Islamic civilization: a VIew from the inside 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Islamic civilization: a VIew from the inside



(BASED ON THE WORKS OF S.QUTB).

Аннотация. В статье отражена концепция исламской цивилизации египетского учёного – Сейида Кутба, её фундаментальные звенья и взаимодействие разных этнических обществ, с целью объединения мусульманских государств для создания единой жизнеспособной цивилизации, а также глобализации цивилизации.

Ключевые слова: политический ислам, фундаментализм, радикализм, мусульманская умма, исламская цивилизация, исламизация.

Abstract. The article reflects the concept of Islamic civilization Egyptian academic Sayyid Qutb, its fundamental units and interaction with members of different ethnic communities, with the aim of uniting the Muslim States to create a single viable civilization, as well as the globalization of civilization.

K ey words: political Islam, fundamentalism, radicalism, the Muslim Ummah, Islamic civilization, Islamization.

 

В последние годы мы всё чаще слышим о политической и социально-экономической деятельности различного рода на Ближнем Востоке. Шумиха вокруг данного региона связана с идеей создания единого исламского государства, которую пытаются воплотить в жизнь небезызвестные организации, а также сами государства данного региона. Идеи создания исламской цивилизации отнюдь не новы, в пример можно привести различные халифаты, но последним из таких экспериментов, безусловно, была ОАР. В нашей работе мы рассмотрим теорию построения Исламской цивилизации Сейида Кутба и её цементирующие понятия.

Сейид Кутб является одним из основоположников партии «Братья-мусульмане», в связи с этим нельзя не обратить внимания на такое движение, как политический ислам.

«Политический ислам — это разнообразные движения, в той или иной форме выражающие устремления различных социальных групп в разных странах исламского мира. Этим движениям должна быть предоставлена возможность выразить свои взгляды, сформулировать программы, а также воплотить свои идеи на практике. При условии, что эти идеи не противоречат современным нормам международного сообщества.» [1]

Другими словами, политический ислам – это конфессиональное идейно-политическое движение, направленное на реализацию глобального социально-политического проекта возрождения исламской цивилизации.

Следует добавить, что политический ислам сам по себе подразделяется на классический, традиционный, модернистский и радикальный.[2]

Классические фундаменталисты, к которым относится и С.Кутб, стремятся очистить ислам, призывают к созданию идеального мусульманского общества.

Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он сложился в период докапиталистических социально-экономических, политиче­ских и культурных институтов и представлений.

Мо­дернисты стремятся реформировать, приспосо­бить мусульманскую догматику к нуждам совре­менного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие.

Современ­ный радикальный исламизм, апеллируя к идеоло­гическим ценностям Средних веков, использует технические достижения и финансовые меха­низмы современной цивилизации, т.е. глобали­зацию, для ее же уничтожения.

В работе «Вехи на пути Аллаха» С.Кутб развивает уникальную и неповторимую концепцию «истинного исламского общества» и теории построения исламской цивилизации как воплощения высшей власти Аллаха. Данная работа является одним из интереснейших источников политического ислама и продолжает являться объектом для дискуссии в мусульманском мире.

Таким образом, цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать идею C. Кутба о цивилизации, и попытаться дать политическую оценку идеям известного исламского политика.

Сейид Кутб родился в Египте в знатной, но обедневшей семье, получил хорошее образование. Работал в министерстве образования.

В 1949-51 года получал опыт организации школьного образования в США. Там он увидел ужасающие западные обычаи. По возвращении, С.Кутб начал свою политическую деятельность, выступая за обособление ислама от западных экспансионистов.

Был приговорен к смертной казни, через повешение, по обвинению в руководстве заговором с целью убийства президента Египта Насера и других высших должностных лиц. Приговор был приведен в исполнение.

