Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности. Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности: 1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности: Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные вложения) / краткосрочные обязательства. В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств. 2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам: Коэффициент ликвидности = (оборотные активы – запасы) / краткосрочные обязательства. По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1. 3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле: Общий коэффициент покрытия = оборотные активы / краткосрочные обязательства. Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5. Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями. 1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств: Коэффициент автономии = собственный капитал / валюта баланса. Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников. 2. Долю заемных средств определяют по формуле: Доля заемных средств = суммарные заемные средства / валюта баланса. Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы. 3. Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости: Коэффициент инвестирования = суммарные заемные средства / собственный капитал. Рекомендуемые значения: 0,25 – 1. Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия. 1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия: Рентабельность продаж = чистая прибыль / объем продаж. 2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании: Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / собственный капитал. 3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства: Рентабельность оборотных активов = чистая прибыль / оборотные активы. 4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства: Рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль / внеоборотные активы. 5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности: Рентабельность инвестиций = чистая прибыль / (собственный капитал + долгосрочные обязательства). Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала. 40. Финансовое планирование на предприятии: цели, задачи, роль в управлении финансами. Финансовое планирование – часть финансового механизма. Стюар-Майрс и Р. Брейли. «Принципы корпоративных финансов»: финансовое планирование – процесс, состоящий из: - анализа информационных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания, - прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений - оценка результатов, достигнутых компанией в сравнении с целями, установленными в финансовом планировании. Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования. Задачи финансового планирования: 1. Обеспечить необходимыми ресурсами текущую, финансовую, инвестиционную деятельность 2. Определить пути эффективного вложения капитала 3. Выявить внутрихозяйственные резервы, увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств. 4. Установление рациональных финансовых отношений: с бюджетом, банками и контрагентами. 5. Соблюдение интересов акционеров и др. инвесторов и 6. Контроль за финансовым состоянием, кредито- и платежеспособностью организации. К объектам финансового планирования могут относиться:
Предметом финансового планирования являются: · финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений; · будущие значения плановых финансовых показателей объектов финансового планирования; · финансовые отношения предприятия и его структурных единиц; · доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования; · активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия; · денежные поступления и выплаты. Значение финансового планирования – инструмент получение финансовой поддержки от внешних инвесторов, предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; обеспечить финансовыми ресурсами заложенные пропорции развития; воплощать стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Система финансового планирования включает: 1. Перспективное финансовое планирование от 1-3 лет. 2. Текущее финансовое планирование – 1год (бюджетирование). 3. Оперативное финансовое планирование (месяц, квартал, неделя, …).
41. Виды финансовых планов предприятия В современных условиях финансовый план предприятия определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Цель разработки финансового плана – опред. возможных объемов фин. ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования фин.показателей предпр-я. Виды фин. плана. Фин. план предпр-я обычно разраб. на 5 лет, год или квартал. В соотв. с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный фин. план. Перспектив. фин. план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расшир. воспроизв-а. Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратег планы определяют важнейшие фин показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как бизнес-единицы. Текущий фин. план разрабат на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого источника финансирования, проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода. Текущее планирование хоз.деят.предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движ-я ден. средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бух. баланса.Основной целью построения этих документов является оценка фин. положения фирмы на конец планир. периода. Текущий фин. план составляется на период, равный одному году. В процессе фин.планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к фин.у плану. В ней по вертикали приводятся направления использования фин.ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финанс. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования фин.ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формир-я фондов ден. средств. Оперативный фин. План — это краткосрочный тактический план, непосредственно связанный с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т. п.). Оперативные планы входят как составная часть в годовой или квартальный общий бюджет предприятия. Заключается в составлении и использ. платежного календаря - подробного фин. документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного фин. плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банк. или коммерч. кредит. Составление и использ-е платежного календаря фин. плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия. Для разработки фин. планов использ. следующие исходн.данные: договоры (контракты), заключ. с потребит. продукции (работ, услуг) и поставщ.ТМЦ;прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;экон.е нормативы, устанавливаемые гос-ом (ставки налогообложения, тарифы отчислений во ВБФ, норма АО по ОС, учетная ставка банк.%, устанавл. ЦБРФ и др.). Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования. Принципы фин. плана.1) Пр. фин. соотнош. сроков («золотое банк. правило») – использ. и получение средств должно происходить в установл.е сроки, т.е. капиталовложения с длит. сроками окупаемости целесообразно финансир. за счет заемн. средств.2)Пр.