Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
To a question of party education management personnel in the 1920-1930 (on the example of donbass)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация. В статье на основе широко круга источников анализируются проблемы подготовки командно-административных кадров в период 20-30-х годов ХХ века. В частности, рассмотрены вопросы создания сети партийно-политических учебных заведений, как в центре, так и на местах. Ключевые слова: партийное образование, политические учебные заведения, советско-партийная школа, управленческие кадры, лектор. Abstract. In article on the basis of a wide range of sources, analyzes the problems of training command and administrative personnel during the 20-30th years of the XX century. In particular, the issues of creating a network of party-political educational institutions, both in the centre and on the region. Key words: party education, political educational institutions, the Soviet-party school, administrative personnel, lecturer.
Успехи кадровой политики советской власти в значительной степени завесили от эффективной системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Проблема политического просвещения управленцев стала предметом изучения многих исследователей [5;8-9;14;17;19]. В то же время малоисследованными остаются вопросы практической реализации подготовки руководящих кадров на региональном уровне. Поэтому целью данной статьи является характеристика процесса развертывания сети партийно-политических учебных учреждений и их организационных вопросов на местном уровне (на примере Донбасса). Коммунистическая партия на каждом этапе своего развития определяла формы и методы учебы руководящих партийных кадров, с учетом исторических условий и задач, которые предстояло решать. С окончанием гражданской войны по всей стране осуществлялась масштабная идеологически-образовательная компания, в ходе которой быстрых темпов развития приобрела сеть политических учебных заведений, для повышения политической грамотности среди руководящих кадров для всех отраслей управления. В начале 1920-х годов сформировалась трехзвенная система политической учебы. Начальным звеном являлась учеба в школах и кружках политграмоты, главной задачей которых - помочь курсантам, осознать сущность и закономерность политического и хозяйственного развития Советской России, получить представление о путях развития от советского строя к коммунизму [5,С.286]. К середине 1920-х гг. кружки школы политграмоты стали массовой формой политпросвещения. Например в пяти округах Донецкой губернии в 1920 году работало 614 школ политграмоты. Из них в Луганском округе действовало 134 школы, в Артемовском - 220, в Сталинском - 225, в Мариупольском - 28, в Старобельском - 7 [18, д.2128, л. 47, 70; д.34, л.35; д.36, л.2.]. В школы политграмоты зачислялись коммунисты, комсомольцы и беспартийные активисты по спискам, составляемым партийными ячейками. Продолжительность курса устанавливалась от трех до пяти месяцев. Занятия проводились два-три раза в неделю по два часа после работы [12, С.156]. Коммунисты, овладевши программой политического минимума, продолжали учебу в марксистских кружках, которые «представляли более высокую ступень учебы и входили в среднее звено партийного просвещения». Более высокую ступень среднего звена становили советско-партийные школы, которые открывались с целью подготовки работников на руководящие должности, «способных выполнять мероприятия советской власти в масштабе волости или уезда» [13, С.110]. Созданию сети совпартшкол послужило вовлечение рабочих и крестьян в советскую и партийную работу, которые нуждались в общеобразовательной и политической подготовке. На X съезде РКП(б) было принято решение о создании в каждом губернском городе хорошо поставленную совпартшколу с двумя – тремя выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики организовывать уездные совпартшколы по сокращенной программе [6, С.552]. Советско-партийные школы, готовившие руководящие кадры на местах, создавались двух типов: I – элементарного типа (уездные), II – повышенного типа (губернские) [15, С.57-58]. Совпартшколы первой ступени, которые имели два профиля: промышленно-рабочий с трехмесячным и земледельческо-крестьянский с четырехмесячным сроком обучения, давали местным работникам элементарное политическое и общее образование. Совпартшколы второй ступени, готовившие кадров для среднего руководящего партийного и советского звена, имели годичный срок обучения. Такой тип школ обеспечивал более глубокую и разностороннею идейно-теоретическую подготовку. Они комплектовались из лиц, окончивших школу первой ступени или имеющих знания в этом объеме[8, С.31-32]. С 1924 г. совпартшколы I ступени переводятся на годичный срок обучения, а школы II ступени — на двухлетний. К концу 1925 г. в СССР насчитывалось в общей сложности 179 школ первой и 67 – второй ступени, в которых обучалось более 20 тыс. чел. [9, С.34]. Постановлением ЦК партии от 26июня 1926 г.