Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The development of computer music in the years of perestroyka.

Поиск

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена роста популярности компьютерной музыки в период перестройки, выявления её особенностей на примере одного из музыкальных коллективов.

Ключевые слова: Компьютерная музыка, Андрей Родионов и Борис Тихомиров,

Abstract. The report is devoted to analysis of the phenomenon of computer music in the Soviet Union, to identify its features in the perestroika years, for example, one of the bands.

Key words: Andrey Rodionov and Boris Tikhomirov, computer music.

Одним из новых явлений в советской музыкальной культуре в годы перестройки было бурное развитие компьютерной музыки.

До второй половины 80 – х годов электронная музыка не была массовым явлением, хотя её сочиняли некоторые советские композиторы, которые придумывали свои произведения с помощью синтезатора. Самые известные из них – это Эдуард Артемьев и Алексей Рыбников. Так, Эдуард Артемьев написал музыку для таких фильмов как, «Сталкер» и «Солярис» Андрея Тарковского, [2] а также для некоторых фильмов Никиты Михалкова таких как «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Алексей Рыбников написал музыку к таким фильмам как «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова и «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова [1].

В конце 1970 – х годов появилась группа «Зодиак». Эта группа писала свои композиции на космическую тематику, однако в 1988 году был записан альбом «In memoriam», посвященный родине музыкантов – Латвии. Авторы стремились передать атмосферу таких достопримечательностей страны, как Рундальский дворец и гора Зилайскалнс [9].

К середине 1980 - х годов компьютер, массово используемый в США (в то время там насчитывалось 800 тысяч компьютеров), только появляется в СССР (их насчитывалось в это время всего 50 тысяч [8]. Функциональные возможности этого устройства были ограниченными, однако с его помощью можно было создавать музыку, которая в итоге отличалась по звучанию от синтезаторной. Авторами, первыми использовавшими компьютер для написания музыки в нашей стране, были Андрей Родионов и Борис Тихомиров. Андрей Родионов был успешным программистом, а Борис Тихомиров закончил Российскую академию музыки им.Гнесиных (историко-теоретико-композиторский факультет) и Московскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение» [7].

В 1985 году студия грамзаписи «Мелодия» выпустила альбом под названием «Пульс-1», автором которого был электронный дуэт Андрея Родионова и Бориса Тихомирова. Альбом примечателен тем, что его консультантом был Ответственный секретарь президиума Федерации художественной гимнастики В. И. Силин, а текст на обложке был написан мастером спорта международного класса Любовью Богдановой. Вот его отрывок: «В организации правильного режима труда и отдыха огромное значение уделяется физическим упражнениям под музыку…Пластинка, представленная вашему вниманию, является результатом совместной работы фирмы «Мелодия» со спорткомитетом СССР…Диск «пульс-1» может быть использован для проведения тренировочных занятий, соревнований, спортивных праздников, а также других форм активного отдыха» [5]. К слову скажем, что тираж этого диска был около миллиона копий, что было выдающимся результатом [3] (к примеру, пластинка Аллы Пугачевой 1986 года «Счастья в личной жизни!» продалась объёмом 2 миллиона копий) [6].

Пластинка «Пульс – 1» позиционировалась исключительно со спортивной точки зрения (музыка для проведения соревнований), поэтому её эстетический смысл, скорее всего, никого не интересовал, однако, впоследствии, уже в наше время пользователи музыкальных форумов, обсуждая альбом, уже не уделяли внимания его спортивному предназначению, а оценивали его в эстетическом смысле.

Коллектив решил не останавливаться на одном альбоме и выпустил второй-«512 КБИТ» в 1987 году. В отличие от предыдущего в данный альбом были включены как инструментальные композиции, так и песни. В песнях музыканты оценивали полезность компьютера для человека, который не был тогда широко распространён в Советском Союзе, считали его самым важнейшим изобретением человечества.

Стоит отметить, что коллектив до сих пор интересует людей. Его творчество обсуждается на различных музыкальных форумах, и пользователи высказывают своё мнение относительно того, что им нравится в музыке коллектива, а что нет. Отвечая на вопрос, как они узнали о дуэте, интернет-пользователи, как правило, говорили, что узнали о нём от родителей, которые слушали эту музыку, или через посещение сайтов, которые были посвящены советской электронной музыке. Вот примеры отзывов о коллективе, размещённых на сайте-форуме «lovehate.ru». [ 4](орфография авторов сохранена)

Пользователь под ником «шустрик» (отзыв от 14.04.07): «Сегодня перебирал старые граммпластинки, выписал на листочке то, что хотелось бы скачать в mp3, а от всех винилок избавился, короче завтра на помойку понесу, пережиток древности! Так вот наткнулся на когда-то до дыр закрученную пластинку, вот это как раз и есть проект Андрея Родионова и Бориса Тихомирова со смешным и глупым по сегодняшним меркам названием "512 Килобайт". Ну, для 87-года это считалось солидное название! Надо ещё видеть компьютерную графику обложки этого детища!...Недолго думая, набрал в Yandex запрос по этим двум чудикам….Это такой наивняк, какие-то поучительные текста: "Персональный компьютер нам поможет всегда и во всём эту песню с тобою поём! Робот повар, робот-плотник и общественный работник". Песня "Шахматный компьютер" это вообще клиника! И голос и музыка и текст! А мелодия "512 Кбайт" даже Зодиаку и "Space" нос утрёт!»[4].