Говоря о становлении цивилизации, С.Кутб сразу же даёт понять, что построить цивилизацию можно только в том случае, если ислам воплотится в мусульманской Умме. Он говорит следующее: «Од­на­ко Ис­лам в со­стоя­нии вы­пол­нить свою роль лишь в том слу­чае, ес­ли он во­пло­тит­ся в Джамаате, то есть ес­ли он во­пло­тит­ся в му­суль­ман­ской Умме. Че­ло­ве­че­ст­во, и осо­бен­но в на­ше вре­мя, не при­зна­ет пус­той идео­ло­гии, в ко­то­рой оно не ви­дит ре­аль­но­го под­твер­жде­ния ее ис­тин­но­сти в по­все­днев­ной жиз­ни. Су­ще­ст­во­ва­ние му­суль­ман­ской Ум­мы счи­та­ет­ся за­вер­шенным уже мно­го ве­ков на­зад. Му­суль­ман­ская Ум­ма - это не зем­ля, на ко­то­рой ко­гда-то су­ще­ст­во­вал Ис­лам, и не на­род, пред­ки ко­то­ро­го жи­ли в од­ну из ис­то­ри­че­ских эпох под се­нью ис­лам­ской сис­те­мы. Му­суль­ман­ская Ум­ма - это общ­ность лю­дей, жизнь, идео­ло­гия, по­ло­же­ние, по­ряд­ки, цен­но­сти и кри­те­рии, ко­то­рые пол­но­стью вы­те­ка­ют из ис­лам­ской сис­те­мы, и эта Ум­ма с та­ки­ми при­зна­ка­ми пре­кра­ти­ла свое су­ще­ст­во­ва­ние с тех пор, как ис­чез­ло прав­ле­ние по за­ко­ну Ал­ла­ха со всей зем­ли. Вос­ста­нов­ле­ние бы­тия этой Ум­мы со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы Ис­лам вновь стал иг­рать свою дол­го­ждан­ную роль в ру­ко­во­дстве че­ло­ве­че­ст­во.»[3. С.4]

Таким образом, С.Кутб выдвигает в качестве первого звена становления цивилизации исламизацию.

Под исламизацией подразумевается объединение всех мусульман под знамя фундаментального течения ислама, вернувшись к изначальным законам, исповедуя единую религию, без каких-либо ответвлений. Хотя ответвления ислама носят условный характер: официально никто ничего не делит, но везде есть свои нюансы, от которых, по мнению С.Кутба следует отречься.

В своей работе С.Кутб утверждает, что изначальной целью ислама является объединение всех людей для упорядочения и регулирования жизни как мирской, так и жизни вселенской: «При­зыв имел сво­ей це­лью “по­кор­ность” (Ислам), то есть, по­кор­ность ра­бов гос­по­ди­ну ра­бов, увод их от по­кло­не­ния ра­бам к по­кло­не­нию Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, ос­во­бо­ж­де­ние их от вла­сти ра­бов, от их вла­ды­че­ст­ва, за­ко­нов, цен­но­стей и тра­ди­ций и пе­ре­ход их под власть Ал­ла­ха, под сень Его вла­ды­че­ст­ва и за­ко­нов, Его и ни­ко­го дру­го­го, по всем жиз­нен­ным во­про­сам. С про­по­ве­дью та­ко­го Ислама вы­сту­пил Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) по­доб­но то­му, как до не­го вы­сту­па­ли бла­го­род­ные по­слан­ни­ки (мир над ни­ми). Он вы­сту­пил с ис­лам­ским при­зы­вом, с тем, что­бы воз­вра­тить лю­дей под сень вла­ды­че­ст­ва Ал­ла­ха, как впрочем, и всю Все­лен­ную, в ок­ру­же­нии ко­то­рой жи­вут лю­ди.»[3, C.21]

Следующим цементирующим звеном, как мы видим из работы С.Кутба, является просветительская деятельность, направленная на исламизацию других культур, дабы они стали частью одного целого. Говоря о просветительской деятельности, следующий тезис, который явно отличается от современных понятий исламизации: «не война, но просвещение»[3, C.28] По глубокому убеждению С.Кутба, к агрессивным мерам следует обращаться в самую последнюю очередь. Что же касается тактики глобализации Ислама, то здесь автор считает, что нужно показать «истинное Божество», «истинную культуру» и «истинные ценности», важнее которых нет в этом мире, и, подразумевая, все эти ценности люди сами придут к «истинному Богу».[3, C.56]

