Memorial rites Komi - zyrian : archaeological and ethnographic parallels 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Memorial rites Komi - zyrian : archaeological and ethnographic parallels



Аннотация. В статье показаны поминальные(постпогребальные) обряды коми-зырян по этнографическим исследованиям а также проведена условная реконструкция поминального обряда носителей вымской культуры. Совершена попытка найти возможные археолого-этнографические параллели между этими обрядностями.

Ключевые слова: коми-зыряне, вымская культура, постпогребальный обряд, поминальный обряд, поминки, тризна, могильник, археологизация.

Annotation. The article shows the memorial (postpogrebalnye) rites Komi-Zyrian on ethnographic research conducted as well as the reconstruction of the funeral rite conventional carriers Vym culture. It made an attempt to find possible archaeological and ethnographic parallels between the rituals.

Keywords: Komi peoples, Vymsky Culture postpogrebalny ritual funeral ritual funeral, Funeral feast, cemetery, arheologizatsiya.

 

Продолжая исследовать тему постпогребальных (поминальных) обрядов, нельзя обойти стороной обрядность Коми-зырян.

Постпогребальная (поминальная) обрядность, по определению В.С. Ольховского, – это совокупность символических и реальных действий, совершаемых в соответствии с определёнными нормами и представлениями в процессе захоронения и в течение определённого времени после захоронения с пропициально-мемориальной целью. [3, С.70] То есть с целью вспомнить умершего и умилостливить его дух и души предков.

Как было выяснено во время подготовки данной работы, этнографических исследований по поминальной обрядности коми-зырян крайне мало.

Но всё же найденные этнографические исследования показывают наличие у коми-зырян нескольких обрядов, которые имеют более ранние корни. Например, поминки, с оставлением на кладбище части угощения для умерших, и оставление на кладбище вещей, принадлежавших покойному. Кроме этих, в чем-то общих для многих народов обрядов, существуют ещё такие как сажание деревьев на могиле или посыпание зерном для птиц могильного холма.

Рассмотрим каждый из обрядов подробнее и выделим то, что могло бы археологизироваться.

Поминки проводятся сразу после погребения на свежезарытой могиле, на 9, 20 и 40 дни, через полгода и год после смерти. Также на кладбище приносится еда во время церковных праздников, таких как Пасха и родительские субботы.

Состав блюд поминальных трапез широк (поминки на 40 день должны были состоять из 40 блюд), но однообразен. Обязательно делается рыбник, но есть запрет на использования для такого пирога налима и щуки, так как считается, что эти рыбы питаются утопленниками. Также обязательными блюдами являются кутья, яйца, пиво, блины, овсяный кисель. На кладбище уносится часть поминального блюда для «родителей», которая остается на могиле либо рядом с ней.

На Пасху обязательными подношениями являются крашенные яйца, пиво и зерно. Последним также посыпались могильные холмы для птиц. Для них же на кладбищах устраивались специальные кормушки с зерном. Это связано с мифологией коми-зырян, а именно с мифом «о древнеиранской царь-птице, которая носится между мирами». [4, С.39]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что археологизироваться могут такие вещи как: некоторые виды пищи (рыбник(кости рыбы); яйца(скорлупа); напитки (посуда в которых они были оставлены), зерно для птиц, а также кормушки.

Столь же важной является традиция оставлять вещи покойного на его могиле. В.Н. Белицер отмечает, что чаще всего оставлялись сани, на которых и привозили умершего. Из них делали намогильный памятник, втыкая в землю полозьями. [1, С. 328]

Кроме саней намогильными памятниками могли служить столбики в виде человеческой фигуры, естественные пни с прибитыми к ним дощечками, столбики с двускатными крышами, деревянные гробницы под двускатной крышей и т.д. Именно к этим сооружениям приносились различные вещи покойных такие как часть одежды(пояски, ленты), или орудия труда(топоры).

Таким образом, можно сказать, что эта традиция может быть наиболее археологизирована, чем предыдущая, так как следы от намогильных памятников и остатки бытовых предметов, скорее всего, будут сохранены лучше, чем пища.

Одним из интересных обрядов, можно назвать посадку деревьев на могиле. Возможно, это связано с представлениями коми о том, что после смерти душа человека вселяется в дерево, и мифами о древесном двойнике человека [1, С.329]. Археологизирование этого обряда может происходить через корни деревьев, в могильных засыпях, а также через признаки искусственной посадки – повторяющаяся устойчивая локализация относительно могильных ям, особенности видового состава.

Для нахождения археологических аналогий были рассмотрены несколько могильников Вымской культуры – это могильник Шойтаны II XI – XII века, Пезмогский могильник XI – XII века, Жигановский могильник XII - XIV века.

Могильник Шойтаны II, на котором вскрыто 19 погребений использовался в XI – XII веках.

Расположен на левом берегу Вычегды, приблизительно в 3,5 км юго- западнее села Сторожевск.