платежесп-ти – планир. Ден. ресурсов в фин. плане д. обеспечивать платежесп-ть предпр-я в любое время года.3)Пр. рентаб. капиталовлож. - для кап. вложений целесообр. выбирать самые дешевые способы финанс-я. Заемн. капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.4)Пр. сбаланс-ти рисков - особенно рискован. инвестиции правомерно финансир. за счет собственных средств.5)Пр.приспособлений к потребн. рынка - в фин. плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.6)Пр. предельной рентабельности – целесообр. выбирать те капиталовложения, кот. обеспечивают макс. пред. рентаб. на инвестир. капитал. Обычно фин. план состоит из след. осн. разделов: расчет потребности в собственных об.средствах, определение источников ее покрытия;плановый расчет прибыли и ее распределение; баланс доходов и расходов. Для учета возможных факторов неопределенности и связанного с ней риска рекомендуется готовить несколько вариантов финансовых планов: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный. 42.Методы финансового планирования Методы ФП – это конкретные приемы и способы осуществления плановых расчетов. Выделяют следующие методы ФП: 1. Расчетно-аналитический заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период. Данный метод используют, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена на основе их динамики. При использовании этого метода прибегают к экспертным оценкам. Этот метод используется для определения плановой потребности в оборотных средствах (ненормируемых) для определения величины амортизационных отчислений. 2. Нормативный заключается в том, что на базе установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Этот метод явл-ся самым простым и доступным. Основная проблема – разработка экономически обоснованных нормативов. В финансовом планировании используют следующую систему норм и нормативов: 1) на федеральном уровне: амортизационные отчисления, ставки налогов, минимальный размер уставного капитала, МРОТ, уровень инфляции, ставка рефинансирования и др.). НПА: закон об АО, НК РФ, закон об ООО и др. 2) региональный и местный уровни: нормативом выступают ставки соответствующих налогов. 3) отраслевые нормы и нормативы разрабатываются в рамках отраслей (законодательные акты по банковской, страховой деятельности, сельскохозяйственный налог, средняя оборачиваемость по отраслям, средний расход на производство того или иного изделия) 4) нормы и нормативы предприятий, разрабатываемые предприятием самостоятельно (нормы распределения чистой прибыли, нормы запасов, материалов, готовой продукции). 3. Балансовый метод. Благодаря этому методу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в них. Применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, а также при разработке платежного календаря. Когда мы говорим о балансе должна соблюдаться формула: Остатки на начало +Поступление = Расходование +Остатки на конец 4. Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать оптимальный. При этом определяют критерии выбора: - минимизация текущих затрат;- максимизация прибыли;- максимальная сохранность финансовых ресурсов; - минимизация вложений капитала при наибольшей эффективности его использования. 5. Факторный метод используют при расчете планируемого объема прибыли (можно использовать для планирования объема продаж, плановой стоимости активов). Условия использования: - использование достаточно гибких параметров с определенной степенью отклонения от избранной величины; - учет инфляционного фактора; - применение базовых показателей за предыдущий период; - четкая система факторов, оказывающих влияние на планируемый показатель; - выбор оптимальной величины показателя. При использовании этого метода целесообразно проводить расчеты в 5 этапов: 1 этап. Расчет базовых показателей за предыдущий период 2 этап. Постановка целей хозяйственной деятельности на предыдущий период 3 этап. Прогноз индекса инфляции. 4 этап. Вариантный расчет прибыли. 5 этап. Выбор оптимального варианта. 6. Экономико-математическое моделирование (ЭММ) позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают через ЭММ (описание экономических процессов с помощью уравнений, неравенств, графиков и таблиц). 7. Сетевой метод применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков рассмотреть последовательность выполнения операция, обеспечить их координацию и увязать финансовые ресурсы и их источники. Сетевой график – это информационная модель, характеризующая процесс выполнения комплекса операций. 8. Программно-целевой метод включает в себя: 1) формирование и оптимизацию программ 2) обоснование количества ресурсов 3) организацию управления и контроля Этот метод – это комплексное применение всех методов управления и планирования.
43. Бюджетирование как разновидность краткосрочного финансового планирования. Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является бюджетирование. Назначение бюджетирования – повысить финансовую обоснованность управленческих решений, способствовать росту эффективности ресурсов и ответственности руководителей. С 1 стороны – это процесс составления финансовых планов, а с др. стороны – технология финансового планирования. Целями бюджетного планирования являются: Элементы бюджетирования – организационное обеспечение (взаимодействие подразделений, центры ответственности), процесс бюджетирования (непосредственно сама процедура), технология бюджетирования (формирования и консолидация бюджетов). Сквозная система бюджетов в рамках бюджетирования: Операционные (текущие, периодические) бюджеты состоят из бюджета продаж, бюджета запасов готовой продукции, бюджета производства, бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета общепроизводственных расходов; бюджета коммерческие расходов, бюджета управленческие расходов. Финансовые (основные) бюджеты состоят из бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных ресурсов, бюджета прогнозного баланса. Вспомогательные бюджеты – план первоначальных капитальных затрат и кредитный или инвестиционный бюджет. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам. Бюджет – это более узкое понятие, чем план, подразумевающее количественное представление плана действий, причем как правило в стоимостном выражении. Бюджет более определенный, проработанный и детализированный, нежели план. Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используют два вида бюджетов - операционный и финансовый. Бюджетирование - это процесс разработки бюджетов (планов) в соответствии с целями оперативного планирования (например, бюджет движения денежных средств на предстоящий месяц). Бюджетирование капитала - это процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия - источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз бюджета по балансовому листу, бюджет формирования оборотных активов, бюджет обновления основного капитала на предстоящий квартал, полугодие, год. Бюджетный контроль на предприятии - это текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, установленных плановым бюджетом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.016 с.) |