Социально-экономические системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические системы



Социально-экономические системы. В управлении обществом (а точнее – общественным хозяйством) на различных уровнях особое место занимают социально-экономические системы (СЭС), непременным участником которых являются люди с их многообразными интересами, потребностями и видами деятельности. Сущность социально-экономических систем, особенности их обязательного индивидуального различия связаны с человеческим фактором и особенностями процессов, которые характеризуют материальную и духовную жизнь членов коллектива, их социальные и физиологические (родовые) потребности.

СЭС характеризуются целым набором классификационных признаков. Эти системы имеют признаки больших, искусственных, материальных, открытых, динамических, и вероятностных систем.

Искусственность означает, что СЭС создаются трудом человека, даже если они максимально используют природные материалы Искусственность предполагает также большую степень возможного разнообразия систем, что обуславливает многообразие возможных функций различных членов коллективов подсистем.

Материальный характер таких систем означает не только объективность их существования, но и тот или иной уровень материальных и финансовых затрат. Для информационных систем, например, необходимы значительные затраты на покупку компьютерной техники и технологии.

САС являются системами открытого типа, поскольку обмен товарами на рынке связан с его открытостью, открытой также является открытая деятельность рыночных фирм.

СЭС относятся к системам динамического типа, т.к. они подвержены процессам старения, развития, движения, прогресса и регресса, деления и слияния. Желательно все эти процессы прогнозировать, предвидеть, влиять на их развитие.

И, наконец, для всех СЭС характерен вероятностный характер структуры, функций, целей, задач, ресурсов и т.д. Это значительно повышает роль индивидуальных, творческих начал в управлении системами, роль учёта тех факторов, которые делают поведение фирмы более предсказуемым.

Динамичные и нелинейные социально-экономические системы. Поведение СЭС этого типа объясняет теория бифуркаций (см. сноску в предыдущем разделе), которая изучает закономерности изменений, происходящих в структуре функциональных связей элементов системы с учетом воздействия случайных факторов, приводящих к качественным изменениям ее состояния. В рамках теории бифуркации эти закономерности описываются математическими моделями существования и устойчивости равновесных решений дифференциальных уравнений, т. е. определения точек бифуркации (качественного скачка).

Различают два аспекта теории бифуркации: статический и динамический.

Статическая теория бифуркации изучает изменения, возникающие в структуре множества нулевых функций при изменении параметров, входящих в эти функции. Такая система может быть описана дифференциальными уравнениями, равновесные решения которых являются нулями векторного поля.

Динамическая теория бифуркации изучает изменения, которые возникают в структуре решений дифференциальных уравнений при изменении параметров векторного поля.

Под бифуркационной моделью СЭС рекомендуется понимать модель, описывающую варианты возможного поведения (реакции) системы на случайную комбинацию воздействия различных факторов.

В основе построения такой модели лежит выделение (определение) точек бифуркации, в которых происходит возможное «разветвление» алгоритма поведения всей системы. Следовательно, изменения в теориях предметных наук обусловили трансформацию содержания теоретических и практических знаний в системах образования, а те, в свою очередь, реализуются в профессиональной деятельности специалистов на основе сформированного мировоззрения. В рамках линейного мировоззрения каждая природная или общественная система исследовалась только лишь в одном или нескольких смежных аспектах, т. е. с точки зрения предметных наук. В такой картине мира нарушались связи предметных исследований, что привело к углублению дифференцированного научного взгляда на явление или объект как части целого. Линейное мировоззрение всегда суживает рамки системных исследований и в процессе системного анализа часто упрощается исходная модель исследования, не учитывая (с точки зрения предметной области) влияние многих «незначительных» факторов.

Организационные системы

Организационная система (организация) – это определённым образом организованная социально-экономическая система, назначением которой является согласование действий целеустремлённых частей (социальных групп и личностей, входящих в систему), а также нецелеустремлённых средств и предметов деятельности (ресурсов), ориентированных на достижение определённых целей.

К организационным системам можно отнести любые коммерческие и некоммерческие организации(предприятия, учреждения, фирмы), а также военные организации, общественные фонды, политические партии, движения различного рода и т.д.

В настоящее время отсутствует универсальная методология формирования ОС, поскольку они имеют значительные различия физических признаков, связанных с различными сферами человеческой деятельности, экономическими, географическими, этническими и социокультурными различиями. Весьма незначительно исследованными остаются структурные, правовые, организационные и другие аспекты ОС.

Классификация ОС. ОС крайне разнообразны и могут быть классифицированы по разным признакам. Прежде всего, их классифицируют по территориально-отраслевому признаку на:

- территориальные

- отраслевые

- комбинированные (территориально-отраслевые

По другой классификации их разделяют на:

- функциональные

- целевые

По характеру решаемых проблем ОС делятся на:

- экономические,

- социальные,

- политические

- научные

- производственные.

