Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия

Поиск

Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности:

Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные вложения) / краткосрочные обязательства.

В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств.

2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:

Коэффициент ликвидности = (оборотные активы – запасы) / краткосрочные обязательства.

По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1.

3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле:

Общий коэффициент покрытия = оборотные активы / краткосрочные обязательства.

Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.

1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:

Коэффициент автономии = собственный капитал / валюта баланса.

Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.

2. Долю заемных средств определяют по формуле:

Доля заемных средств = суммарные заемные средства / валюта баланса.

Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.

3. Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:

Коэффициент инвестирования = суммарные заемные средства / собственный капитал.

Рекомендуемые значения: 0,25 – 1.

Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.

1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

Рентабельность продаж = чистая прибыль / объем продаж.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:

Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / собственный капитал.

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

Рентабельность оборотных активов = чистая прибыль / оборотные активы.

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

Рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль / внеоборотные активы.

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

Рентабельность инвестиций = чистая прибыль / (собственный капитал + долгосрочные обязательства).

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.

40. Финансовое планирование на предприятии: цели, задачи, роль в управлении финансами.

Финансовое планирование – часть финансового механизма.

Стюар-Майрс и Р. Брейли. «Принципы корпоративных финансов»: финансовое планирование – процесс, состоящий из:

- анализа информационных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания,

- прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений

- оценка результатов, достигнутых компанией в сравнении с целями, установленными в финансовом планировании.

Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования.

Задачи финансового планирования:

1. Обеспечить необходимыми ресурсами текущую, финансовую, инвестиционную деятельность

2. Определить пути эффективного вложения капитала

3. Выявить внутрихозяйственные резервы, увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств.

4. Установление рациональных финансовых отношений: с бюджетом, банками и контрагентами.

5. Соблюдение интересов акционеров и др. инвесторов и

6. Контроль за финансовым состоянием, кредито- и платежеспособностью организации.

К объектам финансового планирования могут относиться:

  • предприятие в целом и его бизнес-единицы;
  • производственные, функциональные и проектные подразделения предприятия;
  • бизнес-процессы;
  • продукты или продуктовые линии.

Предметом финансового планирования являются:

· финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;

· будущие значения плановых финансовых показателей объектов финансового планирования;

· финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;

· доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;

· активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;

· денежные поступления и выплаты.

Значение финансового планирования – инструмент получение финансовой поддержки от внешних инвесторов, предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; обеспечить финансовыми ресурсами заложенные пропорции развития; воплощать стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей.

Система финансового планирования включает:

1. Перспективное финансовое планирование от 1-3 лет.

2. Текущее финансовое планирование – 1год (бюджетирование).

3. Оперативное финансовое планирование (месяц, квартал, неделя, …).

 

41. Виды финансовых планов предприятия

В современных условиях финансовый план предприятия определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Цель разработки финансового плана – опред. возможных объемов фин. ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования фин.показателей предпр-я.

Виды фин. плана. Фин. план предпр-я обычно разраб. на 5 лет, год или квартал. В соотв. с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный фин. план. Перспектив. фин. план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расшир. воспроизв-а.

Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратег планы определяют важнейшие фин показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы.

Текущий фин. план разрабат на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Текущее планирование хоз.деят.предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движ-я ден. средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бух. баланса.Основной целью построения этих документов является оценка фин. положения фирмы на конец планир. периода. Текущий фин. план составляется на период, равный одному году. В процессе фин.планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к фин.у плану. В ней по вертикали приводятся направления использования фин.ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финанс. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования фин.ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формир-я фондов ден. средств.

Оперативный фин. План — это краткосрочный тактический план, непосредственно связанный с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия. Заключается в составлении и использ. платежного календаря - подробного фин. документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного фин. плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банк. или коммерч. кредит. Составление и использ-е платежного календаря фин. плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

Для разработки фин. планов использ. следующие исходн.данные: договоры (контракты), заключ. с потребит. продукции (работ, услуг) и поставщ.ТМЦ;прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;экон.е нормативы, устанавливаемые гос-ом (ставки налогообложения, тарифы отчислений во ВБФ, норма АО по ОС, учетная ставка банк.%, устанавл. ЦБРФ и др.). Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

Принципы фин. плана.1) Пр. фин. соотнош. сроков («золотое банк. правило») – использ. и получение средств должно происходить в установл.е сроки, т.е. капиталовложения с длит. сроками окупаемости целесообразно финансир. за счет заемн. средств.2)Пр.платежесп-ти – планир. Ден. ресурсов в фин. плане д. обеспечивать платежесп-ть предпр-я в любое время года.3)Пр. рентаб. капиталовлож. - для кап. вложений целесообр. выбирать самые дешевые способы финанс-я. Заемн. капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.4)Пр. сбаланс-ти рисков - особенно рискован. инвестиции правомерно финансир. за счет собственных средств.5)Пр.приспособлений к потребн. рынка - в фин. плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.6)Пр. предельной рентабельности – целесообр. выбирать те капиталовложения, кот. обеспечивают макс. пред. рентаб. на инвестир. капитал. Обычно фин. план состоит из след. осн. разделов: расчет потребности в собственных об.средствах, определение источников ее покрытия;плановый расчет прибыли и ее распределение; баланс доходов и расходов.

Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.

42.Методы финансового планирования

Методы ФП – это конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов.

Выделяют следующие методы ФП:

1. Расчетно-аналитический заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период.