была упразднена сетьсовпартшкол I ступении осуществлен переход на единую сеть партшколII ступени сдвухлетним сроком обучения. Совпартшколы I ступенисподготовительными отделениями при них сохранялись лишь в национальныхреспубликах иобластях [17, С.116]. С конца 1920-х годов складывается система заочного и вечернего политического обучения. Вечерние совпартшколы стали формой марксистко-ленинского воспитания руководящих кадров без отрыва от производства, которые в начале 1936 г. были преобразованы в вечерние партийные школы. Центральный Комитет партии 21 августа 1933 г. принял решение, в силукоторогос 1января 1934 г. совпартшколы были реорганизованы. Взамен двухгодичного был установлен восьмимесячный курс обучения.ЦК компартий, крайкомы и обкомы обязывались определить специализацию совпартшкол по подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства, в зависимости от потребности в низовых работник вкрае или области. Совпартшколы начали строиться по производственному принципу [17, С.116]. Рост сети партийных учебных заведений, низшего и среднего звена, можно проследить на примере Донбасса. На XII Артемовской окружной партконференции (1927 г.) приводились показательные цифры: по сравнению с предыдущим годом число школ политграмоты повышенного типа в округе возросло на 124, а марксистко-ленинских предметных кружков – на 79. Было создано 11 вечерних совпартшкол для партийного актива [11, С.229].На 1 октября 1935 г. в Донецкой области действовало свыше 4 тысяч школ и кружков, в которых обучалось более 60% коммунистов, а на 1 января 1937 г. в 5212 школах и кружках училось уже около 80% членов партии [11, С.274]. Высшим звеном политического образования коммунистов являлись комвузы с трехлетним сроком обучения. Сеть комвузов непрерывно расширялась, так, если в 1921 г. в стране действовали два комвуза, то, в 1924-1925 учебном году подготовку кадров вели уже 14 комвузов [12, С.165]. Высшим партийным учебным заведением в УССР был Коммунистический университет им. Артема созданный по решению ЦК КП(б)У от 1 апреля 1922 года в Харькове [7, С.348]. С принятием первой пятилетки многие областные совпартшколы стали преобразовываться в комвузы, готовившие партийных и советских работников главным образом для районов. С 1928 по 1932 г. их количество увеличилось с 19 до 53, а контингент слушателей – с 8,4 тыс. до 30,5 тыс. человек[12, С.334]. В начале 30-х гг. в связи с хозяйственно-организационным укреплением колхозов особый размах приобрела подготовка партийных и руководящих кадров для сельского хозяйства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 21 сентября 1932 г. на базе комвузов создавались новые партийные учебные заведения – высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (ВКСХШ) [17, С.117]. Их основной целью являлась подготовка специалистов с высоким теоретическим уровнем знаний для работы прежде всего в социалистическом земледелии. Руководящие кадры работников губернского масштаба повышали свой теоретический уровень на курсах марксизма-ленинизма при Социалистической академии с двухгодичным сроком обучения. С 1923 г. начала действовать школа секретарей уездных комитетов при ЦК РКП(б). С 1930 г. они стали готовить руководящих работников областного масштаба. К 1931 г. курсы выпустили 1035 человек, 68% которых составляли рабочие [12, С.335]. Нарядусостационарной сетью партийных учебных заведений широкоеразвитие получила система заочного образования. ЦК партии постановлением от 16 октября 1930 г. признал необходимым организовать при ЦК ВКП(б) Институт массового заочного обучения партактива(ИМЗО)[12, С.331]. Наинститут было возложено организационное программно - методическоеруководство следующими формами заочного обучения: цикловые радиолекциипо вопросам марксистско - ленинской учебы,заочная совпартшкола,заочный комвуз, заочные радиокурсы партактива[17, С.117]. Необходимо отметить, повышение политического образовательного уровня с конца 1930-х г. осуществлялось также и в университетах марксизма-ленинизма. В Донбассе такой вуз был открыт в 1938 г. в Сталино. Качество учебной работы в системе политического образования зависело от оптимальных форм ее организации и методов преподавания, уровня подготовки преподавательских кадров, которые находились в центре внимания парткомов, местных агитационно-пропагандистских