Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатирическая журналистика 1860 - 1870 гг. («Искра», «Будильник», «Гудок»).

Поиск

- Общественный подъем конца 1850-х — 1860-х годов дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равно­го которому не было в России с XVIII в. («Всякая всячина», «Трутень»).

- Волна обличительной литера­туры нашла отражение в появлении юмористических и сатирических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «По­теха» и др.) и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»), ориентированных на невзыскательного городского обывателя, ищу­щего развлекательного чтения, пикантных новостей, анекдотов, ра­зоблачений. Более определенно черты сатирического издания про­явились в сатирическом отделе «Свисток» журнала «Современник» и в журналах «Искра» и «Будильник».

- Еженедельный журнал с карикатурами стала «Искра» (1859-1873), ос­нованная в Петербурге художником-карикатуристом Н. А. Степано­вым и поэтом В. С. Курочкиным. Журнал сразу обратил на себя вни­мание остротой, злободневностью и разнообразием содержания, большим количеством иллюстраций, широким кругом авторов. Ру­ководители издания Курочкин и Степанов хорошо дополняли друг дру­га.

- В журнале работали Н. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, Решетников, Успенский. Художники: Бордгелли, Волков, Громов, Знаменский, Щиглев и др. Кроме того, журнал имел обширную сеть корреспондентов, о чем свидетельствовали многочисленные письма, поступавшие и частью печатавшиеся на его страницах. Постоянное общение с читателем легло в основу организации работы редакции.

- Коллективные методы работы во многом способствовали успеху «Искры».

- Прием­ные дни в редакции собирали массу посетителей: здесь бывали лите­раторы и художники, студенты и чиновники, столичные жители и при­езжие из провинции.

- Постоянных отделов в «Искре» не было. Заканчивала журнал рубрика «Искорки» — отдел смеси, включавший в себя мел­кие заметки, стихотворения, «изречения». Ведущим отделом был «Нам пишут», в котором помещался материал из провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Название его часто менялось: «Картины из русского быта», «Между прочим», «Пе­стрые главы», «Голоса из провинции».

- В конце 60-х годов «Искра» стала много внимания уделять иностран­ной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение на эту тему вел Богданов под названием «Заметки со всех концов света».

- Для структуры «Искры» были характерны циклы публика­ций. С такими циклами выступали Вейнберг («Выдержки из памят­ной книжки старшего чиновника особых поручений „Искры"»), Ми­наев («Из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова» и «Рекреационные часы»). Они вели полемику с разными изданиями и журналистами, печатали сатирические заметки со стихами. Они хорошо воспринимались читателями.

- В литературной полемике «Искра» по своим взглядам в основном совпадала с демократическими изданиями («Современником» и «Русским словом»).

-Журнал следовал художественным принципам, которые были зало­жены в творчестве Гоголя и писателей «натуральной школы». Лите­ратурные взгляды искровцев развивали демократическую традицию критики Белинского, Чернышевского и Добролюбова, еще более уси­ливая ее социальную направленность. Для них более привлекатель­ными оказывались судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей.

- Активную позицию «Искра» занимала в отношении к либерально-монархической прессе в пореформенный период, выступая против «Русского вестника» Каткова, сотрудника «Нашего времени» Чиче­рина, «Дня» Аксакова.

- Журнал в своем развитии претерпел определенную эволюцию. Ожидание реформ и надежды, связанные с ними, обличительство дореформен­ного периода уступили после 1861 г. место резкой социальной сатире, критике реформ и острой полемике с либерально-монархической прессой.

- «Искра», как и вся демократическая журналистика, широко пользо­валась языком иносказаний. Стесненная рамками цензуры, она при­бегала к недосказанности, намекам, недомолвкам, умолчаниям. Редакция при­учала читателей видеть больше, чем написано в тексте: в журнале была выработана понятная читателю система услов­ных, зашифрованных географических названий и реальных имен (Лахань – Астрахань, Кострома – Кутерьма Муму - Муравьев).

- В системе выразительных средств «Искрой» использовались внеш­не нейтральные слова, за которыми скрывались социально-истори­ческие понятия; пародии, разнообразие жанров. Особую роль играла карикатура, рисунки.