По степени самостоятельности исполнительных компонентов (подразделений)ОС делятся на:

- координационные ОС, в которых отдельные компоненты, отличающиеся достаточной (или полной) самостоятельностью, наделяются правами юридического лица;

- интегральные ОС, в которых отдельные компоненты реализуют подцели общей системы, и не могут выйти из этой системы. Это могут быть компоненты общего производственного или технологического процесса;

- программно-целевые, в которых каждый из компонентов реализует помимо ряда своих основных функций, также некоторый объём функций, закреплённых за ним целевой программой.

Типы организационных систем. Как известно, целенаправленные системы относятся к категории управляемых систем, поскольку для достижения поставленных целей требуется управление такими системами. Типизацию ОС принято проводить в зависимости от типа их управляющих подсистем. В связи с этим различают четыре основных типа организационных систем:

a)линейные;

b) линейно-функциональные;

c)линейно-штабные;

d) матричные (программно-целевые).

Всё многообразие организационных систем имеет в своей основе эти базовые системные структуры. Каждая из этих систем имеет свои области применения, возможности, достоинства и недостатки.

Линейные структуры управления образуются по иерархическому принципу декомпозиции больших систем (рис. 20а). Отличаются сравнительной простотой, надежностью, «прозрачностью» принимаемых и реализуемых управленческих решений. Разрешаемые проблемы - стандартные и хорошо структурированные, повторяющиеся, требующие не столько эвристических решений, сколько точности, аккуратности, исполнительской дисциплины. Еще одно достоинство - относительная простота подбора кадров управления. Область применения – производство сравнительно несложной продукции, выполнение несложных технологических операций.

На рис. 20а, представлены: Р - руководитель организации; Р1, Р2 -руководители структурных подразделений; И - исполнители. Обычно численность ОС может составлять до 50 - 500 чел.

 

У данной системы имеются и недостатки:

1. ограниченные возможности использования при необходимости диверсификации производства;

2. значительная продолжительность прохождения управленческих решений при большом числе уровней управления;

3. разрыв управления по горизонтали - несогласованные вопросы исполнителей И1 ‑ И5 требуют для своего решения включения высшего уровня управления (Р).

В линейно-функциональной структуре управления могут решаться не только стандартные и хорошо структурированные проблемы, но и ряд слабо структурированных проблем (рис. 20б).

Исполнители подчиняются функциональным руководителям (ФР1 ФР2) по строго определенному кругу вопросов (технологии, режиму экономии, коммерции, контролю и т. д.). Для этих структур возникает типичная (внутренняя) организационная проблема определения приоритета реализации указаний. Эта структура применяется в производствах диверсифицированного типа, с широким спектром деятельности ‑ от исследований и разработок до серийного производства продукции и её реализации. Сложности возникают при подборе руководящих кадров достаточно высокого уровня квалификации.

Рис.20. Организационные структуры

а линейная, б – линейно-функциональная,
в ‑ штабная

В линейно-штабных структурах управления (рис. 20в) создается штаб, в ведении которого находятся определенные вопросы (например, освоение новой продукции, поиски новых сегментов рыночной активности, ликвидация аварийной ситуации и т. д., то есть слабоструктурированные проблемы). По линии штаба исполнители подчиняются штабному органу управления. После разрешения проблемной ситуации штаб может быть ликвидирован, либо ему придается самостоятельный статус. Сложность заключается в том, что исполнителям необходимо выполнять одновременно указания как своего непосредственного руководителя, так и штаба.

И, наконец, наиболее сложными структурами являются матричные (программно-целевые) структуры (рис. 21).

Рис. 21. Программно-целевая (матричная) структура управления

У руководителя организации Р в подчинении имеются два руководителя ‑ Р1 и Р2. В подчинении у руководителя программы РП имеются руководители проектов РПр1 – РПр2 Если руководители Р1 Р2 осуществляют управление по вертикали (субординационное управление), то руководители проектов - управление по горизонтали частью выделенных для них исполнителей. Приоритет управления в таких случаях ‑ по горизонтали, т. е. матричные структуры принципиально могут иметь своей самоцелью существование, а не реализацию проектов, программ. Особенность этих структур - высокий профессионализм руководителей, необходимость систематической переподготовки кадров в связи с изменением разрешаемой проблематики, высокие требования к психологической устойчивости кадров.

В заключение, необходимо отдельно отметить кибернетические системы, точнее, кибернетический принцип управления на основе использования обратной связи, что в принципе характерно для всех четырех типов исследуемых организационных структур (рис. 22).

