Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Г. Белинский – публицист.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
- Журнально-публицистическая деятельность Белинского была многоплановой и явилась значительным вкладом в историю отечественной журналистики. Он был непревзойденным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного развития. - Журналистская деятельность Белинского пришлась на время действия едва ли не самых строгих за всю историю печатного слова в России цензурных законов (цензурные уставы 1826 и 1828 гг.). Журналисты были практически лишены права обсуждения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой. В этих условиях единственной сферой действия для отечественных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая деятельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основных блока: - литературная критика, - театральная критика и - полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского. -Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма. Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключевыми при оценке литературного произведения, - народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Содержание литературного произведения Белинский рассматривал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему новое направление. - Основой его литературно-критического метода была идея отрицания, источником которой является борьба противоположных начал. «Истина, — писал Белинский в статье «Сочинения Державина», — состоит в единстве противоположностей. Все живое тем и отличается от мертвого, что в самой сущности своей заключает начало противоречия». «Все живое есть результат борьбы: все, что утверждается без борьбы, все то мертво». - Начало творческой деятельности В. Г. Белинского связано с журналом «Телескоп» и газетой «Молва», редактором которых был Н. И. Надеждин. Будучи еще студентом, Белинский сотрудничал в «Телескопе» как переводчик, а в 1834 г. в десяти номерах газеты «Молва» была опубликована его статья «Литературные мечтания». Полемичный заряд, резкость суждений молодого критика уже тогда обратили на себя внимание читателей. Статья начиналась с запальчивого суждения: «У нас нет литературы». По мнению Белинского, один из ведущих критериев, на основании которых литературная критика оценивает произведения, - народность. Только четыре писателя, считает Белинский, умеют чувствовать «дух народа» и отразить его в своих произведениях - Крылов, Державин, Пушкин и Грибоедов. Второй важный критерий современность (умение откликнуться на запросы времени). Анализируя практику ведущих журналов того времени - «Вестника Европы» и «Московского вестника», Белинский видит их главный недостаток в том, что они были лишены «чувства современности», не умели определить свои позиции, чуждались полемики. Журнал «Вестник Европы» «всегда оставался одним и тем же», не обладал «тактом современности». Дебют Белинского в журналистике был настолько успешным, что Надеждин, уезжая летом 1835 г. на лечение за границу, оставил его вместо себя в качестве редактора журнала. Возрастает творческая активность Белинского, в «Телескопе» появляются новые имена: К. Аксаков, В. Боткин, Н. Станкевич, А. Кольцов. Сам Белинский печатает статьи о Гоголе, Кольцове, стараясь не пропустить в рецензиях ни одного заметного литературного явления. - Большое значение для развития журнального дела в России имела статья Белинского «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы». В центре внимания публициста — анализ причин популярности журнала «Библиотека для чтения» О. Сенковского. По его мнению, журнал сумел уловить потребности своего читателя, потакает его вкусам, поставляя ему все, что тот потребует. Беда только в том, что читатель у журнала «провинциальный», «нетребовательный» и охотно воспринимает эту кучу «перепрелого навоза». Критикуя такую позицию журнала, Белинский обосновывает свои взгляды на журнал и журналистику как на средство воспитания, просвещения читателя, формирование его общественного и нравственного сознания. Необходимым условием для этого должно быть осознанное «направление», «характер», которые проявляются прежде всего в литературной критике. - В 1836 г., когда за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева журнал «Телескоп» был закрыт, Белинский на время остался без работы. Начиная с 1838 г. он печатается в журнале «Московский наблюдатель» и в газете «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду»» А. А. Краевского. - Организованный в 1835 г., «Московский наблюдатель» в 1837 г. перешел от Погодина и Шевырева к Н. С. Степанову, который привлек Белинского к сотрудничеству в издании, ранее вызывавшем резко отрицательную оценку со стороны критика. Договорившись о невмешательстве со стороны издателя, Белинский начал работу в этом журнале. Он сделал попытку оживить «Московский наблюдатель», пригласив для участия в нем своих друзей но Московскому университету и кружку Станкевича: Бакунина, Боткина, К. Аксакова, Кольцова. Научный, философский характер «Московского наблюдателя» не способствовал привлечению читателей, и в начале 1839 г. издание журнала было прекращено. Следующий этап творческой деятельности В. Г. Белинского был связан с «Отечественными записками» (с 1839 но 1846 г.) и «Современником» (1847— 