Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место Ф. Достоевского В журналистике 1870-х гг. «дневник писателя» и русская общественность.

Поиск

Интерес к журнальной и публицистической деятельности сохранился у Достоевского и в последующие годы. В декабре 1872 г. он принял предложение издателя газеты-журнала «Гражданин» князя В. П. Мещерского о редактировании издания.

Эта газета была реакционная и верноподданническая. В.П. Мещерский был злостный монархист. Газета выходила еженедельно, а отдельные годы – два раза в неделю.

С 1873 по 1874 г. «Гражданин» редактировал Ф.М. Достоевский. Здесь он напечатал «Дневник писателя за 1873 год», ряд иностранных хроник. Достоевский в силу противоречивости своего мировоззрения долго симпатизировал этой реакционной газете.

«Гражданин», подобно изданиям Каткова, поставил свой целью бороться не только с революционными, но и с либеральными органами печати. Озлобленно выступала газета против рабочего движения и передового студенчества. Газета издавалась на субсидию правительства. Круг ее читателей был весьма ограничен - лица, принадлежавшие к высшему духовенству и аристократии.

В этой газете Достоевский осуществил свой давний замысел о создании «Дневника писателя» в форме злободневных очерков политического, литературного, мемуарного характера, объединенных идеей непосредственного общения с читателем.

Вскоре Достоевский стал тяготиться текущей редакторской работой, мешали и постоянные разногласия с Мещерским. Весной 1874 г. он отказался от редакторства, хотя сотрудничество в «Гражданине» продолжал и позднее.

В конце 1875 г. Достоевский возвращается к публицистической работе: издает моножурнал «Дневник писателя» (1876 и 1877), который представляет собой оригинальный сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений малых форм. Большое место в «Дневнике писателя» занимают размышления Достоевского о «складывающейся» жизни, его попытки предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна одна лишь правда». «Дневник писателя» имел большой успех, он позволял автору вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами, ставить на обсуждение самые актуальные вопросы общественной и литературной жизни, продолжить полемику с различными течениями социальной мысли 1870-х годов: от консервативных до народовольческих и социалистических. Приобретенный в 1860-е годы опыт издания двух журналов был блестяще использован Достоевским в форме моножурнала в новых общественно-политических условиях.

Уникальность «Дневника писателя»: на протяжении 1876-1877 годов в России выходило повременное издание, автор — творец которого превратил его в персональную трибуну, с которой разговаривал с аудиторией, привлекая ее внимание прежде всего к проблемам, волновавшим его лично. Достоевский преобразовывал попавшие в поле его зрения факты в реальную злобу дня. Так было с выступлениями писателя по юридическим вопросам (дела Кронеберга, Каировой, Корниловой), на моральные темы (отцы и дети, самоубийства), по острым политическим проблемам (реформы, взаимоотношения с Западом и другие). Актуализация фактов повседневной жизни превращала «Дневник писателя» в действительно уникальное издание. Тем более что этот процесс сопровождался активной беллетризацией повествования.

Достоевский соединил в «Дневнике» три принципа: документализм (опору на факты), художественную образность (эмоц-ть) и личностный характер повествования,свойственный дневниковым записям.

Исходя из того, что «Дневник писателя» вместе с «Братьями Карамазовыми» венчает творческую биографию Ф.М. Достоевского, можно говорить что «Дневник» - это итоговые размышления о всемирно - историческом назначении русского народа, о взаимоотношениях церкви и государства, о войне и мире, о вечном противостоянии «отцов и детей», о месте Искусства.

Дневник - текст, предназначенный для внутреннего потребления, записи для самого себя. Это способ интимного самоанализа. Достоевский «взрывает» это представление о дневнике - потаенное, интимное предлагается для публичного чтения. Не отменяя личностного тона в повествовании, Достоевский дает возможность читателю познакомиться с точкой зрения на события, которую предлагает именно он, «биографический автор».