К.С. Королев, исследователь могильника, отмечает наличие различных предметов находившихся в межмогильном пространстве. Приводится два варианта расположения вещей. Либо в ямке на некотором расстоянии от могильной ямы, например, погребение 16, где ямка располагалась в полуметре от погребения на глубине 12-15 см, и в ней находились: бронзовая поясная пряжка, железный четырехгранный черешковый наконечник и железный плоский наконечник стрелы ромбической формы [2, С.26], либо на древней дневной поверхности, например, вблизи западного и южного краев погребения 19 были найдены различные предметы, среди которых указывается глиняный сосуд без орнамента.

Также на поверхности погребения 2 было найдено пятно прокала, которое Королев интерпретирует, как след от костра, на котором, возможно, готовили поминальную тризну.

Пезмогский могильник

Расположен на правом берегу р. Вычегды, приблизительно в полутора километрах юго-восточнее с. Пезмог Корткеросского р-на республики Коми, на южном берегу старинного оз. Пезмогты, на возвышенном участке боровой террасы, носящей название Шойнаяг.

На площади 250 кв.м. обнаружено 18 погребений XI – XII века.

У погребения 16 на древней дневной поверхности были найдены две шумящие подвески, также деформированное бронзовое кольцо. Вне погребений, также был найден развал сосуда и обломки глиняных сосудов.

Жигановский могильник XII - XIV века, расположен у деревни Жигановка Турьинского сельсовета Княжпогостского района, на левом берегу р Вымь, в 300 м.от деревни, в 450 м. от долины реки. Площадь 6285 кв.м, 306 погребений.

На этом могильнике Савельева Э.А. отмечает наличие ритуальных действий, таких как поминальная тризна, что отражается в находении в межмогильном пространстве прокалов и костей животных(лошадь, крупный рогатый скот, коза). Кроме этого рядом с погребениями или же между ними обнаруживаются фрагменты керамики или целые сосуды(погребение 300), а также жертвенные комплексы, которые состоят из охотничьего вооружения(стрелы, ножи), украшений, предметов быта. [5, С.121]

Таким образом, делая вывод по всем могильникам, можно сказать, что на всех памятниках отмечаются следы поминальных тризн, наличие керамических сосудов вне погребений и нахождение в межмогильном пространстве предметов, которые можно интерпретировать как жертвенные комплексы для умерших.

Таким образом, подтверждается, что некоторые этнографически зафиксированные обряды сохранились у коми – зырян ещё с языческих времен, что подтверждается археологическими материалами.

Проводя параллель между тризной и поминками, нельзя забывать, что этнографически не нашлось подтверждения ритуала готовки пищи на костре на кладбище, что означает потерю одной из составляющих языческого обряда, вследствие христианизации коми-зырян. Также можно сказать, что сильно изменился состав поминальных трапез.

Фиксируются и обряды, которые возможно, не существовали ранее. Посадка на могилах деревьев.

Как было отмечено ранее, большинство современных постпогребальных обрядов могут археологизироваться. Поэтому есть смысл рекомендовать археологам, исследователям средневековых финно-угорских некрополей, обращать особое внимание на, как обожженные, так и нет, кости животных, находящиеся в межмогильном пространстве или в засыпи могилы, которые могут свидетельствовать о проведении обряда тризны. Также на черепки и целые сосуды, которые находятся выше линии и на линии фиксации могильной ямы или в межмогильном пространстве, как признак оставления посуды в дар умершему. Стоит отмечать наличие или отсутствие деревьев, растущих на могильнике.

Особо тщательно при выходе на уровень фиксации погребений стоит подходить к разбору «балластного» слоя, несмотря на его переотложенный характер в некоторых случаях возможна фиксация очертаний жертвенных ям, сооруженных уже после засыпки погребений. Также важно обращать внимание на характеристики слоя, в котором удается обнаружить отдельные вещи (индивидуальные находки). С такой же тщательностью стоит осуществлять и разбор межмогильного пространства, фиксируя все изменения в слое.

Таким образом, обряды фиксируемые исследователями этнографически, имеют более ранние истоки, и отчасти фиксируются в погребальном обряде средневековых могильников вымской культуры. Можно говорить о универсальности таких обрядовых действий, как поминовение умершего с помощью пищи, оставление различных бытовых предметов, которыми пользовался покойник при жизни, посуды.

 

Список литературы:

1. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - нач. XX в. / ТИЭ, н.с. Т.ХLV. М., 1958. – С. 328 – 332.

2. Королев К.С. ПРЕДКИ КОМИ-ЗЫРЯН НА СРЕДНЕЙ ВЫЧЕГДЕ (XI-XIVвв.) / Сыктывкар: Изд-во Коми НЦ УрО РАН, 2013. – С. 24-26.

3. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий // Советская археология. - №1. С. 65 – 76.

4. Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов // Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972. С.39.

5. Савельева Э. А. Жигановский могильник / Сыктывкар: Изд-во Коми НЦ УрО РАН, 2010. – С. 115 -121.

6. Чудова Т. И. Пища в контексте похоронно-поминальной обрядности коми(зырян) // Рябининские чтения 2007 (Петрозаводск, 17–21 сентября 2007 г.). – Петрозаводск, 2007. – С. 377-383

 

УДК 902/904



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.014 с.)