В качестве объекта О выступает некоторый объект социальной среды - система или процесс; Р - регулятор, который воздействует на объект. На блок К поступает информация, которая служит для контроля за состоянием объекта; С - блок сравнения, на который поступает опорный сигнал (ОпС) - заранее установленное заданное плановое значение величины (например, значение температуры, концентрации веществ в технологическом процесе).

Рис. 22. Двухконтурная кибернетическая система управления

С блока сравнения сигнал поступает на блок регулятора Р, который вносит коррективы в режим работы объекта О.

Таким образом, формируется первичный контур управления (контур I). В ряде случаев его оказывается недостаточно для регулирования процессов, происходящих в объекте О. В этом случае автоматически включается контур II, в котором ранг регулятора Р1 более высокий.

Таких контуров может быть несколько, причем каждый последующий уровень является более высоким, с большим диапазоном управленческого воздействия. Например, современные социально-экономические корпоративные системы, как правило имеют трёхконтурную систему управления, содержащую три вложенных контура управления – операционный (внутренний), тактический (средний) и стратегический (внешний).

Известную аналогию можно найти и в регулировании процессов местного, регионального или федерального управления. Если местное управление не справляется с ситуацией (например, стихийные бедствия), то включается уровень регионального управления; если и его недостаточно, то включается федеральный уровень управления.

Управляемые системы

Структура управляемой системы (или системы с управлением) включает три подсистемы (рис. 23):

· управляемую систему (объект управления, ОУ),

· управляющую систему (УС) и

· систему связи (СС).

Нетрудно заметить, что управляющая подсистема включена в контур информационной обратной связи, передающий информацию с выхода управляемой системы на её вход. Такие системы часто называют кибернетическими системами. К ним относятся многие технические, биологические и все организационные социально- экономические системы.

Как показано на рис. 22, управляющая система (ОУ) совместно с системой связи (СС) образует систему управления (СУ) А. Основным элементом неавтоматизированных организационных СУявляется лицо, принимающее решение (ЛПР) - индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих решений.

 

РРис. 23. Система с управлением

Такая система связи включает:

· канал связи, по которому на вход СУ передается информация о состоянии ОУ (множество { у }),

· канал связи, по которому на вход ОУ передается управляющая командная информация с выхода СУ (множество { u } Í {х}, где { х } – множество всех входных сигналов ОУ).

Вместе с СУ оба эти канала образуют цепочку обратной связи (с выхода на вход ОУ) в контуре управления.

Множества переменных { n } и { w }обозначают соответственно воздействие окружающей среды (различного рода помехи) и показатели, характеризующие качество и эффективность функционирования подсистемы В. Показатели качества и эффективности являются подмножеством информации о состоянии ОУ, { w } Í { у }. Более того, в процессе анализа систем каждая характеристика.у; должна рассматриваться как потенциальная кандида тура на роль показателя. Поэтому для сохранения общности рассмотрений это подмножество характеристик без необходимости выделять отдельно не будем.

Основными группами функций системы управления являются:

· функции принятия решений - функции преобразования содержания информации { f c};

· рутинные функции обработки информации (f p};

· функции обмена информацией { f o}.

Функции принятия решений { f с} выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние. Без автоматизации этой функции ИС не может считаться полноценной.

Функции { f p} охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации.

Группа функций { f o} связана с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Совокупность функций управления, выполняемых в системе при изменении среды, принято называть циклом управления. Выполняя цикл за циклом, система приближается к сформулированной цели. Развёрнутое представление цикла управления организационной системой (с указанием основных задач и функций СУ) показано на рис. 24.

От объектов управления в СУ поступает информация о текущем состоянии дел. ЛПР контролируют ее истинность, учитывают и анализируют в целях выявления отклонений от требуемого состояния и определения необходимости изменения текущего состояния.

 

 

Рис. 24. Обобщённый цикл управления организационной
системой

По результатам анализа осуществляются выбор одной из основных задач управления и оперативно-техническое управление (регулирование), состоящее в координации действий ОУ - выработке решений по удержанию системы в требуемом состоянии, или решается задача целеполагания (провидится корректировка целей), после чего система переводится в новое состояние на основе прогнозирования и планирования. При необходимости направляется доклад в старший орган управления.

Пути совершенствования систем с управлением. Совершенствование систем с управлением сводится к сокращению длительности цикла управления и повышению качества управляющих воздействий (решений). Эти требования носят противоречивый характер. При заданной производительности СУ Сокращение длительности цикла управления приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а следовательно, к снижению качества решений. Одновременное удовлетворение требований возможно лишь при условии, что будет повышена производительность УС и СС по передаче и переработке информации, причем повышение производительности обоих элементов должно быть согласованным. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления.

Основными путями совершенствования систем с управлением являются:

1. Оптимизация численности управленческого персонала.

2. Использование новых способов организации работы СУ.

3. Применение новых методов решения управленческих задач.