- В пореформенный период острота звучания журнала возросла. Он подвергся цензуре. В 1864 г. В. Курочкин был отстранен от редактирования, но потом возвращался. В это же время из журнала ушел Н. Степанов, который стал издавать сатирический журнал «Будильник».

- С 1870 г. «Искра» начинает выходить без предварительной цензуры и без карикатур. Но и без карикатур жур­нал продолжает сохранять сатирическую направленность и остроту. На страницах «Искры» появляются публицистические статьи, выхо­дящие за рамки утвержденной программы. Но проблемы с цензурой начались вновь, издание журнала приостановили, но не возобновили.

- Еженедельный журнал «Будильник» (1865-1871). Был создан Н. А. Степановым после ухода из «Ис­кры».

- Статьи и карикатуры «Будильника» посвяще­ны социальным противоречиям, произволу, насилию, взяточниче­ству, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы.

- Карикатуры журнала изображали мироедов, наживающихся на бедах крестьян. В статьях писалось о жизни крестьян, ушедших на заработки в город, о нечело­веческих условиях труда, об эксплуатации детей.

- «Будильник» с иронией отзывался о восторгах ли­бералов по поводу итогов реформ. Журнал вел полемику с изда­ниями Каткова, Краевского, Аксакова (особенно последова­тельно выступал против Каткова), насмешливо отзывался об извест­ной полемике между «Русским словом» и «Современником».

- С 1867 г. в журнале много места уделялось международным собы­тиям. В отделе «Политические шалости» в форме юмористических заметок, рассказов, очерков, карикатур печатались обозрения «по­литической жизни иностранных государств».

- В «Будильнике» принимали участие многие авторы «Искры». Однако, несмотря на то, что в «Будильнике» и «Искре» было не­мало общих сотрудников, часто совпадали адресаты их критики и са­тиры, обнаруживались общие темы выступлении, «Будильник» все же не сумел подняться на искровский уровень популярности. Он ус­тупал «Искре» в яркости и остроте сатиры, в весомости полемиче­ских выступлений.

-Развлекательный юмористический материал за­нимал большую часть журнала, оттеснив сатиру на второй план. Первые два года, когда в журнале сотрудничали Дмитриев и Мина­ев, являлись самыми яркими в его существовании. Затем издание постепенно обесцвечивается как в сатирическом, так и в литератур­ном отношении, падает тираж.

- Степанов неоднократно пытался добиться освобождения журнала от предварительной цензуры, но безре­зультатно. С 1873 г. издание «Будильника» было переведено в Москву. Степанов, номинально оставаясь его редактором до самой своей смерти (1877 г.), фактически уже с 1871 г. не имел к нему никакого отношения. Журнал выходил как типично юмористическое издание, рассчитанное на читателя с непритязательными вкусами.

- Сатирический журнал «Гудок», редактировать который был приглашен Минаев, стал выходить с начала 1862 г. Издателем его был Ф.Т. Стелловский, до этого выпускавший еженедельную газету «Русский мир».

- Важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу, положению «освобожденного» мужика.

- Мишенями для «Гудка» служили суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского самодержавия.

- «Гудок» занимал принципиальную позицию в борьбе с консервативной печатью. В журнале была опубликована фантастическая пьеса «Ночной раут» – злая сатира на реакционно-монархические издания: «Северную пчелу», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын отечества», «Наше время».

- Ведущая роль в «Гудке» принадлежала самому Минаеву, выступавшему под несколькими псевдонимами. Его товарищами были «искровцы» П. Вейнберг, Н. Курочкин, М. Стопановский. Кроме них, печатались А. Козлов, Д. Ломачевский, К. Преображенский, М. Владимирский, С. Терпигорев (Сергей Атава). Карикатуры рисовал Н. Иевлев.

- «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Они удачно дополняли литературные материалы, несли самостоятельную идейную нагрузку. Многие карикатуры были запрещены. Но и те, которые публиковались, представляли общественный и художественный интерес.

- «Гудок», по преимуществу, составлялся из петербургского материала (в «Искре» всероссийский материал).

- В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна.

- Уход Минаева отразился на журнале, который быстро потерял социальную остроту, яркость и злободневность. И «Гудок» прекратил свое существование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.009 с.)