Доходы предприятия общественного питания, их виды, порядок формирования и факторы, определяющие величину. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы предприятия общественного питания, их виды, порядок формирования и факторы, определяющие величину.



Доходы ПОП: доходы от торговой и не торговой деятельности. Источник – наценка на продукцию и товары. Наценка предназначена для уплаты налога на добавленную стоимость, возмещение текущих затрат и формирование прибыли. Доходы от торговой деятельности: доход от реализации = сумме наценки;

чистые доходы = разница дохода от реализации и НДС. Ставка НДС зависит от вида сырья товаров. Ставка НДС установлена в размере 10% на социально значимые товары 18% на все остальные товары.

При определении суммы НДС применяются расчетные ставки, которые показывают удельный вес налога в сумме на добавленную стоимость. Доходы распределяют на абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель – сумма дохода, относительный -, удельный вес дохода. Уровень дохода показывает какую сумму дохода получает предприятие с каждых 100 руб. т/о. факторы влияющие на доход: т/о, увеличение т/о, то сумма дохода увеличивается; размер наценок, увеличение размера наценок, то сумма и уровень дохода выше; состав т/о, продукция собственного производства выше, то сумма дохода и уровень выше; тип и класс пред-я, чем выше класс, тем выше сумма и уровень дохода; местонахождение предприятия, более высокая пропускная способность, ем выше доход; обслуживающий контингент.

 

13. Экономическое содержание прибыли предприятия общественного питания, ее формирование и направления использования.

Прибыль – разница между суммой общей выручки предприятия за вычетом всех издержек

прибыль отражает чистый доход,..

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно яв­ляясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоря­жении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расшире­ния производственной деятельности, научно-технического и соци­ального развития предприятия, материального поощрения работни­ков. Прибыль является одним из источников формирования бюдже­тов разных уровней.При изучении прибыли следует выделять валовую прибыль, балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль, прибыль для расчета фактического уровня рентабельности.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от:

Ø Реализации продукта;

Ø Реализации основных фондов;

Ø Реализации иного имущества (например, производственных запасов);

Ø Внереализационных операций;

формирование прибыли

Прибыль от реализации продукта слагается от сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия или в его кассу, а также сумм, указанных при расчете взаимных требований. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется на основе фактических цен реализации.В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, от делового участия в деятельности других предприятий, признанные должником штрафы, пени, неустойки, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т.д. Балансовая прибыль предприятия – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму убытков полученных в результате производственной и коммерческой деятельности. К убыткам относятся, прежде всего, суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, затраты по аннулированным заказам, затраты на производство, не давшие продукции, штрафы, пени, неустойки, потери от стихийных бедствий, убытки от хищений и т.д. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе балансовой прибыли, уменьшенной на сумму рентных платежей, доходов от ценных бумаг и от делового участия в деятельности других предприятий, прибыли от видеосалонов, казино игровых автоматов, отчислений в резервный фонд, сверхприбыли от естественных монополистов, представленных законодательством льгот. Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Направления распределения прибыли

1) прибыль, направляемая за пределы предприятия, называется распределенной прибылью (выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку); 2) прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль). Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов.

14. Оценка и планирование дохода и прибыли предприятия общественного питания.

