

student of the faculty of History first - year

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: pankratova_58@mail.ru

 

«JAPANESE ECONOMIC MIRACLE» AS THE CONTINUOUS PROYECT OF THE «CONSERVATIVE MODERNIZATION» (RESEARCH APPROACHES)

Аннотация. В статье рассматривается историографический вопрос такого феномена, как японское «экономическое чудо». Автор приводит перечень взглядов отечественных и зарубежных ученых, которые указывают на то, что «чудо» было вызвано различными факторами. В работе были проанализированы и выявлены некоторые преимущества и недостатки японской модернизации XX века.

Ключевые слова: модернизация, японское «экономическое чудо», историографическая перспектива, феномен.

Abstract. The article considers historiographical problem of such phenomenon as Japanese "economic miracle". Author gives a list of views which points at the factors which caused the “miracle”. In the research were analyzed some advantages and disadvantages of Japanese modernization of the twentieth century.

Key words: modernization, the Japanese "economic miracle", a historiographical perspective, the phenomenon.

 

Феномен «японское экономическое чудо» уже на протяжении последних нескольких десятилетий является объектом междисциплинарного изучения для исследователей. Вероятно, что устойчивый интерес исследователей к проблеме обуславливается, главным образом, тем, что данный процесс модернизации способствовал выходу государства за кратчайшие сроки на международную арену совершенно в новом для себя качестве. Япония стала конкурентоспособной среди передовых стран того времени за два десятка лет. Причины этого, безусловно, интересуют экономистов и сегодня, так как любая мировая держава стремится, если не улучшить свои позиции в международной сфере, то хотя бы сохранить их. Изучая опыт японской модернизации, представляется возможным наметить контуры технологии преодоления кризиса, которая является немаловажной в этом вопросе.

Тема данного исследования связана с изучением исследовательских подходов в определении японского «экономического чуда» в историографической перспективе. Постараемся еще раз осмыслить, что произошло, почему этот феномен приковывает внимание и выделить его как страницу в историографии новейшей истории Японии.

Каждый исследователь, труды которого приводились в ходе исследования, так или иначе дает определение понятию «японское экономическое чудо». Сама терминология «чудо», по мнению Такатоши Ито, происходит из того, что экономисты, используя экономическую модель роста Солоу и анализируя общую производительность факторов производства, не смогли объяснить противоречия, которые они обнаружили.[5, С.208]

Согласно точке зрения Э. В. Молодяковой, японское «экономическое чудо» - это огромный скачок по количественным и качественным показателям экономики. Доктор экономических наук и член совета МОО «Ассоциация японоведов» И. П. Лебедева японским «экономическим чудом» называет «период, во время которого Япония вошла в систему общепризнанных мировых ценностей, где она в исторически короткие сроки заняла место высокоразвитого партнера промышленных лидеров» [8, С.184]

Следует отметить, что данный процесс рассматривается в различных аспектах: с экономического, политического и социально – культурного, что позволяет говорить о его многозначности и множестве полей для его изучения.

Например, Масахиро Такада в статье: «Japan’s Economic Miracle:Underlying Factors and Strategies for the Growth» 1999 г. главным образом акцентирует внимание на экономической стороне японского «чуда».Он говорит о том, что в этот период значительный вклад внесли технологические усовершенствования, так как «улучшение технологий в одной отрасли влияет на рост многих других отраслей промышленности».[3, С.13]Так, улучшение стали в сталелитейной промышленности способствовало улучшению качества автомобилей. Благодаря этому автомобильная промышленность переросла в индустрию и получила возможность конкурировать на международном рынке. Также экономическому росту содействовали изменившиеся условия ведения бизнеса: роспуск дзайбацу, руководителями фирм стали наемные профессиональные менеджеры, благодаря которым улучшились условия труда внутри фирм, стимулировалась как внутренняя, так и международная конкуренция.

О политическом аспекте позволяет говорить то, что японское «экономическое чудо» - это проект, у истоков которого находится правительство. Все исследователи говорят об огромной роли государства в послевоенный период. Достижению поставленных целей способствовали успешная экономическая политика и планирование. Были опубликованы доктрина Ёсида и план «удвоенного дохода». Первая была сосредоточена на комплексе экономических реконструкций и развитии страны как нации, ее главной целью была экономия на военных расходах (они финансировались США). Автором плана «удвоенного дохода» стал Икеда, его работа была направлена на удвоение доходов и уровня жизни рабочих.

Помимо планирования, государством был также проведен ряд других мер для успешной модернизации, о них пишет И.П. Лебедева. Она говорит о том, что правительство поддерживало не только те отрасли промышленности, которые уже были конкурентоспособными, но и те, которые станут ими в будущем. Были установлены нормы и стандарты в отношении определенных сторон деятельности предприятий, для поднятия технического уровня производства, повышения эффективности использования ресурсов, усиления конкурентоспособности отечественной промышленности и повышения качества продукции. Государство стремилось придать этому процессу целенаправленный и поступательный характер, благодаря его политике был создан благоприятный климат для инвестиций в обновление оборудования, для открытия дела в новых областях, для развития всех форм предпринимательства.

Что касается социальной стороны исследуемого феномена, то неоднократно ученые акцентировали свое внимание на менталитете японского народа как на определяющем факторе успешной модернизации. М. Такада, Э.В. Молодякова, С.Б. Маркарьян, а так же ряд других исследователей называют высокую степень адаптивности населения, их умение усваивать различные компоненты других цивилизаций и превращать их в собственные ценности, сохраняя для будущих поколений, главной особенностью японского сознания, которая повлияла на ход модернизации. Именно в этот исторический период эти качества населения проявились наиболее ярко.