Затем идет такой элемент, как следствие просветительской деятельности Исламской цивилизации – это иное мировоззрение народов, подвергшихся исламизации. Исламизация подразумевает отказ просвещённых народов от их культуры, традиций и прошлых ценностей для вхождения в истинную культуру, дарующую духовность и стабильное существование

В конечном итоге, по мнению Кутба, Исламская цивилизация поглощает освобождённые от «ереси» культуры и они становятся частью жизнеспособной цивилизации, готовой противостоять всем тяготам мирской жизни благодаря подсказкам свыше.

Таким образом, С.Кутб выдвигает идею исламского универсализма:

1) Не война, но просвещение. В виде джихада мусульман.

2)Поглощение культур: под поглощением мы понимаем просветительскую деятельность ислама, направленную на отказ от джахилии.

3)Иное мировоззрение: отказ от прошлых культурных традиций, дабы принять «истинные традиции» «истинного общества»

4)Следование законам Шариата: то есть наш герой говорит о том, что общество с коллективными законами и многовластием, как и многобожием не имеет право на жизнь: оно самоуничтожится со временем, по мнению С.Кутба, общество способно жить лишь под законами единого творца, трактуемых и изложенных пророками, через которых до людей дошли призывы Аллаха.

Вместе с тем С.Кутб доказывает, что только Исламская цивилизация в её традиционной форме способна пережить все кризисы, он проводит аналогию с исторически сложившимся языческим миром: «Это - ор­га­ни­че­ское об­ще­ст­во, ме­ж­ду чле­на­ми ко­то­ро­го су­ще­ст­ву­ет взаи­мо­дей­ст­вие, взаи­мо­до­пол­няе­мость, ко­ор­ди­ни­ро­ван­ность, пре­дан­ность и ор­га­ни­че­ское со­труд­ни­че­ст­во, что де­ла­ет это об­ще­ст­во спо­соб­ным к дви­же­нию, соз­на­тель­но или бес­соз­на­тель­но, с це­лью со­хра­не­ния сво­его бы­тия, с це­лью за­щи­ты и ли­к­ви­да­ции эле­мен­тов опас­но­сти, ко­то­рые уг­ро­жа­ют это­му бы­тию. Та­кое общество, так или иначе, все­гда на­хо­дит­ся под уг­ро­зой».[3, C.23]

То есть наш герой говорит о том, что общество с коллективными законами и многовластием, как и многобожием не имеет права на жизнь: оно самоуничтожится со временем, в целом так оно в действительности и произошло. По мнению С.Кутба, общество способно жить лишь по законам единого творца, изложенным и трактуемым пророками, через которых до людей дошли призывы Аллаха.

Точка зрения автора действительно спорная, но наша задача заключается в том, чтобы показать, как видят свою цивилизацию сами мусульмане, только субъективный взгляд авторов, которые ведут свои исследования внутри самой цивилизации, помогут нам увидеть и познать цели и задачи Исламской цивилизации, её структуру и её видение своего прошлого и будущего.

Что же касается самой структуры общества, то здесь наш исследователь пишет следующее: «Тео­ре­ти­че­ская ба­за, на ко­то­рой зи­ж­дет­ся Ислам, на про­тя­же­нии всей че­ло­ве­че­ской ис­то­рии сво­ди­лась к сви­де­тель­ст­ву ис­по­ве­да­ния ис­лам­ской ве­ры: “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха”, толь­ко то есть, к вы­де­ле­нию Ал­ла­ха, хва­ла Ему, в ка­че­ст­ве бо­же­ст­вен­но­го на­ча­ла, ис­точ­ни­ка вла­ды­че­ст­ва, опе­ки, вла­сти и гос­под­ства. Вы­де­ле­ние Его в та­ком ка­че­ст­ве долж­но про­ис­хо­дить че­рез убе­ж­де­ние в глу­би­не ду­ши, че­рез по­кло­не­ние во вре­мя об­ря­дов и со­блю­де­ние ша­риа­та в ре­аль­ной жиз­ни. Сви­де­тель­ст­во, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха”, фак­ти­че­ски су­ще­ст­ву­ет и счи­та­ет­ся за­кон­но су­ще­ст­вую­щим в та­ком со­вер­шен­ном ви­де, ко­то­рый при­да­ет этой фра­зе под­лин­ное, серь­ез­ное бы­тие, на ос­но­ве ко­то­ро­го уже де­ла­ет­ся за­клю­че­ние от­но­си­тель­но то­го, кто про­из­нес эту фра­зу, яв­ля­ет­ся он му­суль­ма­ни­ном или нет.