Данный метод используют, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена на основе их динамики. При использовании этого метода прибегают к экспертным оценкам. Этот метод используется для определения плановой потребности в оборотных средствах (ненормируемых) для определения величины амортизационных отчислений.

2. Нормативный заключается в том, что на базе установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Этот метод явл-ся самым простым и доступным. Основная проблема – разработка экономически обоснованных нормативов.

В финансовом планировании используют следующую систему норм и нормативов:

1) на федеральном уровне: амортизационные отчисления, ставки налогов, минимальный размер уставного капитала, МРОТ, уровень инфляции, ставка рефинансирования и др.). НПА: закон об АО, НК РФ, закон об ООО и др.

2) региональный и местный уровни: нормативом выступают ставки соответствующих налогов.

3) отраслевые нормы и нормативы разрабатываются в рамках отраслей (законодательные акты по банковской, страховой деятельности, сельскохозяйственный налог, средняя оборачиваемость по отраслям, средний расход на производство того или иного изделия)

4) нормы и нормативы предприятий, разрабатываемые предприятием самостоятельно (нормы распределения чистой прибыли, нормы запасов, материалов, готовой продукции).

3. Балансовый метод. Благодаря этому методу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в них. Применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, а также при разработке платежного календаря.

Когда мы говорим о балансе должна соблюдаться формула:

Остатки на начало +Поступление = Расходование +Остатки на конец

4. Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать оптимальный. При этом определяют критерии выбора:

- минимизация текущих затрат;- максимизация прибыли;- максимальная сохранность финансовых ресурсов; - минимизация вложений капитала при наибольшей эффективности его использования.

5. Факторный метод используют при расчете планируемого объема прибыли (можно использовать для планирования объема продаж, плановой стоимости активов).

Условия использования:

- использование достаточно гибких параметров с определенной степенью отклонения от избранной величины;

- учет инфляционного фактора;

- применение базовых показателей за предыдущий период;

- четкая система факторов, оказывающих влияние на планируемый показатель;

- выбор оптимальной величины показателя.

При использовании этого метода целесообразно проводить расчеты в 5 этапов:

1 этап. Расчет базовых показателей за предыдущий период

2 этап. Постановка целей хозяйственной деятельности на предыдущий период

3 этап. Прогноз индекса инфляции.

4 этап. Вариантный расчет прибыли.

5 этап. Выбор оптимального варианта.

6. Экономико-математическое моделирование (ЭММ) позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают через ЭММ (описание экономических процессов с помощью уравнений, неравенств, графиков и таблиц).

7. Сетевой метод применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков рассмотреть последовательность выполнения операция, обеспечить их координацию и увязать финансовые ресурсы и их источники. Сетевой график – это информационная модель, характеризующая процесс выполнения комплекса операций.

8. Программно-целевой метод включает в себя:

1) формирование и оптимизацию программ

2) обоснование количества ресурсов

3) организацию управления и контроля

Этот метод – это комплексное применение всех методов управления и планирования.

 

43. Бюджетирование как разновидность краткосрочного финансового планирования.

Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является бюджетирование.

Назначение бюджетирования – повысить финансовую обоснованность управленческих решений, способствовать росту эффективности ресурсов и ответственности руководителей. С 1 стороны – это процесс составления финансовых планов, а с др. стороны – технология финансового планирования.

Целями бюджетного планирования являются:
1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.
2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
Частными целями бюджетирования можно считать:
- максимизация выручки (дохода);
- минимизация затрат;
- удержание и расширение рынка сбыта;
- достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;
- технологическое лидерство в отрасли;
- создание определённого имиджа организации и др.
Бюджетирование выполняет следующие основные функции:
1. Функция планирования.
Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
2. Функция информирования. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
3. Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.
4. Просчет различных вариантов бюджета. Тесно связан с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности предприятия. Она позволяет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения нарушающие гармонию производственно-хозяйственной деятельности.
5. Анализ исполнения бюджета. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести с центрами финансовой ответственности. Анализ исполнения бюджетов может осуществляться на разных уровнях, в зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне разных задач, что определяет степень сложности реализации методов анализа. Анализ исполнения бюджетов способствует принятию обоснованных корректирующих решений.

Элементы бюджетирования – организационное обеспечение (взаимодействие подразделений, центры ответственности), процесс бюджетирования (непосредственно сама процедура), технология бюджетирования (формирования и консолидация бюджетов).

Сквозная система бюджетов в рамках бюджетирования:

Операционные (текущие, периодические) бюджеты состоят из бюджета продаж, бюджета запасов готовой продукции, бюджета производства, бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов; бюджета коммерческие расходов, бюджета управленческие расходов.

Финансовые (основные) бюджеты состоят из бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных ресурсов, бюджета прогнозного баланса.

Вспомогательные бюджеты – план первоначальных капитальных затрат и кредитный или инвестиционный бюджет.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Бюджет – это более узкое понятие, чем план, подразумевающее количественное представление плана действий, причем как правило в стоимостном выражении. Бюджет более определенный, проработанный и детализированный, нежели план.

Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финан­совой деятельности предприятия. В практике управления финан­сами предприятия используют два вида бюджетов - операционный и финансовый.

Бюджетирование - это процесс разработки бюджетов (планов) в соответствии с целями оперативного планирования (например, бюджет движения денежных средств на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала - это процесс разработки конкрет­ных бюджетов по управлению капиталом предприятия - источни­кам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз бюджета по балансовому листу, бюджет формирования оборотных активов, бюджет обнов­ления основного капитала на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль на предприятии - это текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, уста­новленных плановым бюджетом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.105.174 (0.016 с.)