отделов. Характерной чертой партийного просвещения практически с первых его шагов стала предельная идеологизация обучения. Для обычных школ политграмоты на протяжении первой половины 1920-х гг. базовым пособием была «Азбука коммуниста», представляющая собой популярное разъяснение Программы большевистской партии[5, С.283-284]. Широкое распространение получила также «Книжка политической грамоты», в которой излагались базовые понятия как «диктатура пролетариата», «классовая борьба» и «коммунизм», кратко излагалась история революционного движения и история коммунистической партии. В методике преподавания большое место уделялось беседам, популярным лекциям, существовала и контролирующая форма работы – подготовка и чтение рефератов. Подготовка кадров в партийных учебных заведениях состояла из трех основных частей: теоретического образования, специальной и общеобразовательной подготовки. Например, программа обучения уездной совпартшколы, опубликованная в 1921 г. в журнале «Донецкий коммунист», содержала следующие лекционные темы: «1.Происхождение миров (6 ч.), 2.История Земли (6 ч.), 3.Развитие жизни на земли (6 ч.), 4.География (8 ч.), 5.История (10 ч.), 6.История развития хозяйственных форм до капитализма (8 ч.)» [16, С.45]. Учебные планы и программы на 1921/22 и 1922/23 учебные годы предусматривали более обстоятельное изучение теоретических вопросов, актуальных проблем современности, что продолжалось и в последующие годы. Так, в условиях индустриализации страны, реконструкции сельского хозяйства более 50% отводилось на преподавание социально-экономических дисциплин и профессионально-технических вопросов, таких как планирование, внедрение новой техники, колхозное строительство, агротехника и т.п. В процессе работы совпартшколы совершенствуется методика преподавания. Наряду с беседами и лекциями для курсантов организовывались экскурсии в местные музеи, на заводы и предприятия. С 1923-1924 учебного года вводится лабораторный метод преподавания или так называемый «дальтон-план» [10, С.58]. Большой проблемой в деятельности партийных учебных заведений было отсутствие преподавательских кадров. Х съезд партии обязал всех ответственных работников партии быть лекторами партийных школ и «смотреть на эту работу, как на одну из важных своих обязанностей» [6, С.552]. Ядром пропагандистских кадров стали коммунисты с дореволюционным партийным стажем, так в 1923/24 учебном году три преподавателя школы политграмоты Бахмутского округа имели партстаж от 4 до 11 лет [4, д.173, л.1-6]. Главполитпросвет рекомендовал «прикрепить ответственных и достаточно подготовленных к теоретическим занятиям товарищей» с освобождением от всякой иной работы. Однако на практике это вопрос оставался неудовлетворительным, так, в школе политграмоты Бахмутского округа, из пяти лекторов лишь один был «занят исключительно пропагандисткой работой, которая являлась для него основной» [4, д.173, л.3]. Лекторы и руководители кружков, работающие по совместительству, урывками, без подготовки за недостатком времени, не могли вести надлежащую работу, что приводило к пассивности курсантов в отношении учебы. К лекторской деятельности широко привлекались наиболее подготовленные рабочие, имевшие определенный уровень политобразования (политкурсы, комвузы, высшие ленинские курсы и. т.п.) [4, д.173, л.1-6; 3 д.38, л.4]. Расширение сети учебных заведений советского и партийного строительства значительно увеличило потребность в преподавателях. В связи с нехваткой в регионе политработников в Донбасс направлялись выпускники столичных вузов гуманитарно-политического направления. В 1930 году в Сталинский округ прибыли 15 воспитанников Ленинградского Коммунистического вуза, Ленинградского просветительного института, Академии Коммунистического воспитания для активизации идеологической работы [1, д. 780, л.1,24]. Проблемой было не только обеспечение учителями, но и курсантами. Основные критерии подбора студентов и курсантов в советско-партийные учебные заведения вытекали из принципов кадровой политики партии. В директивах ЦК ВКП (б) по этому вопросу постоянно подчеркивался классовый принцип комплектования контингента учащихся, согласно которому преимущественным правом пользовались, прежде всего, представители рабочего класса и крестьянства. Так, например, в Артемовской совпартшколе первой ступени в 1923/1924 учебном году 82,1% составляли рабочие, 10,7%—крестьяне; 7,2% - служащие, в политическом отношении это были преимущественно коммунисты (94,6% слушателей) [3, д.1, л.7]. Социально-классовый критерий подбора учащихся был определяющим, но не единственным. При зачислении в учебные заведения (за исключением краткосрочных курсов) учитывался также стаж партийной и советской работы, образование (общее и политическое), возраст [3, д.1, л.1-7].