Смысл ут­вер­жде­ния этой ба­зы в тео­ре­ти­че­ском пла­не сво­дит­ся к то­му, что вся жизнь че­ло­ве­че­ст­ва при­над­ле­жит Ал­ла­ху и что лю­ди ни по ка­ко­му во­про­су и ни по ка­ко­му ас­пек­ту в этой жиз­ни не дей­ст­ву­ют на ос­но­ва­нии соб­ст­вен­но­го су­ж­де­ния. Они долж­ны об­ра­тить­ся к Ал­ла­ху по этим во­про­сам, с тем, что­бы за­тем сле­до­вать Его су­ж­де­ни­ям. Су­ж­де­ния Ал­ла­ха они долж­ны уз­на­вать из од­но­го ис­точ­ни­ка, че­рез ко­то­рый они по­сту­пают к ним, а имен­но - у по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Это об­стоя­тель­ст­во на­шло свое от­ра­же­ние во вто­рой по­ло­ви­не шахады: “Сви­де­тель­ст­вую, что Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) - по­слан­ник Ал­ла­ха”.

Та­ко­ва тео­ре­ти­че­ская ба­за, в ко­то­рой во­пло­ща­ет­ся Ис­лам и на ко­то­рой он ос­но­вы­ва­ет­ся. Эта ба­за пол­но­стью фор­му­ли­ру­ет за­кон жиз­ни и пре­тво­ря­ет его в ре­аль­ность по всем во­про­сам жиз­ни. Му­суль­ма­нин, воо­ру­жив­шись этим за­ко­ном, под­хо­дит к ре­ше­нию бу­к­валь­но всех во­про­сов лич­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни внут­ри ис­лам­ско­го ми­ра и за его пре­де­ла­ми, в сво­их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с му­суль­ман­ским об­ще­ст­вом и взаи­мо­от­но­ше­ни­ях му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва с дру­ги­ми об­ще­ст­ва­ми ино­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния.»[3, C.19]

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что структура общества в Исламской цивилизации зиждется на равноправии между населением и управленцами – лучшими людьми ислама, а возвышается над всеми людьми творец – Аллах, дарующий закон и пути жизненные. Исламская цивилизация – это общество, стремящееся к коллективизму, которое возвышается над другими цивилизациями за счёт того, что истинный Бог подсказывает путь и вместе с тем, даёт и право пути для всей цивилизации. Коран является источником всех правовых, социальных и духовных норм, исламское общество – общество саморегулируемое, но, к сожалению, и автор, безусловно, это учитывает, общество не может прийти к этому спонтанно, оно должно прийти к этому само. Этот процесс может занять столетия и тысячелетия.

Согласно статистике: мусульман в мире примерно 18%, равно как и христиан, только вот число их, в отличие от христиан, неуклонно растёт. Это связано, прежде всего, с социально-экономическими условиями, в которых живёт современная Исламская цивилизация.