«Это будет дневник в буквальном смысле этого слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных». «Выжитые», т.е. прожитые, прочувствованные автором. «Сочинения», основанные на «выжитых впечатлениях», - это и есть то, что именуется публицистикой. Образное начало соединяется с опорой на факт, осознанный «сочинителем» -творцом.

«Я не летописец, это, напротив, дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично, - тут даже каприз».

Вс. С. Соловьев отметил: содержание номера «чрезвычайно разнообразно - это живой разговор человека, переходящий с предмета на предмет, разговор своеобразный и увлекательный, где иногда под формою шутки сквозят серьезные мысли». ''

Обращение к этому жанру было для Ф.М. Достоевского вполне закономерным явлением: после публикации «Временных правил о цензуре и печати» от 6 апреля 1865 года, когда были заметно облегчены условия существования газет и журналов, в столицах появилось 33 новых газеты и журнала, а в провинции - 31. Пресса становится важным фактором формирования общественного мнения, трибуной, позволяющей активно влиять на общество. Одновременно усиливается внимание к процессам, протекавшим в реальной жизни. Литература и искусство второй половины XIX века развиваются под знаком интереса к повседневной действительности: формирование национального самосознания невозможно без осознания себя в окружающем мире.

Динамизм происходящего требовал от художника немедленного отклика. Накопленный в журналах «Время» и «Эпоха», отчасти в «Гражданине» опыт Ф. М. Достоевский стремился реализовать в выпусках «Дневника писателя», разработав оригинальный план материализации своих идей.

И.Л. Волгин назвал «Дневник писателя» «дневником романиста».

Наличие в «Дневнике писателя» художественных текстов не отменяет существования биографического автора. Оба голоса - «живого» автора и «неявленного» повествователя (условного рассказчика) как бы «перебивают» друг друга

в «Дневнике писателя» отчетливо прослеживается определенный уровень взаимоотношений с аудиторией: автор не считает свою точку зрения окончательной, канонической. Но он стремится к тому, чтобы она, по - возможности, была принята аудиторией. Именно поэтому в «Дневнике писателя» господствует не проповеднический тон и даже не исповедальный, а тон ораторской речи, тон размышления вслух

Универсализм «Дневника» - на предметном уровне в широком разнообразием тем, на уровне формы - в широком использовании приемов художественного и публицистического письма (окрашенной лексике, конструкциях), в методе – социол анализ+эстетич анализ с помощью худож образов.

Перед нами «дневник» Достоевского - человека, к голосу которого прислушиваются. (Ко времени выхода «Дневника писателя» Достоевского уже знают как автора «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов» и других произведений). Точка зрения писателя важна для аудитории, так как его предыдущие публикации (и художественные тексты) вызывали интерес читающей аудитории, дискуссии в общественных кругах. Можно говорить о действенности публицистики Достоевского, на опыте которого отчетливо видим взаимоотношения на уровне «автор - аудитория».

Русский писатель в публицистике всегда был фигурой знаковой, в условиях ограничения политических свобод литература и публицистика оставались едва ли не единственным пространством для высказывания.

Общая идея - трагическая несвязуемость разных социальных групп русского общества и отсутствие стержневой веры.

Жанрообразующей основой каждого выпуска «Дневника» является обозрение текущих событий и актуальных проблем.

Субъект высказывания в «Дневнике» синкретичен - он вбирает в себя реальное лицо и некий образ повествователя

Целостность «Дневника писателя» обеспечивается единством художественных образов с анализом реальных фактов действительности

35. Бесцензурные периодические издания 1870г.

К к 60х-н70-х годов нужды русского освободит движения потребовали организации ряда нелегальных изданий.

Народничество никогда не было единым течением, в нем существовали два крыла – революционное и либеральное, причем первое к середине 70-х годов делилось на три главнейшие группы: бакунистов\ анархистов, лавристов\ пропагандистов, и сторонников заговорщической тактики Ткачева.