1848 гг.). - Период работы Белинского в «Отечественных записках» — время расцвета его публицистического таланта. В его первых статьях отчетливо начинает звучать идея «общества». Особенно определенно она проявилась в статье «Стихотворения М. Лермонтова». Он прямо заявляет о том, что обязанность художника — откликаться на вопросы, которые волнуют читателя, критиковать зло и причины зла. Лермонтов, по его мысли, - великий поэт; он объективировал современное общество и его представителей; выписав строку поэта «И ненавидим мы, и любим мы случайно». В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литературно-критической статьи «особого тона», где обязательным элементом стала оценка современного общества и оценка соответствия его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим статьям публицистический характер. - Каждый первый номер годового комплекта «Отечественных записок» открывался годовым обозрением Белинского. Этот жанр был известен в отечественной журналистике еще с начала XIX в. Обозрения писали Н. Греч, А. Бестужев. Для Белинского образцом стали обозрения А. Бестужева в «Полярной звезде». - Белинский создал и утвердил в журналистике жанр монографической статьи-исследования. Как правило, они публиковались частями: например, одиннадцать статей о Пушкине, две — о Державине. Он же первым в русской журналистике стал постоянным ведущим рубрики (циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявил умение вести целые полемические кампании — например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя. - Полемика вокруг Мертвых душ: после выхода «Мертвых душ» вокруг произведения Гоголя развернулись горячие споры. Булгарин в «Северной пчеле», Сенковский в «Библиотеке для чтения» объявили Гоголя грязным писателем, а роман - поклепом, карикатурой на действительность. Белинский, начиная с первой небольшой рецензии на «Мертвые души», где он определил произведение Гоголя как «творение необъятно художественное, глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое», раскрыл обличительный, критический смысл поэмы. В течение 1842 г. Белинский постоянно откликался на публикации о «Мертвых душах»: это и статья «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке», где давалась отповедь Булгарину и Гречу, и разбор мнения Шевырева в «Литературных и журнальных заметках», и отдельные полемические статьи о брошюре К. Аксакова, посвященной Гоголю. Белинский не упускал случая обратиться к Гоголю всякий раз, когда речь шла о его последователях — писателях «натуральной школы». Произведения Гоголя знаменовали собой для него «период мужественной зрелости нашей литературы». - Заостренно полемический публицистический талант Белинского в полной мере проявился в его памфлетах «Педант» (1842) и «Тарантас» (1845). «Я рожден быть памфлетистом», - сообщал он своим соратникам, написав первый памфлет. В тоне разящей иронии в «Педанте» нарисован собирательный образ некоего литератора Картофелина, во взглядах и описании внешности которого современники узнали С. П. Шевырева (народник). В памфлете «Тарантас» создан собирательный образ славянофильства. По форме это рецензия на одноименную повесть В. Соллогуба. Полемику со славянофилами Белинский продолжал и в «Современнике», где была опубликована статья «Ответ „Москвитянину"», содержащая ряд резких оценок славянофильства. - В. Г. Белинский был не только великим литературным критиком, он заложил также основы демократической театральной критики. Театр как верное зеркало общественной жизни. В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Петербурге» Белинский регулярно публиковал отчеты о постановках, осуществленных на сцене Александрийского театра. Их отличительной чертой является то, что Белинский рассматривал искусство сцены в определенном триединстве, составляющими которого были публика, репертуар и актер. Публика «составляется или из того временно набегающего на Петербург народонаселения, которое сегодня здесь, а завтра бог знает где, или из того дельного люда, который ходит в театр отдохнуть от протоколов и отношений». Эталоном современной драматургии для Белинского были произведения Грибоедова, Пушкина и Гоголя. «Чтобы понимать их, нужны вкус, образованность, эстетический такт, верный и тонкий слух, который поймает на лету всякий намек автора». Рассматривая пьесы Гоголя как образцы национальной драматургии, так же как и в литературной критике, Белинский определил эстетические и общественные критерии, на основе которых развивался реалистический отечественный театр. - Важной частью творческого наследия Белинского является его теория журнального дела, осмысление журналистики как рода профессиональной деятельности. Как историк журналистики Белинский использовал возможности различных жанров: в его статьях можно встретить и монографическое исследование определенного журнала или газеты, и исторический обзор развития журналистики в какой-то определенный период. Журналистику Белинский определил как арену «упорной битвы за мнения», обозначив, таким образом, ее цель — формирование общественного мнения. Качества, которыми обязан обладать хороший журнал: живость, свежесть, разнообразие, вкус, хороший язык и — что особенно важно — «верность в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.92.56 (0.01 с.) |