Предварительный отбор кандидатов на учебу осуществлялся специальными комиссиями согласно заранее утвержденной разверстке. Отобранные ими работники направлялись в приемные комиссии соответствующих учебных заведений [3, д.1, л.3]. Нередко случалось, что организации присылали в принудительном порядке совершенно «случайный элемент», лишь бы выполнить разверстку. В число командированных попадали сокращенные, оказавшиеся безработными по случаю сокращения штатов совучреждений, интересовавшиеся совпартшколой постольку, поскольку она давала им преимущества, в частности материальное обеспечение, в виде стипендии, как самим курсантам, так и на содержание их членов семьи [3, д.9а, л.1-11]. Ответственные партийные работники по-разному относились к призывам высшего и краевого руководства к повышению «политической сознательности». Одни искренне желали повысить теоретический уровень и получить практические знания, необходимые для дальнейшего карьерного роста, другие уклонялись от учебы ссылаясь на семейные проблемы: «Дебальцевский уездком от курсанта Донгубсовпартшколы… Я мобилизован был на продработу, но в настоящее время меня сняли с продработы, но препроводили на курсы, партшколу то есть. Но это хорошо было бы, если бы я не женатый. А то я как (имеющий) семейство, и так мне в пользу ученье нейдет, то прошу я вас, товарищи, отозвать меня в свой уезд» [2, д1165, л.3]. Подводя итог, можно сказать, что созданная в 1920−1930-х гг. сеть партийного образования была призвана: дать основы элементарной грамотности, повысить уровень общеобразовательных знаний, выполнить функцию идеологического просвещения, а также быть средством контроля над руководящими работниками. Проблема подготовки управленческих кадров в 1920-1930-е годы состояла не только в том, чему учить, но и в том, кому и как учить. Список литературы 1. Государственный архив Донецкой области (дaлее – ГАДО). Ф 9, оп. 1. 2. ГАДО. Ф П - 1, оп.1. 3. ГАДО. Ф П - 283, оп.1. 4. ГАДО. Ф П - 68, оп.1. 5. Гурьев, А. И. Как закалялся агитпроп / А. И. Гурьев. - М.:ООО «Научно-издательский центр «Академика», 2011. — 432 с. 6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч.1. – М.: Госполитиздат, 1954. – 832 с. 7. Культурне будівництво в Укрaїнській РСР 1928- червень 1941: збірник документів і мaтеріaлів / [відп.ред. Ю. Ю. Кондуффор]. – К.: Нaуковa думкa, 1986. – 416 с. 8. Леонова, Л. С. Из истории подготовки партийных кадров в советско-партийных школах и коммунистических университетах (1921-1925 гг.). - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 154 с. 9. Леонова, Л. С. Исторический опыт КПСС по подготовке партийных кадров в партийных учебных заведениях. 1917-1975 гг. - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 205 c. 10. Методика и организация партпросвещения: сб. материалов и док./ [под ред. А.Ф. Рындич]. – М.:Коммунистический университет, 1926. – 246 с. 11. Очерки истории Донецкой областной партийной организации / [под ред. Г. П. Ерхова]. – Донецк: «Донбас», 1978. – 503 с. 12. Очерки истории идеологической деятельности КПСС. Октябрь 1917 – 1937 гг. Институт мaрксизмa-ленинизмa при ЦК КПСС/[Под ред. Морозова Л. Ф. и др.]. - М.:Политиздaт. 1985 г. – 415 с. 13. Первaя Всероссийскaя конференция рaботников пaртийно-советских школ (Резолюции) // Коммунистиское просвещение. – 1922. - №1. – С.100-110. 14. Рабочий класс в управлении государством (1926–1937 гг.) / [под ред. К. В. Гусева и др.]. - М.:Мысль, 1968. - 238 с 15. Справочник партийного работника. Вып.2. – М.:Изд. отд-ние ЦК РКП(б), 1922. – 336 с. 16. Учебный план уездной совпартшколы // Донецкий коммунист. – Бахмут. – 1921. - №2. – июль. – С.45. 17. Фильченков, М. П. Из истории партийных учебных заведений // Вопросы истории КПСС. - 1958. - №1 – С.108-122. 18. Центрaльный госудaрственный aрхив грaждaнских объединений Укрaины. Ф.1, оп. 20. 19. Чижова, Л. М. Изистории подготовки партийных работников (1921-1925 гг.) // Вопросы историиКПСС. - 1968. - № 6. - С. 89–98.
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ УДК 94(47).08 Антипина Лариса Сергеевна Студентка направления «История» социально-гуманитарного факультета Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 614070, Россия, Пермь, e-mail: larisa.anitipina2012@yandex.ru СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Antipina Larisa Sergeevna Student of the Faculty of Social and Humanitarian sciences National Research University Higher School of Economics, 614070, Russia, Perm, e-mail: larisa.anitipina2012@yandex.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.01 с.) |