Анархизм. В 1868 г. в Женеве группа революционеров-эмигрантов во главе с Бакуниным предприняла издание журнала «Народное дело». 1й номер призывал к немедленному восстанию против самодержавия, уничтожению частной собственности и государства, к созданию в России союза вольных земледельческих и фабрично-ремесленных общин. Разногласия между участниками журнала  выход Бакунина и некоторых его единомышленников из редакции.

Руководство журналом перешло в руки русского политэмигранта, ученика Чернышевского – Н. Утина. Публицисты сознавали недостаточную революционную организованность русского народа и поэтому пропаганду считали своей основной задачей. Редакция стремилась сделать журнал помощником «всей сплоченной партии освобождения» в России – органом, который поможет выработать правильную революционную теорию.

Сотрудники НД, как социалисты-утописты, были убеждены, что неизбежность социальной революции обусловлена ростом умственного сознания народных масс. Главными силами революции в России они считали народ (крестьянство) и передовую разночинную молодежь, вставшую на его сторону.

Группа Утина, ознакомившись с программой и деятельностью I Интернационала, порвала с Бакуниным и продолжила издание «Народного дела» как органа Русской секции I Интернационала. Утинская группа не перешла на позиции марксизма, но идея международной солидарности трудящихся, борьба с социальным угнетением привлекали их. их издание сыграло роль в пропаганде принципов международной революционной организации.

В том же году журнал «Народное дело» был реорганизован в газету, имевшую целью не только разрабатывать вопросы теории, но и освещать «текущую международную жизнь пролетариата», борьбу революционеров в России.

В 1870 г. «Народное дело» представляло собой многополосную газету, печатавшуюся убористым шрифтом. Все номера ее содержат по одной статье теоретической, а также статьи и заметки, посвященные борьбы европейских стран за свое освобождение.

Газета просуществовала недолго. Увлеченные работой в женевских секциях I Интернационала, руководители издания не могли отдавать много времени литературной деятельности. К тому же им не удалось наладить необходимых связей с Россией. Все это привело к тому, что в сентябре 1870 г. на седьмом номере издание «Народного дела» прекратилось.

Бакунисты, потерпев неудачу с первым своим печатным органом, пытались в 1869 г. издавать совместно с Нечаевым журнал «Народная расправа». Им удалось выпустить только два номера.

В 1875 г. в Женеве бакунисты наладили издание газеты «Работник». Это была первая русская популярная революционная газета для читателей из народа.

Газета «Работник», составившая комплект в 15 номеров, печаталась в Женеве группой народников-эмигрантов (Н. Жуковский, Э. Ралли, Н. Морозов, А. Эльсниц). Рассчитана была как на рабочих, так и на крестьян. Задача этих двух классов в революции совпадает, считали организаторы газеты, и сводится к «разрушению государства» и созданию вольного союза общин. Средством для этого они признавали «всероссийский бунт».

В статье «Почему мы печатаем газету», которой открывался первый номер, редакция писала: «Мы хотим русский рабочий люд с житьем-бытьем и делами рабочих других земель; что думают другие работники о своем горьком положении и каким средством хотят выйти из него».

газета публиковала инфо о деятельности I Интернационала, пропагандировала чувства международной солидарности трудящихся.

Отдельные экземпляры газеты доходили до рабочих в России, но серьезного влияния на рабочее движение этот печатный орган не имел. Анархистско-бакунинские лозунги газеты о разрушении государства, о восстании-бунте, об устройстве союза рабочих общин сочувствия у передовых рабочих не встречали.

Прежде всего обнаружилась полная... оторванность от России и отсутствие из нее каких-либо корреспонденции о местной жизни и деятельности... Приходилось писать корреспонденции большей частью по воспоминаниям или рассказам приезжих». грубые ошибки, а неточная информация всегда пагубно отражается на доверии к печатному органу.

