Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия цели и целевого управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие цели. В основе процессов функционирования и развития целенаправленных систем лежат понятия цели, целесообразности, целеобразования, целенаправленности. Особое внимание изучению этих понятий уделяется в экономике, кибернетике, философии и психологии. Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие "цель" вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени, формулируемых иногда даже в терминах конечного продукта деятельности. В некоторых определениях цель трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной целевой "шкалы" ‑ от идеальных устремлений к материальному воплощению, конечному результату деятельностисистемы (рис. 13). Рис. 13. Д войственность понятия «цель» и целевая шкала Для практического применения полезно различать два понятия цели: цель деятельности (актуальная, конкретная цель) и бесконечная по содержанию цель-стремление (цель-идеал, потенциальная цель). Оба эти вида целей можно определить через заранее планируемое целевое состояние (sцел), которое система должна достичь с помощью процесса управления, исходя из некоторого исходного состояния (sисх): sисх® sцел. Такое управление поведением системы (точнее – процесс управления) называют целевым. Понятие цели имеет системообразующий и организующий характер для любой целенаправленной системы, включая и социально-экономические системы. Четко определенная цель определяет структуру системы, системный характер ее построения и функционирования. Она определяет также все проблемы сбора, обработки, систематизации и направлений использования информации. Для организационной системы цели ‑ это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотели бы добиться сотрудники организации при совместной работе. Формальные организации определяют цели через процесс целевого планирования. К цели предъявляются определенные требования, к которым можно отнести: - всестороннюю научную и практическую обоснованность цели, отражающую совокупность требований множества законов объективного мира; - четкую определенность цели, формулировку ее в понятиях и терминах реально достижимого состояния; - четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсов, сроков достижения, исполнителей). Соотношение цели и достигнутых результатов. Здесь мы обсудим такое системное понятие как достижимость цели. От цели управления как некоего заранее заданного идеального конечного результата всегда необходимо отличать реально достигнутый результат (эффект). Здесь могут быть следующие варианты. 1. Конечный результат может быть не только предельно близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить ее отдельные составляющие. Это возможно, например, при управлении созданием технических средств, конструкций, параметры которых при тщательных расчетах и творческих удачах способны даже превосходить предварительные наметки (например, надежность, производительность, разрешающая способность и т. п.). 2. Значительно чаще возможен второй вариант: достигнутый результат все же уступает поставленной цели. Поэтому для любого специалиста, для любого руководителя, для групп экспертов важно быть предельно самокритичными. Предварительные оценки цели - пессимистические и оптимистические - должны быть тщательно сбалансированы. Во многих зарубежных фирмах существуют штатные должности скептиков-консуль-тантов, задача которых - искать контраргументы оптимистам. Это позволяет свести к минимуму финансовый риск. 3. В управлении весьма часто наблюдается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в явное противоречие с поставленными ранее целями. Обычно изначально такие цели имеют больше видимость позитивных социально значимых, но достигнутые результаты часто оказываются прямо противоположными намеченным целям. Примером может служить ведущаяся во многих странах мира борьба с алкоголизмом, коррупцией, бандитизмом, наркоманией и т. п. – имеющиеся проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются Понятие управляемости и связь теории систем и теории управления. Чтобы система могла продвигаться к достижению заранее спланированной цели, необходим некоторый механизм (процесс), управляющий этим движением. Иначе говоря, любое целенаправленное движение в развитии системы требует наличия специальной управляющей подсистемы, выполняющей процесс (целевого) управления этим движением. Функционирующая управляющая подсистема делает систему «управляемой», т.е. обеспечивает для неё свойство управляемости. Понятие управляемости, таким образом, тесно связано с целенаправленностью (целеустремлённостью)систем. Структура управляемых систем организуется по кибернетическому принципу: управляющая подсистема подключается к управляемой системе через цепочку обратной связи, простирающуюся от выхода управляемой системы к её входу (рис. 14), образуя в целом, так называемый «контур обратной связи». На этом рисунке показан типичный пример таких систем ‑ управляемая производственная система. На вход производственной системы поступают потоки вещества (Xв), энергии (Хэ) и информации (Xи). Выходом (продуктом деятельности) системы является величина Y- поток товаров или услуг. Если величина Y не отличается от запланированного значения Yп, то есть |Y - Yп| = 0, считается, что производственная система работает без сбоев, идеально. Допустим, что величина Y отличается от запланированного значения Yп на величину D: |Y - Yп | = D. Информация об этом поступает по каналу обратной связи (ОС) непосредственно в блок анализа (БА), в котором исследуются причины появления величины D. Результаты анализа поступают в блок принятия решений (БПР), в котором разрабатывается система мероприятий по устранению возникших отклонений, а также в перспективе препятствующая возникновению возможных отклонений. Блок реализации решений (БРР) может воздействовать как непосредственно на производственную систему (производственный персонал), так и на блок дополнительного ресурсного обеспечения (БДРО), который осуществляет либо дополнительное выделение ресурсов, либо их сокращение. В результате этого деятельность производственной системы стабилизируется.
Рис. 14. Управляемая производственная система В теории и практике современного менеджмента (организационного управления) происходит смена командно-директивной концепции управления на рыночную и начинают преобладать обще - гуманистические подходы. В теорию менеджмента положен принцип приоритета «человеческого» интеллектуального капитала, порождающего новые технологии. Объектом управления в этой теории является не труд (физическая составляющая) и капитал (финансы), а информация и знания (интеллект). Управление как процесс последовательной постановки целей и решения задач. Достижение поставленной цели требует предварительного решения комплекса определенных задач. Поскольку задача представляет собой единство вопросов и условий их разрешения, образуется логическая цепь «цель - задачи - результат», в которой задачи могут быть представлены для простоты как последовательность вопросов и условий (рис. 15). Рис. 15. Последовательность целей и задач Достигнутый результат соизмеряется с ранее поставленной целью и служит основанием для постановки новой, уточненной цели, решения задач и получения нового результата и т. д. Этот процесс продолжается непрерывно ‑ индивидуально, пока существует отдельный человек, и общественно, пока существует общество. Весьма важно, чтобы этот процесс сопровождался самообучением ‑ цели формулировались и ставились более четко, определенно, конкретно; задачи выявлялись в полном объеме; условия для их решения создавались наиболее благоприятные. Во многих случаях полезно осуществить декомпозицию целей, задач и результатов. Принято считать общую цель достигнутой, если достигнуты основные частичные цели, решены основные задачи, а результат отклоняется от цели в допустимых пределах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.007 с.) |