В работе С.Кутба мы видим следующее заявление: «Ис­лам, уст­рем­ля­ясь к ми­ру, не име­ет в ви­ду тот де­ше­вый мир, суть ко­то­ро­го сво­дит­ся лишь к то­му, что­бы обезо­па­сить тер­ри­то­рию, на ко­то­рой про­жи­ва­ет на­се­ле­ние, вос­при­няв­шее ис­лам­ское ве­ро­уче­ние. Ис­лам же­ла­ет та­ко­го ми­ра, под се­нью ко­то­ро­го вся ре­ли­гия пол­но­стью бы при­над­ле­жа­ла Ал­ла­ху, то есть, что­бы лю­ди, все лю­ди под се­нью это­го ми­ра по­кло­ня­лись Ал­ла­ху, и что­бы в этих ус­ло­ви­ях лю­ди не бра­ли из сво­ей сре­ды дру­гих лю­дей в ка­че­ст­ве гос­под, по­ми­мо Ал­ла­ха.»[3, C.25]

В действительности же мы видим, что мусульманское общество не готово к переходу под знамя единого ислама, но и отвергать концепцию Кутба, на наш взгляд тоже не стоит, т.к. ислам ещё не выбрал свой путь развития. Мы видим лишь ортодоксальные попытки изменить что-то внутри Ближнего Востока. Но, как правило, эти попытки являются утопическими или террористическими, в виде социально-экономических проектов. Как социально-экономические такие проекты не смогут реализоваться по причине разногласий в исламском мире и негативной оценки более развитого Запада.

Говорить о том, что ислам является пассионарной религией, на наш взгляд, пока рано: безусловно, к этому есть определённые тенденции, но сам раскол в мусульманском мире не даёт нам права так говорить. Если смотреть на проблему с другой стороны, то действительно, ислам имеет наибольшую силу в данном мире, и число следующих религии приверженцев, об этом говорят наглядные факты: беженцы в Европе, переход из других религий в ислам и т.д.

Таким образом, мы раскрыли теорию становления единой для ислама цивилизации. В действительности, это поистине уникальная теория для ислама, ведь её автор единственный, кто решил разделить религию и политику, сделав религию политическим орудием, что, безусловно, вызывает критику у некоторых мусульманских деятелей.

Сама идея единой исламской цивилизации, на первый взгляд, является абсурдной в связи с нынешним геополитическим положением, а также абсурдным является отделение ислама и политики, но если углубиться в нынешнее состояние Ближнего Востока, то такой путь является более благополучным для самого Исламского мира. Как правило, исламский мир ассоциируется с унификацией многообразия единства, но, иногда стоит отделять одно от другого, чтобы не возникали переплетающиеся недопонимания.

Всё дело, пожалуй, в том, что современный ислам не может найти пути к прогрессу внутри себя, мы не говорим о том, что данная идеология себя исчерпала, ведь она поистине безгранична и разнообразна. Тот путь, по которому идёт исламская цивилизация, ведёт её к разрушению исконных ценностей.

Идея Сейида Кутба – это возвращение к корням мусульманского общества для дальнейшей универсальной глобализации и распространения того мира, той идеологии, которые на его взгляд являются наиболее благополучными для человечества. Он желал ввести моральные и культурные ценности, которые всё в той же западной цивилизации, а так в Исламской были частично разрушены.

Говоря о мотивах С.Кутба, стоит сказать, что в его идеях не было агрессивных начал, он не хотел критиковать джахилийские взгляды и представления, а в том, чтобы ознакомить мир с революционной программой, дабы сломать сложившуюся систему взаимоотношений в существующем исламском мире. В своей работе он показал мирный путь развития ислама, цивилизацию, которая была бы открыта миру, цивилизацию с её уникальными культурными традициями и бесценными взглядами на состояние мира.

Список литературы

1. Грэхем Ф. Будущее политического ислама [Электронный ресурс] // Отечественны записки 2003,5: сайт. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2003/5/budushchee-politicheskogo-islama (дата обращения: 27.05.16)

2. Малашенко А.В. Два мнения. Исламизм на все времена // Свободная мысль - XXI век. -2004. - № 12.

3. Сейид Кутб, «Вехи на пути Аллаха», 1964г.

УДК 347.92/ 94 (540)

Иванова Анна Вадимовна

Студент(ка) кафедры всеобщей истории

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: AnnKa1302@yandex.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.017 с.)