Кроме газеты, бакунисты издавали журнал «Община» (1878–1879), рассчитанный на революционную интеллигенцию. В девяти вышедших номерах журнала печатались теоретические статьи. Журнал был связан с организацией народников в России, освещение фактов их деятельности, публикация отчетов о политических процессах. Сотрудничали в журнале С.М. Степняк-Кравчинский и– П.Б. Аксельрод. Корреспонденции и статьи о мужестве революционеров, о Вере Засулич, отрицает путь мирной пропаганды в народе

П. Лавров и его сторонники выпускали с 1873 по 1877 г. в Цюрихе, а затем в Лондоне журнал «Вперед!». Вышло пять томов. Журнал собирался объединить все оттенки русской революционной мысли и должен был помочь русским революционерам организоваться и выработать правильную революционную теорию и тактику.

В первом номере Лавров выступил со статьей «Вперед. Наша программа». Основная задача социалистов, провозгласил он, состоит в их сближении с народом для подготовки революционного переворота, который приведет к социализму. Ячейкой будущего общества станет русская община. Общинная собственность поглотит частную.

Защищалась идея подготовительной пропаганды социализма и революции в России силами народнической интеллигенции. Заслуга изданий Лаврова в широкой информации русского читателя о новых формах революционной борьбы в западноевропейских странах, публикации запрещенных в России произведений. Уделял внимание развитию социалистического движения в славянских странах.

Революция должна иметь подготовленных руководителей. Критикует он, не

называя по имени, и Ткачева за установку на захват государственной власти небольшой группой революционеров-заговорщиков. Призвать народ к революции можно лишь тогда, когда он будет к этому подготовлен.

Журнал «Вперед!» широко освещал революционную борьбу западноевропейских рабочих. В постоянном отделе «Летопись рабочего движения» излагалась история деятельности I Интернационала в 1872–1874 гг. Вели этот отдел Лавров, Смирнов и Подолинский. Кроме того, были постоянные отделы: «Что делается на Родине?» и «Хаос буржуазной цивилизации», где описывались порядки в капиталистических странах.

Огромное значение имело помещение в журнале отчетов о политических процессах в России, документов по внутренней политике русского правительства. Лавров впервые статью Чернышевского «Письма без адреса» и другие запрещенные в России материалы.

Наряду с журналом Лавров издавал с 1875 г. газету «Вперед!». Выходила эта газета один раз в две недели, на протяжении двух лет.

Основными сотрудниками газеты «Вперед!» были Лавров, Смирнов и Корецкий, а также русские революционеры: Лопатин, Морозов и, возможно, Заславский. Многие корреспонденции из конспирации печатались без указания автора. В передовой статье – «Новый 1875 год», – которой открывался первый номер этой газеты, Лавров выступил как пламенный революционер, враг самодержавия. Статья написана страстно, в духе решительного протеста против эксплуататорского общества. Она нацеливала читателей на самоотверженную борьбу против самодержавия за народные интересы.

В своей газете, Лавров освещал международное рабочее движение, деятельность немецкой социал-демократии, печатал большое количество статей и корреспонденции о рабочем движении в России, о революционных выступлениях крестьян. В марте 1875 г. была напечатана статья, посвященная памяти Парижской коммуны.

Ткачев тоже эмигрировал. Считал, что хорошо организованная группа революционеров может захватить государственную власть и, осуществить социалистические преобразования общества. Народ слишком забит, чтобы подняться на борьбу с правительством. В спор вмешался Ф. Энгельс, он научно разобрал воззрения Ткачева и высмеял его как беспочвенного фантазера, которому «нужно учиться еще азбуке социализма».

Ткачев Для пропаганды среди революционеров-эмигрантов своих взглядов он предпринял в конце 1875 г. издание журнала «Набат», который выходил сначала в Женеве, затем в Лондоне нерегулярно. Менялась форма издания, ряд номеров верстался в виде газеты.

«Набат» требовал немедленного свержения самодержавия. «Государственный заговор» был провозглашен наиболее целесообразным средством низвержения царского самодержавия. Революционная проповедь Ткачева была обращена исключительно к интеллигенции. Информация из России ограничивалась фактами политической борьбы народников, студенчества. В журнале были отделы: «Иностранное обозрение», «Внутреннее обозрение», «Правда ли?».