Конечная цель всех процессов происходящих на предприятиях. Оценка доходов предприятий всех форм собственности является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности Результаты данного анализа практически используются в планировании производства и оценке эффективности качества работы.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Доходы торгового предприятия – увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д. Важнейший принцип рыночной экономики – обеспечение самоокупаемости. Это значит, что все расходы покрываются соответствующими доходами. При этом сумма доходов должна превышать сумму расходов, чтобы получить наибольшую прибыль. В торговых организациях сумма дохода определялась как сумма выручки за вычетом стоимости покупных товаров. Иначе говоря, доход от реализации товаров в торговой организации представляет собой разницу между розничной ценой, по которой реализуется товар, и ценой приобретения товара (оптовой ценой). Эта разница образуется за счет торговых надбавок, надбавок к цене, торговых скидок и т.п. Однако в современных условиях формирования рыночных отношений, когда доход стал важной составляющей при определении финансового результата организаций, возникла необходимость в однозначном понимании термина «доход» в целях достоверного его исчисления и отражения в бухгалтерском учете. Формирование доходов от торговой деятельности непосредственно зависит от порядка ценообразования. В условиях рынка осуществляется саморегулирование ценообразования, то есть установление цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, распределения, обмена и потребления продукции и услуг. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротство. Доходы торговых организаций классифицируются следующим образом: 1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Доходом от реализации для целей настоящей главы признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. 2. Внереализационные доходы От долевого участия в других организациях; От операций купли-продажи иностранной валюты; возникает, когда курс продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки; В виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; От сдачи имущества в аренду (субаренду); От предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета; В виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов; В виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде; В виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; В виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества; В виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; В виде использованных не по целевому назначению имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности; В виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению; Суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям; доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок; Стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. На величину дохода предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внешним относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов; штрафные санкции; состояние рынка; регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия. Перечисленные факторы являются внешними, так как они не зависят от деятельности предприятия, но могут влиять на объем полученного дохода. Внутренние факторы – это те факторы, которые непосредственно зависят от деятельности сотрудников предприятия. В свою очередь они подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы включают в себя: снабженческую деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия труда и быта; политика ценообразования на предприятии; материальное положение и экономическая заинтересованность работников. Производственные факторы характеризуют наличие, использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередь делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являются количественными показателями и влияют на полученный доход через: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочего времени. Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество) использования хозяйственных ресурсов. К ним относят: производительность труда; прогрессивные методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотных средств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д. При определении эффективности деятельности предприятия особое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, рост показателей качества является основным путем повышения доходности. В значительной степени размеры полученного дохода зависят от того, насколько рационально, экономно расходуются в производстве материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости. Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при росте производства или повышение цен при спаде производства, что определяется законами спроса и предложения. Валовой доход – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово-производственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени. Валовой доход представляет собой сложную экономическую категорию, которой раскрывается в единстве с другими стоимостными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания. Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле и общественном питании и используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция – это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли. Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным – процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном питании – к валовому товарообороту. Валовой доход по своему составу неоднороден. На предприятиях оптовой и розничной торговли наибольший удельный вес в нем имеют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного питания – еще и доходы от реализации продукции собственного производства. Для некоторых они являются единственным видом доходов. Валовые доходы от реализации услуг невелики, однако их косвенное влияние, проявляющееся в привлечении покупателей, значительно. Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой и розничной торговле и наценок на продукцию собственного производства в общественном питании, являющихся особым структурным элементом цены товара (продукции) и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок (наценок) в цене товара. Торговая надбавка (наценка) является ценой услуг предприятий торговли и общественного питания по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара. Достижение поставленных целей зависит от размера торговой надбавки (наценки), определяемого как внешними, так и внутренними границами ее формирования. Внешние границы формирования торговой надбавки (наценки) обусловлены складывающейся конъюнктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых посредников. Эти цены в определенной степени подвижны, так как в процессе совершения коммерческих сделок изменяются. Верхним пределом формирования торговой надбавки (наценки) являются цены спроса покупателей товара (продукции), которые в такой же степени меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий оплаты и других факторов. Внутренние границы формирования возможного диапазона торговой надбавки (наценки) обусловлены ее структурой, характеризующейся двумя основными элементами. Соотношение этих элементов в цене товара может варьироваться. Так, снижение уровня издержек может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров (продукции), изыскания резервов экономии. Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой: измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции); планово-учетная функция связана с измерительной, Определяя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используются в анализе и планировании валового дохода; стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий торговли и общественного питания в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования; регулирующая функция выражается в том, что торговые надбавки (наценки) представляют собой механизм уравновешивания спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.007 с.)