Вот мнение другого пользователя, под ником «Cosmic Man»(отзыв от 29.06.07): «Только в чистый кристалл электронная верит эра! Высшая проба металла - его душа!..» Это слова из одной из песен этого необычного, опередившего свое время альбома. Спасибо что вспомнили о них, у меня по сей день хранится винил с этим альбомом. Да, звучание здесь конечно не как у "Зодиак" и не как у Артемьева, который писал музыку на каких-то примитивных и по тем временам (так писали) фотоэлектронных синтезаторах. Но это 80-е, когда, вероятно, мультимедийные технологии еще только зарождались. Однако весь альбом - это попытка написать академическую электронику, имеются заимствования жанра классики. Радует, что две композиции - "Бортовой компьютер" и шуточно-серьезная "Мы - команда новой формации" на тему космической фантастики. Поет очень неплохой вокалист, не знаю, кто-то из них или со стороны, в общем, нынешняя попса нервно курит за углом»[4].А вот что думает пользователь под ником «Pailpp»(отзыв от 15.08.08): «Эта пластинка меня в ранней молодости очень впечатлила. До сих пор мечтаю пообщаться в реальности (или хотя бы по емейлу) с такими музыкантами. Очень интересно как же они тогда это всё писали-сводили, ведь не было тогда даже простого секвенсора программного» [4].

Как видим, современные пользователи интернета дают оценки творчеству музыкального дуэта, им оно нравится, однако, замечу, что мнения людей часто содержат в себе иронию, очевидно из-за сравнения творчества коллектива с современной музыкой.

Судьба музыкантов коллектива после распада сложилась по – разному. Андрей Родионов живёт в Москве, ведёт собственный сайт, где обсуждает вместе с пользователями новинки техномира, а Борис Тихомиров занимается творческой деятельностью, в 2011 году он участвовал в записи рок – оперы «Без царя в голове» [7].

В 2013 году произошло событие, которое можно расценивать как открытие дуэта Родионова и Тихомирова для современных слушателей. В программе «Мастера спорта» на радиостанции «Маяк» стали использоваться отрывки из произведений этого дуэта - «Барокко», «Электронный будильник», «Электронный наездник».

Таким образом, компьютерная музыка и рост её популярности были одним из новых явлений в годы перестройки, она принесла новое видение электронной музыки, которое означало отход от традиционного её исполнения на синтезаторе и переход к технически новому и не освоенному для музыкальных целей компьютеру. Дуэт показал, что компьютер - это не только устройство для выполнения офисных задач, но с его помощью можно создавать музыку, которая интересна большому количеству людей. Достаточно напомнить, что музыкальная заставка к популярной тогда телевизионной передаче «Телевизионное знакомство», которую вёл эстонский журналист Урмас Отт, была написана этим дуэтом.

 

Список литературы

(1)Алексей Рыбников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bilettorg.ru/composers/22/

2. Гагинский.А - Статья «Советская электронная музыка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mirf.ru/music/sovetskaya-elektronnaya-muzyka(дата обращения 10.04.2016)

3. Певцы А.Родионов и Б.Тихомиров – Хиты 80-х [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://80-e.com.ua/nashi/A-Rodionov-i-B-Tihomirov(дата обращения 5.03.16)

4. Про проект А.Родионова и Б.Тихомирова "512 Килобайт" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lovehate.ru/opinions/77464(дата обращения 1.03.16)

5. Пульс 1. Музыкальный Компьютер (1985) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://myzuka.org/Album/346278/Пульс 1-Музыкальный компьютер-1985(дата обращения 2.02.16)

6. «…Счастья в личной жизни!» Электронный ресурс]-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/...Счастья_в_личной_жизни!

7. Тихомиров Борис Юрьевич [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тихомиров_Борис_Юрьевич (дата обращения 4.04.16)

8. Швед.В – Статья «Компьютерная гонка с Америкой» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stoletie.ru/versia/kompjuternaja_gonka_s_amerikoj_449.htm

9. In memoriam [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/In_memoriam(дата обращения 6.05.16)

 

 

УДК 371.8 (470.53)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.009 с.)