Зарубежная революционно-народническая печать сыграла значительную роль в развертывании революционной работы в России. Она помогла организовать революционный натиск на самодержавие. Однако заграничная периодика далеко не удовлетворяла всех потребностей русского освободительного движения, и во второй половине 70-х годов встал вопрос о выпуске нелегальных изданий на родине.

С весны 1874 г. в России началось хождение революционеров «в народ». выяснилось, что крестьяне не такие прирожденные социалисты, как думалось, и что в их массе преобладают мелкособственнические интересы.

В конце 1876 г. из участников разрозненных народнических групп организуется тайное общество «Земля и воля». С приходом в 1878 г. к руководству обществом Александра Михайлова происходит его заметное укрепление, вводится надежная система конспирации – тайная типография, свой человек в 3 отделении.

В марте 1878 г. вышел первый номер нелегальной газеты общества «Начало» с подзаголовком: «орган русских революционеров». В дальнейшем - «орган русских социалистов». Всего было 4 номера. Критика существующего строя была объявлена основной задачей нового издания. Редакция надеялась, что такая широкая платформа объединит всех русских революционеров. В газете сильно чувствуется влияние бакунистов-анархистов, представление об анархичности русского народа, звучит требование ввести федерацию вольных общин после революции.

Революционная деятельность газеты выражалась в агитации, имевшей целью поднять народ на восстание. В программе газеты встречаются и социал-демократические требования: передача земли и орудий производства народу, равенство, свобода слова, сходок и собраний.

Постоянных отделов в газете «Начало» не было, кроме одного – «Хроника социалистического движения на Западе». Без особых рубрик помещались материалы о нуждах трудящихся, крестьянства, заметки о жизни политических ссыльных, об арестах и обысках. Газета «Начало» критикует внутреннюю политику правительства.

Преемницей газеты «Начало» следует считать нелегальную газету «Земля и воля», «социально-революционное обозрение». Пять номеров этого издания выходили в России с октября 1878 по апрель 1879 г. Инициатором газеты был С.М. Степняк-Кравчинский, с вернувшийся из эмиграции.

Цель: способствовать подготовке крестьянского восстания против царя и помещиков. Редактировали ее Степняк-Кравчинский, Д.А. Клеменц, Плеханов и некоторые другие народники. На первое место выдвигался аграрный вопрос. Добиваясь земли и воли для народа, газета утверждала, что Россия придет к социализму, минуя капитализм. Ее пути противоположны путям Европы.

Кроме передовых статей, отражавших основные положения народничества, в газете велись постоянные рубрики: «Корреспонденции», «Фельетон», «Наши домашние дела», «Хроника арестов», «Известия», в которых была широко представлена летопись революционных событий и царских репрессий, критика правительства, печати.

В 1879 г. вышло шесть номеров еще одного издания — «Листка «Земли и воли» под редакцией Н.А. Морозова. Статьи и заметки были посвящены тактике индивидуального террора: сторонники ее стремились обосновать свои взгляды, с которыми не была согласна часть членов организации.

Летом 1879 г. по причинам различного подхода к политической борьбе и индивидуальному террору землевольческая организация разделилась на две – «Черный передел» и «Народная воля».

Разочаровавшись в революционности крестьянства и не понимая роли рабочего класса, народовольцы положились в революционной борьбе только на силы своей партии. В 1879 г. они создали газету «Народная воля». «Ниспровержение существующих ныне государственных форм и подчинение государственной власти народу есть главнейшая задача социально-революционной партии». Говорит о том, что ошибкой народников было отрицание борьбы за политические свободы. Партия заявила, что наряду с пропагандой и агитацией она будет вести террористическую деятельность.

Газета «Народная воля» имела подзаголовок – «социально-революционное обозрение». Редакторами ее первоначально были Л. Тихомиров, Н. Морозов. Издавалась газета нерегулярно, печаталась в тайных типографиях, выходила до 1885 г.