4. Изменение структуры СУ.

5. Перераспределение функций и задач в УС.

6. Механизация управленческого труда.

7. Автоматизация.

Автоматизация управления. До недавнего времени технические средства применялись человеком с тем, чтобы облегчить только физический труд. Это направление применения технических средств известно как энергетическое, а сам процесс создания и внедрения механизмов, обеспечивающих повышение эффективности физического труда человека, называется механизацией. По мере использования человеком все более мощных источников энергии и исполнительных устройств значение его собственной мускульной сил» понижалось, а значение интеллектуального труда, содержанием которого является преобразование информации, возрастали. И подобно тому, как раньше возникло требование увеличить мускульную силу людей, так теперь ощущается необходимость и увеличении их интеллектуальной мощи.

Появление ЭВМ положило начало кибернетическому направлению применения технических средств для повышения эффективности труда. Закономерным, но не простым продолжением механизации явилась автоматизация с помощью средств вычислительной и телекоммуникационной техники. Если механизация охватывает процессы получения, передачи, преобразования и использования энергии, то автоматизация – процессы получения, передачи, преобразования и использования информации. Говоря образно, если орудия труда выступают продолжением человеческой руки, то ЭВМ – это продолжение человеческого мозга.

При управлении ЛПР выполняет сложную последовательность функций из множеств { f с}, { f p}, { f o}. Каждая из них может быть представлена рядом задач.

По степени творческих усилий это могут быть задачи, не связанные с творчеством, и задачи сугубо творческого труда. Вполне естественно, что необходимость, возможность и целесообразность их автоматизации будут тоже различными. Исходя из этого, развитие автоматизации управления представляет собой последовательную передачу ряда управленческих функций от человека к техническим средствам и происходит поэтапно.

Первоначально автоматизация охватывала только управление техникой и оружием. Например, комплексы управления зенитным огнем, автопилоты, автоматические системы коммутации и ряд других устройств стали применяться еще в годы второй мировой войны и получили широкое распространение после ее окончания.

Управление подобными объектами характеризуется высокой быстротечностью процессов и в то же время их простотой. Относительно формального описания и выполнения техническими средствами данные процессы не представляют принципиальных трудностей. В системах управления оружием и техникой допустима самая высокая степень автоматизации, когда они могут функционировать без участия человека, не считая первоначальный запуск, профилактический контроль и ремонт. Такие системы управления называются автоматическими. С развитием вычислительной техники и методов математики автоматизация распространилась на управление объектами социальной природы. Системы управления этого типа принципиально не могут быть автоматическими. Объясняется это тем, что органической составной частью в них выступают ЛПР с их неформальным мышлением, чувствами и мозгом. Они являются источниками первичной информации и потребителями результатов ее обработки. Такие системы управления называются автоматизированными. Автоматизированные системы управления (АСУ) являются одним из направлений применения информационных систем.

Общей целью автоматизации управления является повышение эффективности использования возможностей объекта управления, которое обеспечивают следующие возможности:

1. Повышение оперативности управления. Сокращение времени происходит в основном за счет таких процессов, как сбор, поиск, предварительная обработка и передача информации, засекречивание и рассекречивание информации, производство расчетов, решение логических задач, а также оформление и размножение документов.

2. Снижение трудозатрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов. К ним относятся информационные и расчётные процессы, которые, имея вспомогательный характер, являются весьма трудоемкими. Относительное распределение трудозатрат между процессами примерно следующее: информационные процессы - 65-70%, расчеты - 20-25%, творческие процессы - 5-15%. В результате высвобождения от технической работы должностные лица могут сосредоточить основное внимание на творческих процессах управления.

3. Повышение степени научной обоснованности принимаемых решений. Процесс принятия решения строится на основе анализа и прогноза развития ситуации с применением математического аппарата. При этом сохраняют свое значение Традиционные методы обоснования решений, опирающиеся на опыт и интуицию. Следует отметить, что оптимальных решений не всегда удается достигнуть и в условиях автоматизированного управления, поэтому говорят о рациональных решениях.

Приводя к повышению эффективности, автоматизация далеко не всегда сопровождается уменьшением численности людей в СУ. Чаще всего происходит перераспределение личного состава внутри систем: сокращается численность должностных лиц, занятых непосредственно управлением, но увеличивается инженерный и технический персонал, обслуживающий технические средства. Основной эффект автоматизации достигается за счет своевременности и оптимальности принимаемых решений.

Таким образом, необходимость в автоматизированном управлении обусловлена резким усложнением процессов управления и носит объективный характер. Создание ИС позволяет повысить эффективность управленческой деятельности, а следовательно, и эффективность использования сил и средств в современных условиях. Будучи наиболее эффективным, этот путь совершенствования управления является вместе с тем и наиболее сложным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.043 с.)