К. Яги в 2000-ом г. подвергает критике мнение Мураками о том, что существование беспристрастной и компетентной бюрократии – неизбежное условие для успеха промышленной политики. Сам он считает, что врожденная и политическая напряженность ускоренного индустриального развития находится вне контроля даже самой компетентной бюрократии, а девелопментализм самостоятельно рождается как националистический ответ на международный кризис. К. Яги говорит о том, что социальная плотность населения определяет количественно-качественный состав общества, согласно которому развиваются отношения между классами. Все юридические, политические, экономические институты, а также нормы и идеи, являются результатом исторического процесса развития общества. Эти социологические отношения фильтруют даже технологии и производственные силы. Таким образом, «экономика» - это не самостоятельная подструктура, а экономическое поведение каждого индивида находится под влиянием скрытых социологических факторов. Это еще раз указывает на социальную роль в модернизационном процессе, а так же на то, что японское «экономическое чудо» - это результат комплексной модернизации, а не только работы в экономической сфере.

Несмотря на достигнутые успехи в экономическом плане, необходимо сказать о том, что «чудо» имело свои дефекты, о которых говорит ряд исследователей. В. Блечингер определяет этот период как наиболее коррупционный: в Японии коррупция была намного выше, чем в демокртических странах. Для того, чтобы победить на выборах, необходимы не столько политическая аргументация и идеологические предпочтения, сколько качество отношений избирательной компании с ее электоратом. Поэтому, политики, в буквальном смысле, соревновались между собой за избирателя, всячески подкупая его.

С. Партнер рассказывает о том, как происходило внедрение электротехнических приборов в жизнь японского общества, он называет японское «чудо» самым революционным временем за всю историю современной Японии. Это связано с началом эпохи массового потребления. Перед предпринимателями стояла проблема: как внушить людям тратить свои средства на приобретение электрических товаров в то время, как их едва хватало для поддержания уровня жизни (неоднократно исследователи обращают внимание на низкий (в среднем) уровень заработной платы).

Следует отметить, что согласно статистическим данным к 60-м гг. XX в. телевидение было проведено 60 % населения, когда лишь 13% были подключены к канализационной системе. Телевидение стало транслятором знаний, установок и норм широким массам населения. Как следствие, зарождается массовая культура, что свидетельствует о переломном моменте в традиционном мышлении японского общества.

Опыт Японии говорит о том, что государство на протяжении нескольких столетий меняется путем непрерывной модернизации. Это заключается в регулярном обновлении ограниченного числа давно существующих и проверенных устоев с целью их внешнего соответствия требованиям времени без нарушения исторических связей мышления народа. Исходным толчком для модернизации являются переломные моменты в истории: приход к власти в традиционном обществе новой элиты мэйдзийского периода (1868–1912), потери во время Второй Мировой войны (1939-1945). Обе модернизации носят империалистический характер: в XIX в. становление военной империи, в XX в. – экономической. Это обуславливалось вызовом времени и особенностями исторических периодов. Но главной особенностью «чуда» от предшествующих модернизаций является то, что изменения, которые происходили в тот период, не только пронизывали все сферы общества, но и проходили настолько стремительно и впечатляюще, что в результате Япония стала сверхдержавой на международной арене за исторически короткие сроки.

Подводя итоги всему выше сказанному, следует сказать, что взгляды на японское «экономическое чудо» были различными и обусловлены методологическими подходами авторов - исследователей. Они менялись как во времени, так и в пространстве. Не все исследователи рассматривают этот феномен через призму «чуда». И это, прежде всего, связано с недостатками системы в политическом и социальном аспектах. Данный процесс и на сегодняшний день является актуальным для исследовательского осмысления, поскольку является «продолжающимся» процессом.

Список литературы:

  1. Kiichiro Yagi.Japanese Theory of Modernization/Industrialization
    Between Liberalism and Developmentalism. Kyoto.2000.
  2. Lucien Ellington. Learning from the Japanese Economy, 2004. Электронный доступ:http://spice.fsi.stanford.edu/docs/learning_from_the_japanese_economy (20.12.2015).
  3. Masahiro Takada. Japan’s Economic Miracle: Underlying Factors and Strategies for the Growth. Professor Wylie, 1999.
  4. Simon Partner. Manufacturing Desire: The “Electrical Lifestyle” and the Nurturing of the Japanese Consumer // Social Science Japan. – 1998. - № 12. – С. 21-24.
  5. Takatoshi Ito. Japan and the Asian Economies: A "Miracle" in Transition, 1996.
  6. Verena Blechinger. Money Politics in Japan (or, Pork Corrupts, and Absolute Pork Corrupts Absolutely) // Social Science Japan. – 1998. - № 12. – С. 30-34.
  7. Денисов Ю.Д. Япония на путях технологической модернизации // Япония: опыт модернизации. - М., 2011.- С. 182-200.
  8. Лебедева И.П. Роль государства в экономической модернизации // Япония: опыт модернизации. – М., 2011.- С. 107-125.
  9. Молодякова Э.В., Маркарян С.Б. Модернизация: японский феномен // Восточная аналитика. -№ 2. – 2011. – С. 7-13.

 

 

УДК 323.383



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.019 с.)