В газете публиковались передовые теоретические статьи, существовали постоянные рубрики: «Хроника преследований», «Корреспонденции», «Из деревни». Отчеты о политических процессах, речи революционеров-народников на суде, некрологи, биографии казненных народовольцев, раскрывались имена провокаторов и шпионов. + о студенческих волнениях.

Народовольцы возлагали большие надежды на убийство царя, полагая, что оно послужит сигналом к революционному выступлению масс. Однако террористический акт над Александром II, совершенный 1 марта 1881 г., лишь ускорил разгром самой организации «Народная воля» и явился началом глубокого кризиса революционного народничества.

Газета «Народная воля» выступила за соглашение с новым царем, если он не будет преследовать народников за легальную деятельность (1884, №10). Наиболее талантливые и преданные революционному делу люди – Перовская, Желябов и другие — погибли в неравной борьбе с самодержавием. После 1 марта газета «Народная воля» теряет свое значение и прекращается на 12-м номере в 1885 г.

Народовольцы издавали «Рабочую газету». «Рабочая газета» явилась первой попыткой народников наладить популярное издание в России. Редактировал ее А. Желябов. С декабря 1880 по декабрь 1881 г. вышло три номера газеты и два приложения к ней.

В газете печатались статьи, рассказы, стихи. Раздел под названием «Рабочее житье-бытье» составлялся по материалам петербургских рабочих Коковским. В газете проводилась мысль о том, что земля и фабрики должны принадлежать народу, а царская власть подлежит уничтожению. Достичь этого предполагалось тактикой индивидуального террора.

Народники подделывались под речь работников: «Разузнал, вишь, царь, что нашему брату совсем карачун приходит, не токмо, что подать платить, а инда подчас и лопать нечего». Не получила широкого распространения. В 1881 г. в связи с арестом Желябова и разгромом «Народной воли» издание было прервано.

Группа народников, оставшаяся на старых позициях борьбы за земвсех земель и конфискации помещичьих владений в пользу крестьян, + уничтожение самодержавия. В «Черном переделе» сильно сказывалось влияние анархизма.

В редакцию газеты входили Плеханов, Засулич, Аксельрод и др. Плеханов опубликовал в газете несколько статей, в которых пытался защитить народнические взгляды.

Группа чернопередельцев-москвичей (Буланов и др.) издавала в начале 80-х годов газету под названием «Зерно» с подзаголовком «Рабочий листок». Вышло шесть номеров газеты, каждый содержал передовую статью и агитационный рассказ: «За кого царь», «Мужицкая беседа» и др. Иногда печатался обзор «Русская жизнь». Газета была рассчитана на рабочих. Она имела некоторое распространение в Петербурге, а отдельные экземпляры доходили до Урала.

В «Зерне» разъяснялось политическое и экономическое положение трудящихся – русских и иностранных. Издатели старались развенчать веру в царя, нацелить своих читателей на борьбу с самодержавием, на организацию всенародного восстания. Газета призывала рабочих действовать заодно с крестьянами, поддерживать их выступления, печатала деловые советы о том, как вести стачечную борьбу с предпринимателями.

Авторы звали рабочих добиваться сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, толкали к расправе над предпринимателями.

Народники не смогли создать подлинно рабочей печати, отражающей идеи этого общественного класса, идеи научного социализма. Но при всех серьезных недостатках газеты народников, издававшиеся для рабочих, сыграли известную положительную роль в России, показали силу печатного слова при подготовке штурма самодержавия. Передовые рабочие воспользовались этим уроком и уже в 80-е годы, идейно отмежевавшись от народников, совершили первые попытки создать свою прессу, независимую от народнических организаций («Рабочая заря», «Рабочий»).

Покушение на Александра II позволило правительству расправиться с самим революционно-народническим движением и перейти снова к политике реакции, удушению всей демократической печати в России.

В последующие годы правительству удалось существенно ослабить легальную демократическую прессу. Особенно ухудшилось ее положение после введения новых Временных правил о печати 1882 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.018 с.)